Именная каменная грамота моде шаньюя башкирам от 187 года до рождества христова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Именная каменная грамота моде шаньюя башкирам от 187 года до рождества христова.



Мраково-2021.

 

УДК 930.25

ББК 79.3

З 59

 

 

Зианбердин И.Б.

З 59 Документированная Конституция Башкортостана. Мраково: Зианбердин И.Б, 2021. 46 страниц: ил.

 

 

В книге автора собраны воедино все известные ему к настоящему времени документы Архивного Фонда Исторического Башкортостана, выполненные на различных носителях информации и написанные используя различные известные письменности мира и относящиеся к теории права и государства в Башкортостане. Автор исследует самобытные письменные свидетельства данной тематики читая-транскрибируя-переводя тексты документов и высказывает по их содержанию собственное (личное) мнение.

 

©И.Б.Зианбердин, 2021

ПРЕАМБУЛА.

Конституция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — многозначный термин, означающий в моем понимание устройство государственного организма в Башкортостане. Первые сведения о конституции Башкортостана зафиксированы в иероглифических текстах пещеры Шульганташ Бурзянского района.

Тексты гласят – «Этот путь (в значении «жизнь») подарок Дарящего он сказал».

Устройство любого организма включает в себя множество частей, которые являются неделимыми для всего здорового организма. Древнейшие части устройства обществ в Башкортостане зафиксированы в труде Тн h Дзна соскобленной на скале «Тамгаташ» села Янги Кульчибаево Бирского района.

Текст гласит – «Всевышнего древнейшие роды: Род, поклоняющийся идолам: П(э)ра род, оружием добывающие себе на жизнь. Род осуществляющий правосудие: К(а)рд(а)на род, древнейший род. Главные примыкающие роды: Род Ашина, род Д(а)да, род К(о)да, род Туачкан (зайца), род П(а)да. Древнейшего рода дети: Землепашцы рода Б(э)к(э)д. Днh Дзн написал это».

Отдельные отрывочные сведения об устройстве обществ древности зафиксированы также в кхароштхиписьменных текстах Тогарма (Тараги; Таргитая) из городища Аркаим и на стеновых блоках Старо Казанчинского мавзолея Аскинского района.

Значение текста – «Тогарм – сатрап Яика».

Значение текста – «Царь Тасмапа умер в 100 месяц. Правдивый текст написал Тогарм».

Примечание №1: Все эти древнейшие тексты Башкортостана раскрывают только отдельные части общественного организма Исторического Башкортостана и не могут раскрыть нам все устройство обществ до появления в исторической арене этнонима «Башкорт» - самоназвания нашего народа. Впервые данный этноним зафиксирован в каменной рунописьменной именной грамоте Моде шаньюя, найденной на сырте Накас у села Санъяп Кугарчинского района Башкортостана во II веке до нашей эры. Именно с этого времени и начинается описание четко зафиксированной истории устройства башкирского общества. Данной грамотой начинается так называемая эпоха «А Мэт хэммиэт хин\\Эпоха защиты Моде от посягательств чужих народов» в нашей истории, зафиксированная в шэжэрэ башкир юрматинцев.

 Данная эпоха длилась с 206 года до нашей эры по1424 год нашей эры, то есть до окончания эпохи чингизидов после царствования Чашли дервиш бек суфи хана.

 Это литературное произведение, в ней автор рассказывает, опираясь на исторические документы, про общественное устройство в Башкортостане с древнейших времен до настоящих дней. Автор, читая документы преамбулы, видит, что до появления этнонима «БАШКОРТ» в исторических документах мира и Исторического Башкортостана, на Урале жили много различных племен и родов, которые, вполне возможно, в дальнейшем составили костяк башкирского народа и Башкортостана.

По документам преамбулы мы видим, что уже тогда предки башкир жили в более или менее обустроенных обществах в условиях военной демократии. Сказанное подтверждается текстами Тогарма (Тараги; Таргитая).

Конституция Башкортостана.

Поправка Асен шада.

Текст – «Свидетельство договора. Каган Византийцев Асен шад. Император Византии Асен. Тамга».

Сулук каган.

Текст – «Сулук каган. Царь тюрков».

Кюль-тегин.

Текст - «Царь всех тюрков. Год дракона. Царь Кюль тегин»

Халиф Али.

