Схема взаимодействия участников мероприятий по внедрению и функционированию типовой модели «мейкер» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема взаимодействия участников мероприятий по внедрению и функционированию типовой модели «мейкер»



Содержание

Введение

I. Общие положения

II. Основные рекомендации к обновлению содержания и организации образовательной деятельности

III. Основные рекомендации к создаваемой инфраструктуре

IV. Основные рекомендации к кадровому обеспечению и ключевые участники

 

Приложения

1. Примерная «дорожная карта» реализации типовой модели

2. Примерная информационная стратегия типовой модели

3. Основные индикаторы и показатели типовой модели

и методика их расчета

4. Порядок проведения самообследования региональных и муниципальных систем дополнительного образования и определения стратегии развития их инфраструктурной составляющей для создания новых мест

5. Примерная дополнительная общеразвивающая программа для типовой модели

6. Пример расчета затрат на реализацию типовой модели

7. Примерные перечни средств обучения и воспитания типовой модели

8. Рекомендации по брендированию и фирменному стилю типовой модели


Введение

Типовая модель создания новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по технической направленности разработана в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ» – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в соответствии с которым предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации таких проектов.

Типовая модель адресована руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также руководителям образовательных организаций. Типовая модель представляет собой пакет организационно-методических материалов, включающие рекомендации и примеры модельных управленческих решений по созданию инфраструктуры для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в целях роста охвата детей дополнительным образованием в соответствующем субъекте Российской Федерации, его муниципальных образованиях в соответствии с их территориальными особенностями и стратегиями социально-экономического и пространственного развития.

I.Общие положения

Типовая модель создания новых мест (развития инфраструктурной оставляющей) в региональных системах дополнительного образования детей (далее – Типовая модель) является организационно-методическим руководством к созданию новых мест дополнительного образования в субъектах РФ по технической направленности.

«Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ» – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»[1], в соответствии с которым в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», согласно в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации таких проектов.

Типовая модель адресована руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также руководителям образовательных организаций в составе пакета модельных управленческих решений по созданию инфраструктуры для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, обеспечивающей максимальный рост охвата детей современным дополнительным образованием в соответствующем субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании в соответствии с их территориальными особенностями и стратегиями социально-экономического и пространственного развития.

Типовая модель развития инфраструктурной составляющей региональных систем дополнительного образования технической направленности «Мейкер» создается с целью расширения возможностей использования современных технологий, форм и средств обучения для увеличения охвата и обеспечения равных и общедоступных условий освоения качественных современных дополнительных общеразвивающих программам технической направленности.

Функциональное назначение типовой модели создания новых мест дополнительного образования – создание условий и новых возможностей для:

- удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов обучающихся в личностном развитии;

- общего развития, развития творческих способностей и инженерного мышления детей и подростков;

- выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию всех учащихся.

- формирование технологической грамотности и современных компетенций обучающихся в области технических и естественных наук;

- формирования класса технологических энтузиастов (мейкеров);

- формирования предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества.

Созданные новые места дополнительного образования по типовой модели «Мейкер» могут не только выполнять функцию развития творческой, предпринимательской, общественно-полезной, гражданско-патриотической, исследовательской и проектной̆ деятельности учащихся, но и стать опорой для развития детско-взрослого сообщества с участием педагогов, родителей, общественности.

Ключевой особенностью типовой модели является единство содержательного, кадрового и инфраструктурного компонентов.

Типовая модель является открытой – позволяющей конструировать под реальные условия и локальные задачи содержание, инфраструктуру и кадровое обеспечение, комбинируя деятельность с другими профилями дополнительного образования для достижения образовательных задач.

В то же время типовая модель имеет «жесткие» грани – рамку масштаба и характера решений, требований (рекомендаций) к содержанию, результатам, брендированию, кадровому и инфраструктурному обеспечению, требований к соответствию средств обучения и воспитания тематике и педагогических задачам образовательных программ.

«Гибкие» грани – состав образовательных направлений и тематик образовательных программ, штатное расписание, конкретизация определенного оборудования (его комплектация), состав партнеров и участников.

