Темы практических и семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы практических и семинарских занятий



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для практических (семинарских) занятий по дисциплине:

«Прогнозирование конъюнктуры рынка»

 

 

(для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков")

 

Казань - 2016 г.

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Составитель: к.с.-х.наук, доцент Гайнутдинов Ильгизар Гильмутдинович

 

 

Рецензенты: Доцент кафедры «Предпринимательства и информационных систем» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», к.т.н. Замалетдинова Л.Я.;

доцент кафедры «Управление сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ, к.э.н., Валиева Г.А.

 

 

Методические указания для практических (семинарских) занятий по курсу: «Прогнозирование конъюнктуры рынка» (для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков") утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Организация сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ от  30 сентября 2016 г., протокол №1/1.

 

Задания и методические указания обсужден, одобрен и рекомендован к печати на заседании Института экономики Казанского ГАУ от 03 октября 2016 г., протокол №2.

 

 

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Ó Казанский государственный аграрный университет, 2016 г.


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Прогнозирование конъюнктуры рынка» призвана дать обучающимся магистрам теоретические и практические знания, умения и навыки по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков, подготовить их к самостоятельной и осознанной аналитической деятельности как в государственных, так и в коммерческих структурах.

В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить магистров вопросамоценки и прогнозирования конъюнктуры рынка, применения методов конъюнктурных исследований, изучения поведения потребителей на различных рынках, проведения различных исследований состояния рынка в стратегическом, тактическом и в оперативном плане. 

Задачи дисциплины:

- усвоение магистрами теоретических основ по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, целей и методов ее анализа;

- уточнение различных аспектов специфики спроса и предложения на различные виды сельскохозяйственной и другой продукции;

- изучение системы показателей, характеризующей конъюнктуру, структуру и эффективность функционирования рынков;

- вскрытие основных факторов (внешних и внутренних), влияющих на динамику развития, современное состояние и перспективы конкретных рынков на национальном и региональном уровнях;

- приобретение магистрантами практических навыков при проведении различных аналитических исследований и экономических расчетов по функционированию и прогнозированию развития товарных рынков;

- выявление основных проблем, имеющих место на конкретных рынках и методов их решения, в том числе через совершенствования государственного регулирования соответствующих отраслей и рынков.

 

2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка»направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций:

ОК-2 - готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

б) общепрофессиональных компетенций:

ПК-7 - способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

 

В результате изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка» магистр должен:

Знать: - систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов;

- последовательность действий и совокупность конкретньrх приемов при анализе текущей рыночной конъюнктуры;

- основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков (ОК-2, ПК-7)

Уметь: - проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков;

- самостоятельно разрабатывать оценки и проводить научно­ обоснованный анализ текущего и перспективного состояния конъюнктуры рынков товаров;

 - критически оценивать состояние развития рынка и определять наиболее перспективные направления её развития;

- выбирать эффективные методы ведения бизнеса с учетом деловой ситуации на конкретном рынке и текущей экономической конъюнктуре.

-выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данных рынков (ПК-7);

Владеть: специальной экономической терминологией по теории и практике функционирования рынков, навыками самостоятельного поиска информации по данной проблематике, анализа и оценки нормативно-правовой и методологической базы, регламентирующей общие и частные аспекты развития рынков (ПК-7);

 

План

1.Потребительский рынок. Моделирование поведения потребителя.

2.  Классическая модель поведения покупателя

3.  общая модель поведения потребителя, предложенная А. Дайаном.

4. Основные характеристики покупателей потребительских товаров.

5. Процесс принятия решения о покупке в потребительской сфере

Изучив тему обучаемый  должен знать систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов и уметь проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков.

 

 

Контрольные вопросы к теме

1. Что такое модель поведения на рынке?

2. Дайте характеристику классической модели поведения покупателя на рынке.

3. Раскройте суть общей модели поведенияпотребителя, предложенная французским ученым экономистом по маркетингу А. Дайаном.

4.  Какие основные факторы, влияют на поведение покупателя потребительских товаров?

