Расцвет конструктивизма и его последователи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расцвет конструктивизма и его последователи



Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.


Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru


Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

 

 

                         


Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com


Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com


Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.


Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Противники нового течения

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса – московский архитектор Иван Жолтовский.


Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с сайта: http://poznamka.ru


Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре, создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.


Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru


Дом
-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru

 

 

Конструктивизм - единственный стиль в архитектуре 20 века, придуманный в России. Он зародился в 1920-х годах, когда Советская страна начала восстанавливаться после революций и гражданской войны. В условиях бурного роста городов, развития промышленности, появились противоречия со старым укладом жизни. Архитекторы-конструктивисты были уверены в необходимости рационального плана, использования новейших строительных материалов и конструкций, «полезности» вещи. Архитекторы-конструктивисты считали, что в создание образа сооружения должны быть включены все элементы, даже вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители. И, конечно же, проектировать всё это должен архитектор. Конструктивизм стремился смягчить социальные контрасты, решить жилищные проблемы простых советских людей, обеспечить комфортные жилищные условия населению. В 20-х годах архитекторы начали разрабатывать новые жилые комплексы, классификацию улиц, сети городских магистралей, проектировать районы. 1.   2.  

Появление конструктивизма как самостоятельного течения искусства относится к 1921 г. В Европу же термин «конструктивизм» попал в 1922 году, скорее всего, благодаря Лисицкому. В 1921 г. в ИНХУКе (институте художественной культуры) была создана рабочая группа конструктивистов (А. Ган, К. Медунецкий, A. Родченко, К. Иогансон, В. и Г. Стенберги, B. Степанова), теоретиком которой был А. Ган, изложивший свои взгляды в книге "Конструктивизм" (1922).

В программе этой рабочей группы, написанной А. Ганом и утвержденной на заседании группы 1 апреля 1921 г., провозглашалось, что "...группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей". Члены рабочей группы поставили задачу перехода от экспериментов к практике, к реальности. Тектоника, конструкция и фактура стали основными средствами выражения материальных сооружений. Группа объявляла "непримиримую войну искусству вообще", утверждая "непреемственность художественной культуры для коммунистических форм конструктивистических сооружений».

Новое искусство должно было стать производственным искусством, которое бы создало нового, гармоничного человека, пользующегося удобными вещами, живущем в благоустроенном городе. Им казалось, что пролетариат отвергнет все "бесполезные" предметы, в том числе и произведения искусства, что ему будут необходимы только полезные вещи.

"Пролетарии, взяв власть в свои руки, будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены механически подвешенными картинами, а окрашивать эти стены; не фотографировать в красках изящные костюмы, а производить их в мастерской. Города и железные дороги, сады и виадуки, жилища и костюмы - все будет насквозь пронизано творческой волей, рычагом электричества и железобетона, пересоздающей мир. Вместо каменных коробок - домов - чудеса из стекла и расцвеченной стали; вместо серенькой пошлости сюртуков и юбок - сверкающие солнечные материи; вместо невыносимого однообразия стен и таких же невыносимых потуг стилизаторов-реакционеров - монументальная выразительность окрашенных плоскостей; вместо метафизики роденовских статуй - конструктивно-скульптурные формы мебели"

Б. Арбатов, идеолог производственного искусства
«На путях к пролетарскому искусству», 1922 год

Отказ от старых художественных форм был связан в первые послереволюционные годы с тем, что эстетика конструктивизма формировалась в условиях перехода от военного коммунизма к НЭПу.
НЭП еще больше обострил проблему эстетического идеала различных социальных слоев. Показной роскоши нэпманов рабочие противопоставили сознательно культивируемый аскетизм в одежде, в обстановке быта, в оформлении учреждений. Аскетизм стал в этих условиях этической нормой для правящего класса страны - пролетариата.
Эстетика не замедлила откликнуться на это. Художники искренне пытались создать искусство и материальное окружение человека, связанное с новыми этическими нормами. Конструктивисты противопоставляли полезные вещи произведениям искусства, в которых они видели предметы роскоши и напрасно затраченный труд. Простота форм ассоциировалась с демократичностью и как бы олицетворяла новые отношения между людьми.

Трансформация и многофункциональность Художники-конструктивисты увлекались трансформирующимися элементами оборудования. Они проектировали различные складные, трансформирующиеся и многофункциональные изделия - свертываемые торговые лотки-киоски, разборное оборудование выставочных помещений, комбинированные столы-диваны, трансформируемые кресла-кровати для транспорта (самолёта, автобуса), стандартную разборную и складную мебель для кинотеатров и клубов, шкаф-стол, откидную кровать, разборную автобусную остановку, откидные полки, раздвижные шкафы, развертываемую кинопередвижку, трансформирующееся оборудование клубных, торговых и других помещений. Проекты такого трансформируемого оборудования делали А. Ган, А. Лавинский, Е. Семенова и др. Однако наибольший вклад в разработку приемов "конструирования" такого оборудования внес А. Родченко; он внедрял эти приемы на руководимом им металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа.  

Архитектурные школы

 

Центрами формирования конструктивизма в СССР принято считать архитектурную группу студентов ВХУТЕМАСе (1924), выпускников МИГИ (1924) и МВТУ (1925-1926). Первый выпуск архитекторов ВХУТЕМАСа в 1922 г. (всего четыре человека: Г. Гольц, В. Калашников, Н. Колли и Б. Сидоров) состоял из тех, кто завершал свое образование, прерванное гражданской войной. Только начиная с 1925-1926 гг. ВХУТЕМАС и МВТУ стали выпускать архитекторов - в полном смысле слова воспитанников советской высшей школы, которые начинали и заканчивали свое профессиональное образование в новых вузах.
Первый выпуск архитекторов МИГИ почти целиком состоял из людей, прошедших весь курс обучения уже в советской высшей школе.
Инженерный уклон образования и в МИГИ, и в МВТУ определил творческую ориентацию студентов этого вуза: в вопросах формообразования их привлекало подчеркивание функционально-конструктивных проблем. Подчеркнутый рационализм и стремление освоить новые инженерные формы видны и в дипломных проектах 1924 г. - в Музее Красной Москвы.

 

Дома-коммуны

Далеко не все проекты архитекторов-конструктивистов шли на ура. Зачастую разработки были не только не комфортны, но и невыполнимы в материале. Самый распространённый пример – «дома-коммуны», которые были непригодны для жилья.
Дома-коммуны были призваны стать жилищами нового типа. Они создавались во времена, когда общество было увлечено идеями равенства и свободы. Дома-коммуны олицетворяли очаг счастливой жизни.
В таких домах предполагалось объединить жилые помещения с зонами общественного обслуживания: столовыми, библиотеками, спортивными залами, прачечными, детскими садами и т.д. Авторы этих проектов также хотели освободить женщину от домашнего труда и создать должные условия для социалистического переустройства быта.
Все мечтали об исчезновении частной собственности, о жизни вместе и поровну. Эти стремления не обошли стороной архитекторов-конструктивистов. На волне этих настроений и начали строить специальные дома-коммуны. Но почти все такие эксперименты провалились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.01 с.)