Целевая аудитория типовой модели «Мейкер» – преимущественно учащиеся  основной и старшей школы, студенты организаций профессионального образования. Для учащихся начальной школы возможны программы в игровой и познавательной форме, знакомящие их с областями деятельности, сообразными образовательным направлениям модели.

Создаваемая инфраструктура новых мест дополнительного образования определяется педагогическими задачами настоящей модели.

Инфраструктурные ресурсы обеспечивают реализацию дополнительных  общеразвивающих программ с учетом использования современных технологий, новых форм и методов обучения по программам технической направленности.

Создание и развитие инфраструктурных ресурсов для новых мест дополнительного образования детей технической направленности проводятся с учетом соответствия приоритетам, определяемым на основе документов стратегического планирования различных уровней управления.

Основными векторами для инфраструктурного обеспечения модели для разных типов территорий (сельская местность, моногород и др.) являются дифференциация масштаба (S, M, L, XL) и типология решений (стационарное, мобильное, дистанционное, сетевое).

Деятельность созданных в рамках модели новых мест дополнительного образования осуществляется в течение всего года посредством реализации:

дополнительных общеразвивающих программ, проектируемых на принципах модульности и разноуровневости;

интенсивных форматов, образовательных и социокультурных мероприятий (каникулярных программ, выездов, сборов, хакатонов, конкурсов и соревнований, профессиональных проб и др.);

взаимозачета в основную образовательную программу достигнутых результатов по программе дополнительного образования.

Необходимым условием реализации модели является использование современных технологий, ориентация на использование новых форм и методов обучения по дополнительным общеразвивающим программам.

Планирование реализации типовой модели «Мейкер» осуществляется в соответствии примерной Дорожной картой (Приложение 1).

Информационное сопровождение реализации модели осуществляется в соответствии с примерной информационной стратегией (Приложение 2).

Ожидаемые результаты внедрения типовой модели

Ожидаемые результаты внедрения типовой модели создания новых мест дополнительного образования технической направленности «Мейкер»:

- увеличение количества учащихся в разных типах территории, занимающихся по разнообразным дополнительных общеразвивающих программ технической направленности;

- увеличение количества новых учащихся, ранее не занимавшихся по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности;

- увеличение количества новых дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, сообразных приоритетам обновления форм, методов, технологий и содержания дополнительного образования, образовательным потребностям и индивидуальным возможностям детей и подростков, интересам семьи и общества, а также региональной специфике;

- увеличение количества участников, призеров и победителей конкурсных мероприятий различного уровня технического профиля;

- повышение результатов независимой оценки качества дополнительного образования;

- увеличение количества выявленных и поддержанных молодых талантов в технике и инженерии.

Ключевые индикаторы и показатели эффективности реализации типовой модели «Мейкер», методика их расчета представлены в приложении 3.

Выбор эффективной стратегии развития инфраструктурной составляющей региональных и муниципальных систем дополнительного образования детей с целью создания новых мест требует проведения предварительной инвентаризации и самообследования (Приложение 4).

 

II. Основные рекомендации по обновлению содержания образования и организации образовательной деятельности

Содержание деятельности новых мест дополнительного образования, созданных в рамках модели «Мейкер» должно опираться на существующий опыт внешкольного образования в области технического творчества и ориентироваться на положения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации[2] и государственной программы «Национальная технологическая инициатива»[3], в которых определены перспективные области деятельности и актуальные технологии.

Обновленное содержание направленно на освоение передовых цифровых, интеллектуальных производственных технологий, проектирование роботизированных систем, новых материалов, способов конструирования и обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Типовая модель может включать следующие образовательные направления (модули)[4], определяющие содержание деятельности:

- робототехника и мехатроника;

- инженерная графика и промышленный дизайн;

- конструкционные материалы;

- электротехника и электроника;

- системная инженерия;

- 3 D прототипирование;

- программирование;

- интернет вещей;

- наземные, воздушные и водные транспортные системы;

-моделирование и управление беспилотными техническими аппаратами;

- основы технологического предпринимательства;

- основы изобретательства и др.

       Аннотации образовательных направлений представлены в приложении 5.

