Учебная практика: научно-исследовательская работа (получение первичных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная практика: научно-исследовательская работа (получение первичных навыков



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ)

Учебно-методические указания

для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело

Направленность программы (профиль) – Лесные культуры,

Селекция, семеноводство

Квалификация (степень) – магистр

 

Нижний Новгород - 2015


УДК: 630.

 

Учебная практика: научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы:Учебно-методические указания для контактной работы обучающихся по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело, направленность программы (профиль) Лесные культуры, селекция, семеноводство; квалификация (степень) – магистр[Электронный ресурс] / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА, 2015. –24 с.

 

Составители: профессор Бессчетнов В.П., доцент Бессчетнова Н.Н.

 

Учебно-методическиеуказания служат для методического обеспечения контактной работы обучающихся в рамках освоения ими программы практики Б2.О.01(У) Учебная практика: ознакомительная практика магистерской программы по направлению подготовки 35.04.1. Лесное дело, направленности (профилю) Лесные культуры, селекция, семеноводство. В пособии изложены базовые аспекты методологии и принципиальные основы организации и построения методов научных исследований и возможности их применения в лесном и лесопарковом хозяйстве. В нем рассмотрены наиболее часто употребляемые методические схемы и примеры их практической реализации, освещены особенности и порядок выполнения отдельных видов работ при реализации гистохимического анализа, определении пигментного состава и водоудерживающей способности листового аппарата, оценке регенерационной способности черенков и др. Оно включают в себя требования к результатам освоения программы практики, её тематический план, список рекомендуемой литературы. Методические указания адресованы студентам, магистрантам очного и заочного отделений сельскохозяйственных вузов, интересны также всем, кто занимается практической деятельностью и научными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2015 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 1 от «02» _сентября_ 2015 г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Методические указания зарегистрированы под учетным номером

_35.04.01/2015/МК/Б2.О.01(У)_ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 02.09.2015 г.

                                     личная подпись расшифровка подписи   дата

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2015 г.

Оглавление

    Стр.
  Методическая справка 4
  Глоссарий: термины, понятия, и определения 8
  Введение 11
  Организационная схема контактной работы обучающихся с преподавателем 14
  Тема 1.  Принципы и порядок осуществления организационных мероприятий при осуществлении лесокультурной деятельности, аспекты индивидуальных и личностных характеристик персонала учреждений лесного хозяйства, лесничеств, предприятий и организаций 14
  Тема 2.  Принципы организации и порядок осуществления научных исследований в сфере лесокультурной деятельности 15
  Тема 3.  Анализ и оценка эффективности хозяйственных мероприятий, осуществляемых хозяйствующими субъектами в сфере искусственного лесовосстановления и лесоразведения 16
  Тема 4.  Анализ состояния и оценка соответствия действующим нормативам и регламентам технических проектов, проектов организации и создания объектов лесокультурной деятельности 17
  Тема 5.  Анализ состояния и оценка соответствия действующим нормативам и регламентам реализуемых в учреждениях, предприятиях и организациях лесного и лесопаркового хозяйства систем управления 19
  Тема 6.  Способность анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах 20
  Литература 21

 


 

Методическая справка

 

Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело, направленности (профилю) подготовки Лесные культуры, селекция семеноводство и рабочей программой практикиБ2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практикана основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки Лесное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» июля 2017 г. № 667 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2017 N 47640) Указания служат для методического обеспечения проведения контактной работы (практических занятий) в рамках освоения программы практикиБ2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практика.

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.04.01 –Лесное дело практика Б2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практикавходит в обязательную часть блока Б2, Б2.О – обязательная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело.

Практика предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Магистр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при обучении по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело. Для качественного усвоения материала практики магистрант должен:

 

ЗНАТЬ:

- методы планирования и проведения исследований;

- методы сбора и интерпретации полученных данных и представления результатов исследования;

- пакеты статистической обработки данныхMicrosoftOfficeExcel;

- применение функций и зависимостей программного пакета MicrosoftOfficeExcel;

- методы и способы графического представления результатов исследований;

- методы исследований и сбора научных данных; уровни и виды исследований.

- принципы построения проектов создания искусственных насаждений в лесах и лесопарках;

- принципы рационального использования естественных и создания искусственных насаждений различного целевого направления и конструкций.

