Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.



Контрольная работа

Задание 2

КЛУБ, -а, мн. -ы, -ов и -ы, -ов, м. Шарообразная летучая дымчатая масса. Клубы КЛУБ*, -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий. Спортивный к. Шахматный к. К книголюбов. К деловых встреч. К. юмористов. Дамский, мужской к. Артистический к. 2. Культурно-просветительное учреждение, в к-ром собираются люди для отдыха, развлечении, здание, помещение такого учреждения. Заводской к. Танцы, дискотека в клубе. Кружок самодеятельности при клубе. Построен новый к. 3. Учреждение или общественная организация (обычно международная), занимающаяся финансовой или коммерческой деятель ностью. Европейский к. странкредиторов. Инвестиционный к. К. взаимного страхования (судовладельческий). Парижский к. (межправительственный институт стран-кредиторов, ведающих внешними займами). * Ночной клуб - ночной ресторан с развлекательной программой. II прил. клубный, -ая, -ое. К. устав. Клубные встречи. Клубная сцена. Клубная программа.

КРЕДИТ, -а,м. (спец.). В приходно-расход-ных книгах: счет расходов и долгов данного учреждения, II прил. кредитовый, -ая, -ое.

КРЕДИТ, -а, м. 1. Ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие. Отпустить товар в к. Открыть, предоставить к. кому-н. Купить в к. 2. перен. Доверие, авторитет (в 1 знач.) книжн.). Политический к. 3. обычно мн. Отпускаемая на что-н. денежная сумма. Кредиты на застройку. II прил. кредитный, -ая, -ое (к 1 знач.). К. билет (бумажный денежный знак, банковский билет).

ЛОСКУТ, -а, м., собир. Остатки, отходы в текстильном, швейном и кожевенном производствах в виде лоскутьев. II прил. лоскутный, -ая, -ое.

ЛОСКУТ, -а, мн. -ы, -ов и -тья, -ьев, м. 1. Оторванный или отрезанный кусок ткани, кожи. Л. ситца. Одеяло из лоскутов. 2. перен. Небольшой участок какой-н. по-верхности. Л. земли. Лоскутья облаков (их клочья, обрывки). II уменьш. лоскуток, -тка, м. и лоскутик, -а, м. II прил. лоскутный, -ая, -ое. Лоскутное одеяло (стеганое, с верхом, сшитым из мелких лоскутков квадратиков, уголков). Лоскутная плантация (из многих маленьких участков).

МОКРОТА, -ы, ж. Слизистое выделение из дыхательных путей и легких. Кашель с мокротой. II прил. мокротный, -ая, -ое.

МОКРОТА, -ы, ж. (разг.). Сырость, влажность. На улице мокрота.

ОСТРОТА, -ы, ж. Остроумное выражение. Тонкие остроты. Старая о. Дешевые, плоские остроты.

ОСТРОТАсм. острый.

ОСТРЫЙ, -ая, -ое; остер и остр, остра, остро и остро. 1. Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копье. 2. Суживающийся к концу. О. нос. Сапоги с острыми носками. 3. Проницательный, хорошо воспринимающий. О. ум. О. глаз. 4. (остер, остра, остро). Отличающийся остроумием (в 1 знач.). Острая шутка. О. язычок. Остер на язык кто-н. 5. Сильно действующий на вкус или обоняние. О. запах. О. соус. Острая пища. 6. перен. Сильно, ясно выраженный; напряженный. Острая боль. Острое воспаление (не хроническое). Острая ситуация. О. сюжет. - Острый угол - угол менее 90°. II сущ острота, -ы, ж. (к 1, 3, 4, 5 и 6 знач.).

СТАРИНА, -ы, ж. В речи сказителей: эпическое сказание, былина.

СТАРИНА1, -ы, ж. 1. Давнее, давно минувшее время. Глубокая с. Отрут веет ста-ринои. Бывало в старину. 2. Старые обы чаи, обряды. Жить по старине. 3. Далекое прошлое в чьей-н. жизни (разг.). Тряхнуть стариной (поступить по-молодому, вспомнив прошлые хорошие годы, веселые молодецкие дела). 4. собир. Старинные предметы. Коллекционировать старику.