Указанные образовательные направления могут быть реализованы как отдельные образовательные модули (блоки) модели, их перечень является примерным и незакрытым, определяющим ориентацию на области деятельности, с которыми может быть связано содержание образовательной деятельности в модели; этот перечень может меняться региональным координатором (например, Региональным модельным центром) по согласованию с Федеральным ресурсным центром.

По каждому образовательному направлению (модулю) могут быть реализованы дополнительные общеразвивающие программы различного уровня в рамках обозначенной тематики.

Типовая модель допускает комбинирование контента тематических направлений как внутри направленности, так и контента других направленностей.

Содержание образования в типовой модели понимается как система взаимосвязанных компонентов – результаты («образ»), практики («как») и контент («что»).

Организация образовательной деятельности регламентируется Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

 

Общие рекомендации к учебно-методическому обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ в создаваемой инфраструктуре

Ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков НТИ.

Формирование в России научно-технологического задела по данным группам позволит создать глобально конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и сервисы.

К числу осваиваемых приемов, формирующих новые компетенции и новые грамотности обучающихся по программам «мейкерской» направленности, относятся:

1) компетенции:

- образовывать и объяснять сущность технических понятий (техническая система, прибор, инструмент, машина, модель);

- интерпретировать систему технических образов и понятий на конкретные технические элементы;

- оперировать техническими терминами и применять их при решении технологических задач;

- осуществлять анализ и рефлексию технических решений и идей;

- учитывать экономические, социальные, экологические условия, в которых осуществляется техническая деятельность;

- понимать тенденции и основные направления развития современных технологий;

- освоить приемы проектирования технических систем и способов их управления;

- овладеть основами изобретательства и технологического предпринимательства;

-ответственно относиться к труду; и уметь взаимодействовать (сотрудничать);

- овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации образовательного пространства;

-овладеть опытом конструирования и проектирования;

-приобрести навыки применения цифровых технологий в ходе учебной деятельности; базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту;

-уметь использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения;

2) грамотности:

-познакомиться с жизненным циклом «продукта», методами проектирования и решения изобретательских задач;

- знать историю традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоить их важнейшие базовые элементы;

-знать региональный рынок труда и опыт профессионального самоопределения;

-уметь использовать знания основ технологического предпринимательства.

Для обеспечения успешного образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам, создания качественных условий для самостоятельной работы учащихся, оказания им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, проектной, исследовательской и коммуникативной деятельности разрабатывается программно-методический комплекс (ПМК).

В рамках типовой модели «Мейкер» ПМК определяет обновление содержания дополнительного образования детей в связи с реализацией Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования[5].

Программно-методический комплекс это совокупность нормативной, программной и учебно-методической документации, методических, дидактических и оценочных (средств обучения и контроля) материалов, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы, являющейся его ядром.

ПМК обладает рядом объективных качеств, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:

• организовать педагогический процесс в соответствии с современным уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы;

• осуществлять деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности учащегося;

• сократить затраты ресурсов и времени при высоком качестве образовательных результатов;

• совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство в процессе педагогического самоанализа и рефлексии;

• систематизировать опыт, накапливаемый педагогом как специалистом, и проявить творческую активность и осознанное профессиональное развитие;

• создать благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, стимулировать индивидуальный выбор.

Программно-методический комплекс должен включать:

· пояснительную записку к ПМК;

· дополнительную общеразвивающую программу (основной документ);

· пакет учебно-методических материалов, сопровождающих реализацию программы (по выбору - дидактический, методический, оценочный, справочный материал, диагностический, ресурсный и др.).

Программно-методический комплекс должен:

• предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеразвивающей программы;

• предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

• соответствовать современным научным представлениям в области деятельности;

• обеспечивать межпредметные, интеграционные или конвергентные связи.

Состав материалов, входящих в состав ПМК не может быть жестко определен, так как разработчик программы вправе самостоятельно решать, какие именно материалы сопровождают его программу.

