Место ТГП в системе общественных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место ТГП в системе общественных наук



Предмет и система науки ТГП

  Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет -  часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Если объект выступает общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Многообразие объектов и особенно предметов познания, отражающее различные стороны и проявления действительности, обусловливает наличие множества наук.

Особенности, характерные черты предмета ТГП: 1) общие специфические закономерности; 2) основные коренные вопросы; 3) общая теория; 4) единство науки.

1. ТГП изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем. Общие законы общественного развития рассматриваются ТГП, она опирается на них.

 Предметом специального изучения ТГП являются не общие закономерности развития общества, а специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких его составных частей, как государство и право.

 Специфические закономерности государства и права неоднозначны, они тоже различаются. Те, которые отражают разнообразные стороны и сферы государства и права относятся к предмету той или иной специальной отраслевой или другой частной юридической науки. Например, специфические закономерности формирования, развития и функционирования представительных и законодательных органов государственной власти относятся к предмету науки государственного (конституционного) права; органов государственного управления – к административному праву; отрасли трудового права, складывающейся из норм, регулирующих труд рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, организациях – к предмету трудового права; государства и права отдельных стран в хронологически определенных, конкретно-исторических условиях их развития – к предмету истории государства и права.

ТГП изучает общие специфические закономерности государства и права в целом, которые вместе с тем распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания. Это закономерности: возникновения, исторического движения и функционирования государства и права; единства и соответствия типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому; сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал; соотношения типа и формы государства и права; формирования и функционирования государственного механизма и системы права; правотворческой и правоприменительной деятельности государства; соотношения нормы права и правоотношения; развития демократии, законности и правопорядка; формирования правового государства. ТГП разрабатывает методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

2. Не все  вопросы, изучаемые ТГП, могут быть включены в определение ее предмета. Главное требование – отражение основных коренных вопросов, характеризующих и раскрывающих государство и право в целом, изучаемых и разрабатываемых ТГП для всего правоведения. С ними непосредственно связано рассмотрение и таких важных вопросов теории государства и права, как эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем;

основные проблемы современного понимания государства и права;общая характеристика современных политико-правовых доктрин.

Предмет теории государства и права составляют: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.


Методология науки ТГП

Понятие предмета отвечает на вопрос – что изучает данная наука, понятие метода – как она это делает. Метод ТГП включает способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.

Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные, используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки. Методология ТГП представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

В ТГП, наряду с принципами, различают методы научного исследования. Группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.

 Под общелогическими методами понимают совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности (дедукция, индукция, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного, абстрагирование). Эти методы лежат в основе исследований во всех областях научного знания. При помощи только приемов формальной логики невозможно получить новые знания, поэтому в ТГП необходимо применять другие методы, используемые многими социальными науками.

 Это - общенаучные методы, т.е. способы, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были поставлены: (функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический).

 Частнонаучные- методы различения сферы сущего и должного в праве, специально-юридическое толкование текстов права, различение буквы и духа закона.

 Методы научного анализа в ТГП используются на различных уровнях исследования (описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования).

Функциональный метод -  заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. В ТГП  применяется при анализе социального назначения государства и права и др.

  Структурный метод в социальных науках - это выявление у социальных объектов устойчивых внутренних связей.

Системный метод в социальных науках - это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой. В ТГП отражением применения системного метода являются такие понятия, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система.

  Сравнительный метод - это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства или различия. Для ТГП имеет значение сравнение на уровне нормы права.

  Исторический метод в ТГП предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и государства.

  Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений. В ТГП этот метод используется при решении проблем генезиса права, государства и ряда других проблем.

  Диалектический метод - это метод познания явлений действительности в их развитии. Этот метод дает возможность объяснить развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий.  Для ТГП  значение имеют социологический, философский, антропологический и другие подходы.


  4 Функции науки ТГП

  Функции ТГП:

1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. ТГП отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

2) Гносеологическая функция- изучение природы познания, его отношения к реальности. ТГП способствует развитию правового познания.

3) Эвристическая функция - искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии.

4) Методологическая функция. ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом.

5) Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Венцом политики выступает государственная власть. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

6) Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. ТГП приводит в систему идеи о государственном  праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры,  воздействует на общественную жизнь, поведение людей,на регулирование общественной жизни в целом.

7) Практически-организаторская функция. ТГП служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

8) Прогностическая функция - анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

9) Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее государственности.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга.