5. Роль людей при анализе процесса принятия решения о покупке.

Расскажите про 5 этапов, которые проходят покупатели до совершения покупки.

 

 

План

1. Разновидности рынка предприятий: рынок товаров производственного назначения, рынок промежуточных продавцов (оптовый рынок), рынок государственных учреждений.

2. Отличия рынка товаров производственного назначения от потребительского рынка.

3. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей товаров производственного назначения.

4. Процесс принятия решения о покупке в производственной сфере

5. Центр закупки и его функции. 

6. Этапы в процессе покупки покупателем товаров в промышленной сфере.

 

Изучив тему обучаемый  должен знать систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов и уметь проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков.

Контрольные вопросы к теме

1. Чем отличается поведение потребителей промышленных товаров, от поведения покупателей на потребительском рынке?

2.   Простейшая модель покупательского поведения на рынке товаров производственного назначения.

3. Факторы окружающей обстановки влияющие на поведение покупателей товаров производственного назначения.

4. Факторы, определяющие особенности организации

5. Раскройте сущность лиц, принимающих участие в процессе покупки промышленных товаров:

- Пользователи;

- Советники;

- Прескрипторы;

- Лица, «фильтрующие» решения;

- Лица, принимающие решения;

- Снабженцы, или представители фирм.

6. Раскройте основные этапы в процессе покупки покупателем товаров в промышленной сфере.

 

Тема 3. Конъюнктура и структура сельскохозяйственных рынков (семинарское занятие)

План

1. Конъюнктура рынка: определение, содержание, критерии, показатели.

2. Структура рынка: объектная (товарная) и субъектная (производителей, потребителей).

3.  Конкуренция и конкурентоспособность: сущность, виды, специфика на рынках сельскохозяйственной продукции и рынках факторов производства для агропромышленного комплекса.

4. Классификация сельскохозяйственных рынков по степени ограничения конкуренции.

5. Количественная и стоимостная оценка спроса.

6. Эластичность спроса по ценам.

 

Изучив тему обучаемый должен знать последовательность действий и совокупность конкретньrх приемов при анализе текущей рыночной конъюнктуры и уметь критически оценивать состояние развития рынка и определять наиболее перспективные направления её развития.

Контрольные вопросы к теме

1. Дайте определение «конъюнктуре рынка» и раскройте ее содержание.

2. Соотношение между спросом и предложением – основной показатель рыночной конъюнктуры.

3. Поведение покупателей и его виды. Поведение покупателей на рынках сельскохозяйственной продукции.

4. Определяющие факторы спроса. Концепция кривой спроса. Понятие о бюджетной линии и кривых безразличия. Эффект дохода и эффект замещения.

5. Аномальные кривые спроса. Кривая рыночного спроса.

6. Прямая и перекрестная эластичность спроса по ценам.

7. Концепция кривой Энгеля (зависимость «спрос-доход»). Эластичность спроса по доходу потребителей. «Товары Гиффена».

 

План

1. Методы проведения рыночных исследований.

2. Статистические источники данных о сельскохозяйственных рынках.

3. Эконометрические методы исследования сельскохозяйственных рынков.

4. Понятие прогноза и цели прогнозирования конъюнктуры.

5. Конъюнктурные обзоры, их структура и методы разработки.

Изучив материал, обучаемый должен знать основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков и уметь выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данных рынков

Источник: Земскова А.В. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры: учеб. пособие / А.В.Земскова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 140 с.: ил

Практическая задача 1. Определить прогноз спроса на товар "А" при коэффициенте эластичности спроса от цены 1,21. Число покупателей в регионе может составить 400 тыс. человек. Сложившийся уровень продажи товара составляет 5 кг на человека за период. Намечается снижение цены товара на 4%.

Порядок расчета: 1.Определяется рост спроса на товар "А" при снижении его цены на 4%

2. Определяется новый уровень продажи товара "А" одним покупателем после уменьшения цены:

3. Определяется возможный объем продажи товара "А" в расчете на весь контингент покупателей:

Вывод. Прогноз спроса на товар "А" после снижения цены на 4% составляет ________ т.