СТАРИНА2, -ы, м. (разг.). То же, что старик (в 1 и 5 знач.), преимущ. в обращении. II ласк. старйнушка, -и, м. (в народной словесности).

ХАОС, -а и ХАОС, -а, м. 1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из к-рой образовалось впоследствии все существующее. Первозданный х. 2. (хаос). Отсутствие порядка, полная путаница. X. в делах. X. в голове. 3. (хаос). Нагромождение, скопление чего-н. X. камней X. льдов. 4. (хаос). Беспорядок (в помещении).

 

Словосочетания с омонимами:

Клуб ы пыли, кл у бы книголюбов;

отражать кр е дит, предоставить кред и т;

мерный л о скут, лоск у т платья;

неприятная мокрот а, душила мокр о та;

острот а ума, остр о та ощущений;

памятники старин ы, эпические ст а рины;

мировой х а ос, первичный ха о с.

 

Задание 3

Антон Павлович приступил к изготовлению чертежа детали.

Мария приготовила вкусный обед.

Николаю предложили сыграть роль мифического героя Геракла.

Мы отправились в букинистический магазин купить                     мифологический словарь.

У меня были веские основания не доверять ему.

Равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.

Все формы научной деятельности должны иметь обоснование.

Новые игры вызвали у детей особый интерес.

Для него Новый год – особенный праздник.

Борис был спокоен, его словно подменили.

Человеку никто не сможет заменить мать.

Я не могла представить, что будет так трудно находиться рядом с ним.

Работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск работнику.

Павел был интересным человеком, немного скромным и романтичным.

Романтические стихи Есенина надо читать и перечитывать, чтобы узнать ту глубину чувств, которые сегодня не встретишь.

Ее эффектный выход на сцену тронул публику.

Часто в учительской, после уроков, собирались все учителя начальных классов и советовались, как найти эффективный способ обучения.

 

  

Задание 4

1. Более половины игры уже прошло. 2. Все дети очень обрадовались. 3. Внеклассная работа имеет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. 5. Большинство заданий было выполнено. 6. Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. 7. Один поступок Чацкого был мне непонятен. 8. Сейчас многие писатели занимаются политикой. 9. Ученики внимательно слушали выступление артиста. 10. Но перед тем, как использовать материал и легко … им, я хочу изложить свои мысли о Базарове. 11. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям сплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 12. Все это и создает представление о произведении «Слово о полку Игореве». 13. Иллюстрации также помогают читателю лучше понять текст. 14. Ученики сами могут задать вопросы выступающему. 15. «Гранатовый браслет» - одно из самых значимых произведений Куприна.

Задание 5

№1

1. Состоялась встреча депутата Ирины Хакамады с избирателями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев Гримм. 3. Снимается новый фильм с Дмитрием Харатьяном, Сергеем Никоненко и Сергеем Гармашем. 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума Синди Кроуфорд и Валерии Маццы. 5. На балу присутствовали лорд и леди Гамильтон, муж и жена Буш и супруги Кент. 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих Манны – братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством Шоты Руставели. 8. Мы отправились в гости к Юрию Шевчуку и Наталье Шевчук. 9. Совершенно случайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два Никифорова и оба Николая.

№3

1. В конце концов, все люди разные, у каждого свое представление о собственной персоне: Василий Вениаминович в минуты хорошего настроения в своих глазах если не величествен, то почтенен, самокритичный Севериан Мокиевич иногда обвиняет себя в том, что безответственен и бесчувствен, а вот Власий Власиевич бывает невежественен до крайности, но никогда этого не замечает. 2. Рассказ ее был очень искренен. 3. В этом воплощении совершенного порядка вещей ямбический размер так же естественен, как булыжная мостовая. (И.Бродский) 4. Им, скромным и стеснительным, излишний пафос редко бывал свойственен. 5. Наш мир двойственен, и нельзя во всем видеть только черное или только белое. 6. Сейчас, в минуты вдохновения импровизатора священен каждый звук послушного ему инструмента. 7. Твой сегодняшний упрек абсолютно беспочвенен. 8. Неужели ты хочешь сказать, что безответственен только оттого, что тебя так воспитали? 9. Смысл религиозных текстов сокровенен, а потому их публичное толкование – профанация. 10. Такой сюжетный поворот несколько искусственен. 11. Наполеон на портрете художника Давида величествен и воинственен. 12. В воздухе уже явственен приход осени. 13. Мир искусства не тождественен реальному миру. 14. Маяковский писал в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии», что его труд любому труду родственен.

