Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование зданий и сооруженийСтр 1 из 7Следующая ⇒
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
для студентов всех форм обучения направления 08.03.00 - Строительство
Автор: канд. техн. наук, доцент А.А. Хорошев
Краснодар 2020 Содержание
Введение. 3 1 Обследование зданий и сооружений. 7 1.1 Цели и задачи обследований. 7 1.2 Сбор и анализ технической документации при обследовании. 8 1.3 Уточнение объёмно-планировочного и конструктивного решений здания и конструкций. 10 1.4 Предварительный осмотр объекта. Правила подготовки к основному обследованию конструкций. 11 1.5 Отклонения действительного состояния конструкций (необходимые определения) 11 1.6 Инструментальные измерения при натурном освидетельствовании конструкций. 12 1.7 Выявление трещин, дефектов и повреждений при натурном освидетельствовании конструкций. 14 1.8 Уточнение нагрузок и воздействий на обследуемые конструкции. 17 1.9 Общие сведения о методах определения прочностных характеристик материалов и дефектоскопии обследуемых конструкций. 18
Введение
Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение дисциплины «Обследование и испытание зданий и сооружений». Она является обобщающей и завершающей в серии дисциплин, посвященных строительным конструкциям. Обобщающая она потому, что изучает экспериментальные методы исследования (иначе - методы испытаний) всех видов конструкций - металлических, бетонных, железобетонных, каменных и деревянных. У инженеров-строителей, окончивших вуз около 20 лет назад и ранее, эта дисциплина осталась в памяти как «Испытание сооружений». Это старое название с точки зрения обобщения знаний о работе строительных конструкций представляется вполне удачным. Другим предметом изучения дисциплины являются методы обследования конструкций зданий и сооружений. Отсюда понятно более широкое её название, отражающее оба предмета изучения и родившееся в середине 80-х годов прошлого века - «Обследование и испытание сооружений». В 90-х годах дисциплина называлась «Метрология, контроль качества, испытания в строительстве». Весьма претенциозное название, потому что: во-первых, метрология – это отдельная, серьезная наука об измерениях, на которых зиждутся все испытания, и в рамках нашей дисциплины изучить её можно лишь поверхностно; во-вторых, контроль качества в строительстве – тоже целое направление, являющееся неотъемлемой частью технологии строительного производства; в-третьих, строительство изобилует разными испытаниями - это не только интересующие нас испытания конструкций, но и испытания строительных материалов, грунтов, грузоподъёмного оборудования и многого другого.
Сегодняшнему названию дисциплины непосредственно предшествовало название «Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений». Из него следовало, что третьим предметом изучения дисциплины стали являться методы реконструкции зданий и сооружений. Сейчас вопросы реконструкции вынесены в отдельную дисциплину – «Реконструкция зданий, сооружений и застройки». Поэтому формально мы разграничиваем предметы изучения двух дисциплин: методы обследования и испытания изучаем здесь, методы реконструкции – там, т.е. исходим из того, что произошёл возврат к названию 80-х годов с добавлением к слову «сооружений» ещё и слова «зданий». Однако это не простой, а, можно сказать, качественно новый возврат. В сложившихся российских условиях реконструкция и ремонт объектов недвижимости как никогда актуальны. Главное предназначение обследований и испытаний конструкций зданий и сооружений сейчас – это определить их ремонтопригодность. Как невозможно при ходьбе сразу сделать второй шаг, так невозможно и реконструировать объект, предварительно не обследовав, а иногда и не испытав его конструкций. Учитывая это, в настоящем лекционном курсе, как и в курсе «Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений», сохранено три раздела. В разделах 1 и 2 достаточно подробно (с учётом многолетнего опыта преподавания дисциплины и практического опыта) изложены методы обследования и испытания зданий и сооружений, а в разделе 3 лишь сформулированы цели реконструкции и приведены общие сведения о методах усиления металлических, бетонных, железобетонных и каменных конструкций, как логическое продолжение результатов их обследования. Взаимопроникновение «интересов» двух лекторов в смежные лекционные курсы неизбежно: так, в лекциях по реконструкции, наоборот, часты ссылки на те или иные результаты обследований и испытаний. Раздел 3 следует рассматривать как «перекидной мостик» между смежными дисциплинами.