 

Практическая задача 2. Составить прогноз продажи товара "В” при коэффициенте эластичности спроса от цены 1,08. В регионе возможен рост цены товара с 15 до 17 руб. Фактический товарооборот товара составил в регионе за прошлый год 80 тыс. руб.

Порядок расчета: 1. Определяется процент роста цены товара "В".

2. Определяется уменьшение спроса на товар под влиянием роста цены.

3. Определяется прогноз продажи товара "В" в регионе после увеличения цены.

Вывод. После увеличения цены товара "В" с 15 до 17 руб. можно ожидать, что объем его продажи составит ______ тыс. руб. при сложившейся конъюнктуре рынка.

Контрольные вопросы к теме

1. Расскажите об основных методах проведения рыночных исследований.

2. Какие источники статистических данных о сельскохозяйственных рынках вы знаете.

3. Расскажите об основных задачах прогнозирования конъюнктуры рынка сельскохозяйственных товаров.

4. Что включает в себя процесс внутрифирменного прогнозирования?

5.  Какие задачи ставятся перед предпринимателем при осуществлении внутрифирменного прогнозирования?

      6. Охарактеризуйте существующие подходы к изучению рынков.

 

План

1. Оценка конъюнктуры рынка

 2. Этапы изучения конъюнктуры рынка

3. Емкость рынка и факторы ее определяющие

4. Общая характеристика методов прогнозирования, применяемых в маркетинговых исследованиях

5. Прогнозирование, основанное на методах математической статистики

6. Прогнозирование спроса и объема продаж на основе статистических методов

 

Источник: Земскова А.В. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры: учеб. пособие / А.В.Земскова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 140 с.: ил.

Изучив тему обучаемый должен знать основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков и уметь выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данных рынков

Практическая задача 1. Определить для фирмы пограничный объем сбыта продукции, при котором ее прибыль равна нулю, что необходимо для обоснования конкретного плана выпуска товарной продукции при имеющихся текущих затратах. Постоянные издержки фирмы по выпуску продукции составляют 2000 д, ед., уровень переменных издержек — 30% в цене товара. Структура производимой продукции в перспективе не изменится. Рыночная цена товара (без НДС и акцизов) — 5 д. ед.

Порядок расчета:

1) Определяется пограничный объем сбыта фирмы в стоимостном измерении.

2) Определяется количество единиц товара пограничного объема сбыта в фирме

Вывод. Для превышения области убытков фирме необходимо производить товаров более чем ______ единиц, что в заданных условиях может обеспечить ей прибыльную работу.

 

Практическая задача 2. Определить для фирмы объем продукции к выпуску, если постоянные издержки увеличатся на 10%, а рыночная цена товара снизится на 5%. Остальные условия совпадают с условиями предыдущего примера.

Порядок расчета: Определяется: 1) новая цена товара в  (д. ед.);

2) новый объем продукции, при котором прибыль равна нулю;

3) объем продукции в натуральном выражении

 

Вывод. В данном случае область прибыльности будет выше расчета предыдущего примера на _____%, или ____ ед. товара.

Практическая задача 3. Какой должна быть выручка от реализации товаров фирмы для получения рентабельности торговли в размере 3%, если оборот товаров в покупных ценах может составить 3000 д.ед., постоянные издержки - 2000 д.ед., уровень переменных издержек — 11% к выручке.

Расчет выполняется по формуле:

Формула: Q= От + Ип

                   1- Уп.з.-Р

где: Q –объем выручки, От – оборот товаров, Ип – постоянные издержки, Уп.з. –уровень переменных издержек (коэффициент), Р- рентабельность (коэффициент).

Вывод. Для получения рентабельности торговли в размере 3% при сложившихся издержках обращения фирме нужна выручка от реализации товаров не менее _______ д.ед.

 

Контрольные вопросы к теме

1. Что такое «конъюнктура рынка» и какова основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка?

2. Сбор информации как важнейший этап изучения конъюнктуры рынка.

3. Чем характеризуется и от чего зависит емкость рынка?