Основаниями для разработки учебных материалов и содержания ПМК может быть примерный перечень профилей олимпиады НТИ[6]:

Автономные транспортные системы;

Анализ космических снимков и геопространственных данных;

Аэрокосмические системы;

Беспилотные авиационные системы;

Большие данные и машинное обучение;

Водные робототехнические системы;

Инженерия космических систем;

Интеллектуальные робототехнические системы;

Интеллектуальные энергетические системы;

Интернет вещей;

Информационная безопасность;

Искусственный интеллект;

Композитные технологии;

Летательная робототехника;

Надводная робототехника;

Наносистемы и наноинженерия — нанотехнологии;

Научно-инженерная коммуникация;

Нейротехнологии и когнитивные науки;

Передовые производственные технологии;

Программная инженерия финансовых технологий;

Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности;

Беспроводная связь, технологии беспроводной связи;

Умный город;

Урбанистика;

Цифровые сенсорные системы.

Рекомендуется включение в ПМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от индивидуальных и возрастных возможностей и потребностей учащегося, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося.

Структурирование контента на уровне фундаментальных понятий и создание учебных ситуаций, в которых обучение происходит благодаря самостоятельным исследовательским усилиям и совместной проектной деятельности.

В отношении содержания дополнительных общеразвивающих программ должны соблюдаться принципы научности, наглядности, доступности. Отдельные части программы должны иметь связи между собой, что обеспечит целостную систему естественнонаучных знаний. В отношении построения программ важнейшим требованием является преобладание часов, отведенных на практические, лабораторные и полевые занятия.

Проектирование и реализация содержания образовательной деятельности должно быть ориентировано на современные образовательные результаты (в т.ч. разработка их типологии, инструментов фиксации и оценки):

технологическая грамотность и компетентность;

компетенции в области создания и производства технических объектов и устройств;

компетенции и умения в области информационных технологий;

умения работы с материалами и инструментами в области производственных технологий.

Особое внимание в реализации образовательной деятельности требуется уделять приемам формирования надпрофессиональных навыков:

· Системное мышление;

· Навыки межотраслевой коммуникации;

· Навыки менеджмента;

· Экологическое мышление;

· Клиентоориентированность;

· Мультикультурность и мультиязычность;

· Коммуникабельность/работа в команде;

· Мультифункциональность;

· Творческое начало/художественное творчество/дизайн;

· Бережливое производство;

· Управление проектами;

· И др.

 

Организация учебного материала требует внедрения элементов проектной и исследовательской деятельности в структуру отдельных модулей. Обязательной частью образовательных результатов является

умение работать в командах для решения проектных задач от поиска проблемы до ее реализации и отчуждения;

умение взаимодействовать со всеми участниками производства «продукта».

Такое взаимодействие воспроизводит условия реальной конвергенции, там, где ученик сталкивается с непонятным для себя опытом проб и ошибок. Именно в таких условиях решается вопрос дизайна образовательной программы мейкерского профиля.

Учитывая вариативный характер модульного построения программ актуальным становится включения в программы учебного модуля «Технопредпринимательство».

Модуль «Технопредпринимательство» в программе определяется логикой освоения учащимися жизненного цикла продукта в процессе реализации собственного проекта: проблематизация-исследование-проектирование продукта-создание продукта-реализация продукта-утилизация.

Также с учетом стратегии технологического развития страны программы мейкерского профиля могут содержать модули "Инженерное программирование"; "Основы конструирования и дизайн"; "Электротехника и электроэнергетические установки"; "Материаловедение и новые материалы"; "Высокотехнологичные производства"; "Основы теории больших данных"; "Технопредпринимательство", "Дизайн" (промышленный и сервисный). Сквозными темами содержания программ модулей должны быть:

введение в профессии в технологиях и производстве,

безопасные приемы работы,

эргономика,

практическая оценка,

роль и история технологического развития,

стратегии решения проблем и осознание важности связи между обществом и природой.

Эффективным инструментом масштабирования лучших модулей и мейкерских практик следует считать создание банка (библиотеки) учебных модулей, направленных на развитие межпредметных и метапредметных компетенций, навыков XXI века, применимых в технических и естественнонаучных направленностях.

Объем часов модуля может быть вариативным, а сам модуль может интегрироваться в учебный план двух и более педагогов-мейкеров, что даст возможность в различных учреждениях реализовать самостоятельные варианты прохождения программы.