 

 

Задание 6

Задание 7

Черногрудова Е.П. О влиянии электронного журнала на речь современных школьников. Русский язык в школе. 2019;80(4):45-48.

Аннотация

Статья посвящена проблемам коммуникации субъектов образовательного процесса. Ее цель – обратить внимание специалистов и общественности на негативное влияние интернет-ресурсов на речевую ситуацию в современной школе. Анализ особенностей коммуникации позволил сделать вывод о том, что цифровые образовательные платформы часто создают лишь иллюзию «продвинутости» образовательного учреждения, так как провоцируют учителя, работающего с их сервисами, на речевые ошибки и недочеты, снижая, в конечном счете, результативность обучения.

 

Конспектирование

Сегодня в школе активно используются новые технологии. Организация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО требует новой информационно-образовательной среды, основным компонентом которой являются электронные образовательные ресурсы.

В январе 2002 г. постановлением правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Одним из направлений ее реализации стало введение цифровых образовательных платформ. Они позволяют оптимизировать учебный процесс, наладить связь между учителем, учеником и родителями.

Однако, на наш взгляд, процесс внедрения в образование информационных технологий требует более детального анализа, позволяющего реально оценить «плюсы» и «минусы» такого явления, как тотальная информатизация и компьютеризация школы.

<Далее автор рассказывает о достоинствах сервиса https://dnevnik.ru/...>

Однако все названные положительные стороны рассматриваемого электронного приложения носят чисто технический характер. <…> В частности, <…>, следует более внимательно проанализировать влияние сервисов цифровых образовательных платформ на развитие речи обучающихся и формирование у них языковой и речевой грамотности.

<Далее автор рассказывает о интернет-странице электронного журнала «Стена класса»: какие рубрики содержит этот ресурс, какие функции выполняет… >. <…>

Несмотря на то, что общение посредством «Стены класса» представляет собой частный случай виртуальной коммуникации и ему свойственны все названные характеристики, оно обладает и чертами, на наш взгляд, негативными. По нашим наблюдениям, данный сервис провоцирует учителя на небрежность в общении с учащимися. <Далее автор приводит примеры, показывающие грубое нарушение языковых норм при общении с учениками и родителями>.

Возможно, кому-то это может показаться незначительным <…>. Однако нельзя забывать, что речь учителя должна быть образцовой во всех ситуациях её использования. Вдвойне это справедливо для письменной речи, поскольку она воспринимается зрительным анализатором, который в десятки раз мощнее слухового.

Полагаем, что «Стена класса» создает ложное ощущение непосредственной устной коммуникации, а поскольку это общение происходит во внеурочное время, то зачастую приобретает бытовую окраску. <Далее автор приводит примеры общения с родителями, показывающие использование нелитературных слов в ходе беседы, построение предложений близких по характеру функционирования к устной бытовой речи…>. <Автор делает вывод о том, что в приведенных примерах письменные тексты выполняют те же функции, что и устная речь…>.

Учитывая, что интернет-общение имеет форму письменной речи, заметим: далеко не все, что можно сказать, можно написать. Такая вольная подача «усугубляется» авторитетом учителя, из речи которого учащиеся усваивают образцы словоупотребления и формообразования, построения высказывания и возможности его эмоциональной окраски. Поэтому представляется недопустимым проявление подобного пренебрежения русского литературного языка и стилистическими нормами.

Назовем языковые (речевые) особенности цифровой среды <…>:

1) стирание границ текста;

2) трансформация категории авторства;

3) поликодовость коммуникации <…>;

4) динамичность. Отдельные ученые добавляют к перечисленным <…>: глобальность <…>, интерактивность <…>, виртуальность <…>, открытость системы <…>, креативность и мозаичность <…>.

<Далее автор рассказывает о дисплейных текстах… Автор дает положительную и отрицательную оценку использованию дисплейных текстов…>.

Таким образом, мы полагаем, что подобного рода использование компьютера и новых технологий в современной школе создает лишь иллюзию мобильности, интерактивности и «продвинутости» школьной реальности. В действительности же, в языковом плане, например, это возвращение в эпоху, когда грамматика, лексика и стилистика русского языка переживали свое становление <…>.