 

УМЕТЬ:

- планировать и проводить исследования;

- систематизировать и интерпретировать полученные данные;

- представлять результаты исследования в табличной форме;

- визуализировать результаты статистической обработки и представлять их в форме графиков зависимостей и диаграмм;

- решать практические задачи в области лесовозобновительных направлений лесного и лесопаркового хозяйства;

 

ВЛАДЕТЬ:

- методами современного математического анализа, включая дисперсионный, кореляционый и регрессионный анализ;

- методами систематизации, визуализации и представления результатов исследования.

- методами решения практические задачи в области лесовозобновительных направлений лесного и лесопаркового хозяйства.

В результате освоения практики Б2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практикау обучающегося формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции которые обеспечиваютполучение первичных навыков, совершенствование умений и опыта проведения научных исследований в области воспроизводства лесов, расширение сферы применения профессиональных умений и навыков выполнения научно-исследовательской работы, развитие и углубление опыта профессиональной деятельности в части научных исследований в области воспроизводства лесов (УК-1; УК-3; УК-4; УК-6; ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-9; ПК-10; ПК-11), а именно:

универсальные компетенции:

- получение первичных навыков, совершенствование умений и опыта проведения научных исследований в области воспроизводства лесов ();

- приобретение способности осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, закрепление и углубление навыков оценки актуальности темы исследования, совершенствование умения выполнять анализ состояния изученности вопроса исследования (УК-1);

- приобретение и первичных навыков организации научных исследований и приобретение и совершенствование способности организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели, закрепление и углубление навыков постановки целей и определения приоритетных направлений и задач исследования (УК-3);

- приобретение способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);

- приобретение способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6);

общепрофессиональные компетенции:

- приобретение способности анализировать современные проблемы науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности, (ОПК-1);

- приобретение способности разрабатывать и реализовывать новые эффективные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

- приобретение способности проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы (ОПК-4);

профессиональные компетенции:

- приобретение способности анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-9).

- приобретение способности разрабатывать программы и методики, определять методологию научных исследований, и разрабатывать методические схемынаучных исследованийлесных и урбо- экосистем (ПК-10);

- приобретение способности интерпретировать результаты научных исследований и представлять их в формах отчетов, рефератов, практических рекомендаций, публикаций и публичных обсуждений (ПК-11).

 

Объем практикисоставляет 3 зачетных единиц, 108академических часов. В их числе 72,2 часа, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, в числе которых предусмотрено:

- 70 часов аудиторной работы;

- 2 часа на контроль самостоятельной работы;

- 0,2 часа на зачет.

 

Самостоятельная работа составляет 35,8 часа.

 


Глоссарий: термины, понятия и определения

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта или мысленное выделение главного, самых существенных связей, при отвлечении от всех остальных. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

Анализ – это мысленное или практическое расчленение предмета исследования на составные части для более детального его изучения.

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - вариабельность живых организмов, которая включает разнообразие внутри вида, между видами и между экосистемами (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Вегетационный период – период года, когда возможны рост и развитие растений в данных климатических условиях (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Возобновление леса естественное – процесс непрерывной смены древесной растительности в лесных сообществах, а также процесс появления и развития леса в местах, где он был уничтожен в силу естественных или антропогенных причин. Выделяют вегетативное и семенное возобновление леса (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Гипотеза – это научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей. Если гипотезы как новые предположения выдвигаются на основе уже известных знаний, то это будут обоснованные предположения. Гипотетический метод (гипотеза) – это метод, который включает в себя разработку научной гипотезы на основе изучения физической химической или (и) иной сущности исследуемого явления или предмета с помощью описанных ранее способов познания и затем формирование гипотезы, составление расчетной схемы, алгоритма её изучения; анализ, разработку теоретических положений.

Дедукци я – это метод рассуждения от общих положений к конкретным частным выводам. Дедукция – это такая форма мышления, когда новое конкретное частное положение выводят логическим путем из предшествующих общих.

Зона лесорастительная – территория, характеризующаяся относительно однородными природно-климатическими и почвенными условиями, на которой произрастают исторически сложившиеся, относительно однородные растительные сообщества (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Индукция – это метод, с помощью которого рассуждения ведутся от частных фактов к обобщенным выводам. Индукция – это получение (выведение) общего правила из единичных (частных) суждений, в которых отображены единичные предметы и явления.

Конкретизация – это метод исследования, с помощью которого от абстрактного переходят к конкретному.

Лес – совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющие внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. В более широкой трактовке МЕТОД – это организованный подход к явлениям в природе и обществе, путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо процесса. Метод – это способ достижения цели.

