Методика обследования заикания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обследования заикания



Краткая аннотация: подростковый возраст предполагает перестройку всего организма, что влечет за собой изменение психологического статуса, формирования новых видов общения. В этом возрасте достаточно часто наблюдаются рецидивы заикания, которые сопровождаются фиксацией на речи или страхом речи. Наличие подобного явления усугубляет тяжесть нарушения, снижает динамику коррекции и в значительной мере затрудняет социализацию подростка.

Цель: выявление наличия заикания, определение его характера и степени тяжести.

Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов.

Выявление наличия заикания, его характера и тяжести проявления проводится в процессе общения с ребенком и обследования других сторон речи.

В качестве специфических приемов можно выделить: отраженно-сопряженное проговаривание, чтение стихов, проговаривание автоматизированных рядов(например, счет до десяти, перечисление дней недели и проч.).

Оцениваются следующие показатели:

· наличие пароксизмов заикания, их степень выраженности, локализация;

· тип дыхания и особенности речевого выдоха;

· наличиестраха речи, перечень ситуаций, в которых он проявляется;

· отношение к собственному нарушению.

Методика обследования языковой и метаязыковой способностей.

Краткая аннотация: языковое образование школьников на основной ступени предполагает опору на их речевой опыт и способность к теоретическому осмыслению и преобразованию лингвистического материала. Основные затруднения в развитии языковой личности подростка с нарушениями речи концентрируются в трудностях оперирования языковыми средствами при понимании и продуцировании развернутых высказываний; устойчивости дефицита метаязыковой деятельности; проблемах использования чтения для решения коммуникативных и когнитивных задач; трудностях овладения грамотным письмом.

Цель: оценка состояния основных компонентов языковой и метаязыковой способностей, лежащих в основе освоения лингвистических знаний и прикладных речеязыковых умений.

Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов.

Оценка уровня сформированности компонентов языковой и метаязыковой способностей производится по результатам выполнения специально разработанных заданий.

Примерами заданий такого рода могут служить: обобщение языкового материала (на примере фонетических, лексических, грамматических единиц), выбор и сравнение языковых единиц, распределение языковых единиц по группам; структурный и/ или семантический анализ языковых единиц с опорой на схемы, модели и без них; синтез языковых единиц различных уровней; толкование значений слов (изолированных и в контексте) и др.

Языковой материал подбирается с учетом возможного высокого потенциала развития оцениваемых способностей у детей данного возраста.

Оцениваются следующие показатели:

-способность к оперированию языковыми единицами (владение операциями обобщения, выбора, категоризации и др.);

- сформированность умений языкового анализа и синтеза фонемного, слогового, синтаксического, семантического);

- умение семантизации языковых единиц.

 

Примерная форма речевой карты

Речевая карта

Дата обследования ___________________________________

Фамилия ____________________________________________

Имя ________________________________________________

Отчество _____________________________________________

Возраст (г.р.) ____________________________________________________

Родной язык (наличие двуязычия в семье) _____________

Сведения о родителях:

мать __________________________

отец ____________________

Домашний адрес ___________________________________________

Телефон ___________________________________________________

Обучается в настоящее время­­­­__ _______________

Заключение ПМПК_________________________

Где обучался (кем направлен)_________

Личностные особенности ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности коммуникативного поведения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние связной речи

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень сформированности лексическойсистемы (объем, структура)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития грамматического строя

Состояние звуковой стороны речи: тяжелая степень недоразвития

Звукопроизношение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фонематическое восприятие

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слоговая структура слова

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Просодическая сторона речи

_____________________________________________________________________________

 

Особенности строения и двигательные функции артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чтение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.008 с.)