Современные цифровые технологии, без сомнения, давно стали нашей реальностью, и необходимо активно их осваивать. Это способствует повышению и квалификации педагогов, <…>. Однако нельзя допускать, чтобы эти технологии провоцировали учителей, обязанных демонстрировать эталонную речь, транслировать в общении с обучающимися далеко не образцовое словоупотребление, сниженную лексику, недопустимые в деловом общении конструкции и словоформы.

 

Задание 8

Публицистический стиль.

 

М. В. СТРОГАНОВ

Художественный стиль.

«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя

для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и

страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo

открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу

бойко зашумела вода, скатываясь по реке на две стороны; опять запылала по

земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матера была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. Вот и теперь посадили огороды - да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. Как всегда, посеяли хлеба - да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы - их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски - поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним.

Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже

увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено

для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно

оставались теперь в Матере только старики и старухи, они смотрели за

огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во

всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они

сходились вместе, негромко разговаривали - и все об одном, о том, что будет,

часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за

Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили разные.»

(В. Распутин «Прощание с Матерой»)

Краткая характеристика: данный текст относится к художественному стилю, так как целью автора является воздействие на чувства, эмоции, воображение и мысли читателя. Ведущая стилевая черта - образность. Используются языковые средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, лексический повтор, синтаксический параллелизм, однородные члены. Употребляется конкретная лексика.

Разговорный стиль.

«Бубнов (хохочет). Ах… чертова кукла! а?

Барон (тоже смеется). Дедка! Ты думаешь – это правда? Это все из книжки «Роковая любовь»… Все это – ерунда! Брось ее!..

Наташа. А тебе что? Ты! Молчи уж… коли бог убил…

Настя (яростно). Пропащая душа! Пустой человек! Где у тебя – душа?

Лука (берет Настю за руку). Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была! А на него – не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется… у него, может, вовсе не было настоящего-то… ничего не было! Пойдем-ка!..

Настя (крепко прижимая руки ко груди). Дедушка! Ей-богу… было это! Все было!.. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!

Лука. Я – знаю! Ничего! Я верю! В лаковых сапогах, говоришь? А-яй-ай! Ну – и ты его тоже – любила?» (М.Горький На дне)

 

Краткая характеристика: Предложения по конструкции незаконченные, порядок слов свободный, присутствует много междометий. Используется разговорная и просторечная лексика. Разговорная лексика выразительная и эмоциональная. Сферой применения разговорной речи является неофициальная обстановка. Ведущая стилевая черта – непринужденность и простота.

 

 

Научный стиль

«Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам.

Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми...
Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология — как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы в приемы.» (Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Г. 3. М., 1966. С. 282),

Краткая характеристика:
Для данного текста характерна научная терминология: педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др. Преобладает абстрактная лексика: теория, проблемы, функция, развитие, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов. Из этого можно сделать вывод, что данный текст относится к научному стилю.

 

Официально-деловой стиль.

Начальнику отдела кадров

Т. М. Николаевой

от Костяевой Татьяны Владимировны

 

Заявление

Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября 1991 г. работала в Научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела (НИИДАД) инспектором по учету и регистрации корреспонденции.

 

Приложение: 1) личный листок по учету кадров; 2) трудовая книжка; 3) копия диплома; 4) две фотографии.

 

27.09.2014                                                                                           (Подпись)

 Краткая характеристика: данный текст относится к официально-деловому, так как текст содержит четкую структуру, точность, стандартный вид. Мы видим регламентированный стиль в данном тексте. Отсутствует эмоциональность. Используются языковые средства: клише, особая терминология.

  

 

Контрольная работа

Задание 2

КЛУБ, -а, мн. -ы, -ов и -ы, -ов, м. Шарообразная летучая дымчатая масса. Клубы КЛУБ*, -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий. Спортивный к. Шахматный к. К книголюбов. К деловых встреч. К. юмористов. Дамский, мужской к. Артистический к. 2. Культурно-просветительное учреждение, в к-ром собираются люди для отдыха, развлечении, здание, помещение такого учреждения. Заводской к. Танцы, дискотека в клубе. Кружок самодеятельности при клубе. Построен новый к. 3. Учреждение или общественная организация (обычно международная), занимающаяся финансовой или коммерческой деятель ностью. Европейский к. странкредиторов. Инвестиционный к. К. взаимного страхования (судовладельческий). Парижский к. (межправительственный институт стран-кредиторов, ведающих внешними займами). * Ночной клуб - ночной ресторан с развлекательной программой. II прил. клубный, -ая, -ое. К. устав. Клубные встречи. Клубная сцена. Клубная программа.