На стыке двух дисциплин находится и тематика контрольной работы у студентов заочной формы обучения. В этой работе Вы осветите вопросы: по усилению металлических, бетонных, железобетонных или каменных конструкций (первый вопрос); по реконструкции оснований и фундаментов, монтажу и демонтажу конструкций и технологического оборудования, разрушению конструкций или производству бетонных и специальных работ на реконструируемых объектах (второй вопрос); по особенностям реконструкции гражданских зданий (третий вопрос). Наиболее часто повторяющимися при реконструкции зданий и сооружений, пожалуй, являются бетонные работы. Производство этих работ предусматривает обязательные испытания как исходных материалов для бетона – заполнителей и цементов, так и самого бетона. В своей работе Вы приведёте извлечения из нормативно-технических документов по этим испытаниям (четвёртый вопрос). Следующие извлечения из нормативно-технических документов (пятый вопрос) углубляют содержание уже рассмотренных тем и затрагивают другие работы, выполняемые при строительстве и реконструкции зданий и сооружений. Причём, здесь сознательно проводится параллель между строящимися и реконструируемыми объектами. Нет, например, принципиального различия между монолитным железобетонным перекрытием в строящемся доме и в доме, в котором таким перекрытием заменяется пришедшее в негодность деревянное перекрытие. Возведение перекрытия в обоих случаях сопровождается абсолютно одинаковым комплексом мер по контролю его качества. Это же относится и к большинству других строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Кроме вопросов, имеющих прямое отношение к конструкциям, Вы затронете и вопросы по строительным материалам, технологии строительного производства, строительным машинам и оборудованию, то есть по дисциплинам, на которых базируется или с которыми связана настоящая дисциплина. Настоящий лекционный курс может быть использован студентами специальности 270115 – «Экспертиза и управление недвижимостью» при изучении дисциплины «Техническая экспертиза недвижимости».
О необходимости изучения дисциплины, её цели и задачи
Знания по указанной дисциплине полезны всем категориям инженеров-строителей: * проектировщикам - при осуществлении авторского надзора над строящимися и реконструируемыми под их наблюдением объектами, при обследовании зданий и сооружений - плановых и внеплановых, после аварии или другой экстремальной ситуации (землетрясения, пожара, урагана, затопления), в связи с реконструкцией или техническим перевооружением; * мастерам и прорабам общестроительных и специализированных организаций - при осуществлении входного контроля качества поступающих на строительную площадку материалов и конструкций, контроля качества технологических операций при строительстве или реконструкции зданий и сооружений, при сдаче законченных объектов, при «разборках» с прокуратурой после аварии или обрушения;
* работникам ремонтно-строительных и ремонтно-эксплутационных предприятий, стройгрупп фирм; * работникам фирм, занимающихся выпуском и реализацией строительной продукции; * сотрудникам управлений и отделов капитального строительства администраций различного уровня и предприятий - для осуществления технического надзора заказчика; * сотрудникам инспекций Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН), Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), Государственного пожарного надзора (ГПН); * судебным строительно-техническим экспертам; * сотрудникам Управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) - при контроле объёмов и качества строительно-монтажных работ и оценке материальных затрат на них; * чиновникам комитетов по имущественным отношениям федеральных и муниципальных органов власти, занимающимся управлением недвижимостью как способом извлечения максимальных доходов от неё; работникам органов по независимой оценке объектов недвижимости, технической экспертизе недвижимости и операциям с ней. Это направление (система анализа и управления недвижимостью) в мировой практике принято называть сервейингом.
Цели изучения дисциплины:
1. Уметь выявить при обследовании объекта действительное напряжённо-деформирован-ное состояние конструкций и оценить техническое состояние здания или сооружения в целом. 2. Уметь при необходимости провести натурные испытания конструкции пробной нагрузкой. Уметь испытать модель, фрагмент конструкции или конструктивный элемент. 3. Овладеть основными методами усиления конструкций реконструируемых зданий и сооружений, ознакомиться с технологией производства работ при реконструкции.
Задачи, вытекающие из 1-й цели: 1. Уметь провести обследование конструкций эксплуатируемого здания или сооружения с максимальным использованием неразрушающих методов. 2. Уметь произвести инженерные поверочные расчёты (перерасчёты) конструкций с учетом выявленного при обследовании их фактического технического состояния, действительных нагрузок и расчетных схем, правильно оценить их остаточный ресурс, спрогнозировать их дальнейшую работу.