Методика, в научных исследованиях, – это алгоритм или процедура для проведения каких-либо целенаправленных действий для достижения результата конкретных исследований, получения новых знаний об объектах, процессах и явлениях. Методика отличается от методологии конкретизацией приёмов и задач.

Методология – это учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук. Методология (от греч. Μεθοδολογία) – это учение о методах, способах и стратегиях исследования того или иного предмета, процесса или явления (предмета исследования вообще). Методология науки, в традиционном понимании, – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии, генетики селекции, лесоведения и других научных дисциплин.

Наблюдение – это тщательное (внимательное) изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения продуктивности лесов. Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений органами чувств и (или) с помощью измерительно-учитывающих инструментов, но без вмешательства со стороны исследователя в состояние объекта, процесса или явления.

Синтез – это объединение расчлененных и проанализированных частей в единое целое для более полных выводов и обобщений.

Эксперимент – это одна из сфер человеческой практики (деятельности), в которой проверяется (подвергается проверке) истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Эксперимент – это научно поставленный опыт, при котором явление вызывают искусственным путем или активно и направленно воздействуют на изучаемый объект и процессы.


Введение

 

Научно-исследовательская компетентность специалиста, является важным условием развития отрасли инновационного типа. В соответствии с этим целью учебно-методического пособия является повышение эффективности научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ) на основе эффективной организации поэтапного выполнения исследований начиная с постановки цели, разработки задач, проведения собственно исследований, до завершающего этапа – разработки отчетов, рекомендаций производству, внедрения последних в производство.

Значимость и актуальность научно-исследовательской работы магистров определяет ее долей в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Практика Б2.О.01(У)Учебная практика: ознакомительная практика входит в обязательную часть блока Б2, Б2.О – обязательная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело. Указанная практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Такой подход к формированию образовательной программы позволяет подготовить специалиста в области лесного хозяйства к решению, наряду с другими задачами профессиональной деятельности, следующих научно-исследовательских задач:

- выявление и формулирование актуальных научных проблем;

- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

- разработка методического аппарата научных исследований и анализа их результатов;

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

- подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.

 

Организацию прохождения учебной практики магистров осуществляет кафедра лесных культур ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА. Содержание учебной практики определяется заданием, подготовленным кафедрой.

Производственная практика магистров организуется на базе: Нижегородской ГСХА (Учебно-исследовательский и консалтинговый центр факультета лесного хозяйства; Учебно-опытный питомник кафедры лесных культур); лесных государственных и иных предприятиях и учреждений Нижегородской области и региональных подразделений федеральных учреждений, арендаторов лесных участков и др.; структурных подразделений Департамента лесного хозяйства Нижегородской области; ГАУ НО «Семеновский спецсемлесхоз»; филиал ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса по Нижегородской области» и др. 

За время прохождения практики необходимо провести исследование современного состояния вопроса, сформулировать цель, разработать задачи, программу и методику прикладных научных исследований, которые по специфике научных объектов (растения и их сообщества) в соответствии с учебным планом проводятся в вегетационный период второго и третьего семестра.

В широком спектре исследований, проводимых в лесном и лесопарковом хозяйстве, заметную роль играют разнообразные лабораторные методы анализа. Каждый из них обладает своей спецификой проведения опыта лабораторных условиях. Многолетний опыт выполнения различных испытаний позволяет нам с наименьшими затратами (материала, времени, препаратов) осуществлять эксперименты и выполнять разноплановые разработки. В основе любого исследования лежит методическая база, которая обеспечивает получение объективной информации. Согласно существующим представлениям метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний; метод – это программа построения и практического применения теории. При этом необходимо учитывать, что метод объединяет объективные и субъективные моменты познания. Метод объективен, так как в разрабатываемой теории с его помощью отражают действительность и её взаимосвязи. В соответствии с этим утверждением методы научных исследований организуют (выстраивают) таким образом, чтобы максимально снизить или исключить полностью субъективное влияние самого исследователя. В идеале метод должен быть абсолютно объективным и полностью лишенным субъективизма. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в качестве такового включает в себя его субъективные особенности. Метод реализуется в конечном итоге исследователем (субъектом исследования) и в этом смысле не может быть абсолютно избавлен от его субъективного влияния.

В лесном хозяйстве и в частности в лесной селекции и лесном семеноводстве часто приходится решать задачи, связанные с необходимостью практического применения специальных или, что тоже самое, конкретно-научных методов исследований. Лабораторные методы исследований относят к специальным или к конкретно-научным метода

 


Литература

1. Моисейченко В.Ф. Заверюха А.Х, Трифонова М.Ф. Основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве. – М.: Колос, 1994. – 383 с.

2. Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974. – 215 с.

3. Коптев В.В., Богомягких В.А., Трифонова М.Ф. Основы научных исследований и патентоведения. М.: Колос, 1993. – 144 с.

4. Трифонова М.Ф., Заика П.М., Устюжанин А.П. Основы научных исследований. М.: Колос, 1993. – 239 с.

5. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в агрономии [Текст] / В.Ф. Моисейченко, М.Ф. Трифонова. – М.: Колос, 1996. – 336 с.

6. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1985. – 351 с.

7. Никитин К.Е., Швиденко А.З. Методы и техника обработки лесоводственной информации. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 272 с.

8. Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Ч. 1. Организация лесоустройства. Полевые работы. //Федеральная служба лесного хозяйства России/ Согласовано с Минприроды России 23 декабря 1994 г.; Утверждено приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. – 175 с.

9. Василенко П.М., Погорелый Л.В. Основы научных исследований. – Киев, 1985. – 203 с.

10. Иванов В.В., Гноевой Н.В., Монастырская Г.В. Анализ, оценка и стимулирование эффективности научного потенциала. – Киев: Наукова думка, 1990. – 132 с.

11. Мальцев П.М., Емельянова Н.А. Основы научных исследований. – Киев, 1982. – 192 с.

12. Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. Ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002, - 480 с. – Стр. 64.

13. Справочник лесничего. Издание 2-е, исправл. и доп. – М.: Лесная промышленность, 1964. – 671 с.; (стр. 12 – 17). Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп.. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 784 с.

14. Словарь иностранных слов. – Изд. 19-е, стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 624 с.

15. Советский энциклопедический словарь. Изданье 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.

16. Справочник лесничего /Под общ. ред. А.Н. Филипчука. Издание 7-е перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003. – 640 с.).

17. Мамаев, С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений (на примере семейства Pinaceae на Урале) /С.А. (Мамаев,.– М.: Наука, 1972. – 284 с.).

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / С.И. Ожегов. Изд. 10-е, стереотипное. Под ред. Н.Ю Шведовой – М.: Советская энциклопедия, 1973 г. – 846 с.

19. Котов, М. М. Метод селекционной оценки сосны на ПЛСУ [Текст] / М.М. Котов. // Экспресс-информация «Лесоразведение и лесомелиорация». – М.: ЦБНТИлесхоз, 1981. Вып. 10. – 20 с.

20. Котов, М. М. Отбор сеянцев сосны для лесосеменных плантаций [Текст] / М.М. Котов. // Лесное хозяйство. – 1995. –№ 1. – С. 44 – 46.

21. Котов, М. М. Рекомендации по отбору сеянцев сосны для посадки на лесосеменные плантации [Текст] /М.М. Котов. – Йошкар-Ола: НТО леспрома и лесн. хоз-ва, 1987. – 13 с.

22. Плохинский, Н. А. Биометрия [Текст] /Н.А. Плохинский. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1961. – 364 с.

23. Правдин, Л. Ф. Закономерности внутривидовой изменчивости сосны (Pinus L.) и ели (Piceae A. Dietr.) [Текст] / Л.Ф. Правдин // Доклады ученых - участников Международного симпозиума по селекции, генетике и лесному семеноводству хвойных пород (г. Новосибирск, 19-25 июня 1972 г.).– Пушкино: ВНИИЛМ, 1972. – С. 16 – 25.

24. Снедекор, Дж.У.Статистические методы в применении исследованиям в сельском хозяйстве и биологи [Текст] / Дж.У. Снедекор. Перевод с англ. – М.: Изд-во с-х. лит., журн. и плакатов, 1961. – 503 с.

25. Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Селекционный потенциал плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. – Saarbrücken: LapLambertAcademicPublishingGmbH&co. KG. ISBN 978-3-8443-5608-3, 2011 – 402 c.

26. Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Морфометрия и физиология хвои плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. – 368 с.

26.Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Репродуктивный потенциал плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. – 586 с.

27. Бессчетнова Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris L.). Эффективность отбора плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2016. – 382 с.

 


 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол№ 8 от «10» _июля_ 2015 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «10» _ июля_ 2015г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________

_35.04.01/2015/МК/Б2.О.01(У)_ на правах электронного учебно-методического издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 10.07.2015 г.

                                     личная подпись расшифровка подписи   дата

 


 

 

Селекция, семеноводство

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.081 с.)