КРЕДИТ, -а,м. (спец.). В приходно-расход-ных книгах: счет расходов и долгов данного учреждения, II прил. кредитовый, -ая, -ое.

КРЕДИТ, -а, м. 1. Ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие. Отпустить товар в к. Открыть, предоставить к. кому-н. Купить в к. 2. перен. Доверие, авторитет (в 1 знач.) книжн.). Политический к. 3. обычно мн. Отпускаемая на что-н. денежная сумма. Кредиты на застройку. II прил. кредитный, -ая, -ое (к 1 знач.). К. билет (бумажный денежный знак, банковский билет).

ЛОСКУТ, -а, м., собир. Остатки, отходы в текстильном, швейном и кожевенном производствах в виде лоскутьев. II прил. лоскутный, -ая, -ое.

ЛОСКУТ, -а, мн. -ы, -ов и -тья, -ьев, м. 1. Оторванный или отрезанный кусок ткани, кожи. Л. ситца. Одеяло из лоскутов. 2. перен. Небольшой участок какой-н. по-верхности. Л. земли. Лоскутья облаков (их клочья, обрывки). II уменьш. лоскуток, -тка, м. и лоскутик, -а, м. II прил. лоскутный, -ая, -ое. Лоскутное одеяло (стеганое, с верхом, сшитым из мелких лоскутков квадратиков, уголков). Лоскутная плантация (из многих маленьких участков).

МОКРОТА, -ы, ж. Слизистое выделение из дыхательных путей и легких. Кашель с мокротой. II прил. мокротный, -ая, -ое.

МОКРОТА, -ы, ж. (разг.). Сырость, влажность. На улице мокрота.

ОСТРОТА, -ы, ж. Остроумное выражение. Тонкие остроты. Старая о. Дешевые, плоские остроты.

ОСТРОТАсм. острый.

ОСТРЫЙ, -ая, -ое; остер и остр, остра, остро и остро. 1. Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копье. 2. Суживающийся к концу. О. нос. Сапоги с острыми носками. 3. Проницательный, хорошо воспринимающий. О. ум. О. глаз. 4. (остер, остра, остро). Отличающийся остроумием (в 1 знач.). Острая шутка. О. язычок. Остер на язык кто-н. 5. Сильно действующий на вкус или обоняние. О. запах. О. соус. Острая пища. 6. перен. Сильно, ясно выраженный; напряженный. Острая боль. Острое воспаление (не хроническое). Острая ситуация. О. сюжет. - Острый угол - угол менее 90°. II сущ острота, -ы, ж. (к 1, 3, 4, 5 и 6 знач.).

СТАРИНА, -ы, ж. В речи сказителей: эпическое сказание, былина.

СТАРИНА1, -ы, ж. 1. Давнее, давно минувшее время. Глубокая с. Отрут веет ста-ринои. Бывало в старину. 2. Старые обы чаи, обряды. Жить по старине. 3. Далекое прошлое в чьей-н. жизни (разг.). Тряхнуть стариной (поступить по-молодому, вспомнив прошлые хорошие годы, веселые молодецкие дела). 4. собир. Старинные предметы. Коллекционировать старику.

СТАРИНА2, -ы, м. (разг.). То же, что старик (в 1 и 5 знач.), преимущ. в обращении. II ласк. старйнушка, -и, м. (в народной словесности).

ХАОС, -а и ХАОС, -а, м. 1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из к-рой образовалось впоследствии все существующее. Первозданный х. 2. (хаос). Отсутствие порядка, полная путаница. X. в делах. X. в голове. 3. (хаос). Нагромождение, скопление чего-н. X. камней X. льдов. 4. (хаос). Беспорядок (в помещении).