Задачи, вытекающие из 2-й цели: 1. Уметь выбрать контрольно-измерительную аппаратуру и определить место её установки на сооружении.
2. Уметь выбрать нагрузочные устройства и установить контрольные значения величин испытательных нагрузок. 3. Уметь самостоятельно провести испытание и обработать его результаты.
Задачи, вытекающие из 3-й цели: 1. Уметь использовать остаточный ресурс конструкций и при его недостаточности разработать проект усиления конструкций, их восстановления или замены. 2. Ознакомиться с правилами производства работ по усилению конструкций. 3. Ознакомиться с правилами производства строительных работ, работ по демонтажу и монтажу строительных конструкций, высотных и специальных сооружений, технологического оборудования, способами разрушения конструкций, специальными способами производства работ при реконструкции. 4. Ознакомиться с техническими характеристиками средств механизации и технологической оснастки, применяемых при реконструкционных работах.
Цели и задачи обследований Обследование конструкций здания или сооружения - изыскательская работа, имеющая целью получение исчерпывающей информации о техническом состоянии и несущей способности конструкций. Обследование проводится по причинам: * изменения нагрузок на конструкции; * изменения условий эксплуатации зданий или сооружений; * изменения объёмно-планировочных решений зданий; * получения конструкциями дефектов, повреждений, чрезмерных деформаций и раскрытия трещин, аварий конструкций, обрушений зданий и сооружений. Материалы обследования конструкций служат исходными данными для разработки проекта их усиления или восстановления.
Обследование конструкций включает в себя четыре этапа: 1. Предварительное (рекогносцировочное) обследование. 2. Основное (техническое) обследование. 3. Дополнительное обследование. 4. Составление заключения (отчета).
Задачи первого этапа: * собрать, изучить и проанализировать проектную, строительную (исполнительную) и эксплуатационную документацию; * выявить или уточнить объёмно-планировочное решение здания и конструктивное решение (конструктивную схему) здания или сооружения и отдельных конструкций; * выявить наиболее поврежденные и аварийные участки здания или сооружения и конструкции; * на основе сложившегося первого впечатления о чисто внешнем проявлении общего состояния конструкций составить рабочую программу основного (технического) обследования.
Задачи второго этапа: * выполнить инструментальные измерения геометрических параметров конструкций; * выявить, измерить и зарисовать трещины, дефекты и повреждения конструкций; * измерить деформации конструкций (прогибы, наклоны, перекосы, сдвиги, осадки фундаментов и т.п.); * уточнить действительные нагрузки и воздействия на конструкции; * уточнить схемы опирания конструкций, выявить их расчетные схемы; * определить качество и прочность материалов конструкций; * определить армирование (для железобетонных конструкций).
Первую и вторую работы из перечисленных принято называть натурным освидетельствованием конструкций. Натурное освидетельствование конструкций - это обмеры конструкций с определением пролётов, шагов, отметок, длин и сечений элементов, размеров и расположения соединительных элементов (сварных швов, болтов и заклёпок), выявление характера, величин и расположения дефектов и повреждений элементов путём сравнения с проектом конструкций.
Задачи третьего этапа: * уточнить результаты предварительного и основного обследований; * произвести длительное наблюдение и измерение деформаций конструкций, температурно-влажностного режима и т.п.; * испытать конструкции пробной нагрузкой; * уточнить данные инженерно-геологических и геодезических изысканий.