4. Какие требования предъявляются к прогнозированию товарного рынка?

5. Какие методы прогнозирования конъюнктуры рынка вы знаете?

6. Что такое сегментация рынка и для чего она используется?

7. Обозначьте степень значимости сегментации при исследовании рыночной конъюнктуры.

 

 

План

1. Значение зерна и продуктов его переработки в питании человека.

2.  Особенности функционирования рынка зерна и зернопродуктов.

3. Сбыт и ценообразование. Рыночные цены на зерно и зернопродукты.

4. Продажа зерна. Прямой сбыт потребителям и продажа посредникам.

5. Биржевая торговля зерном. Информационное и маркетинговое обеспечение.

6.  Государственное регулирование рынка зерна.

7.  Формирование рынка зерна и зернопродуктов: федеральный и региональный уровни. Тенденции в развитии мировых рынков зерна и зернопродуктов.

 

Изучив тему обучаемый должен знать основные методы прогнозирования конъюнктуры рынка зерна в РФ и уметь выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данного рынка.

 

Контрольные вопросы к теме

1. Спрос и предложение на зерно и зернопродукты.

2. Уровень, динамика, тенденции производства и использования зерна в России.

3. Внешнеторговые потоки продукции. Структурные изменения. Импорт и экспорт зерна.

4. Производство зерна. Долгосрочная динамика производства зерна.

5. Колебания в производстве зерна. Предложение зерна.

6.  Квотирование закупок зерна. Ограничение ввоза зерна в Россию.

7. Методы регулирования рынка зерна.

 

4. Вопросы для самостоятельного рассмотрения

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика самостоятельной работы

(детализация)

заочно

Трудоемкость  (час.) Контроль выполнения
1 1 Исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка 4 Реферат
2 1 Оценка и прогнозирование конъюнктуры рынка 4 Опрос
3 1 Модель поведения покупателей на потребительском рынке 4 Опрос
4 1 Модель поведения покупателей на рынке товаров производственного назначения 4 Реферат
5 1 Конъюнктура и структура сельскохозяйственных рынков 6 Опрос
6 1 Методология и методы исследования сельскохозяйственных рынков 6 Опрос
7 2 Прогнозирование конъюнктуры рынка зерна и зернопродуктов 6 Опрос
8 2 Прогнозирование конъюнктуры рынка картофеля и овощей 6 Опрос
9 2 Прогнозирование конъюнктуры рынка плодово-ягодной продукции 6 Опрос
10 2 Прогнозирование конъюнктуры рынка основных технических культур и продуктов их переработки 6 Опрос
11   Прогнозирование конъюнктуры рынка молока и молочной продукции 6 Опрос
12   Прогнозирование конъюнктуры рынка мяса и мясной продукции 6 Опрос
13   Прогнозирование конъюнктуры рынка рыбы и аквапродукции 6 Опрос
    Выполнение контрольной работы 20 Проверка
    Подготовка к зачету 4  
    Итого 94  

 

 

Примерная тематика контрольных работ

По дисциплине «Прогнозирование конъюнктуры рынка» предусмотрено выполнение контрольной работы по анализу конкретного товарного рынка.

Примерная тематика следующая.

1. Прогнозирование конъюнктуры рынка зерновых и зернобобовых культур;

2. Прогнозирование конъюнктуры рынка зернопродуктов (круп, муки, макаронных изделий);

3. Прогнозирование конъюнктуры рынка хлеба и хлебопродуктов;

4. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырого картофеля;

5. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырых овощей;

6. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырой плодово-ягодной продукции;

7. Прогнозирование конъюнктуры рынка кормов для сельскохозяйственных животных;

8. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырого мяса (без мяса птицы);

9. Прогнозирование конъюнктуры рынка мясопродуктов;

10. Прогнозирование конъюнктуры рынка мяса птицы;

11. Прогнозирование конъюнктуры рынка яиц;

12. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырого молока;

13. Прогнозирование конъюнктуры рынка молокопродуктов;

14. Прогнозирование конъюнктуры рынка животного масла;

