Практическое занятие № 1: Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 1: Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности



– 4 академических часа для очной формы обучения;

– 2 академических часа: для очной (ускоренной формы обучения на базе СПО); очно-заочной формы обучения; очно-заочной формы обучения группы выходного дня; очно-заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО); очно-заочной (ускоренной формы обучения на базе СПО); для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО); для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО) группы выходного дня.

Вид: Кейс-семинар, с решением конкретных задач

Вопросы для подготовки:

1. Доказательство (обоснование) и опровержение (критика) как способы логической аргументации

2. Понятие, строение и способы доказательства. Правила и ошибки в обосновании.

3. Понятие опровержения (критики) и его строение.

4. Виды опровержения (критики).

5. Правила и ошибки в доказательстве (обосновании) и опровержении (критике).

6. Проблемы доказывания в современном правовом процессе

Практические задания

Подготовить ответы на вопросы и решить задачи:

Структура и формы обоснования. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. –  Гл. 6. Упр. 1(1,4,5,9); 2(1,10,12,14); 3(1,6,9,11); 4(2,6,7,15).

Виды обоснования. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016.– Гл. 6. Упр. 7(1,2,6,10); 9(1,6,8,13).

Виды опровержения. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016.– Гл. 6. Упр. 11(1,2,5,6); 12(1,2,3,5).

Правила и ошибки в обосновании. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 6. Упр. 14(2,4,5,10); 15(1,2,8,10); 16.

Практическое занятие № 2: Коммуникативная аргументация в правовой сфере: структура, способы и виды2 академических часа для очной формы обучения

Вид: Кейс-семинар, с решением конкретных задач

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и структура аргументации

2. Требования к коммуникативной аргументации, типичные логические ошибки

3. Классификация способов аргументации: аргументация универсальная и контекстуальная.

4. Логические основы вопросно-ответного формы мышления в правовой сфере.

5. Понятие спора. Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации

 

Практические задания

Подготовить ответы на вопросы и решить задачи:

– К какому виду суждений относится вопрос?

– Чем отличаются логические структуры различных видов простых вопросов?

– Что такое объем вопроса?

– Из каких частей состоит вопрос?

– Каким образом можно проверить вопрос на его корректность?

- Вопрос как форма познания.  Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 7. Упр. 8 – 15.

 

Практическое занятие № 3: Логические формы развития юридического знания2 академических часа для очной формы обучения

Вид: круглый стол

Вопросы для подготовки:

1. Логическая характеристика проблем

2. Гипотезы в познавательном процессе

3. Логические свойства и возможности теории

4. Построение и проверка юридических версий

Темы рефератов:

1. Логическая природа следственной версии

2. Логические средства исследования следственных версий

 

Практические задания

Подготовить ответы на вопросы и решить задачи:

– Чем отличается проблема от задачи?

– Какие проблемы могут иметь окончательное решение?

– Какие принципы лежат в основе построения гипотезы?

– Опровергается ли в логическом смысле теория, если выявлена ложность отдельных ее положений?

– Почему теоретическое подтверждение гипотезы является ее доказательством?

 

Задания для подготовки к практическим занятиям для очной (ускоренной формы обучения на базе СПО); для очно-заочной (ускоренной формы обучения на базе СПО); для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО); для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО) группы выходного дня; очно-заочной формы обучения; очно-заочной формы обучения группы выходного дня; очно-заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО).

Задание 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины; меньшую и большую посылки. Изобразите на круговых схемах отношения между терминами.

 

Образец решения:

Все студенты МГЮА (М) изучают логику (Р) - большая посылка

Петров (S) – студент МГЮА (М) - меньшая посылка

Петров (S) изучает логику (Р) - заключение

 

1.1. Студенты МГЮА изучают гражданское право. Никитин - студент МГЮА, поэтому он изучает гражданское право.

1.2. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.

1.3. Данная сделка является недействительной, так как она незаконна, а всякая незаконная сделка недействительна.

 

Задание 2. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила силлогизма нарушены.

Образец решения:

Граждане Российской Федерации (Р +) имеют право на образование (М -).

Петерсон (S +) имеет право на образование (М -).

Петерсон (S+) – гражданин Российской Федерации (Р-).

 (Знаком «+» обозначается распределенность термина, знаком «-» - нераспределенность термина).

