Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная практика: научно-исследовательская работа (получение первичных навыковСтр 1 из 4Следующая ⇒
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ) Учебно-методические указания для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело Направленность программы (профиль) – Лесные культуры, Селекция, семеноводство Квалификация (степень) – магистр
Нижний Новгород - 2015 УДК: 630.
Учебная практика: научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы:Учебно-методические указания для контактной работы обучающихся по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело, направленность программы (профиль) Лесные культуры, селекция, семеноводство; квалификация (степень) – магистр[Электронный ресурс] / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА, 2015. –24 с.
Составители: профессор Бессчетнов В.П., доцент Бессчетнова Н.Н.
Учебно-методическиеуказания служат для методического обеспечения контактной работы обучающихся в рамках освоения ими программы практики Б2.О.01(У) Учебная практика: ознакомительная практика магистерской программы по направлению подготовки 35.04.1. Лесное дело, направленности (профилю) Лесные культуры, селекция, семеноводство. В пособии изложены базовые аспекты методологии и принципиальные основы организации и построения методов научных исследований и возможности их применения в лесном и лесопарковом хозяйстве. В нем рассмотрены наиболее часто употребляемые методические схемы и примеры их практической реализации, освещены особенности и порядок выполнения отдельных видов работ при реализации гистохимического анализа, определении пигментного состава и водоудерживающей способности листового аппарата, оценке регенерационной способности черенков и др. Оно включают в себя требования к результатам освоения программы практики, её тематический план, список рекомендуемой литературы. Методические указания адресованы студентам, магистрантам очного и заочного отделений сельскохозяйственных вузов, интересны также всем, кто занимается практической деятельностью и научными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях.
Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2015 г.).
Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 1 от «02» _сентября_ 2015 г.).
Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.
Методические указания зарегистрированы под учетным номером _35.04.01/2015/МК/Б2.О.01(У)_ на правах учебно-методического электронного издания.
Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 02.09.2015 г. личная подпись расшифровка подписи дата
© Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2015 г. Оглавление
Методическая справка
Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело, направленности (профилю) подготовки Лесные культуры, селекция семеноводство и рабочей программой практикиБ2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практикана основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки Лесное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» июля 2017 г. № 667 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2017 N 47640) Указания служат для методического обеспечения проведения контактной работы (практических занятий) в рамках освоения программы практикиБ2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практика. В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.04.01 –Лесное дело практика Б2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практикавходит в обязательную часть блока Б2, Б2.О – обязательная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело. Практика предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Магистр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при обучении по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело. Для качественного усвоения материала практики магистрант должен:
ЗНАТЬ: - методы планирования и проведения исследований; - методы сбора и интерпретации полученных данных и представления результатов исследования; - пакеты статистической обработки данныхMicrosoftOfficeExcel; - применение функций и зависимостей программного пакета MicrosoftOfficeExcel; - методы и способы графического представления результатов исследований; - методы исследований и сбора научных данных; уровни и виды исследований. - принципы построения проектов создания искусственных насаждений в лесах и лесопарках; - принципы рационального использования естественных и создания искусственных насаждений различного целевого направления и конструкций.
УМЕТЬ: - планировать и проводить исследования; - систематизировать и интерпретировать полученные данные; - представлять результаты исследования в табличной форме; - визуализировать результаты статистической обработки и представлять их в форме графиков зависимостей и диаграмм; - решать практические задачи в области лесовозобновительных направлений лесного и лесопаркового хозяйства;
ВЛАДЕТЬ: - методами современного математического анализа, включая дисперсионный, кореляционый и регрессионный анализ; - методами систематизации, визуализации и представления результатов исследования. - методами решения практические задачи в области лесовозобновительных направлений лесного и лесопаркового хозяйства. В результате освоения практики Б2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практикау обучающегося формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции которые обеспечиваютполучение первичных навыков, совершенствование умений и опыта проведения научных исследований в области воспроизводства лесов, расширение сферы применения профессиональных умений и навыков выполнения научно-исследовательской работы, развитие и углубление опыта профессиональной деятельности в части научных исследований в области воспроизводства лесов (УК-1; УК-3; УК-4; УК-6; ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-9; ПК-10; ПК-11), а именно:
универсальные компетенции: - получение первичных навыков, совершенствование умений и опыта проведения научных исследований в области воспроизводства лесов (); - приобретение способности осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, закрепление и углубление навыков оценки актуальности темы исследования, совершенствование умения выполнять анализ состояния изученности вопроса исследования (УК-1); - приобретение и первичных навыков организации научных исследований и приобретение и совершенствование способности организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели, закрепление и углубление навыков постановки целей и определения приоритетных направлений и задач исследования (УК-3); - приобретение способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4); - приобретение способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6); общепрофессиональные компетенции: - приобретение способности анализировать современные проблемы науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности, (ОПК-1); - приобретение способности разрабатывать и реализовывать новые эффективные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3); - приобретение способности проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы (ОПК-4); профессиональные компетенции: - приобретение способности анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-9).