Текст – «…Именем Господа и прочая…Всевышний. Нет вернее религии в Египте и вне Египта, и у мусульман…Нет Бога кроме Бога. Мухамад посланник Бога и нет царя выше него…Али претворяющий правду Бога в жизнь и сын его и нет царя…».

Кари Бакра хан.

Текст – «…и каган завоеватель тюрков Богра хан и царь…Нет Бога кроме Бога и Мухамет посланник Бога. Нет царя для Бога…Мы кари каган уже мусульмане».

Булан каган.

Текст – «Мухамад посланник Бога. Посланника военоначальник и каган Булан из рода Тогарма. Великий…могущий…Сказанное и предназначенное Богом…и эпоха вечная посланника Бога и …Нет Бога кроме Бога и умное мнение – нет царя над Богом».

Поправка Башкорт хана.

Текст – «Иегова монета младшего царя…Башкорт-осуществляющий правосудие печенегов».

Поправка Чилка ата.

Текст - «Император греческого народа: Исавр(ид)…(монета) бан» и «Монета-бан князя страны (и) нома. Десница непогрешимый илек-хан рекс Чилка-ата я».

Поправка Сангусин хана.

Тексты - «Воитель Великий – каган» и «Хан, справедливый Сангусин – просвещенный».

Ярлык Сахиб-Гирей хана.

Текст – «…Сахиб Гирей…и правителям, и великим султанам, и казиям ислама, и почтенным господам, и старейшинам, и старшинам (в городах) и пребывающим на месте, и послам и ямским (гонцам), и досмотрщикам судов, и сборщикам пошлины на переправах и заставах, и сборщикам тамги, и всем жителям, и всем даругам страны Казанской и богохранимой столицы (или богохранимого государства), да будут они хранимы от несчастий и бед, этот указ, когда дойдёт, речь о том, что эти — Шейх Ахмед сын Мухаммеда, и сын Шейх Ахмеда Абдал, и ещё Сейид Ахмед, и его младший брат Муса сын Махмутека, Сейид сын Сейида Якуб, и его младший брат Буланс, и ещё младший брат его Нур Сейид, эти семеро лиц явились к нам и били челом; они, оказывается, являются людьми, которые стали тарханами от наших прежних господ ханов; и мы также пожаловали этих упомянутых лиц и, дабы доволен был всевышний бог и ещё ради заступничества Мухаммада — посланника Аллаха, произвели тарханами; засим этим упомянутым на дорогах и стоянках, в пути и на месте пребывания, при нахождении их (где-либо) и отбытии, людям их и слугам их, и поклажам их, и скоту их никакой напасти и никоим образом вмешательства и притеснений пусть не учиняют, ясака и калана и подушного налога пусть не накладывают, и пусть не востребывают запросы, пошлины и сборы на издержки, скот их и коней… и владения пусть не зарятся захватывать; силой в дома их пусть не ставят на постои послов, пусть не берут подарочные расходы, земельные ссуды, подомовный налог и не требуют провизии и фуража (при постоях); пусть им ни с чьей стороны не причиняются вред и ущерб; пребывая в покое вечером и утром, перед рассветом и перед заходом солнца нам и роду нашему молитвы и благословения пусть возносят, и пусть не учиняют (им) никаких насилий, притеснений и обид, и ещё после изложенного таким образом, людям, кои, не внимая ярлыку, причинят (им) насилие, притеснения и обиды, что может им самим оказаться лучшим (то есть им будет хуже); с этим выдан ярлык с красной печатью в год девятьсот двадцать девятый тринадцатого дня благословенного месяца Сафара (четверг 2 января 1523 года) (это) было.».

Ярлык Ибрагим хана.

Текст – «Наш Ибрагим-хан. Мое нижеизложенное слово. Во имя благоволения Бога [и] во имя милости Мухаммеда - посланника Божия, имеющую сыновей сирот женщину вдову пожаловали в тарханство. Главный из этих освобожденных: Гульбустан-хатун сые ее Мухаммедгазиз-хан, из рода шахов, [из рода] Джанике-султан. Эти именованные с данного момента свободны. Освободили также мужа ее по имени Гушкилди, сказав, чтоб были вместе, а также с Мухамедгали и с Мухамедгазизом. Давшие два милостивых решения (хана) эти две тамги вместе с исполняющими (мое) жалованное слово официальными лицами государства в дальних местах без ведома вышеозначенных пусть никто в их лес да не ходит; если займутся хлебопашеством, амбарную пошлину с них да не взимают. К вышеозначенным гостей на постой силой да не ставят; тарханы и гонцы подвод у них да не берут; ни с какой стороны пусть не чинят им насилия. Так сказав, сих освобожденных от Хиддаргали-султана Гульбустан хатун, ее сын Мухаммедгали газиз хан из рода шахов, [из рода] Джанике-султан, а также ее мужа по имени Хушкильди. Эта, хранимый, с этого момента, получателями охранный ярлык дан в восемьсот и 70 (году хиджра), в начале месяца рамазан. Написано Хаджи-Курбан-хафизом».