Заключение с необходимостью не следует, т.к. нарушено 2-е правило терминов: средний термин (М) не распределен ни в одной из посылок.

 

2.1. Некоторые студенты МГЮА сдали досрочно зачет по логике. Некоторые студенты МГЮА – заочники.

2.2. Лица, недостигшие совершеннолетия, не могут быть представителями в суде. Н. не может быть представителем в суде.

2.3. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. материально поддерживают друг друга.

2.4. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. П. мошенничеством не занимался.

2.5. Некоторые офицеры ВДВ имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие – офицеры ВДВ.

2.6. Сочинения А.С. Пушкина нельзя прочитать за один день. «Медный всадник» - сочинение А.С. Пушкина.

 

Задание 3. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какое правило фигуры нарушено. Найдите категорический силлогизм с выделяющими посылками.

Образец решения:

Некоторые студенты (М -) – отличники (Р -).

Н. (S +) – студент (М -).

Н. (S +) – отличник (Р -).

 

Силлогизм построен по 1-й фигуре. Вывод не следует с необходимостью, так как нарушено правило 1-й фигуры, согласно которому большая посылка должна быть общим суждением. Также нарушено 2-е правило терминов: средний термин не распределен ни в одной из посылок. 

3.1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев не студент юридического вуза.

3.2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев изучает логику.

3.3. Некоторые юристы – адвокаты. Иванов – адвокат.

3.4. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление.

3.5. Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. М. не уклоняется от уплаты налога.

3.6. Хулиганство наказуемо по 213 статье УК РФ. Хулиганство – преступление.

Задание 4. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схемы.

Образец решения:

При установлении причин дорожно-транспортных происшествий (d) был сделан вывод: несмотря на все различия в марках машины (B, D, F), возрасте водителей (C, E, K) и т.п., большинство аварий происходит в результате алкогольного опьянения водителя (А).

Установлено на основании метода сходства.

АВС вызывает d

ADF вызывает d

AFK вызывает d

Вероятно, А является причиной d.

 

4.1. Роджер Бэкон, монах-францисканец и естествоиспытатель, исследуя происхождение цветов радуги, установил, что они появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы; он открыл, что тоже явление имеет место при прохождении света через другие прозрачные среды: через капли росы, в водяной пыли водопада, в брызгах воды от ударов весел. Бэкон пришел к выводу, что причиной появления радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

4.2. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях, медленнее происходит развитие производительных сил. Наоборот, более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.

4.3. Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.

4.4. В портовом городе ограбили спортивную базу. Часть спортивного инвентаря была обнаружена у А., В. и С. Вовремя следствия была установлена виновность всех троих. Однако следовало выяснить одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой в подвальном окне склада, но ни один из них по своему росту и размерам тела не могли этого сделать. Был сделан вывод, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как впоследствии было установлено, им оказался некий К.

 

Задание 5. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя дедуктивную форму обоснования.

Образец решения:

Тезис (Т): Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Аргументы: 1) Редькин занимался контрабандой. 2) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Демонстрация в форме простого категорического силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Редькин занимался контрабандой.

Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

5.1. Огурцов привлекается к уголовной ответственности.

5.2. Сделка, совершенная гражданином Помидоровым, является односторонней.

5.3. Суждение «Подложный документ не является доказательством» - простое.

5.4. Если будет снежная зима, то могут быть перебои в снабжении района продовольствием.

Задание 6. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя индуктивную форму обоснования.

Образец решения:

Тезис (Т): Некоторые студенты 11 группы успешно сдали сессию.

Аргументы:

1) Болотин успешно сдал сессию;

2) Березкин успешно сдал сессию;

3) Осинкина успешно сдала сессию.

4) Болотин, Березкин и Осинкина – студенты 11 группы.

Некоторые студенты 11 группы успешно сдали сессию.

(Аргументация в форме неполной индукции)

 

6.1. Некоторые страны являются высокоразвитыми.

6.2. Некоторые модусы умозаключений из сложных суждений не дают достоверных выводов.

6.3. Излишества губят здоровье.

 6.4. Не все писатели – классики.

 

Задание 7. Подберите аргументы, постройте косвенное (апагогическое или разделительное) обоснование тезиса.

Образец решения:

Косвенное апагогическое доказательство тезиса:

1) Тезис (Т): Некоторые преступления совершаются умышленно.

2) Допущение - Антитезис (Т): Ни одно преступление не совершается умышленно.

