Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Директор Северо-Западного института управления РАНХиГС, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, доктор экономических наук, профессорСодержание книги
Поиск на нашем сайте
От имени Музея Победы приветствую участников Всероссийской детско-юношеской акции «Рисуем Победу»! Дорогие друзья! У вас есть прекрасная возможность принять участие в патриотическом проекте, посвященном Великой Отечественной войне. В этом творческом состязании вы сможете не только продемонстрировать свое художественное мастерство, но и в процессе создания работы узнать о героизме советских людей в годы войны, понять, что же стало основой их мужества и самоотверженности. Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны не перестает вдохновлять все новые поколения представителей культуры и искусства. Очень радует, что эта тема находит живой отклик и в ваших сердцах. Уверен, вы станете достойной сменой и будете бережно хранить память о своих дедах и прадедах. От всей души желаю вам успешного участия во всероссийской акции «Рисуем Победу», творческих побед и высоких достижений в учебе!
А.Я. Школьник, Директор Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Введение
Воспитать нравственно-зрелую личность, патриота своего Отечества, достойного гражданина – ключевая задача всех профильных государственных институций. Формирование нравственно-эстетических и гражданско-патриотических качеств как важнейших элементов общественного сознания начинается еще в дошкольный период. Тем важнее эти первые знания о Родине и доме, о семье и друзьях, о добре и зле, о мире природы и мире искусства, и тем значимее роль проводника ребенка в неизведанное для него окружающее социокультурное пространство современной жизни со всеми ее противоречиями. Первые познания, первые открытия делаются вместе с самыми близкими и самыми первыми учителями жизни – родителями. Вместе с тем, в процессе взросления, источников и обладателей знаний встречается на пути ребенка все больше. Воспитатели дошкольных отделений и детских садов, преподаватели кружков и творческих студий, работники детских отделений публичных библиотек становятся для ребенка наставниками в процессе усвоения знаний и поиске истины. Общепринятым как в отечественной, так и в мировой психолого-педагогической практике становится мнение о том, что процесс нравственно-патриотического воспитания личности нужно начинать в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот важнейший период человеческой жизни закладываются фундаментальные основы и культурно-ценностные ориентиры, строится и развивается механизм эмоций и чувств ребенка, нуждающийся в тончайшей настройке.
Утрачивание патриотизма, как одной из фундаментальных ценностей народа, приводит к духовной опустошенности, снижению уровня культуры и потере самоидентификации в историческом и геокультурном пространстве. Проблема «дефицита нравственности», вопросы воспитания зрелой, целостной личности, достойного гражданина волновала видных ученых и исследователей разных эпох и направлений. Аспекты формирования патриотизма, как неотъемлемого качества гармонично-развитой личности рассматриваются в трудах Я.А. Каменского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. А.Н. Радищев видел важнейшей задачей воспитания формирование в человеческой личности гражданского сознания, высоких нравственных качеств, любви к своему Отечеству [15]. Вопросы воспитания основ гражданственности поднимаются в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Проблемы нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания дошкольников широко освещаются и в работах современных ученых: Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Вераксы, М.Б. Зацепиной, Г.Е. Жуковой, Т.С. Комаровой И.Н., Куланиной и др. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что эффективность нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста в современных условиях зависит от качества взаимодействия в организации процесса такого воспитания семьи и государственной системы учреждений дошкольного образования, культуры и досуга. Подобная межведомственная коллаборация – объединение методического и ресурсного потенциала учреждений образования (дошкольных групп в составе образовательных комплексов, детских садов) и учреждений культуры (детских библиотек, детских отделов публичных библиотек) позволяет разнообразить и обогатить процесс нравственно-патриотического воспитания ребенка-дошкольника [6]. Знакомство детей младшего возраста с событиями, фактами и персоналиями Великой Отечественной войны является мощнейшей эмоциональной основой для осознания таких фундаментальных понятий как: добро со злом, захватчик и защитник, смелость и трусость, подвиг и предательство. Наряду с чувством гордости за героев-победителей, осознания сопричастности своей семьи, рода к историческим событиям, формируются понимание личностного и общенародного горя, скорби, представление о колоссальных разрушениях, которые несут военные конфликты, о невосполнимых потерях.