Примечание №7. По вышерассмотренным двум документам мы видим, что институт передачи части полномочий центральной власти в распоряжение правителей отдельных родов и племен перерастает в институт передачи полномочий в распоряжение отдельных родов и семей. При этом не отрицается общая собственность башкир как народа на свои земли.

Поправка Гали хана.

Тексты - «Султан справедливый Али хан-наместник» и «Прислушайся к Богу, Прощающему и Великому».

Поправка Мурат султана.

 

4. Поправка Ишим султана, в соответствии с текстом «Итоговой грамоты Земского собора» об образовании Российского царства в 1613 году.

Текст – «…я Ишимбет (настоящее имя Ишим султана) …за сотоварищей моих руку приложил. Тамга».

Секретарь — Шайх-Зада Бабич

Г. Оренбург, Караван-Сарай»

2. Поправка к конституции Башкортостана в виде международного соглашения об образовании Федерации России и Башкортостана.

Текст – «От 20 марта 1919 года.

III. В состав Башкирии включаются еще отделившиеся вследствие применения к Башкирии переселенческого закона районы: 1) Кипчакская и Ново-Башкирская волости Оренбургского уезда и Юмран-Табынская волость Бузулукского уезда, 2) Ичкинская, Сарткалмыковская, Карасевская и Катайская волости Челябинского уезда.

IV. Впредь до опроса населения волости Златоустовского уезда: 1) 1-я Айлинская, 2) Кусинский завод, 3) Златоустовская, 4) Саткинская, 5) Рудничная, 6) Юрюзанская, 7) Минская, 8) город Златоуст; следующие волости Уфимского уезда: 1) Катав-Ивановская, 2) Еральская, 3) Симская, 4) Миньярская, 5) Серпиевская, 6) Карауловская; следующие волости Троицкого уезда: 1) Миасская, 2) Тургоякская, 3) Сыростанская, 4) Кирябинская — остаются неподчиненными Башкирскому правительству и составляют один горно-заводской район с центром в г. Златоусте. Таким же порядком остаются неподчиненными башкирские и русские волости южной части Стерлитамакского уезда, расположенные к западу от Стерлитамакско-Оренбургского тракта, именно: Зирганская, Мелеузовская, Четырмановская, Орловская, Федоровская, Калкашевская, Карагушевская, Дедовская, Нордовская и Покровская волости.

V. Железные дороги, заводы и рудники на территории Башкирии остаются в непосредственном ведении центральной Советской власти, причем при распределении продуктов местной промышленности запросы и нужды Башкирской Советской Республики удовлетворяются в первую очередь.

VI. Территория Малой Башкирии делится на несколько административных единиц, именуемых кантонами, в следующем порядке:

Джетировский кантон — из волостей Оренбургского уезда: Бурзянской, Мурапталовской, Имангуловской, Аллабердинской, Таймасовской, Сеитовской, и д. Биккулово Ново-Троицкой волости, д. Тимербаево Романовской волости, Кургазинской, Разномойской и Ташлинской. Адрес: Исаево-Дедово, Оренбургской губернии, дер. Имангулово.

Кипчакский кантон — из волостей Оренбургского уезда: Юмагузинской, Бушман-Суун-Каракипчакской, 1-й Каракипчакской, 2-й Каракипчакской, Бурзян-Кипчакской и Семено-Петровской. Адрес: с. Мраково, Оренбургской губернии.

Усерганский кантон — из волостей Орского уезда: 1-й Усерганской, 2-й Усерганской, 3-й Усерганской, 4-й Усерганской, 5-й Усерганской, 6-й Усерганской, Салиховской, Усерган-Хайбуллинской, Самарской, Федоровской, Поимской, Демократической, Кувандыкской, Канчауровской, Куруильской, Чеботаревской. Адрес: ст. Дубиновка, Троицкой ж. д., д. Зиянчурино.