Задачи четвертого этапа: * проанализировать данные обследований; * произвести инженерные поверочные расчеты (перерасчеты) конструкций на действительные нагрузки и воздействия с учетом действительных их геометрических параметров, схем опирания и расчетных схем, фактической прочности материалов и армирования; * составить заключение (отчет) о состоянии, несущей способности и деформациях конструкций, о причинах и степени опасности дефектов, повреждений и деформаций конструкций и здания или сооружения; * дать рекомендации по дальнейшей эксплуатации конструкций, указать их остаточный ресурс - под какую нагрузку можно их использовать; при необходимости разработать мероприятия по усилению или восстановлению конструкций, защите их от агрессивных сред, влаги, по перестановке оборудования и т.п. или, в худшем случае, дать заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения и необходимости его демонтажа. Механические * метод измерения пластической деформации; * метод измерения упругого отскока; * методы оценки местных разрушений. Физические * с использованием проникающих сред. * акустические (ультразвуковые и более низких частот); * с использованием ионизирующих излучений (радиационные); * магнитные, электрические и электромагнитные; Комплексные * совмещение механических методов; * то же, физических методов; * то же, механических и физических методов. 1.11 Методы определения прочности бетона и арматуры в обследуемых бетонных и железобетонных конструкциях КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
для студентов всех форм обучения направления 08.03.00 - Строительство
Автор: канд. техн. наук, доцент А.А. Хорошев
Краснодар 2020 Содержание
Введение. 3 1 Обследование зданий и сооружений. 7 1.1 Цели и задачи обследований. 7 1.2 Сбор и анализ технической документации при обследовании. 8 1.3 Уточнение объёмно-планировочного и конструктивного решений здания и конструкций. 10 1.4 Предварительный осмотр объекта. Правила подготовки к основному обследованию конструкций. 11 1.5 Отклонения действительного состояния конструкций (необходимые определения) 11 1.6 Инструментальные измерения при натурном освидетельствовании конструкций. 12 1.7 Выявление трещин, дефектов и повреждений при натурном освидетельствовании конструкций. 14 1.8 Уточнение нагрузок и воздействий на обследуемые конструкции. 17 1.9 Общие сведения о методах определения прочностных характеристик материалов и дефектоскопии обследуемых конструкций. 18
Введение
Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение дисциплины «Обследование и испытание зданий и сооружений». Она является обобщающей и завершающей в серии дисциплин, посвященных строительным конструкциям. Обобщающая она потому, что изучает экспериментальные методы исследования (иначе - методы испытаний) всех видов конструкций - металлических, бетонных, железобетонных, каменных и деревянных. У инженеров-строителей, окончивших вуз около 20 лет назад и ранее, эта дисциплина осталась в памяти как «Испытание сооружений». Это старое название с точки зрения обобщения знаний о работе строительных конструкций представляется вполне удачным. Другим предметом изучения дисциплины являются методы обследования конструкций зданий и сооружений. Отсюда понятно более широкое её название, отражающее оба предмета изучения и родившееся в середине 80-х годов прошлого века - «Обследование и испытание сооружений». В 90-х годах дисциплина называлась «Метрология, контроль качества, испытания в строительстве». Весьма претенциозное название, потому что: во-первых, метрология – это отдельная, серьезная наука об измерениях, на которых зиждутся все испытания, и в рамках нашей дисциплины изучить её можно лишь поверхностно; во-вторых, контроль качества в строительстве – тоже целое направление, являющееся неотъемлемой частью технологии строительного производства; в-третьих, строительство изобилует разными испытаниями - это не только интересующие нас испытания конструкций, но и испытания строительных материалов, грунтов, грузоподъёмного оборудования и многого другого. Сегодняшнему названию дисциплины непосредственно предшествовало название «Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений». Из него следовало, что третьим предметом изучения дисциплины стали являться методы реконструкции зданий и сооружений. Сейчас вопросы реконструкции вынесены в отдельную дисциплину – «Реконструкция зданий, сооружений и застройки». Поэтому формально мы разграничиваем предметы изучения двух дисциплин: методы обследования и испытания изучаем здесь, методы реконструкции – там, т.е. исходим из того, что произошёл возврат к названию 80-х годов с добавлением к слову «сооружений» ещё и слова «зданий». Однако это не простой, а, можно сказать, качественно новый возврат. В сложившихся российских условиях реконструкция и ремонт объектов недвижимости как никогда актуальны. Главное предназначение обследований и испытаний конструкций зданий и сооружений сейчас – это определить их ремонтопригодность. Как невозможно при ходьбе сразу сделать второй шаг, так невозможно и реконструировать объект, предварительно не обследовав, а иногда и не испытав его конструкций. Учитывая это, в настоящем лекционном курсе, как и в курсе «Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений», сохранено три раздела. В разделах 1 и 2 достаточно подробно (с учётом многолетнего опыта преподавания дисциплины и практического опыта) изложены методы обследования и испытания зданий и сооружений, а в разделе 3 лишь сформулированы