Закреплению и более глубокому осознанию услышанных исторических фактов, просмотренных фрагментов кинохроники, художественных и мультипликационных фильмов способствует творческое осмысление затронутой темы – участие в тематических сценках, театрализованных постановках, групповая и индивидуальная декламация стихотворений, хоровое и сольное исполнение песен военной тематики. Авторы основной образовательной программы «От рождения до школы» – Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева трактуют основные задачи художественно-эстетического развития детей младшего возраста, как формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, воспитание живого интереса к художественно-творческой деятельности [12]. Рисование открывает широкие возможности для художественно-эстетического понимания патриотической тематики, личностно-эмоционального воспроизведения художественными средствами услышанного и осознанного. Раскрытие военно-патриотической темы художественными и декоративно-прикладными средствами предоставляет фантазии ребенка широкий спектр возможностей. Сюжетами изображений могут стать батальные сцены, портреты героев-победителей, жанровые и лирические композиции, тематические натюрморты, произведения в стилистике плаката, декоративные композиции. Художественная работа может выполняться ребенком индивидуально, в сотворчестве с родителем, педагогом или в групповом формате. В процессе развития художественных компетенций, важно правильно подготовить ребенка к процессу создания собственного произведения на военно-патриотическую тему. Наглядно показать, как выглядела военная форма, наиболее известные образцы вооружения (легендарные танк «Т-З4» и штурмовик «Ил-2», пулемет «Максим» и воспетая в песнях «Катюша», спасительная «Полуторка» и надежный пистолет-пулемет «ППШ»). При знакомстве детей с «оружием Победы», важно донести до ребенка, что война – не игра, что пистолеты, автоматы и пушки – не игрушки, что войны – не солдатики. Нельзя забывать о лирических, человеческих символах Великой Отечественной войны – треугольниках полевой почты, фронтовых песнях, личном подвиге каждого защитника Отечества и народа в целом. Живо и эмоционально дети реагируют на истории о самых юных участниках войны – партизанах, пионерах-героях, сыновьях полка. И это не случайно, ведь ребенок проецирует их пример на себя, невольно задаваясь вопросами «а как бы поступил на его/её месте я?», «а я бы так смог?», «а мне бы хватило смелости?». Значимым стимулом и мотивирующим началом для детей являются творческие конкурсы. Конкурсный характер выполнения творческого задания вносит элемент соревновательности, пробуждает желание показать свой талант и сравнить свои достижения с достижениями сверстников, появляющееся чувство ответственности за качество создаваемой работы. Чем шире география участников конкурса, тем большую ответственность и значимость прилагаемого труда ощущает каждый участник. Разного рода конкурсы детского творчества, а также выставки, посвященные тематике Великой Отечественной войны, Дню Победы, Дню памяти и скорби проходят в государственных учреждениях образования и культуры регулярно. За годы проведения подобных мероприятий, практический и теоретический опыт планомерно пополняется и расширяется. Вместе с тем, новые реалии и вызовы современности диктуют необходимость обновления подходов и форм патриотической работы с детьми младшего возраста, активного использования потенциала новых технологий.
Позицию автора подкрепляет успешный практический опыт реализации на городских и региональных площадках Всероссийской гражданско-патриотической акции «Рисуем Победу» [3]. Особенностью данной акции, выгодно выделяющей её среди множества других подобных творческих проектов патриотической направленности является широкий охват её участников, достигнутый созданием многофункциональной Интернет-платформы www.risuem-pobedu.ru [16]. Созданная Интернет-платформа позволяет собирать, систематизировать и хранить в электронном виде, на постоянной основе произведения детского творчества, посвященные теме Великой Отечественной войны и сопутствующие методические, исторические, справочные и интерактивные материалы. Потенциальной аудиторией сайта являются учащиеся школ в возрасте от 8 до 16 лет, студенты, учителя, преподаватели, методисты, педагоги-организаторы, сотрудники учреждений культуры, члены молодежных общественных организаций, волонтеры. Интерактивными и игровыми ресурсами сайта могут пользоваться и дошкольники в сопровождении родителей или воспитателя. Графическое оформления сайта стилизовано под полевую сумку-планшет фронтового художника (кнопки и опции представлены карандашами, накладными карманами, атрибутами военного быта. Окна меню – фронтовыми картами, полевыми блокнотами, «треугольниками» фронтовой почты).
Рис 1. Внешний вид сайта Всероссийской акции «Рисуем Победу» Участие в разработке концептуальных, методических, педагогических и управленческих основ реализации Всероссийской акции «Рисуем Победу» объединило специалистов организаций сферы культуры и образования. Федеральным куратором акции выступила Депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета по образованию и науке А.И. Аршинова. Данная акция проводится в течение семи лет с планомерным расширением географии, количественного и возрастного состава участников среди детей (обучающихся дошкольных отделений образовательных комплексов, учащихся общеобразовательных и специализированных школ, учреждений дополнительного образования детей, читателей детских библиотек); молодежи (воспитанников подростково-молодежных центров и клубов, членов молодежных общественных организаций, индивидуальных участников).
Подобные проекты вносят значимый вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи как поэтапного целенаправленного процесса совместной деятельности детей и взрослых в доверительном диалоге поколений, в котором проявляется субъектная позиция ребенка на этапе формирования мотивации к действию, дальнейшего целеполагания, поисков смысла происходящих изменений, освоения и осознания нового материала. Процесс гражданско-патриотического воспитания при активном задействовании широкого инструментария искусства, является активным и действенным при взаимном участии семьи и общества с привлечением потенциала учреждений сферы культуры и образования, при условии интеграции их воздействия на развитие формирующейся личности. Методические рекомендации
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.011 с.) |