3) Следствия, вытекающие из антитезиса:

С1 – угон автомобиля гражданина Воронина – неумышленное преступление.

С2 – ограбление квартиры гражданки Сорокиной - неумышленное преступление.

С3 – нападение на инкассаторов Сидорова и Галкина - неумышленное преступление.

1) Сопоставление указанных следствий с фактами обнаруживает их ложность (все рассмотренные преступления были совершены с прямым умыслом).

2) Вывод: Антитезис неверен, следовательно, верен тезис. Тезис доказан.

Форма доказательства:

(Т) ® (С1, С2, С3)

С1, С2,С3

(Т)

Т

Косвенное разделительное доказательство тезиса:

1. Данное деяние может быть преступлением небольшой тяжести (А), средней тяжести (В), тяжким (С) или особо тяжким (D).

2. Обоснуем тезис, что данное деяние – преступление небольшой тяжести.

(A v B v C v В v D), С, В, D

А

 

7.1. Все свидетельские показания подтвердились.

7.2. Некоторые студенты учатся на заочном факультете.

7.3. Некоторые государства являются федеративными.

7.4. Понятие «правовая норма» - общее.

Задания по контрольной работе для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО) и заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО) группы выходного дня.

Контрольная работа включает 15 упражнений (См. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Проспект, 2016).

Работа выполняется по одному из вариантов.

Номер варианта определяется по последним цифрам номера зачетной книжки (от 1 до 10).

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо уяснить теоретические вопросы логики, без знания которых нельзя правильно решить упражнения.

В начале каждого раздела «Упражнений по логике» помещены краткие теоретические сведения, указаны соответствующие разделы учебника. Упражнения должны быть выполнены по образцу решений, данных в начале каждого из указанных упражнений.

Необходимо записать условие упражнения, выполнить упражнение в соответствии с этим условием.

Работа получает оценку «зачтено», если правильно решены все упражнения.

Если работа не зачтена, обучающийся выполняет ее повторно по тому же варианту.

Обучающийся, в работе которого содержатся несущественные ошибки, допускается к собеседованию, готовясь к которому он должен исправить ошибки, указанные рецензентом.

Собеседование проводится во время сессии или еженедельной консультации преподавателя на кафедре.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена.

На обложке тетради нужно указать курс, группу, номер зачетной книжки и вариант работы, а также фамилию, имя и отчество.

 

Вариант 1.

Глава 1. 15.10, 17.10, 24.10, 28.10.

Г лава 2. 4.9, 6.9, 11.9, 12.9.

Глава 3. 1.8, 6.8, 10.8.

Глава 4. 3.7, 5.7, 7.7, 8.7.

Вариант 2.

Глава 1. 15.9, 17.9, 24.9, 28.9.

Глава 2. 4.8, 6.8, 11.8,12.8.

Глава 3. 1.7, 6.7, 10.7.

Глава 4. 3.6, 5.6, 7.6, 8.6.

Вариант 3.  

Глава 1. 15.8, 17.8, 24.8, 28.8.

Глава 2. 4.7, 6.7, 11.7, 12.7

Глава 3. 1.6,6.6, 10.6.

Глава 4. 3.5, 5.5, 7,5, 8,5.

Вариант 4.

Глава 1. 15.7, 17.7, 24.7, 28.7.

Глава 2. 4.6, 6.6, 11.6, 12.6.

Глава 3. 1.5, 6.5, 10.5.

Глава 4. 3.4, 5.4, 7.4,8.4.

Вариант 5.

Глава 1. 15.6, 17.6, 24.6, 28.6.

Глава 2. 4.5, 6.5, 11.5, 12.5.

Глава 3. 1.4, 6.4,10.4.

Глава 4. 3.3, 5.3,7.3, 8.3.

Вариант 6.

Глава 1. 15.5, 17.5, 24.5, 28.5.

Глава 2. 4.4, 6.4,11.4, 12.4.

Глава 3. 1.3, 6.3,10.3.

Глава 4. 3.2, 5.2, 7.2, 8.2.

Вариант 7.

Глава 1. 15.4,17.4, 24.4, 28.4.

Глава 2. 4.3, 6.3,11.3,12.3.

Глава 3. 1.2, 6.2, 10.2.

Глава 4. 3.1, 5.1,7.1, 8.1.

Вариант 8.

