История индийской культуры и философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История индийской культуры и философии



 

Махеджо-Даро (руины города)
На территории нынешней Индии и Пакистана в глубокой древности существовала высокоразвитая индская, или харрапская культура, датируемая примерно VII тыс. до н.э. Ее расцвет приходится на 2200 гг. до н.э. (г. Махеджо-Даро (100 тыс. жителей, мощеные дороги, водопроводы и т.п.).  Далее наступает упадок. И в 1 тыс. до н.э. территорию ассимилирует цивилизация ариев.

Наступает, так называемый арийский или ведийский период – VI -II тысячелетие до н.э. – период распространения новым народом «священного знания» Вед.

Арий переводится как благородный. Это, по исследованиям ученых – северный, белокожий народ, выходец из полярной страны Гипербореи, заселивший северную Бахарату, или Индию.

Источники арийского (ведического) знания о мироустроустве, назначении человека, устроении общества и отношениях между царствами природы: ВЕДЫ и ЗАКОНЫ МАНУ [2].

Законы Ману предписывают варновую структуру общества, отвечающую единственно правильному миропорядку (гл.10). Варна – в переводе означает – качество, цвет, категория. Варны – естественное мироустройство не тел и личностей, но Душ человеческих, они отражают иерархичность Жизни, естественный ход вещей и распределение функций в едином организме общества.

Позже варны формализовались и превратились в жесткую систему каст.

Согласно Законам Ману существует четыре варны:

1. Брахманы – жрецы (обучающие Ведам), властители варн.

2. Кшатрии – воины, цари, правители (изучающие Веды);

3. Вайшьи – торговцы, земледельцы, ремесленники (изучающие Веды).

4. Шудры – слуги, чернорабочие.

Первые три варны являются дваждырожденными, т.е. прошедшими первое рождение в физическую жизнь и второе – духовное рождение как посвящение в Веды, знания законов Бытия и своего предназначения в нем.

Шудры не имели доступа к священным Знаниям. Их задача была служить трем высшим варнам, сохраняя покорность и выполняя тяжелый физический труд.

Варнам принадлежали только члены арийского племени. Народы, которые ранее жили на этой территории и были ими ассимилированы, считались неприкасаемыми. Сейчас они составляют примерно 16-17% населения Индии.

Варна в индийском мировоззрении определяется рождением человека и соответствует качествам его Души. По этим качествам проявляется личность человека. Если в нем есть глубокая тяга к духовности и служению божествам, чувство сострадания к людям, способность передавать им знания и равнодушие к богатству и положению в обществе – он брахман. Если в нем звучит доблесть, мужество, способность руководить и направлять людей – он – кшатрий (воин, царь.). Если для него естественнее накапливать и сохранять свое богатство, заниматься торговлей – это вайшья (торговец, купец). Обычным семейным бытом, ведением крестьянского хозяйства, ремеслом занимается шудра, он же призван служить трем высшим варнам. Это, конечно, идеальная картина социального устройства. Так как в браках все эти качества перемешались, то в настоящее время чистых династий в варнах практически не осталось. Поэтому и в обществе пропала гармония и стабильность. Вайшья стал управлять государством, имея желание присвоить богатства, только богатства теперь не частные, а государственные. Брахман стал тянуться к наживе и славе, потерял чистоту неприсвоения себе чужого и т.д.

 

Появление индийской философии учеными датируется I тысячелетием до н.э., ко времени появления в Индии государств. В рамках развития индийской философии можно выделить три периода: ведический, классический (V вв. до н.э.-X в. н.э.) и неклассический (X в. по настоящее время). Ведический период. Этот период характеризуется единством мифологического, религиозно-мистического и философского мышления. Свое развитие получает традиционная индийская религия – брахманизм. Основным источником мудрости предстают Веды. Ведическую литературу нельзя всецело отнести к философским произведениям, в ней отсутствует в строгом виде рациональность, стиль написания близок к фольклорному.

Предметом описания Вед является Бог и его деяния как сакральные, так и Его проявления в материальном мире. Как явление интеллектуальной культуры философия в Индии начинает формироваться с момента создания Упанишад. В Упанишадах появляются следующие ключевые философские понятия: Брахман, Атман, сансара, карма и др. Сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющие конца, бесконечная цепь перерождений; карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздания за человеческие поступки, закон причинности; мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений; ахимса – единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не причинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна.

Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии – даршаны  – на две большие группы: 1) ортодоксальные (т.е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхью, йога, ньяя, вайшешика; 2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака, джайнизм, буддизм. Даршаны – это философские школы древней Индии. Они существуют и сегодня. Некоторые из них, например, знакомая западному миру школа йога утверждает гармонию тела и сознания человека, делает упор на физические практики, которые упорядочивают состояние жизненных сил человека и его физиологических систем, настраивают на созерцание жизни, «вынимают» из погруженности во внешнюю мирскую суету. Здесь используется метод медитации и созерцания. Западный мир воспринял из йоги в основном только внешнюю физическую сторону, а духовный фактор отбросил за неочевидностью, так философия йоги на Западе перешла в физические упражнения, но суть ее на самом деле очень глубокая и древняя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.006 с.)