Финансовая политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика государства



Термин «финансы» (франц. finance от лат. financia), означавший денежный платеж, был впервые использован в Италии в XIII-XV веках в условиях налаживания регулярного товарно-денежного обмена и формирования новых механизмов мобилизации ресурсов, необходимых для функционирования государства. В настоящее время под понятием финансы понимается часть денежных отношений, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также сами денежные средства. Финансовая сфера охватывает формирование денежных доходов и расходов всех субъектов экономики, процессы образования и использования их фондов денежных средств. В соответствии с принятой в мировой практике классификацией в системе финансовых отношений выделяются три области - финансы предпринимательства (бизнеса), финансы домохозяйств (населения и некоммерческих организаций) и государственные финансы.

Государственные финансовые ресурсы образуются за счет взимания налогов, таможенных сборов, пошлин, специальных платежей, продажи государственного имущества, поступлений от приватизации государственной собственности, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных ценных бумаг, продажи государственных пакетов акций, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств на основе внешнего и внутреннего заимствования, использование резервных и страховых фондов.

Значительная доля первичных денежных доходов до своего использования подвергается сложным процессам перераспределения, в основном через систему государственных финансов. В странах с развитой рыночной экономикой доля перераспределяемых доходов составляет от 27% ВНП (в Швейцарии) до 45-50% ВНП (в ФРГ, Голландии). Основными элементами государственных финансов являются бюджет и специальные целевые внебюджетные фонды, используемые в социальном страховании и социальном обеспечении. Последние могут формироваться как в системе государственных финансов, так и в частном секторе. Средствами, консолидируемыми в бюджет, распоряжаются представительные органы, а средствами внебюджетных фондов - исполнительные или специальные органы.

Воздействие государственных финансов на социально-экономические процессы в обществе зависит во многом от правильно выработанной финансовой политики государства.

Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы.

Основная задача финансовой политикизаключается в достижении макроэконо­мического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Информационной базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективного использования финансовых ресурсов является сводный баланс финансовых ресурсов государства. Целью разработки баланса является определения объемов финансовых ресурсов государства на прогнозный период, возможностей использования их для финансирования экономических и социальных программ развития, а также установление оптимальных направлений их распределения и использования.

 

 

По функциональному назначению расходы финансовых ресурсов государства можно объединить в пять групп:

1. Финансирование государственных услуг общего назначения (затраты на государственное управление; содержание законодательных, исполнительных и судебных органов; международную деятельность, национальную оборону, обеспечение общественного порядка и безопасности и т.п.);

2. Финансирование производства общественных товаров (затраты на науку, образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную защиту и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.п.);

3. Финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью (расходы на развитие областей материального производства; на повышение эффективности хозяйственной деятельности, осуществление структурных преобразований в экономике, создание условий экономического роста, на реализацию целевых комплексных программ и т.п.);

4. Расходы государственных целевых фондов.

5. Другие расходы (выплаты процентов и затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, созданием резервных фондов, трансферты общего характера и т.п.).

Неэффективная государственная финансовая политика приводит к появлению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

 

 

Бюджетная политика

Термин «бюджет» используется для характеристики трех взаимосвязанных объектов. Во-первых, под бюджетом понимаются финансовые отношения, основное звено системы государственных финансов. Во-вторых, данным термином обозначается финансовый документ, имеющий силу закона - план формирования денежных доходов государства, направлений и объемов их расходования. В третьих, понятие бюджет часто используется для характеристики государственных централизованных финансовых ресурсов – бюджетного фонда.

 

       Бюджетная система по своей структуре имеет многоуровневый характер. В унитарных государствах она, как правило, включает государственный бюджет, на который приходится до 70% всех государственных финансовых ресурсов, и местные бюджеты, аккумулирующие до З0% государственных денежных средств. В федеративных государствах - США, ФРГ, России - бюджетная система состоит из трех уровней - федерального бюджета (45-60% финансовых ресурсов государства), бюджетов членов Федерации - штатов, земель, республик, областей - и местных (муниципальных) бюджетов. На любом из них бюджет представляет собой роспись всех доходов и расходов, за которые отвечают органы власти данного уровня. Расходы федерального бюджета могут в ряде случаев пополнять доходную часть бюджетов более низкого уровня в форме субсидий – помощи, предоставляемой из средств бюджета - и субвенций – целевого финансирования расходов (в случае не использования или нарушения принципа целевого использования эти средства подлежат возврату выдавшим ее органам). В целом государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты обеспечиваются собственными, закрепленными в законодательном порядке источниками доходов и имеют относительно самостоятельный характер.