Глава 1. 15.3, 17.3, 24.3, 28.3.

Глава 2. 4.2, 6.2, 11.2, 12.2.

Глава 3. 1.1, 6.1, 10.1.

Глава 4. 3.10, 5.10, 7.10, 8.10.

Вариант 9.

Глава 1. 15.2, 17.2, 24.2, 28.2.

Глава 2. 4.1,6.1, 11.1,12.1.

Глава 3. 1.10, 6.10, 10.10.

Глава 4. 3.9, 5.9,7.9, 8.9.

Вариант 10.

Глава 1. 15.1,17.1, 24.1, 28.1.

Глава 2. 4.10, 6.10, 11.10, 12.10.

Глава 3. 1.9, 6.9, 10.9.

Глава 4. 3.8, 5.8, 7.8, 8.8.

Самостоятельная работа

Виды самостоятельной работы:

1) изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия;

2) подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

3) подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соответствующей литературы по теме;

4) выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;

5) подготовка к контрольному тестированию.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы обучающихся заочной формы обучения

При изучении логики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В противном случае вместо просто «непонимания» у Вас будет «непонимание в квадрате». В самостоятельной работе Вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и сборник задач и упражнений. Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может Вам помочь в поиске новых интересных логических задач и головоломок, но не более.

Советы для самостоятельной работы по отдельным разделам и темам курса.

 

Раздел I. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».

Обучающимся надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.

– Придумать неправильные логические характеристики, для того, чтобы аудитория могла найти эти ошибки.

– Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.

– Показать какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями и правильно употреблять видовые и родовые понятия.

 

Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логические операции с понятиями».

– Придумать неправильные определения, для того, чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных ошибок.

– Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах операции обобщения, ограничения, определения, деления понятий, и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.

Задания по теме «Суждение».

– Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбирательства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.

– Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, судебных речей и др., в которых они должны выделить и символически записать сложные и комбинированные сложные суждения.

 

Задания по теме «Модальность суждений».

– Составление небольшого эссе с указанием на применение различных видов модальности.

– Дать оценку выступления коллег по группе, используя операторы доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.

– Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и правопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.

Раздел II.УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».

– Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.

– Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».

– Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур категорического силлогизма, выяснить особенности их применения в правовой теории и юридической практике.

– Найти в литературе ошибку «учетверения термина».

– Продемонстрировать к каким ошибкам в рассуждениях и действиях следователя, обвинителя и др., способно привести некритическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.

– Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в судебно-следственной практике.

– Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.

 

Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».

– Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в популярной индукции.

– Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической деятельности.

– Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.

 

Раздел III.ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

 

Задания по теме «Логические основы аргументации».

– Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А.Ф. Кони, П.А. Александрова, Н.П. Карабачевского, А.И. Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказательства.

– Продемонстрировать умение находить в текстах известных русских юристов различные формы опровержения и критики.

– Проанализировать судебные речи Ф.Н.Плевако и найти в них софизмы.

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При освоении учебной дисциплины «Логика» используются активные и интерактивные образовательные технологии. Это позволит обучающимся развивать логическое мышление, навыки применения законов логики и формы мышления для оценки социальной практики и правовых явлений.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

I

Лекции

1. Лекция-дискуссия 4
2. Лекция с проблемным изложением материала 4
3. Лекция-презентация 4
4. Лекция с визуализацией 4

Практические занятия

1. Семинар-дискуссия с решением конкретных задач 8
2.Кейс- семинар с решением конкретных задач 6
3. Проблемный семинар с решением конкретных задач 8
4. Семинар-тренинг с решением конкретных задач 6
    5. Семинар-круглый стол 2

Итого:

46

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Для осуществления контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать инструментарий, предусматривающий разноуровневый характер обучения и применяемый комплексно.

Контрольные задания предполагают проверку различных аспектов знаний, глубину понимания учебного материала обучающимися, их умение творчески применять полученные логические знания к анализу правовой практики российского общества

Формами контроля логических компетенций у обучающихся являются:

– Проверка теоретической подготовленности, осуществляемой путем опроса. В зависимости от подготовленности группы, опрос может производиться: выступления обучающихся на добровольных началах могут сочетаться с вызовом преподавателя, вызов подготовленных обучающихся сочетаться с вызовом менее подготовленных.

– Проверка практической подготовленности.

– Контроль за выполнением обучающимися письменных домашних заданий, путем общей или выборочной проверки.

