Правовые основы государственной социальной помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы государственной социальной помощи



Прежде всего, обратимся к основному закону государства, особому нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу – к Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 7, Российская Федерация является социальным государством, обеспечивающим достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь, в отличие от человеческого достоинства (ст.21 Конституции РФ), - это публичная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве. Разумеется, в сознании каждого индивидуума формируется свое представление о достойном лично его уровне и качестве жизни, основанном на его собственных возможностях, уровне притязаний, образовании и культуре. А достойная жизнь в конституционно-правовом смысле – это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой этого является свобода экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ), предпринимательская деятельность (ст.34 Конституции РФ), свобода различных видов творческой деятельности (ст.44 Конституции РФ) и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном, экономически развитом демократическом обществе.

Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых базируется как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст.22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года. Данный закон регламентирует правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и иные важные вопросы в сфере его регулирования. Этот Федеральный закон выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со статьей 4 к ведению в Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации. Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Следовательно, следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны. Также закон регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок ее установления, величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления, а также учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.

Необходимо также выделить еще один немаловажный документ: Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной помощи». Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какими должны быть эти доходы и как рассчитать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина за необходимый расчетный период. Издание этого закона своеобразно дополняет Федеральный закон «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

Среди нормативных актов также следует обратить внимание на Федеральный закон от 31 марта 2006 года №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определенных составе и объемах (в натуральных показателях).

1.2. Сущность и содержание основных понятий в сфере государственной социальной помощи

Для правильного понимания норм института государственной социальной помощи необходимо определить основные его понятия.

В статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено основное понятие государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и необходимых товаров.

В свою очередь социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Данная помощи оказывается гражданам с целью поддержания уровня жизни малоимущих семей, то есть выравнивания с гражданами со средним достатком, которые не нуждаются в данной помощи. Государственная социальная помощь может быть оказана в виде денежных выплат и в виде натуральной помощи.

Категории граждан, получающих помощь, ее виды, формы и размер определяются органами социальной защиты населения.

Предоставление каких-либо видом социального обеспечения, например пенсий, медицинской помощи, должно осуществляться согласно принципам права социального обеспечения.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве. К ним относятся:

Адресность – предполагает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определенного вида социальных услуг.

Доступность – означает реальную возможность беспрепятственно воспользоваться социальным обслуживанием лицам, в них нуждающимся.

Добровольность – означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия.

Гуманность – свидетельствует о необходимость проявления уважительного отношения к нуждающимся в социальных услугах гражданам со стороны работников учреждений социального обслуживания.

Приоритетность – проявляется в предоставлении социальных услуг в первую очередь особо нуждающимся в них гражданам, например несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Конфиденциальность – указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обеспечения.

Профилактическая направленность социального обслуживания – заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Обратимся также к Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В статье 1 сказано, что потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания; прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) – совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум выражает так называемую «черту бедности». Существование малообеспеченных групп населения – это острая социальная проблема каждого современного государства, даже самого богатого. Бедность есть оценка дохода, состояние, когда основные потребности человека превышают имеющиеся денежные средства для их удовлетворения. С другой стороны, бедность выражает минимум условий воспроизводства рабочей силы и личности. К причинам бедности в западных моделях развития относят различия в собственности, оплате труда и личных качествах людей, образовании и подготовке. В нашей экономике к числу реальных факторов малообеспеченности можно отнести многодетность, низкий уровень пенсионного обеспечения и низкие заработки.

Величина прожиточного минимума является основной для установления минимального размера оплаты труда, тарифных ставок (окладов) по оплате труда работников бюджетной сферы, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Таким образом, прожиточный минимум выступает минимумом материальной обеспеченности, или минимальным потребительским бюджетом, который служит исходным пунктом формирования социальных программ общества.

Прожиточный минимум включает экономический и социальный минимумы. Экономический минимум определяет ту величину дохода, которая дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне физиологических норм, возмещающих энергетические затраты и позволяющие взрослому человеку работать, воспитывать детей, сохранять здоровье. Он включает расходы на продовольствие, лекарства, бытовые услуги, транспорт и другое. Социальный минимум гарантирует не только удовлетворение физиологических потребностей, но и покупку некоторых предметов гардероба, мебели, удовлетворение социальных потребностей.

Для подсчета прожиточного минимума может использоваться метод «потребительской корзины», то есть подсчитываются цены минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, которыми пользуется человек.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительскую корзину образуют: продукты питания (хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты (соль, чай, специи)); непродовольственные товары; услуги. Стоимость непродовольственных товаров и услуг устанавливаются в процентном соотношении к стоимости продуктов питания и составляют 50%.

Особо следует оговориться, что прожиточный минимум для расчета социальных доплат к пенсиям определяется законом о федеральном бюджете. В Федеральном законе от 5 декабря 2017 года №362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2018 год установлена в размере 8726 рублей.

В состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам из числа указанных выше категорий, включаются следующие социальные услуги:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту назначения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.021 с.)