Бурзян-Тангауровский кантон — из волостей Орского уезда: 1-й Бурзянской, 2-й Бурзянской, 3-й Бурзянской, Бурзян-Таналыковской, Карагай-Кипчакской, Байназаровской, 1-й Тангауровской, 2-й Тангауровской, Воскресенской, Свободной, Кананикольской и Преображенской. Адрес: с. Таналыково-Баймак, Оренбургской губернии.

Тамьян-Катайский кантон — из волостей Верхнеуральского уезда: Тамьян-Тангауровской, Кубеляк-Телевской, Катайской, Усмангалинской, Ахуновской, Тептяро-Учалинской, Авзяно-Петровской, Узянской, Кагинской, Белорецкой, Тирлянской, Ломовской и волостей Троицкого уезда: Тунгатаровской, Мулдакаевской, Байсакальской, Вознесенской и Поляковской. Адрес: Белорецкий завод, Оренбургской губ., д. Казаккулово.

Аргаяшский кантон — из волостей: Троицкого уезда — Сызгинской, Челябинского уезда: Аминевской, Башкиро-Теченской, Кунашакской, Тюляковской, Буринской, Байбускаровской, Усть-Багарякской, Кунакбаевской и Екатеринбургского уезда: Саринской, Карабольской, Кульмяковской и Мякотинской. Адрес: ст. Аргаяш, Омской ж. д.

Дуванский кантон — из волостей Златоустовского уезда: 2-й Айлинской, Белокатайской, Верхне-Кигинской, Дуван-Мечетлинской, Ибраевской, Калмакуловской, Мурзаларской, Насибашевской, Нижне-Кигинской и Сикиязской. Адрес: ст. Месягутово, Уфимской губ., д. Аркаул.

Кудейский кантон — из волостей Уфимского уезда: Урман-Кудейской, Булекей-Кудейской, башкирских селений Иглинской волости и д. Бирючево, Надеждинской волости. Адрес: ст. Иглино, Самаро-Златоустовской ж. д., д. Ново-Кулево.

Табынский кантон — из волостей Стерлитамакского уезда: Бишкаиновской, Кси-Табынской, Дуван-Табынской, Кальчир-Табынской, Бузовьязовской, башкирских селений Архангельской волости, составлявших Инзерскую волость, Миркитлинской, Богоявленской; волостей Уфимского уезда: Бишаул-Унгаровской и Биштякинской. Адрес: Архангельский завод, Уфимской губернии, д. Большой Утяш.

Юрматынский кантон — из волостей Стерлитамакского уезда: Калкашевской, Карагушевской, Четырмановской, Зирганской, Араслановской, Бушман-Кипчакской, Аллагуватовской, Азнаевской, Ильчик-Тимеровской, Гирей-Кипчакской, Макаровской, Юрматынской, Верхоторской, Воскресенской, Татьяновской, Петровской, Федоровской, Дедовской, Мелеузовской и Нордовской. Адрес: с. Зирган, Уфимской губернии.

13. Ток-Чуранский кантон — из волостей Оренбургского уезда: Кипчакской, исключая выделившуюся в Судьбаровскую волость русскую деревню, Ново-Башкирской, Токской, и Юмран-Табынской, Бузулукского уезда. Адрес: с[т.] Плешановская, Самарской губ., с. Гумерово.

VIII. Власть в Автономной Башкирской Советской Республике организуется на точном основании Советской конституции, утвержденной V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года (Собрание узаконений. 1918 г., № 51, ст. 582).

IX. В целях укрепления советской власти в Башкирской Советской Республике и борьбы как с российской, так и мировой контрреволюцией организуется отдельная башкирская армия, в составе одной четырехполковой башкирской дивизии и одной трехполковой стрелковой бригады, подчиняющаяся общему командованию и управляемая согласно положению о Красной Армии.

X. Полное вооружение и содержание отдельной башкирской армии производится на общих основаниях с Красной Армией из общероссийского военного фонда.

XIII. Вся полнота власти в пределах Башкирской Советской Республики впредь до созыва съезда Советов Башкирии переходит к Временному революционному башкирскому комитету. Для созыва съезда образуется смешанная комиссия из пяти лиц, из коих двух делегирует Башкирский революционный комитет и двух — центральная Советская власть, пятый же назначается по соглашению сторон и комиссии.