Естественно-правовая теория

 Естественно-правовая теория происхождения государства и права  является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин.

Договорная теория

 В работах многих отечественных и зарубежных авторов договорная теория рассматривается как естественно-правовая теория происхождения государства и права.

Теория насилия

Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия.- главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

  патриархальная теория

основателем считается философ Аристотель- государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.

Психологическая теория.

Основные причины возникновения государства и права в особенностях психики человека, в "импульсах" и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.

Органическая теория

 Государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.

Расовая теория

Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.


Наличие населения.


Функции права

Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.

Функциями права являются регулятивно-статическая; регулятивно-динамическая, охранительная функция; оценочная функция.

Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развитая.

Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Здесь правовое воздействие оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно» данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Право предоставляет свободу действий его обладателю, а также предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия.

 

 

Принципы права

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

На основе сферы распространения действия   принципы подразделя­ются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и принципы право­вых институтов. Общеправовые принципы характеризуют всю систему права, межотраслевые — ложатся в основу нескольких отраслей права, отраслевые раскрывают и определяют качественные особенности право­вого регулирования отдельной отрасли права. Например, состязатель­ность процесса — межотраслевой принцип, характерный для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а рациональное применение мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения — отраслевой принцип, специфичный для уголовно-исполнительного права.

Теорию государства и права интересуют, прежде всего, общеправовые принципы, которые распространяют свое действие на все отрасли пра­ва, относятся к праву в целом и выступают его первоосновой.

 К общеправовым принципам   можно отнести  принципы справедливо­сти, гуманизма, законности, формального равенства, взаимной ответственности.

Принцип  справедливости. - Справедливость философская, нравствен­ная, общесоциальная и одновременно юридическая категория

Принцип  гуманизма.- Гуманизм в переводе  означает  «человеческий». Это признание человека как личности, ин­дивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.В налоговом законодательстве принцип гуманизманаходит свое про­явление в системе различных льгот.

Принцип равноправия - предусматривает равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую правосубъектность.

Принцип законности. Основа общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований пра­вовых норм всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, Верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности.

Принцип взаимной ответственности - Наличие принципа взаимной ответственности может породить от­ветственность государства в случае несоблюдения им обязанности за­щищать и охранять права и свободы граждан, что подтверждается конк­ретными постановлениями Конституционного Суда РФ.

Принципы права - руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Выделяют следующие принципы:

-принцип закрепления и равной охраны разнообразных форм собственности;

-принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, установлении и охране прав и свобод граждан;.

-принцип юридического равенства, то есть равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;

-принцип верховенства закона над другими нормативными актами;

-принцип примата международного права над внутригосударственным;

-принцип юридической ответственности за вину;

-принцип справедливости, который заключается в том, что любое право должно ориентироваться и ориентируется на определённые представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедливость;

-для правовой системы государства, построенного на федеративных началах, свойственен и соответствующий принцип федерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральной системой права здесь существуют системы (подсистемы) права субъектов федерации.


Признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе,

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании. Анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на. регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития  и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т.п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия  механизма.По сферам действия различают нормы экономические политические, религиозные, экологические.  Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета регулирования.

По механизму  принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Мораль – совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и складывающихся на их основе норм поведения.

Корпоративные нормы – правила поведения, принятые негосударственными организациями. Обычаи – правила поведения общего характера, сложившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией


Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы похо­жи на нормы права тем, что:

1) закрепляются также как и юридические нормы в письменных актах-документах (например, в уставах, положениях, решениях), при­нимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах;

2) имеют обязательный характер для членов организации;

3) требуют внешнего контроля за их осуществлением;

4) обладают фиксированным набором средств обеспечения реали­зации своих предписаний;

5) представляют собой систему норм, т. е. упорядоченную сово­купность правил поведения.

 различия:

1) если нормы права принимаются государством, то корпоративные нормы — соответствующими общественными структурами;

2) если нормы права обеспечиваются мерами государственного воз; действия, то корпоративные — силой общественного мнения данной организации;

3) если нормы права общеобязательны, то корпоративные нормы — обязательны только для членов соответствующих общественных организаций;

4) если нормы права призваны регулировать широкий круг общественых отношений, то корпоративные нормы — только внутриорганизационные.

Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности общественных организа­ций, при оценке правомерности принятого общественной структурой решения.

Правовые нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. При этом они приобретают значение нормативно-правового акта. Все негосудар­ственные организации могут принимать участие в правотворчестве, од­нако осуществляют они эту функцию в различных формах и в разном объеме. В основном лишь профсоюзам (согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах») предоставлено право принимать норма­тивно-правовые акты в пределах своего ведения.