Размещение банка (библиотеки) модулей может осуществляться на электронном ресурсе, доступ к этому ресурсу может иметь каждый педагог-мейкер и ученик, а размещением учебных модулей может управлять Федеральный ресурсный центр.

Общий доступ к учебным модулям предоставляет возможность проведения уроков специалистами-практиками индустрии (наставниками), чемпионами конкурсов профессионального мастерства (например, победителями чемпионата WorldSkills - "Урок от чемпиона"), старшекурсниками профильных университетов.

Ведущей формой учебной деятельности является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в типовой модели «Мейкер» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментальных знаний.

Результативность и методологическое обеспечение содержания типовой модели может быть достигнуто через практики и педагогические мейкерские технологии с использованием новых подходов и методов:

Практики, ориентированные на «цифровую экономику»

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических навыков, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность. По этому направлению предполагается: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование технологических  навыков и компетенций в области цифровой экономики.

Конвергенция технологий

Конвергенция новых технологий - нано-, био-, информационных и когнитивных отвечает на решение задач междисциплинарности в дополнительном образовании. Конвергенция происходит в трех плоскостях: на уровне научных исследований (прежде не связанные дисциплины работают вместе и порождают качественно новый результат), на уровне разработки продуктов и производства, а также на уровне внедрения технологий. Конвергенция технологий требует пересмотра содержания дополнительных общеобразовательных программ технической направленности и развитие междисциплинарности. Творческий подход скрепляет инженерное мышление - именно элемент “arts” отвечает за формирование инновационной культуры, стимулирование творческого мышления. Эффективным способом реализации такого подхода является образовательная технология STEAM, предполагающая междисциплинарные связи прикладного обучения на стыке естественных наук, технологии, моделирования, искусства и математики для достижения качественно новых образовательных результатов.

Характерными признаками такой образовательной технологии являются:

-освоение учащимися базовых знаний через дисциплинарные понятия: вещество, силы и взаимодействие, энергия, волны, структуры и процессы, экосистемы, биологическая эволюция: единство и многообразие, Земля во Вселенной, Земля и деятельность человека, проектирование, связи между техникой, технологией, наукой и обществом;

-освоение учащимися базовых знаний через сквозные понятия: закономерности, причина и следствие, масштаб, пропорции и количество, системы и модели систем, энергия и материя, циклы и законы сохранения, структура и функции, стабильность и изменчивость;

-исследовательские и инженерные практики: постановка вопросов, определение проблем, разработка и использование моделей, планирование и проведение исследований, анализ и интерпретация данных, использование математического и алгоритмического мышления, выработка объяснений, проектирование и разработка решений, участие в дискуссии, аргументированное доказательство своей точки зрения, получение информации, её оценка и передача.

Подход STEАM акцентирует содержание программ на освоение сквозных технологий, раскрывающих научную картину мира, исследовательские и инженерные практики, помогающие освоить инструменты познания мира. STEАM отличается смешанной средой обучения и демонстрацией прикладного характера осваиваемых универсальных компетенций и грамотностей.

Роботизация и  использование аддитивных технологий

Активное внедрение программируемых и обучаемых информационных систем наряду с развитием аддитивных технологий влияет на изменение применения традиционных технологий и технологических решений в таких видах технического творчества как автоматизированное проектирование сложных технических систем, судомоделирование, авиамоделирование, транспортное моделирование. Программирование и роботизация могут вывести традиционные практики на совершенно новый уровень деятельности учащихся.

Осваиваемые учащимися технологии 3D моделирования и прототипирования наряду с применением новых нано-, био-, композитных и конструкционных материалов позволяет усовершенствовать процесс изготовления объектов технического творчества - моделей, изделий, конструкций, прототипов, программ.

Распространение современных методов и форматов организации исследовательской и проектной деятельности

Развитие дополнительного образования технической направленности связана с моделированием работы детско-взрослых команд, в которых присутствуют разные ролевые позиции: исследователя, проектировщика, аналитика, PR-менеджера и др.

Целесообразно использовать новые практики командной работы формата подготовки и участия в соревнованиях технического творчества форматов JuniorSkills[7], Олимпиада кружкового движения НТИ[8].