    Основу доходов, поступающих в систему государственных финансов, образуют произведенный национальный доход и трансферты прибылей транснациональных корпораций - репатриация части доходов, полученных ими за рубежом. Основные формы поступления этих средств государству - это налоги и неналоговые поступления. Последние включают неналоговые платежи юридических и физических лиц (пени, штрафы, сборы), доходы государства от собственности и предпринимательства и государственные займы.

Государственный бюджет играет важную роль в общественном перераспределении ресурсов и является главным звеном государственной финансовой систем.

Государственный бюджет это годовой план государственных затрат и источников их финансового покрытия.

Бюджет составляется согласно бюджетной классификации.

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального группирования доходов и затрат бюджета по однородным признакам. Она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, определить характер регулирующих действий государства по поиску доходных источников и направлений использования полученных средств.

Функции бюджета:

1. Фискальная ( состоит в финансовом обеспечении выполнения государством его основных функций). При выполнении этой функции необходимо помнить, что госбюджет рассматривается не только как смета поступлений и затрат, но прежде всего – как способ обеспечения макроэкономического сбалансирования и экономического роста, финансовый план.

2. Регулирующая (изъятие части общественного продукта в виде налогов и неналоговых поступлений в бюджет позволяет корректировать использование этого продукта, воздействуя на объемы совокупного спроса и пропорцию между потреблением и накоплениями в экономике).

На этапе спада затраты бюджета увеличиваются, компенсируя потерю части общественного спроса, что оживляет экономику, но ухудшает баланс бюджета. На этапе экономического подъема рост налоговых поступлений улучшает баланс бюджета.

3. Стратегическая ( определяется структурой государственного потребления и государственных инвестиций и реализуется через влияние государства на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов внутри страны в соответствии с установленными приоритетами).

4. Стимулирующая ( состоит во влиянии мер бюджетной политики на активизацию экономических процессов).

Основные стратегические направления бюджетной политики:

- обеспечение полного и своевременного исполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

- устранение дестимулирующих элементов и усиление стимулирующих функций бюджетной политики;

- уменьшение долговой нагрузки на экономику.

Основные этапы бюджетного процесса:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение бюджета;

- утверждение бюджета;

- выполнение бюджета;

- составление, рассмотрение и утверждение отчета о выполнение бюджета.

Недостаточное поступление финансовых средств через традиционные каналы их мобилизации при высоком уровне бюджетных расходов заставляет государство прибегать к займам. Возможны два варианта их размещения. Первый - получение кредита центрального банка, в ряде случаев предоставляемого на основе дополнительной эмиссии кредитных денег и вызывающего повышение уровня инфляции. По существу, это становится дополнительным налогом на всех держателей денег, вызывающим серьезные изменения в характере и направлении действий всех субъектов рынка. Второй вариант - выпуск и размещение государственных долговых ценных бумаг среди населения и предпринимательских структур, в первую очередь - коммерческих банков. Осуществлять такой выпуск облигаций от имени государства могут центральное правительство и правительства субъектов федерации, в некоторых случаях - предприятия и учреждения, имеющие государственные гарантии.

 

Более 70% процентов общих расходов государственных финансов в мировой практике приходится на бюджеты различных уровней, около 30% - на специальные

 

целевые фонды. Федеральные бюджеты в основном несут тяжесть расходов на общегосударственные цели - содержание центральных органов государственного управления и правопорядка, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, финансирование части расходов на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве (преимущественно - в сфере инфраструктуры) и осуществление внешнеэкономической деятельности, поддержание учреждений науки, культуры, здравоохранения, образования (даже в тех странах, где оно является платным), обслуживание государственного внешнего и внутреннего долга. В связи с масштабностью этих задач удельный вес централизованных расходов в федеральных и унитарных государствах составляет от 40 до 70%. Расходы бюджетов более низкого уровня в большей степени сосредоточены на финансировании нужд регионального и местного значения. Большая часть их затрат сосредоточена на обеспечении деятельности региональных органов власти и правопорядка, развитии жилищно-коммунального, городского, дорожного хозяйств, финансировании городских учреждений здравоохранения, культуры, науки и образования регионального подчинения.