- приобретение способности разрабатывать программы и методики, определять методологию научных исследований, и разрабатывать методические схемынаучных исследованийлесных и урбо- экосистем (ПК-10); - приобретение способности интерпретировать результаты научных исследований и представлять их в формах отчетов, рефератов, практических рекомендаций, публикаций и публичных обсуждений (ПК-11).
Объем практикисоставляет 3 зачетных единиц, 108академических часов. В их числе 72,2 часа, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, в числе которых предусмотрено: - 70 часов аудиторной работы; - 2 часа на контроль самостоятельной работы; - 0,2 часа на зачет.
Самостоятельная работа составляет 35,8 часа.
Глоссарий: термины, понятия и определения Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта или мысленное выделение главного, самых существенных связей, при отвлечении от всех остальных. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Анализ – это мысленное или практическое расчленение предмета исследования на составные части для более детального его изучения. Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - вариабельность живых организмов, которая включает разнообразие внутри вида, между видами и между экосистемами (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002). Вегетационный период – период года, когда возможны рост и развитие растений в данных климатических условиях (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002). Возобновление леса естественное – процесс непрерывной смены древесной растительности в лесных сообществах, а также процесс появления и развития леса в местах, где он был уничтожен в силу естественных или антропогенных причин. Выделяют вегетативное и семенное возобновление леса (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002). Гипотеза – это научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей. Если гипотезы как новые предположения выдвигаются на основе уже известных знаний, то это будут обоснованные предположения. Гипотетический метод (гипотеза) – это метод, который включает в себя разработку научной гипотезы на основе изучения физической химической или (и) иной сущности исследуемого явления или предмета с помощью описанных ранее способов познания и затем формирование гипотезы, составление расчетной схемы, алгоритма её изучения; анализ, разработку теоретических положений. Дедукци я – это метод рассуждения от общих положений к конкретным частным выводам. Дедукция – это такая форма мышления, когда новое конкретное частное положение выводят логическим путем из предшествующих общих. Зона лесорастительная – территория, характеризующаяся относительно однородными природно-климатическими и почвенными условиями, на которой произрастают исторически сложившиеся, относительно однородные растительные сообщества (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).