– Вызов обучающихся на еженедельную консультацию для отработки задолженности, в случае невыполнения письменного домашнего задания, плохих ответов на практическом занятии (незнания теоретического материала, неумения решать логические задачи) или отсутствия обучающегося на занятиях семинарского типа.

– Контрольная работа по одному   или нескольким разделам курса.

– Тестирование.

– Рубежный контроль по тем или иным разделам курса.

 

4.1. Модельные тесты для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы обучающихся по отдельным разделам дисциплины

1. В рассуждении «Студент Филиппов стал хуже учиться после    

того, как стал посещать дискотеку. Значит посещение дискотеки – причина снижения успеваемости студента Филиппова» использован закон

a) тождества

b) непротиворечия

c) исключенного третьего

d) достаточного основания

 

2. Высказывание «Не может считаться преступлением общественно-опасное деяние, не предусмотренное уголовным законом» является

a) понятием

b) суждением

c) умозаключением

 

3. Выберите правильный ответ (более одного).

Понятие «Студент МГЮА» является:

a) единичным или b) общим

c) конкретным или d) абстрактным

e) положительным или f) отрицательным

g) безотносительным или h) соотносительным

 

4. Выберите правильный ответ.

Понятия «Высшее учебное заведение, университет» находятся в отношении

a) равнообъемности

b) пересечения

c) подчинения

d) соподчинения

e) противоположности

f) противоречия

 

5. В тексте «Логика – это наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которымоно подчиняется» использована операция

А) определение

Б) деление

В) обобщение

Г) ограничение

 

6. В определении понятия «Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации» не соблюдены правила

a) соразмерности

b) отсутствие круга

c) ясности

d) неотрицательности

 

7. Выберите правильный ответ (более одного):

В делении понятия « Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные » не соблюдены правила

a) соразмерности

b) одного основания

c) исключения членов деления

d) непрерывности деления

8. Высказывание «Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер» является простым суждением:

a) существования

b) с отношением

c) атрибутивным

 

9. Простое суждение «Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет» можно записать формулой

a) S – P

b) х R у

c) Ǝ х Р (х)

 

10. Суждение «Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности» можно записать

a) все S есть Р

b) ни одно S не есть Р

c) некоторые S есть Р

d) некоторые S не есть Р

 

11. Атрибутивное суждение «Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления» является

a) общеутвердительным

b) общеотрицательным

c) частноутвердительным

d) частноотрицательным

 

12. Атрибутивное суждение «Ни один человек не должен страдать за правду» имеет символическое обозначение

a) А

b) Е

c) I

d) О

 

13. В атрибутивном суждении «Некоторые осужденные к лишению свободы – рецидивисты» субъект и предикат

a) оба распределены

b) субъект распределен, предикат не распределен

c) оба не распределены

d) субъект не распределен, предикат распределен

 

14. Сложное суждение «Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта» включает

 простых суждений

a) два

b) три

c) четыре

d) пять

 

15. Сложное суждение «Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта» является

a) соединительным (конъюнктивным)

b) исключающе – разделительным (строгая дизъюнкция)

c) соединительно – разделительным (нестрогая дизъюнкция)

d) условным (импликативным)

e) эквивалентным (двойная импликация)

 

16. Выберите правильный ответ (более одного).

Вопрос «На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации?» является

a) корректным или b) некорректным

c) простым или d) сложным

e) уточняющим или f) восполняющим

 

17. Ответ «Государственная Дума Российской Федерации избирается сроком на четыре года» на вопрос: «На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации?» является (более одного)

a) по существу вопроса или b) не по существу вопроса

c) истинным или d) ложным

e) прямым или f) косвенным

g) кратким или h) развернутым

i) полным или j) неполным

 

18. В непосредственном умозаключении «Все студенты юридических вузов изучают логику. Следовательно, некоторые изучающие логику студенты юридических вузов» вывод сделан путем

a) превращения

b) обращения

c) противопоставления предикату

d) по логическому квадрату

 

19. Из суждения «Некоторые сделки не являются односторонними» путем превращения можно сделать вывод

a) некоторые сделки являются односторонними

b) некоторые сделки не являются неодносторонними

c) некоторые сделки являются неодносторонними

d) ни одна сделка не является односторонней

 

