Структура научных революций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура научных революций.



 

       Тезис 1 - мы не можем начинать познание с сомнения.

Потому что основная задача науки не достижение абсолютных истин бытия и не озабоченность относительно того, насколько наши знания соответствуют объективной реальности - а сохранение своего статуса, целостности, структуры. Причём наука развивается не столько за счёт внутренних ресурсов и потенции, сколько за счёт внешних.

       Тезис 2 - философия науки невозможна без изучения её истории.

«Если история науки без философии науки слепа, то философия науки без истории науки пуста.»

 

Лит-ра                                                                                 Структура и развитие науки

 

       Развитие науки протекает не путём последовательного накопления научного знания, а путём резкой смены научной парадигмы.

 

       Развитие научного познания в значительной степени определяется ненаучными причинами и факторами. Поэтому заниматься демаркацией, выводить принципы верификации и фальсификации- отделением научного знания от ненаучного - бессмысленно. Так как наука не существует автономно от других областей человеческого знания.

 

Парадигма

       - как некий образец.

       -это не просто научная теория, ближе к понятию Научно-исследовательской программе Лакатоса.

       - как совокупность общих научных принципов, методологий и теоретических знаний, которые признаются верными на данном этапе развития науки и разделяются научным сообществом.

В науке всегда присутствует некое соглашательство, некий консенсус.

 

 В процессе научного познания мы можем выделить два основных этапа

Нормальная наука - Определённый набор принципов и правил игры, в рамках которой функционирует научное сообщество. Решение научных задач - как неких головоломок.

каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

           Экстраординарная наука - Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

Научная революция - формирование новых парадигм.

 

Примером

- представление о свете -

       - согласно Ньютону - корпускулярная теория - поток частиц. Понятие давление светового потока

       - по Юнгу - Френелю - волновая теория - объясняет явления интерференции, дифракции.

       - согласно 3-ей научной парадигме - Планк - поток фотонов- корпускулярно-волновая теория.

 

Наличие парадигмы - является критерием научности знания

Научное знание - это знание в рамках той или иной парадигмы.

Основой существования научного мировоззрения является вера в научную парадигму.

 

Черты нормальной науки

- существование единого взгляда на предметную область, согласно которому происходит выбор проблем. (есть актуальные научные проблемы, а есть неактуальные).

- научная деятельность в пределах парадигмы направлена не просто на поиск истины, но и в значительной степени на наведение порядка в своей области. (в плане соответствия своей парадигмы).

       -нормальная наука не ставит своей целью обнаружение фактов, которые бы противоречили её парадигме.

       - научное открытие на этом фоне - это аномалия, явление не нормальное. В науке, как и в эксперименте с игральными картами сопровождаются с определёнными трудностями.

Ожидания наблюдателя, экспериментатора, исследователя задаются теорией, мировоззрением, общими принципами научной школы - парадигмой. Нормальная наука не стремиться к фундаментальным научным открытиям, но является эффективным инструментом, порождающим их. Чем более совершенна парадигма, тем контрастнее на этом фоне аномалия.

           

Как же происходят научные революции

 

       Смена парадигм часто решающую роль играют события или идеи, которые происходят за рамками научной деятельности (внешние факторы).

       В качестве примера - Коперниканская гелиоцентрическая система мироздания. (предыдущая - Птолемея). Откуда взялось - движение планет Солнечной системы - не вписывалось в эту систему. Другим фактором было то, что Коперник, что он находился под влиянием Гермеса (солнце является материальным воплощением Бога, и потому центром Мира). Получилось согласно логике высказываний если из ложного высказывания следует некое следствие, то это не значит, что следствие должно быть ложным.

 

       Каждая следующая парадигма включает в себя материал предыдущей. Т.е. работает с теми же фактами, что и предыдущая, но объясняет их иначе.

Парадигмы в науке могут не только последовательно сменять друг друга, но и сосуществовать.

 

Понятие истины у Куна, как веры.

Научная революция подобна революции политической, потому что как для победы одной партии над другой, так и для победы новой парадигмы необходимо обращаться к средствам массового убеждения. Каковыми в науке являются научные школы.

       Отсюда парадигма держится на убеждении и на вере. Поэтому быть человеком науки - значит принадлежать сообществу, члены которого разделяют одни и те же убеждения. 

Таким образом, чтобы успешно заниматься наукой и быть в ней своим - не обязательно понимать в чём заключается смысл парадигмы, достаточно просто принимать парадигму, верить в неё.

 

 

              Пол (Па́уль) Карл Фе́йерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend [ˈfaɪɐˌaːbɛnt];1924 —, 1994)

Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Он был влиятельной фигурой в философии науки и в социологии научного познания.

С точки зрения методологии, анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Каждый ученый - вообще говоря, каждый человек - может (должен) изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим. Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций.

 

Основные работы

       Против метода (очерк анархисткой теории познания)

       Наука в свободном обществе 1978

       Прощай разум 1988

 

       Развитие идей от позитивизма Витгенштейна к критическому реализма Поппера, и наконец разработка методологического анархизма.

 

       Нет никакой преемственности научных теорий. В развитии науки нет никакой строгой логической последовательности.

       Все усилия постпозитивистской науки, в плане описания механизмов развития науки - потому что таких механизмов нет. Наука развивается иррационально.

Развит научного знания есть процесс стихийного спонтанного распространения научных теорий. Динами развития науки необъяснима и непредсказуема. Всё что остаётся - это сомнение и критицизм.

       Нормальная наука Куном просто выдумана - она сама по себе уже есть аномалия. Как нормальный человек, так и нормальная наука - творчески бесплодны.

           

       Развитие науки осуществляется в форме разрешения противоречий между альтернативными теориями.

 

       Никакого противоречия реального между теориями и фактами - не существует, ибо язык наблюдения (опыта, посредством которого мы добываем факты) - всегда определяется смыслом теории. Теория определяет, что наблюдать и как наблюдать.

       Пример того что наши представления определяют то, что мы увидели - амперметр - в зависимости от того, кто на него смотрит - 5летний ребёнок видит коробочку, школьник - прибор, специалист увидит перегрузку сети.

 

       Псевдопроблемой, которую пытался решить логический позитивизм было разделение языка науки на теоретический и эмпирический.

На самом же деле в науке нет никакого языкового дуализма - у неё только один язык - это язык теоретический. То, что мы наблюдаем определяется теорией. Поэтому любая система взглядов найдёт себе подтверждение в опыте - от мифов древних, и концепций инквизиции, или сталинской концепции усиления классовой борьбы нашла подтверждение в протоколах допросов.

 

       Мы живём в мире, извращённом собственными теоретическими представлениями. Но самое опасное и печальное это-  если мы ограничиваемся одной теорией, идеей, взглядом на вещь. Такое явление губительно как для человека, так и для общества в целом. Главным принципом человеческого познания должен являться принцип теоретического плюрализма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.014 с.)