Тема: теоретико-методические основы обучения тактике баскетбола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: теоретико-методические основы обучения тактике баскетбола



Тема: теоретико-методические основы обучения тактике баскетбола

1. Теория и методика обучения тактике нападения: групповые взаимодействия.

2. Теория и методика обучения тактике нападения: командные действия.

 

 

Теория и методика обучения тактике нападения: групповые взаимодействия

 

Структурными элементами групповых тактических действий яв­ляются индивидуальные действия игроков, определенным обра­зом организованные во времени и пространстве. Групповые дей­ствия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в ата­ке. Их успешность требует соответствующего начального взаимо­расположения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласо­ванности действий игроков, их полного взаимопонимания.

Согласно классификации выделяют несколько раз­новидностей взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.

 

Рисунок 2 – Разновидности заслонов

а) боковой, б) передний

 

Для «отсечения» соперника нападающий, ставящий заслон, чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее эффектив­но расположение спиной к нему.

Существует ряд общих правил постановит неподвижных засло­нов, которые обеспечивают их результативность:

· действия нападающих должны быть согласованными и неожидан­ными для защитников;

· игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь внимание своего опекуна обманными действиями на передвижение в про­тивоположную планируемому проходу сторону, а в случае полу­чения мяча - финтами на бросок, передачу или проход с ведени­ем мяча;

· забегать для постановит заслона необходимо быстро и скрытно от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близ­ко к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожи­даемого перемещения и быть готовым к столкновению, распола­гаясь лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, со­гнутые в локтях руки;

· уход под заслон должен быть своевременным - не начинать дви­жение, пока не поставлен заслон, но и не опаздывать с его ис­пользованием; проходить нужно стремительно и вплотную с по­ставленной «преградой»;

· игрок, поставивший заслон, сразу после прохода партнера и «от­сечения» его опекуна обязан повернуться в сторону атакуемой корзины в готовности к получению мяча и дальнейшим нападаю­щим действиям.

Типичным взаимодействием двух игроков с использованием не­подвижного заслона является «двойка» (рис. 3). Для его осуществления ата­кующий игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. На падающий получив мяч, использует финт вышагиванием на проход. Как только заслон поставлен, он стремительно прорывается в сто­рону заслона и завершает проход броском из-под щита.

Рисунок 3 – Групповое взаимодействие «Двойка»

а – с поддержкой атакующего игрока; б – с передачей

Игрок, по­ставивший заслон, преграждает путь защитнику и в случае располо­жения лицом к нему поворачивается кругом на ближней к корзине ноге для поддержки атакующего игрока (рис. 3, а).

Продолжение атаки зависит от действий защитников. Если про­исходит переключение защитников (размен нападающих), то следу­ет передача под щит поддерживающему игроку (рис. 3, б), выполнив­шему поворот, и уже он беспрепятственно атакует броском в движе­нии из-под кольца. Такой вариант развития взаимодействия приня­то называть «заслон-разворот».

Заслон может быть поставлен не только стационарно (на месте), но и в движении (рис. 4.), когда нападающий без мяча перемещается параллельно движению партнера с мячом, располагаясь между ним и опекающим его защитником. Тем самым он образует подвижную преграду перед бриблером. Такой за­слон образно называют «экраном». Он позволяет игроку с мячом свободно маневрировать и беспрепятственно атаковать корзину со­перников со средней или дальней дистанции.

                                        

 Рисунок 4 – Заслон в движении                                    Рисунок 5 – Наведение:

         («экран»)                                                 а –  для подготовки броска мяча;

                                                                          б – для прохода с ведением мяча                                                                              

                                                                                    

 

Специфическими разновидностями заслона являются наведение и пересечение. Особенность наведения заключается в том, что инициатива здесь принадлежит нападающему, освобождающемуся от опеки защитни­ка. Он, используя ложные движения и маневрирование по площадке без мяча или с мячом, «наводит» своего опекуна на неподвижно сто­ящего в определенной позиции партнера (рис. 5), вынуждая их столкнуться (либо добивается столкновения двух защитников). Что­бы достичь намеченной цели, важно проходить вплотную к партне­ру или сопернику и как можно быстрее.

Статический заслон при наведении применяют как для подготов­ки дистанционных бросков (рис. 5, а), так и для выхода без мяча или прохода с ведением к щиту соперника (рис. 5, б).

Сущность пересечения (рис. 6) подразумевает такое взаимодействие, при котором нападающие перемещаются навстречу друг другу с целью добиться столкновения защитников в момент пересечения своего пути следования и тем самым освободиться от их опеки.

 

                                                                  

      Рисунок 6.                                                Рисунок 7.

 

Пересечение можно рассматривать как своего рода наведение на двигающегося партнера. Оно эффективно как без мяча (рис. 6, а), так и при владении мячом одним из игроков (дриблером) (рис. 6, б). В более выгодном положении всегда оказывается игрок, выходящий из-за спины партнера, т.е. проходящий вторым («запаздывающий»). Соответственно при освобождении от опеки дриблера этим игроком должен быть нападающий с мячом.

Но не менее результативно пере­сечение, когда в момент встречи партнеров игрок, ведущий мяч, пере­дает его из рук в руки товарищу по команде (рис. 7). В этом случае игрок без мяча проходит следом за дриблером. После получения мяча и освобождения от защитника он имеет возможность беспрепятствен­но пройти к корзине, используя в свою очередь ведение мяча.

 


Рисунок 11.

 

Начальное расположение нападающих соответствует взаимодей­ствию «треугольник», мячом владеет средний игрок.

Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает пере­дачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановле­нием позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит анало­гичная передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмерку», а снабдивший его мя­чом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «вось­мерке» продолжается несколько раз.

Взаимодействие используется для удержания мяча, а также в це­лях подготовки условий для результативной атаки. Наиболее пер­спективными вариантами продолжения взаимодействия считаются: проход к щиту противника в момент пересечения, воспользовавшись несогласованностью действий защитника; дистанционный бросок мяча после неожиданной остановки нападающих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведение; передача на фланг освобо­дившемуся от опеки игроку и его последующий проход-бросок в слу­чае попытки соперников организовать групповой отбор мяча в сере­дине площадки с участием крайнего защитника.

«Малая восьмерка» будет успешной, если взаимодействующие игроки выполняют ряд требований:

• ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного контроля;

• при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;

• для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита про­тивника сторону, и передача из рук в руки соответственно осу­ществляется в сторону от защитников;

• при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до него;

• непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игровую ситуацию;

• своевременно выходят для получения мяча и мяч постоянно на­ходится в середине площадки;

• передвигаются быстро, решительно и уверенно;

• мгновенно используют ошибочные и несогласованные действия

«Сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков» – взаимо­действия, при которых нападающий с мячом или без мяча освобож­дается  от опеки противника благодаря постановке заслона одновре­менно двумя партнерами (рис. 12) или с помощью наведения на двойную преграду (рис. 13).

 

 

                                 

      Рисунок 12.                                                             Рисунок 13.

Тема: теоретико-методические основы обучения тактике баскетбола

1. Теория и методика обучения тактике нападения: групповые взаимодействия.

2. Теория и методика обучения тактике нападения: командные действия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.016 с.)