Право и мораль

Единство между правовыми и моральными нормами заключается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсаль­ными, распространяющимися на все общество;

2) они имеют единую цель — регулировать социальные связи;

3) у них единый объект регулирования — общественные отношения;

4) исходят, в конечном счете, от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством;

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установ­ленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются мера­ми общественного воздействия, то нормы права — мерами государствен­ного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют обществен­ные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливо­го, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, право­мерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядо­чения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравствен­ных. Общие признаки, присущие правовым и моральным нормам, во многом создают условия для их весьма тесного взаимодействия.

 Причины противоречий могут быть объективные  и субъективные.


Ценность права

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества

1. Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

1) с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

2) благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

3) право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

4) право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

5) на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная "четвертая власть"  и правовое государство.


Правовой обычай

правовой обычай —это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в резуль­тате многократного применения, приводящее к правовым последстви­ям. Обычное право — хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай использу­ется в ряде современных правовых семей, в российской юридической системе роль правового обычая незначи­тельна.

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права.

Характерные черты и особенности правовых обычаев в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же время неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

Каким требованиям должен отвечать правовой обычай? Каков он должен быть, чтобы эффективно воздействовать на общественные отношения? Существует несколько ответов на данные вопросы.

 По мнению Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям:

а) содержать в себе нормы, которые "основываются на правовом убеждении" и проявляются" в более или менее частом применении";

б) не противоречить разумности;

в) не нарушать добрых нравов; и

   г) "не иметь в своем основании заблуждения".

Исторически-правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возникает на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами. В древних, государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты права. Среди обычаев выделялись обычаи предков, обычаи, сложившиеся в практике магистратов, и др.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм  права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно, когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны.


Судебный прецедент

Важнейшее место среди форм  права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебных органов по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный и административный. Наиболее распространенным является судебный прецедент.

В странах, где прецедент признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. Прецедент как источник права известен еще с древнейших времен.

Однако постепенно многие, наиболее удачные, с точки зрения интересов господствующего класса - рабовладельцев, положения эдиктов одних магистратов повторялись в других эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали таким образом устойчивый характер. В настоящее время он используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначно. Одними теоретиками права и практиками он признавался в качестве формы права, Другими же авторами он полностью отрицался как самостоятельный источник права.

В послереволюционный период отечественная юридическая наука продолжала традиции непризнания прецедента в качестве самостоятельной формы  права. Аналогичное отношение к прецеденту наблюдалось и в большинстве стран Восточной Европы, называвших себя социалистическими странами.

В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. По отношению к закону прецедент находится в "подчиненном" положении.  Если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен в обязательном порядке признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом. При этом прецедент как источник права зарождается только в том случае, если данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе. Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех.

В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями - субъектами федерации и всегда - между государствами, образующими конфедерацию.

Действующая Конституция РФ устанавливает также, что с помощью договоров могут регулироваться, кроме того, взаимоотношения внутри субъектов Федерации.


Виды законов

В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. Закон в человеческом обществе контрастен и варьируется в зависимости от вероисповедания, поклонения и самобытности человека в его организации жизни.

В человеческом обществе закон устанавливает формальный режим, который упорядочивает виды человеческой деятельности и человеческие отношения методом систематического применения силы со стороны политически организованного общества.

Закон — общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения.

ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ — система действующих в национальной правовой системе законов, отличающихся предметом регулирования, формой, юридической силой и др. По юридической силе, особенностям принятия различают следующие В.з.: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными  органами государственной власти субъектов РФ. Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в РФ, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий  на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания и порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены гл. 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.


Система права

Вопрос о системе права - это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено. Различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все право­вые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право, которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элемента­ми. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосозна­нием, системой законодательства.

Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объ ­ ективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями об­щественной жизни, регулируемой социальной сферы.

Системность права предполагает его следующие характеристики:

а) единство, целостность;

б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие эле ­ ментов;

в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;

г) наличие цели.

Любую систему образуют две стороны: состав и структура. Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов:

а) свойств элементов;

б) взаимодействия элементов системы права.

Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Право представляет собой сложную, многоуровневую (в какой-то мере да­же «объемную»), иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уров­не выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура.

Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях:

а) на уровне отрасли права:

б) на уровне института права;

в) на уровне нормы права;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.113 с.)