15. Прогнозирование конъюнктуры рынка сыров;

16. Прогнозирование конъюнктуры рынка сахаросодержащих растений и сахара;

17. Прогнозирование конъюнктуры рынка маслосодержащих растений и растительного масла;

18. Прогнозирование конъюнктуры рынка рыбы и аквапродукции;

19. Прогнозирование конъюнктуры рынка кондитерских изделий;

20. Прогнозирование конъюнктуры рынка натуральной кожи и мехов;

21. Прогнозирование конъюнктуры рынка земли сельскохозяйственного назначения;

22. Прогнозирование конъюнктуры рынка сельскохозяйственной техники и соответствующих услуг;

23. Прогнозирование конъюнктуры рынка инвестиций и ценных бумаг в фондовом рынке

 

Помимо вышеизложенных, магистрант вправе предложить свою оригинальную тему, связанную с различными видами рынков в отраслях народного хозяйства.

Общие требования к контрольной работе по прогнозированию конъюнктуры рынка.

Требования к структуре и содержанию. Объем работы от 20 страниц, в том числе:

1. Титульный лист и содержание – 2 с.

2. Особенности данного вида рынка (классификация и сегментация, субъекты и объекты, специфика функционирования рынка и товародвижения продукции) – примерный объем от 3 с.

3. Конъюнктура и структура данного вида рынка (то есть анализ состояния рынка – спрос и предложение в динамике за несколько лет, источники формирования рынка, цены и т.д.) – примерный объем от 8 с.

4. Государственное регулирование рынка (в России и опыт развитых стран) – примерный объем от 3 с.

5. Прогноз развития рынка – примерный объем от 2 с.

6. Резюме (краткие выводы и предложения) –1 с.

7. Список использованных источников (литература и Интернет-сайты) - 1 с.

Требования к объекту исследования: национальный рынок России в целом, или региональный рынок субъекта РФ.

Исследование рынка определенного ресурса, сельскохозяйственного сырья, продовольственного товара, и прочих видов рынков, должен включать анализ и прогноз состояния рынка соответствующего продукта от его непосредственного производства до конечного потребления, предполагает изучение объемов и источников его наполнения, ценовые тенденции, инфраструктурное обеспечение.

В начале работы необходимо осмыслить теоретические аспекты и специфические особенности исследуемого рынка. Учитывая, что одним из главных факторов, определяющих состояние любого товарного рынка, являются цены, необходимо также обратить серьезное внимание на их анализ. Целесообразно рассмотреть, если это возможно, как помесячно изменялся их уровень в течение года, сравнить их с ценами прошлых лет за аналогичное исследуемому периоду время. При необходимости важно показать соотношение закупочных, оптовых и розничных цен, цен по различным каналам реализации.

Существенным аспектом заявленной проблемы необходимо считать изучение перспективы государственного регулирования рынка заявленного продукта, возможных форм и методов его организации, исследование положительного опыта как России, так и других стран, в том числе развитых, по данной проблеме. После проведения анализа состояния рынка за определенный период времени на его основе необходимо осуществить прогноз его перспективных количественных и стоимостных параметров на ближайший период. Не возбраняется при этом опираться и на оценку компетентных организаций и экспертов, профессионально занимающихся подобными исследованиями.

В резюме магистрат в краткой форме представляет четыре-шесть основных выводов и предложений по рассматриваемой проблеме.

Список рекомендуемой литературы

а) Основная литература

1. Земскова А.В. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры: учеб. пособие /А.В.Земскова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 140 с.: ил.

1.      2. Баутин В.М., Гатауллин А.М., Гайсин Р.Г. Сельскохозяйственные рынки – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2013

3. Краснов А.В. Сельскохозяйственные рынки. Учеб. пос.-: Казань, Изд-во «Фэн»Академии наук РТ, 2010.-332с.

б) Дополнительная литература

1. Гайсин Р.С. Теория эволюции конъюнктуры агропродовольственного рынка: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2006. – 150 с.