Индукция – это метод, с помощью которого рассуждения ведутся от частных фактов к обобщенным выводам. Индукция – это получение (выведение) общего правила из единичных (частных) суждений, в которых отображены единичные предметы и явления. Конкретизация – это метод исследования, с помощью которого от абстрактного переходят к конкретному. Лес – совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющие внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002). Метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. В более широкой трактовке МЕТОД – это организованный подход к явлениям в природе и обществе, путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо процесса. Метод – это способ достижения цели. Методика, в научных исследованиях, – это алгоритм или процедура для проведения каких-либо целенаправленных действий для достижения результата конкретных исследований, получения новых знаний об объектах, процессах и явлениях. Методика отличается от методологии конкретизацией приёмов и задач. Методология – это учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук. Методология (от греч. Μεθοδολογία) – это учение о методах, способах и стратегиях исследования того или иного предмета, процесса или явления (предмета исследования вообще). Методология науки, в традиционном понимании, – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии, генетики селекции, лесоведения и других научных дисциплин. Наблюдение – это тщательное (внимательное) изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения продуктивности лесов. Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений органами чувств и (или) с помощью измерительно-учитывающих инструментов, но без вмешательства со стороны исследователя в состояние объекта, процесса или явления. Синтез – это объединение расчлененных и проанализированных частей в единое целое для более полных выводов и обобщений. Эксперимент – это одна из сфер человеческой практики (деятельности), в которой проверяется (подвергается проверке) истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Эксперимент – это научно поставленный опыт, при котором явление вызывают искусственным путем или активно и направленно воздействуют на изучаемый объект и процессы. Введение
Научно-исследовательская компетентность специалиста, является важным условием развития отрасли инновационного типа. В соответствии с этим целью учебно-методического пособия является повышение эффективности научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ) на основе эффективной организации поэтапного выполнения исследований начиная с постановки цели, разработки задач, проведения собственно исследований, до завершающего этапа – разработки отчетов, рекомендаций производству, внедрения последних в производство. Значимость и актуальность научно-исследовательской работы магистров определяет ее долей в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Практика Б2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практика входит в обязательную часть блока Б2, Б2.О – обязательная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело. Указанная практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Такой подход к формированию образовательной программы позволяет подготовить специалиста в области лесного хозяйства к решению, наряду с другими задачами профессиональной деятельности, следующих научно-исследовательских задач: - выявление и формулирование актуальных научных проблем; - разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения; - разработка методического аппарата научных исследований и анализа их результатов; - поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования; - подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.
Организацию прохождения учебной практики магистров осуществляет кафедра лесных культур ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА. Содержание учебной практики определяется заданием, подготовленным кафедрой. Производственная практика магистров организуется на базе: Нижегородской ГСХА (Учебно-исследовательский и консалтинговый центр факультета лесного хозяйства; Учебно-опытный питомник кафедры лесных культур); лесных государственных и иных предприятиях и учреждений Нижегородской области и региональных подразделений федеральных учреждений, арендаторов лесных участков и др.; структурных подразделений Департамента лесного хозяйства Нижегородской области; ГАУ НО «Семеновский спецсемлесхоз»; филиал ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса по Нижегородской области» и др. За время прохождения практики необходимо провести исследование современного состояния вопроса, сформулировать цель, разработать задачи, программу и методику прикладных научных исследований, которые по специфике научных объектов (растения и их сообщества) в соответствии с учебным планом проводятся в вегетационный период второго и третьего семестра. В широком спектре исследований, проводимых в лесном и лесопарковом хозяйстве, заметную роль играют разнообразные лабораторные методы анализа. Каждый из них обладает своей спецификой проведения опыта лабораторных условиях. Многолетний опыт выполнения различных испытаний позволяет нам с наименьшими затратами (материала, времени, препаратов) осуществлять эксперименты и выполнять разноплановые разработки. В основе любого исследования лежит методическая база, которая обеспечивает получение объективной информации. Согласно существующим представлениям метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний; метод – это программа построения и практического применения теории. При этом необходимо учитывать, что метод объединяет объективные и субъективные моменты познания. Метод объективен, так как в разрабатываемой теории с его помощью отражают действительность и её взаимосвязи. В соответствии с этим утверждением методы научных исследований организуют (выстраивают) таким образом, чтобы максимально снизить или исключить полностью субъективное влияние самого исследователя. В идеале метод должен быть абсолютно объективным и полностью лишенным субъективизма. