Глава 1. Зарождение Саратовского авиазавода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Зарождение Саратовского авиазавода



Предшественник авиазавода на саратовской земле

«Фашисты САЗ бомбили, не сломили,

Но вот настал тяжелый год.

Пришли «спасители», продали, развалили.

Прости, прощай наш АВИАЗАВОД»

Автор неизвестен

Многие уже не знают, что на месте Саратовского авиационного завода изначально существовал Волжский сталелитейный завод, открывшийся в 1898 году[9]. Завод имел свою нефтекачку и водокачку, электростанцию и железнодорожную ветку, больницу на 20 мест. В 1900 году при заводе был освящен Петропавловский храм. Церковь деревянная, обложенная камнем, как и колокольня. Построена она служащими и рабочими завода[10]. Проработал завод до 1905 года, после чего закрылся и был продан купцу С.И.Колобанову. Тот в свою очередь распродал имущество завода. В 1921 году на этой территории стали строить завод «Звезда» по выпуску сложных молотилок.

Здание Петропавловской церкви в 1929 году отвели под красный уголок и столовую[11]. Здание было цело до 1990-х годов – в нем располагалась мастерская, где делали формы для литейки. В самом начале строительства решено было заменить назначение на завод комбайнов. В начале 1930-х годов XX века он был построен.

 Впоследствии завод по производству комбайнов перепрофилировали на выпуск самолетов из-за угрозы нападения фашистов, так он стал Саратовским авиационным заводом[12]. 

§ 2. Начало саратовского авиазавода

В 1938 году взлетел первый самолет Р-10, обладавший огромной для того времени скоростью 370 км/ч, использовавшийся как самолет-разведчик[13]. Всего было изготовлено 135 подобных самолетов[14]. К октябрю 1940 года заводу пришлось освоить выпуск первого боевого истребителя Як-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество с Конструкторским бюро А.С.Яковлева.

История Саратовского авиазавода началась с Волжского сталелитейного завода, который в дальнейшем был распродан и перестроен в завод комбайнов. Завод комбайнов в свою очередь из-за угрозы приближения фашизма к СССР был перепрофилирован под производство самолётов.

Глава 2. САЗ в годы Великой Отечественной войны

Инициативы заводчан

26 июня директор завода И.С. Левин издал приказ. Смысл его заключался в том, что, в связи с уходом значительной части рабочих, необходимо без промедления широко развернуть вербовку на завод всех работоспособных членов семей, их знакомых и вообще всех желающих помочь Красной армии здесь, в тылу. Особое внимание в приказе уделялось необходимости привлечения на завод женщин, которые смогли бы заменить ушедших на фронт отцов, мужей и братьев[15].

Неоценимую помощь фронту оказывали своим самоотверженным трудом женщины. Заменив ушедших на фронт, они показывали подлинные образцы трудового героизма. Жены красноармейцев А.Крайнова, Е.Осипова, А.Клюева работали каждая за двоих[16].

В связи с приходом большого количества новых рабочих (домохозяек, подростков) в цехах дополнительно организовывались стахановские школы. Создавались также стахановские школы повышенного типа. В них под руководством наиболее опытных инженеров и техников обучались передовики производства, выполнявшие нормы на 200 и более процентов. Таким образом, обеспечивался процесс непрерывного технического роста.

В соответствии с постановлением ГОКО на заводе под руководством райвоенкомата проводилось военное обучение. Были созданы подразделения в соответствии с военными уставами. Обучение проводилось строго по программе, в нерабочее время.

Следующей инициативой было сбор средств на строительство эскадрильи самолетов. Авиастроители отчисляли 4-5-8-дневный заработок, перечисляли компенсацию за неиспользованный отпуск, вносили облигации государственных займов и наличные деньги.

Коллектив слесарно-сварочного цеха в своем решении, опубликованном в газете «Заводская правда», писал: «Самолеты, построенные на наши трудовые сбережения, будут сбрасывать на головы фашистских людоедов боевые патроны и снаряды, начиненные не только взрывчаткой, но и всеуничтожающим народным гневом. Этот гнев будет нашей местью за разрушенные города и села, за смерть советских людей»[17].

Так, коллектив завода постоянно выдвигал какие-то инициативы, помогающие в эти грозные годы фронту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.004 с.)