Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя

Поиск

Ребята, как вы думаете, что такое счастье?

(Предполагаемые ответы:

– Счастье – когда тебя понимают близкие люди.

– Счастье – когда ты и родные тебе люди не болеют.

– Счастье – когда тебя любят.

– Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты...)

А что значит быть счастливым?

(– Любить и быть любимым...

– Не бояться нарушить общепринятые нормы морали, сковывающие искренние и чистые чувства. Этот страх сделал героев рассказа А.П.Чехова «О любви» глубоко несчастными людьми, живущими без тепла и радости.)

Итак, счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым, несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое влюблённых или и во взаимном чувстве может быть что-то, что мешает героям, тревожит их, омрачает их радость. Но прежде чем мы обратимся к анализу рассказа, прослушаем небольшое сообщение вашего товарища о И.А.Бунине.

А теперь давайте посмотрим, как в рассказе «Кавказ» отражается понимание Буниным сущности любви, счастливы ли герои рассказа?

4. Беседа по рассказу «Кавказ».

  • Какой теме посвящён рассказ? От чьего лица ведётся повествование? (Рассказ посвящён теме любви. Повествование ведётся от первого лица. Этим достигается достоверность, искренность рассказа. Мы узнаём историю от одного из участников)
  • Какова интонация произведения? Какова её роль? Какие детали помогают нам понять это? Найдите и назовите эти детали. (Интонация рассказа проста, лишена острого драматизма. Порой спокойна. Такая интонация возникает потому, что речь идёт о прошлом, о делах минувших. Однако на протяжении всего рассказа мы чувствуем скрытое напряжение, драматизм происходящего. Это чувствуется в подтексте: «воровски остановился», «жил томительно, затворником», «голос у неё срывался», «...по вокзалу, по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто», «...тёмный, отвратительный вечер», «...я похолодел от страха», «... ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку», «...жалостно улыбнулась», «ложилась на тахту,.. и плакала: ещё две – три недели и опять Москва»...)
  • Как автором создаётся образ пространства, в котором живут его герои? (Пространство создаётся благодаря описанию пейзажа за окном вагона, когда мы вместе с героями видим выжженную солнцем равнину, широкие степные дороги, арбы, с впряжёнными в них волами (это характерно только для юга), мелькание железнодорожных будок, призраки гор на горизонте – всё это создаёт ощущение движения).
  • Кроме ощущения движения поезда, что ещё чувствуем мы благодаря мастерству И.А.Бунина? (Мы слышим запах мыла, одеколона, ощущаем духоту людного вагона.)
  • Какое время отражено писателем? Найдите приметы времени в тексте. ( Это время рубежа XIX – XX веков.Приметы времени находим в деталях: «вуалька» героини, арбы, извозчичьи пролётки, «черкешенки в чёрных, длинных до земли одеждах... с закутанными во что-то чёрное головами).
  • Базар – обязательный элемент жизни народов Востока. Зачитайте описание базара в рассказе. (Описание базара прочитываетсявслух ). – В чём проявляется мастерство писателя в этом описании? (Всего в нескольких строках Бунину удаётся передать экзотичность южного базара: мы слышим разноязыкие голоса многолюдной толпы, видим черкешенок в национальной одежде, ощущаем зной жаркого дня, чувствуем запах горящего кизяка...)
  • Какую роль играют картины природы в повествовании Вывод: описание сумрачной московской осени контрастирует с описанием южной природы. И именно в этой части рассказа мы сильнее чувствуем тревогу героев.

Природа Кавказа, её описание занимает значительную часть рассказа. Мы видим один день в череде таких же счастливых дней героев: раннее утро, знойный полдень, жаркий день, удивительный закат, тёплые непроглядные ночи. Южный пейзаж соответствует настроению героев. Но в то же время автор даёт нам понять, что они здесь ненадолго, что любовь, покой и красота – недостижимый для героев идеал: «...ещё две – три недели – и опять Москва».

  • Словоучителя. – Действительно, И.А.Бунин считал для себя важным «найти звук» для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой «звук» мог явиться истоком рассказа «Кавказ»?

(Это звук, доносившийся из духана: «глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни»).

На этом этапе урока можно прослушать мелодию, подобную той, о которой мы читаем в рассказе И.А.Бунина.

Слово учителя.

– Как мы можем охарактеризовать супруга героини рассказа?

( Это русский офицер, превыше всего он ценит честь, честь мужа и офицера. Он любит жену и и не может вынести унижения своего достоинства. Он убивает себя, потому что не сможет жить с позором на своём имени. Чистое бельё, которое он надевает, тревожный знак. Но это не только свидетельство близкой трагической развязки, но и деталь, характеризующая героя. Он обдумал каждую деталь своего ухода, взвесил и продумал своё решение. Его постановочный уход из жизни – это ещё и наказание супруги, которой предстоит жить с этой трагедией. Она не сможет быть счастлива никогда.)

Итог урока.

(Предполагается, что учащиеся подведут его сами)

1) как решается Буниным проблема счастья?

2)в чём проявляется мастерство Бунина – рассказчика в сравнении творчества писателя с творчеством художника?

1) Итак, вначале урока мы определили тему рассказа И.А. Бунина «Кавказ» – тема любви. Попытались понять, что такое счастье и что значит быть счастливым... Мы увидели, что герои Бунина, в отличие от чеховских, пытаются быть счастливыми, несмотря ни на что. Но их счастье кратковременно, а воспоминания о нём обязательно будут вызывать горечь и душевную боль. Любовь не выдерживает испытания жизнью – вот печальный итог рассказа.

2) Анализируя рассказ, мы не только зрительно представили образы бунинских героев, увидели неповторимую красоту кавказской природы, почувствовали духоту людного вагона, запахи восточного базара, тоску московского ненастья. Мы услышали звуки, которыми писатель наполнил свой рассказ. И именно звук стал для него ведущим при создании этого шедевра. Прекрасные полотна русских живописцев приковывают наше внимание, восхищают нас богатством красок и мастерством художника. Но всё же это лишь зрительное восприятие. Мастерство Бунина – художника слова помогло нам и увидеть, и услышать, и почувствовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.006 с.)