20. Непосредственное умозаключение «Некоторые государства являются унитарными. Следовательно, некоторые государства не являются унитарными» можно записать схемой

a) Некоторые S не есть Р → Некоторые не Р есть S

b) Некоторые S есть Р → Некоторые Р есть S

c) Некоторые S есть Р → Некоторые S не есть Р

d) Некоторые S не есть Р → Некоторые S есть Р 

21. Из суждения «Некоторые врачи являются хирургами» путем обращения можно сделать вывод

a) некоторые хирурги являются врачами

b) все хирурги являются врачами

c) некоторые хирурги не являются врачами

d) ни один хирург не является врачом

 

22. Простой категорический силлогизм «Обвиняемый имеет право на защиту. Н. – обвиняемый. Следовательно, он имеет право на защиту» имеет фигуру

a) первую

b) вторую

c) третью

d) четвертую

 

23. Из посылок простого категорического силлогизма «Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах» можно сделать вывод

a) некоторые имеющие высшее образование работают в судебно-следственных органах

b) некоторые работающие в судебно-следственных органах имеют высшее образование

c) некоторые работающие в судебно-следственных органах не имеют высшего образования

d) некоторые имеющие высшее образование не работают в судебно-следственных органах

 

24. Разделительно-категорический силлогизм «Преступление может быть умышленным или неосторожным. Преступление, совершенное Н., является умышленным, следовательно, оно не является неосторожным» можно символически записать

р ⊻ q, р_

ùq

<р \/ q >, ù р

Q

 

<р \/ q >, ù q

р

 

р ⊻ q, q

ùр

 

25. Из посылок разделительно-категорического силлогизма «Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом, арбитражем или третейским судом. Требование М. О защите нарушенного права было принято к рассмотрению судом» можно сделать вывод

a) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению арбитражем

b) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению арбитражем или третейским судом

c) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению судом

d) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению судом или третейским судом

 

26. Определите степень вероятности индуктивного умозаключения «В городе Д. Производились измерения радиационного фона. В первом, третьем, пятом и седьмом районах уровень радиации соответствовал норме. Всего в городе 12 районов. Можно предположить, что уровень радиации соответствует норме во всех районах города»

a) маловероятно

b) равновероятно

c) более вероятно, чем нет

d) весьма вероятно

 

27. Обобщение в суждении «В контрольной работе по логике нет ни одной ошибки» можно получить по индукции

a) полной

b) неполной популярной

c) неполной методом отбора (селекции)

d) неполный методом исключения (элиминации)

 

28. В рассуждении «Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения» использован метод индукции (более одного ответа)

a) сходства

b) различия

c) сопутствующих изменений

d) остатков

 

29. Из посылок индукции «Острые углы имеют вершину, прямые углы имеют вершину, тупые углы имеют вершину» можно сделать вывод

a) некоторые углы не имеют вершины

b) все углы имеют вершины

c) некоторые углы имеют вершины

d) ни один угол не имеет вершины

 

30. Умозаключение «Кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж» и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежиссера, включая и те, которые еще не вышли на экран» является аналогией (более одного ответа)

a) свойств или b) отношений

c) строгой или d) нестрогой

4.2. Темы рефератов, эссе и творческих работ для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы обучающихся по отдельным разделам дисциплины

1. Истоки логики: «греческое чудо».

2. Юридическая практика 5-6 вв. до н.э. как источник возникновения логики.

3. Антиномии, софизмы, парадоксы.

4. «Бинарная логика» мифологического мышления.

5. Рассуждали ли герои Гомера?

6. Логика и аргументация в Древней Индии и Китае.

7. Логика и аргументация Средневековья (особенности схоластической логики).

8. Идеи логики в арабоязычном мире Средних веков.

9. Логика и аргументация Нового времени.

10. Идеи Г. Лейбница и их значение для дальнейшего развития логики.

11. Математизация формальной логики в 19-20 веках.

12. Семиотика: возникновение и развитие.

13. Гипотеза «лингвистической относительности» Сепира-Уорфа.

14. Требования к научной классификации и наиболее удачные ее примеры

16. Роль определений в юридических науках.

17. Особенности юридических определений.

18. Модальные логики и семантика «возможных миров».

19. Проблема перевода высказываний естественного языка на язык логики.

20. Проблема «неопределенности перевода» в языке права.

21. Формальное и неформальное в знании (значение теорем Гёделя для науки и культуры).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.316 с.)