Работа в таких командах способствует становлению лидерских качеств учащихся, имеющих соответствующие способности, а также выработке исполнительской дисциплины и ответственности за свой «участок» у остальных членов команды.

«Продуктная» ориентация - включение в дополнительные общеобразовательные программы технической направленности форм работы (мастер-классы и др.) и заданий, позволяющих в относительно короткий сроки получить результат, имеющий практическую (утилитарную ценность) ценность (изделие, используемое в быту, повседневной деятельности). Специальное внимание при этом уделяется развитию навыков презентации своих работ, проектов, организации выступлений. Такой подход позволяет эффективно сформировать компетенции в области технологического предпринимательства.

Методы «гражданской науки» и краудсорсинговых исследований предполагает проведение исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями, то есть не иметь предварительного научного образования и подготовки по специальности. Используя цифровые и сетевые сообщества, каждый участник проекта выполняет небольшое исследовательское задание и отправляет результат его выполнения в общее хранилище, где накопленные результаты формируют качественно новое знание.

Обучение, связанное с «местом» (place-based) - использование места учебных занятий как существенного элемента части обучения и триггера для вовлеченности и вдохновения, возможности осознавать обучение как соответствующее собственным интересам детей (экскурсии, проектные исследования, в т.ч. с использованием мобильных приложений).

Геймификация - использование в цифровых продуктах (прикладных программах, компьютерных приложениях, цифровых платформах) приемов, распространенных в компьютерных играх для повышения вовлеченности в образовательный процесс, стимулирования: объективируемые дифференцированные (в том числе накопительные) поощрения, вознаграждения (статусы, значки), подкрепляющая обратная связь.

Хакатоны – образовательные мероприятия, на которых школьники объединяются в команды и разрабатывают совместные проекты, направленные на решения актуальных инженерных, социально-экономических, экологических проблем. Практика хакатонов способствует обмену опытом, новыми идеями по созданию проектов и созданию сообществ, заинтересованных в решении практической проблемы.

Предпочтительные формы и механизмы реализации программ модели:

- Интенсивные модульные образовательные программы;

- Программы летнего развивающего отдыха;

- Элективные предметные и метапредметные курсы;

- Учебные командные проекты;

- Проблемные и деятельностные клубы;

- Участие в Олимпиадах кружкового движения НТИ;

- Участие в проекте "Билет в будущее";

 -Образовательный конструктор;

- Мастер-классы;

-Форсайт-сессия;

-Стажировка;

- Взаимообучение, трансляция и демонстрация собственного опыта;

-Проектное обучение;

-Метод кейсов.

Конкурсное и олимпиадное движение

Демонстрацией и индикатором уровня освоения результатов мейкерской деятельности являются подготовка, участие и достижения молодежи в конкурсных состязаниях Олимпиады кружкового движения НТИ, JuniorSkills и др. по базовым компетенциям, соответствующих приоритетным технологиям.

Успех участника в конкурсах по данным компетенциям обусловлен качеством содержания и способов обучения, предусмотренных типовой моделью "Мейкер".

Проспективная (форсайт-) профориентация - включение в содержание программ на продвинутом (профильном) уровне информации о профессиях будущего, соотносящихся с конкретной направленностью, заданий, направленных на анализ востребованных в них знаний и компетенций, самоопределение относительно персональных мотивов их освоения. Профессиональные области в профессиях будущего для учащихся по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности – биотехнологии, энергосети и управление энергопотреблением, ИТ-сектор, строительство, робототехника и машиностроение, транспорт, авиация и космос, добыча и переработка полезных ископаемых.

Наряду с образовательными результатами и практиками важной «рамкой» для содержания и реализации программ повышенного уровня («базового», «продвинутого») и профессиональных проб учащихся будет также ориентация на области профессиональной деятельности, связанные с настоящей моделью.

Примеры профессий будущего[9], связанные с данной моделью: о ператор многофункциональных робототехнических комплексов, проектировщик-эргономист, инженер-композитчик, архитектор информационных систем, дизайнер интерфейсов, кибертехник умных сред, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами и др.

Проектирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ в рамках типовой модели строятся на следующих принципах:

– свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; 

– соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; 

– вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; 

– разноуровневость образовательных прогр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.141 с.)