цели реконструкции и приведены общие сведения о методах усиления металлических, бетонных, железобетонных и каменных конструкций, как логическое продолжение результатов их обследования. Взаимопроникновение «интересов» двух лекторов в смежные лекционные курсы неизбежно: так, в лекциях по реконструкции, наоборот, часты ссылки на те или иные результаты обследований и испытаний. Раздел 3 следует рассматривать как «перекидной мостик» между смежными дисциплинами. На стыке двух дисциплин находится и тематика контрольной работы у студентов заочной формы обучения. В этой работе Вы осветите вопросы: по усилению металлических, бетонных, железобетонных или каменных конструкций (первый вопрос); по реконструкции оснований и фундаментов, монтажу и демонтажу конструкций и технологического оборудования, разрушению конструкций или производству бетонных и специальных работ на реконструируемых объектах (второй вопрос); по особенностям реконструкции гражданских зданий (третий вопрос). Наиболее часто повторяющимися при реконструкции зданий и сооружений, пожалуй, являются бетонные работы. Производство этих работ предусматривает обязательные испытания как исходных материалов для бетона – заполнителей и цементов, так и самого бетона. В своей работе Вы приведёте извлечения из нормативно-технических документов по этим испытаниям (четвёртый вопрос). Следующие извлечения из нормативно-технических документов (пятый вопрос) углубляют содержание уже рассмотренных тем и затрагивают другие работы, выполняемые при строительстве и реконструкции зданий и сооружений. Причём, здесь сознательно проводится параллель между строящимися и реконструируемыми объектами. Нет, например, принципиального различия между монолитным железобетонным перекрытием в строящемся доме и в доме, в котором таким перекрытием заменяется пришедшее в негодность деревянное перекрытие. Возведение перекрытия в обоих случаях сопровождается абсолютно одинаковым комплексом мер по контролю его качества. Это же относится и к большинству других строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Кроме вопросов, имеющих прямое отношение к конструкциям, Вы затронете и вопросы по строительным материалам, технологии строительного производства, строительным машинам и оборудованию, то есть по дисциплинам, на которых базируется или с которыми связана настоящая дисциплина. Настоящий лекционный курс может быть использован студентами специальности 270115 – «Экспертиза и управление недвижимостью» при изучении дисциплины «Техническая экспертиза недвижимости».
О необходимости изучения дисциплины, её цели и задачи
Знания по указанной дисциплине полезны всем категориям инженеров-строителей: * проектировщикам - при осуществлении авторского надзора над строящимися и реконструируемыми под их наблюдением объектами, при обследовании зданий и сооружений - плановых и внеплановых, после аварии или другой экстремальной ситуации (землетрясения, пожара, урагана, затопления), в связи с реконструкцией или техническим перевооружением; * мастерам и прорабам общестроительных и специализированных организаций - при осуществлении входного контроля качества поступающих на строительную площадку материалов и конструкций, контроля качества технологических операций при строительстве или реконструкции зданий и сооружений, при сдаче законченных объектов, при «разборках» с прокуратурой после аварии или обрушения; * работникам ремонтно-строительных и ремонтно-эксплутационных предприятий, стройгрупп фирм; * работникам фирм, занимающихся выпуском и реализацией строительной продукции; * сотрудникам управлений и отделов капитального строительства администраций различного уровня и предприятий - для осуществления технического надзора заказчика; * сотрудникам инспекций Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН), Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), Государственного пожарного надзора (ГПН); * судебным строительно-техническим экспертам; * сотрудникам Управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) - при контроле объёмов и качества строительно-монтажных работ и оценке материальных затрат на них; * чиновникам комитетов по имущественным отношениям федеральных и муниципальных органов власти, занимающимся управлением недвижимостью как способом извлечения максимальных доходов от неё; работникам органов по независимой оценке объектов недвижимости, технической экспертизе недвижимости и операциям с ней. Это направление (система анализа и управления недвижимостью) в мировой практике принято называть сервейингом.
Цели изучения дисциплины:
1. Уметь выявить при обследовании объекта действительное напряжённо-деформирован-ное состояние конструкций и оценить техническое состояние здания или сооружения в целом. 2. Уметь при необходимости провести натурные испытания конструкции пробной нагрузкой. Уметь испытать модель, фрагмент конструкции или конструктивный элемент. 3. Овладеть основными методами усиления конструкций реконструируемых зданий и сооружений, ознакомиться с технологией производства работ при реконструкции.
Задачи, вытекающие из 1-й цели: 1. Уметь провести обследование конструкций эксплуатируемого здания или сооружения с максимальным использованием неразрушающих методов. 2. Уметь произвести инженерные поверочные расчёты (перерасчёты) конструкций с учетом выявленного при обследовании их фактического технического состояния, действительных нагрузок и расчетных схем, правильно оценить их остаточный ресурс, спрогнозировать их дальнейшую работу.