    Современная бюджетная система экономически развитых стран имеет многоуровневый характер как в отношении государственных расходов, так и в плане поступления налогов. За бюджетом каждого уровня в правовом порядке закрепляются поступления определенных видов налогов и сборов, обеспечивающих финансирование государственных расходов данного бюджетного уровня.

 

Завершая освещение инструментария и потенциальных возможностей использования государственных финансов, ключевым звеном которых является государственный бюджет, необходимо остановиться на некоторых недостатках, внутренне присущих бюджетно-финансовым методам регулирования экономических процессов.

 

Во-первых, будучи высокоэффективным средством структурной и социальной политики, бюджетное финансирование является менее действенным в области конъюнктурного антициклического регулирования. Точнее говоря, имея глубокий, основательный характер, последствия бюджетной политики проявляются в более отдаленном временном периоде.

 

Во-вторых, бюджетные средства, выделяемые преимущественно в порядке прямого финансирования, не всегда достигают намеченных целей, могут расходоваться не по назначению либо с низкой экономической эффективностью. Этих негативных моментов частично можно избежать, если существует отлаженный механизм использования бюджетных средств и контроля за их расходованием, но полностью устранить их невозможно.

 

В-третьих, государственное финансовое регулирование всегда предполагает перераспределение доходов субъектов рыночных отношений, что чревато созданием дополнительных трудностей для эффективно функционирующих предприятий и снижением стимулов деловой активности.

 

В-четвертых, стремление оживить деловую активность только при помощи дополнительных государственных расходов обусловливает опасность роста дефицита государственного бюджета, увеличения внутреннего долга и повышения темпов инфляции, способно привести к серьезным затруднениям в функционировании самой финансовой системы.

 

Действенность государственной финансовой политики определяется ее содержанием, конкретными направлениями и способами мобилизации и расходования бюджетных средств. На принятие решений в области государственных финансов оказывают влияние экономическая ситуация в национальном хозяйстве, интересы различных социальных групп, политическая ситуация в обществе, острота кризисных явлений. Эффективность использования финансовых инструментов государством во многом зависит от их дополнения методами денежно-кредитного и административно-правового регулирования.

 

 

Налоговое регулирование

Особая роль в государственном регулировании принадлежит налоговой политике. До 90% поступлений в государственные финансы в странах с рыночной экономикой обеспечивают налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, безвозмездно взимаемые государством в установленном законом порядке в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Другим источником средств, поступающих в государственные финансы в странах рыночной экономики, являются доходы государства от собственности и предпринимательства. Как правило, государственная собственность бывает представлена не только предприятиями, находящимися в прямом административном подчинении и управляемых директивными методами, но в значительной мере - долей государства в капитале крупных акционерных предприятий промышленности, банков и страховых компаний. Как и другие акционеры, государство может реализовать свое право собственности как в участии через своих представителей в управлении ее объектами, так и в присвоении части доходов корпораций, образующей дополнительный источник денежных ресурсов государства.

Налоги являются одним из важнейших видов государственных доходов, которые получает государство на основании своих властных полномочий. Налог это обязательный платеж, который взимается в бюджет с юридических лиц и граждан.

Различают две основные группы налогов:

1. Прямого действия. Это налоги на процессы производства и обращения продукции - капитал, труд и землю.

Примеры - налог на прибыль, зарплату и другие трудовые доходы, на имущество, дарение и наследование, земельный налог и т.д. Налогоплательщик ощущает прямой налог непосредственным образом как недополучение дохода (изъятие его части).

2. Косвенного действия. Предметом налогообложения являются товары и услуги.

Косвенные налоги проявляются при распределении и потреблении, они распространяют свое действие на потребителя и представляют налоги на его расходы. Примеры - акцизы на товары и услуги, НДС, налог на продажу, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг.

Основные функции налогов:

1. фискальная (заключается в получении и аккумулировании налоговых платежей и формирование на их основе доходной части бюджета для финансирования государственных затрат)

2. социальная (ее сущность - в поддерживании социального равновесия через сокращение большого расхождения реальных доходов отдельных социальных групп населения)

3. регулирующая (ее сущность в том, что посредством налоговых рычагов происходит стимулирование (дестимулирование) определенных форм экономической деятельности, производства и потребления, отраслей и регионов).

Налоговая система - совокупность взимаемых государством в данной стране налогов, правила налогообложения и органы, реализующие налоговые функции.

В систему налоговых органов входят органы сбора налогов в лице налоговой инспекции и надзора за внесением налогов в лице налоговой полиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.034 с.)