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в качестве такового включает в себя его субъективные особенности. Метод реализуется в конечном итоге исследователем (субъектом исследования) и в этом смысле не может быть абсолютно избавлен от его субъективного влияния. В лесном хозяйстве и в частности в лесной селекции и лесном семеноводстве часто приходится решать задачи, связанные с необходимостью практического применения специальных или, что тоже самое, конкретно-научных методов исследований. Лабораторные методы исследований относят к специальным или к конкретно-научным метода
Литература 1. Моисейченко В.Ф. Заверюха А.Х, Трифонова М.Ф. Основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве. – М.: Колос, 1994. – 383 с. 2. Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974. – 215 с. 3. Коптев В.В., Богомягких В.А., Трифонова М.Ф. Основы научных исследований и патентоведения. М.: Колос, 1993. – 144 с. 4. Трифонова М.Ф., Заика П.М., Устюжанин А.П. Основы научных исследований. М.: Колос, 1993. – 239 с. 5. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в агрономии [Текст] / В.Ф. Моисейченко, М.Ф. Трифонова. – М.: Колос, 1996. – 336 с. 6. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1985. – 351 с. 7. Никитин К.Е., Швиденко А.З. Методы и техника обработки лесоводственной информации. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 272 с. 8. Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Ч. 1. Организация лесоустройства. Полевые работы. //Федеральная служба лесного хозяйства России/ Согласовано с Минприроды России 23 декабря 1994 г.; Утверждено приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. – 175 с. 9. Василенко П.М., Погорелый Л.В. Основы научных исследований. – Киев, 1985. – 203 с. 10. Иванов В.В., Гноевой Н.В., Монастырская Г.В. Анализ, оценка и стимулирование эффективности научного потенциала. – Киев: Наукова думка, 1990. – 132 с. 11. Мальцев П.М., Емельянова Н.А. Основы научных исследований. – Киев, 1982. – 192 с. 12. Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. Ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002, - 480 с. – Стр. 64. 13. Справочник лесничего. Издание 2-е, исправл. и доп. – М.: Лесная промышленность, 1964. – 671 с.; (стр. 12 – 17). Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп.. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 784 с. 14. Словарь иностранных слов. – Изд. 19-е, стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 624 с. 15. Советский энциклопедический словарь. Изданье 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с. 16. Справочник лесничего /Под общ. ред. А.Н. Филипчука. Издание 7-е перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003. – 640 с.). 17. Мамаев, С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений (на примере семейства Pinaceae на Урале) /С.А. (Мамаев,.– М.: Наука, 1972. – 284 с.). 18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / С.И. Ожегов. Изд. 10-е, стереотипное. Под ред. Н.Ю Шведовой – М.: Советская энциклопедия, 1973 г. – 846 с. 19. Котов, М. М. Метод селекционной оценки сосны на ПЛСУ [Текст] / М.М. Котов. // Экспресс-информация «Лесоразведение и лесомелиорация». – М.: ЦБНТИлесхоз, 1981. Вып. 10. – 20 с. 20. Котов, М. М. Отбор сеянцев сосны для лесосеменных плантаций [Текст] / М.М. Котов. // Лесное хозяйство. – 1995. –№ 1. – С. 44 – 46. 21. Котов, М. М. Рекомендации по отбору сеянцев сосны для посадки на лесосеменные плантации [Текст] /М.М. Котов. – Йошкар-Ола: НТО леспрома и лесн. хоз-ва, 1987. – 13 с. 22. Плохинский, Н. А. Биометрия [Текст] /Н.А. Плохинский. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1961. – 364 с. 23. Правдин, Л. Ф. Закономерности внутривидовой изменчивости сосны (Pinus L.) и ели (Piceae A. Dietr.) [Текст] / Л.Ф. Правдин // Доклады ученых - участников Международного симпозиума по селекции, генетике и лесному семеноводству хвойных пород (г. Новосибирск, 19-25 июня 1972 г.).– Пушкино: ВНИИЛМ, 1972. – С. 16 – 25. 24. Снедекор, Дж.У.Статистические методы в применении исследованиям в сельском хозяйстве и биологи [Текст] / Дж.У. Снедекор. Перевод с англ. – М.: Изд-во с-х. лит., журн. и плакатов, 1961. – 503 с. 25. Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Селекционный потенциал плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. – Saarbrücken: LapLambertAcademicPublishingGmbH&co. KG. ISBN 978-3-8443-5608-3, 2011 – 402 c. 26. Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Морфометрия и физиология хвои плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. – 368 с. 26.Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Репродуктивный потенциал плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. – 586 с. 27. Бессчетнова Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Эффективность отбора плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2016. – 382 с.
Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол№ 8 от «10» _июля_ 2015 г.).
Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «10» _ июля_ 2015г.).
Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.
Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________ _35.04.01/2015/МК/Б2.О.01(У)_ на правах электронного учебно-методического издания.
Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 10.07.2015 г. личная подпись расшифровка подписи дата
Селекция, семеноводство УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.081 с.) |