 

Словосочетания с омонимами:

Клуб ы пыли, кл у бы книголюбов;

отражать кр е дит, предоставить кред и т;

мерный л о скут, лоск у т платья;

неприятная мокрот а, душила мокр о та;

острот а ума, остр о та ощущений;

памятники старин ы, эпические ст а рины;

мировой х а ос, первичный ха о с.

 

Задание 3

Антон Павлович приступил к изготовлению чертежа детали.

Мария приготовила вкусный обед.

Николаю предложили сыграть роль мифического героя Геракла.

Мы отправились в букинистический магазин купить                     мифологический словарь.

У меня были веские основания не доверять ему.

Равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.

Все формы научной деятельности должны иметь обоснование.

Новые игры вызвали у детей особый интерес.

Для него Новый год – особенный праздник.

Борис был спокоен, его словно подменили.

Человеку никто не сможет заменить мать.

Я не могла представить, что будет так трудно находиться рядом с ним.

Работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск работнику.

Павел был интересным человеком, немного скромным и романтичным.

Романтические стихи Есенина надо читать и перечитывать, чтобы узнать ту глубину чувств, которые сегодня не встретишь.

Ее эффектный выход на сцену тронул публику.

Часто в учительской, после уроков, собирались все учителя начальных классов и советовались, как найти эффективный способ обучения.

 

  

Задание 4

1. Более половины игры уже прошло. 2. Все дети очень обрадовались. 3. Внеклассная работа имеет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. 5. Большинство заданий было выполнено. 6. Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. 7. Один поступок Чацкого был мне непонятен. 8. Сейчас многие писатели занимаются политикой. 9. Ученики внимательно слушали выступление артиста. 10. Но перед тем, как использовать материал и легко … им, я хочу изложить свои мысли о Базарове. 11. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям сплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 12. Все это и создает представление о произведении «Слово о полку Игореве». 13. Иллюстрации также помогают читателю лучше понять текст. 14. Ученики сами могут задать вопросы выступающему. 15. «Гранатовый браслет» - одно из самых значимых произведений Куприна.

Задание 5

№1

1. Состоялась встреча депутата Ирины Хакамады с избирателями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев Гримм. 3. Снимается новый фильм с Дмитрием Харатьяном, Сергеем Никоненко и Сергеем Гармашем. 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума Синди Кроуфорд и Валерии Маццы. 5. На балу присутствовали лорд и леди Гамильтон, муж и жена Буш и супруги Кент. 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих Манны – братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством Шоты Руставели. 8. Мы отправились в гости к Юрию Шевчуку и Наталье Шевчук. 9. Совершенно случайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два Никифорова и оба Николая.

№3

1. В конце концов, все люди разные, у каждого свое представление о собственной персоне: Василий Вениаминович в минуты хорошего настроения в своих глазах если не величествен, то почтенен, самокритичный Севериан Мокиевич иногда обвиняет себя в том, что безответственен и бесчувствен, а вот Власий Власиевич бывает невежественен до крайности, но никогда этого не замечает. 2. Рассказ ее был очень искренен. 3. В этом воплощении совершенного порядка вещей ямбический размер так же естественен, как булыжная мостовая. (И.Бродский) 4. Им, скромным и стеснительным, излишний пафос редко бывал свойственен. 5. Наш мир двойственен, и нельзя во всем видеть только черное или только белое. 6. Сейчас, в минуты вдохновения импровизатора священен каждый звук послушного ему инструмента. 7. Твой сегодняшний упрек абсолютно беспочвенен. 8. Неужели ты хочешь сказать, что безответственен только оттого, что тебя так воспитали? 9. Смысл религиозных текстов сокровенен, а потому их публичное толкование – профанация. 10. Такой сюжетный поворот несколько искусственен. 11. Наполеон на портрете художника Давида величествен и воинственен. 12. В воздухе уже явственен приход осени. 13. Мир искусства не тождественен реальному миру. 14. Маяковский писал в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии», что его труд любому труду родственен.

 

 

Задание 6

Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

БРОШЮ’РА [ шу ], -ы, ж. Небольшая (до 50 страниц) книжка, обычно общественнополитического или научно-популярного содержания. Популярная б. II уменьш. брошю’рка, -и, ж. II прил. брошю’рный,

 -ая, -ое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.126 с.)