Задачи, вытекающие из 2-й цели: 1. Уметь выбрать контрольно-измерительную аппаратуру и определить место её установки на сооружении. 2. Уметь выбрать нагрузочные устройства и установить контрольные значения величин испытательных нагрузок. 3. Уметь самостоятельно провести испытание и обработать его результаты.
Задачи, вытекающие из 3-й цели: 1. Уметь использовать остаточный ресурс конструкций и при его недостаточности разработать проект усиления конструкций, их восстановления или замены. 2. Ознакомиться с правилами производства работ по усилению конструкций. 3. Ознакомиться с правилами производства строительных работ, работ по демонтажу и монтажу строительных конструкций, высотных и специальных сооружений, технологического оборудования, способами разрушения конструкций, специальными способами производства работ при реконструкции. 4. Ознакомиться с техническими характеристиками средств механизации и технологической оснастки, применяемых при реконструкционных работах.
Обследование зданий и сооружений Цели и задачи обследований Обследование конструкций здания или сооружения - изыскательская работа, имеющая целью получение исчерпывающей информации о техническом состоянии и несущей способности конструкций. Обследование проводится по причинам: * изменения нагрузок на конструкции; * изменения условий эксплуатации зданий или сооружений; * изменения объёмно-планировочных решений зданий; * получения конструкциями дефектов, повреждений, чрезмерных деформаций и раскрытия трещин, аварий конструкций, обрушений зданий и сооружений. Материалы обследования конструкций служат исходными данными для разработки проекта их усиления или восстановления.
Обследование конструкций включает в себя четыре этапа: 1. Предварительное (рекогносцировочное) обследование. 2. Основное (техническое) обследование. 3. Дополнительное обследование. 4. Составление заключения (отчета).
Задачи первого этапа: * собрать, изучить и проанализировать проектную, строительную (исполнительную) и эксплуатационную документацию; * выявить или уточнить объёмно-планировочное решение здания и конструктивное решение (конструктивную схему) здания или сооружения и отдельных конструкций; * выявить наиболее поврежденные и аварийные участки здания или сооружения и конструкции; * на основе сложившегося первого впечатления о чисто внешнем проявлении общего состояния конструкций составить рабочую программу основного (технического) обследования.
Задачи второго этапа: * выполнить инструментальные измерения геометрических параметров конструкций; * выявить, измерить и зарисовать трещины, дефекты и повреждения конструкций; * измерить деформации конструкций (прогибы, наклоны, перекосы, сдвиги, осадки фундаментов и т.п.); * уточнить действительные нагрузки и воздействия на конструкции; * уточнить схемы опирания конструкций, выявить их расчетные схемы; * определить качество и прочность материалов конструкций; * определить армирование (для железобетонных конструкций). Первую и вторую работы из перечисленных принято называть натурным освидетельствованием конструкций. Натурное освидетельствование конструкций - это обмеры конструкций с определением пролётов, шагов, отметок, длин и сечений элементов, размеров и расположения соединительных элементов (сварных швов, болтов и заклёпок), выявление характера, величин и расположения дефектов и повреждений элементов путём сравнения с проектом конструкций.
Задачи третьего этапа: * уточнить результаты предварительного и основного обследований; * произвести длительное наблюдение и измерение деформаций конструкций, температурно-влажностного режима и т.п.; * испытать конструкции пробной нагрузкой; * уточнить данные инженерно-геологических и геодезических изысканий.
Задачи четвертого этапа: * проанализировать данные обследований; * произвести инженерные поверочные расчеты (перерасчеты) конструкций на действительные нагрузки и воздействия с учетом действительных их геометрических параметров, схем опирания и расчетных схем, фактической прочности материалов и армирования; * составить заключение (отчет) о состоянии, несущей способности и деформациях конструкций, о причинах и степени опасности дефектов, повреждений и деформаций конструкций и здания или сооружения; * дать рекомендации по дальнейшей эксплуатации конструкций, указать их остаточный ресурс - под какую нагрузку можно их использовать; при необходимости разработать мероприятия по усилению или восстановлению конструкций, защите их от агрессивных сред, влаги, по перестановке оборудования и т.п. или, в худшем случае, дать заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения и необходимости его демонтажа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.130 (0.152 с.) |