2.  Буров, А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: учеб-

ное пособие для вузов / А.С.Буров. – М.: Издательство «Экзамен». 2005. – 160 с. ISBN 5-472-00197-8

3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях

рынка: учеб.пособие для вузов. / Л.П.Владимирова. – 6-е изд, перераб. и доп.- М.:Дашков и К, 2006. – 400 с. ISBN 5-94798-613-2, 5-94798-963-8

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http://www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики).

2. http://www.fao.org (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).

3. http://www.mcx.ru (Министерство сельского хозяйства РФ).

4. http://www.ruseu.org/ (Европейский Союз).

5. http://www.oecd.org/ (Организация экономического развития и сотрудничества).

6. http://www.usda.ru/ (Министерство сельского хозяйства США. Представительство МСХ США в России).

7. http://www.wto.ru (Всемирная торговая организация).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для практических (семинарских) занятий по дисциплине:

«Прогнозирование конъюнктуры рынка»

 

 

(для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков")

 

Казань - 2016 г.

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Составитель: к.с.-х.наук, доцент Гайнутдинов Ильгизар Гильмутдинович

 

 

Рецензенты: Доцент кафедры «Предпринимательства и информационных систем» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», к.т.н. Замалетдинова Л.Я.;

доцент кафедры «Управление сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ, к.э.н., Валиева Г.А.

 

 

Методические указания для практических (семинарских) занятий по курсу: «Прогнозирование конъюнктуры рынка» (для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков") утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Организация сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ от  30 сентября 2016 г., протокол №1/1.

 

Задания и методические указания обсужден, одобрен и рекомендован к печати на заседании Института экономики Казанского ГАУ от 03 октября 2016 г., протокол №2.

 

 

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Ó Казанский государственный аграрный университет, 2016 г.


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Прогнозирование конъюнктуры рынка» призвана дать обучающимся магистрам теоретические и практические знания, умения и навыки по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков, подготовить их к самостоятельной и осознанной аналитической деятельности как в государственных, так и в коммерческих структурах.

В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить магистров вопросамоценки и прогнозирования конъюнктуры рынка, применения методов конъюнктурных исследований, изучения поведения потребителей на различных рынках, проведения различных исследований состояния рынка в стратегическом, тактическом и в оперативном плане. 

Задачи дисциплины:

- усвоение магистрами теоретических основ по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, целей и методов ее анализа;

- уточнение различных аспектов специфики спроса и предложения на различные виды сельскохозяйственной и другой продукции;

- изучение системы показателей, характеризующей конъюнктуру, структуру и эффективность функционирования рынков;

- вскрытие основных факторов (внешних и внутренних), влияющих на динамику развития, современное состояние и перспективы конкретных рынков на национальном и региональном уровнях;

- приобретение магистрантами практических навыков при проведении различных аналитических исследований и экономических расчетов по функционированию и прогнозированию развития товарных рынков;

- выявление основных проблем, имеющих место на конкретных рынках и методов их решения, в том числе через совершенствования государственного регулирования соответствующих отраслей и рынков.

 

2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка»направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций:

ОК-2 - готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

б) общепрофессиональных компетенций:

ПК-7 - способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

 

В результате изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка» магистр должен:

Знать: - систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов;

- последовательность действий и совокупность конкретньrх приемов при анализе текущей рыночной конъюнктуры;

- основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков (ОК-2, ПК-7)

Уметь: - проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков;

- самостоятельно разрабатывать оценки и проводить научно­ обоснованный анализ текущего и перспективного состояния конъюнктуры рынков товаров;

 - критически оценивать состояние развития рынка и определять наиболее перспективные направления её развития;

- выбирать эффективные методы ведения бизнеса с учетом деловой ситуации на конкретном рынке и текущей экономической конъюнктуре.

-выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данных рынков (ПК-7);

Владеть: специальной экономической терминологией по теории и практике функционирования рынков, навыками самостоятельного поиска информации по данной проблематике, анализа и оценки нормативно-правовой и методологической базы, регламентирующей общие и частные аспекты развития рынков (ПК-7);

 

Темы практических и семинарских занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.142 с.)