XIV. Башкирский временный революционный комитет (или Центральный исполнительный комитет Башкирской Cоветской Республики) и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет взаимно делегируют своих представителей (по два) на правах полномочных членов названных учреждений.

Мраково-2021.

 

УДК 930.25

ББК 79.3

З 59

 

 

Зианбердин И.Б.

З 59 Документированная Конституция Башкортостана. Мраково: Зианбердин И.Б, 2021. 46 страниц: ил.

 

 

В книге автора собраны воедино все известные ему к настоящему времени документы Архивного Фонда Исторического Башкортостана, выполненные на различных носителях информации и написанные используя различные известные письменности мира и относящиеся к теории права и государства в Башкортостане. Автор исследует самобытные письменные свидетельства данной тематики читая-транскрибируя-переводя тексты документов и высказывает по их содержанию собственное (личное) мнение.

 

©И.Б.Зианбердин, 2021

ПРЕАМБУЛА.

Конституция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — многозначный термин, означающий в моем понимание устройство государственного организма в Башкортостане. Первые сведения о конституции Башкортостана зафиксированы в иероглифических текстах пещеры Шульганташ Бурзянского района.

Тексты гласят – «Этот путь (в значении «жизнь») подарок Дарящего он сказал».

Устройство любого организма включает в себя множество частей, которые являются неделимыми для всего здорового организма. Древнейшие части устройства обществ в Башкортостане зафиксированы в труде Тн h Дзна соскобленной на скале «Тамгаташ» села Янги Кульчибаево Бирского района.

Текст гласит – «Всевышнего древнейшие роды: Род, поклоняющийся идолам: П(э)ра род, оружием добывающие себе на жизнь. Род осуществляющий правосудие: К(а)рд(а)на род, древнейший род. Главные примыкающие роды: Род Ашина, род Д(а)да, род К(о)да, род Туачкан (зайца), род П(а)да. Древнейшего рода дети: Землепашцы рода Б(э)к(э)д. Днh Дзн написал это».

Отдельные отрывочные сведения об устройстве обществ древности зафиксированы также в кхароштхиписьменных текстах Тогарма (Тараги; Таргитая) из городища Аркаим и на стеновых блоках Старо Казанчинского мавзолея Аскинского района.

Значение текста – «Тогарм – сатрап Яика».

Значение текста – «Царь Тасмапа умер в 100 месяц. Правдивый текст написал Тогарм».

Примечание №1: Все эти древнейшие тексты Башкортостана раскрывают только отдельные части общественного организма Исторического Башкортостана и не могут раскрыть нам все устройство обществ до появления в исторической арене этнонима «Башкорт» - самоназвания нашего народа. Впервые данный этноним зафиксирован в каменной рунописьменной именной грамоте Моде шаньюя, найденной на сырте Накас у села Санъяп Кугарчинского района Башкортостана во II веке до нашей эры. Именно с этого времени и начинается описание четко зафиксированной истории устройства башкирского общества. Данной грамотой начинается так называемая эпоха «А Мэт хэммиэт хин\\Эпоха защиты Моде от посягательств чужих народов» в нашей истории, зафиксированная в шэжэрэ башкир юрматинцев.

 Данная эпоха длилась с 206 года до нашей эры по1424 год нашей эры, то есть до окончания эпохи чингизидов после царствования Чашли дервиш бек суфи хана.

 Это литературное произведение, в ней автор рассказывает, опираясь на исторические документы, про общественное устройство в Башкортостане с древнейших времен до настоящих дней. Автор, читая документы преамбулы, видит, что до появления этнонима «БАШКОРТ» в исторических документах мира и Исторического Башкортостана, на Урале жили много различных племен и родов, которые, вполне возможно, в дальнейшем составили костяк башкирского народа и Башкортостана.

По документам преамбулы мы видим, что уже тогда предки башкир жили в более или менее обустроенных обществах в условиях военной демократии. Сказанное подтверждается текстами Тогарма (Тараги; Таргитая).

Конституция Башкортостана.

Именная каменная грамота Моде шаньюя башкирам от 187 года до рождества Христова.

Текст – «Хранимое место. Соправителю, единоутробному, единоплеменному, моему народу «БАШКОРТ» подарил я место постоянного проживания. Тамга».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.062 с.)