Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа по таблице «Языковые нормы и их нарушение»↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ СЛОВОМ
Урок-практикум в 11 классе
Задачи урока 1. Познакомить учащихся с языковыми нормами. 2. Рассмотреть примеры с нарушением языковых норм. 3. Выполнить задания по устранению ошибок. 4. Проверить усвоение учащимися полученных сведений (практическая работа).
Цель урока Формирование у школьников представления о правильной речи и развитие речевого самоконтроля – способности предупреждать появление ошибок, находить и устранять их. Развитие навыков письменной речи. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование урока 1) Раздаточный материал: а) таблица «Языковые нормы и их нарушение»; б) задание по орфоэпии; в) варианты тестовых заданий для выполнения практической работы; г) высказывания русских писателей о русском языке и задание к ним. 2) Оформленная доска (тема урока, план урока, эпиграф, высказывания русских писателей о языке; ответы к тестовым заданиям (на обратной стороне доски)).
ХОД УРОКА Вступительное слово учителя И с каждым днём Сильнее ценим все мы Покой лесов и чистоту воды. В кругу экологической проблемы Охраны окружающей среды И наш язык. Он – часть большой природы!
- Это слова известного поэта Е. Винокурова. Чтобы разобраться в том, что именно имел в виду поэт, ответим на некоторые вопросы.
- Что такое экология? Дайте определение этому слову. - Экология (от греческого «жилище, дом, имущество») - наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды. - Как эта наука связана с языком? Дайте определение сочетанию «экология языка». - Экология языка - это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с поиском путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. - Как вы думаете, о какой экологической проблеме в области языка говорит Е. Винокуров? От чего нужно уберечь язык? - Автор говорит о том, что язык, как и природа, требует к себе бережного отношения. Язык нужно оберегать от коверканья, от неуместного употребления иностранных слов, от брани, в конце концов, от ошибок, которые портят речь, делают её не всегда понятной для собеседника.
- А вот что писал известный детский писатель С. Я. Маршак: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых - будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нём самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». - Итак, о чём же мы сегодня будем говорить? - Речь пойдёт о грамотной, культурной речи, которую мы должны сберечь для будущих поколений. - И то, каким быть русскому языку в недалёком и далёком будущем, зависит от нас с вами. Поэтому данный урок мы посвятим культуре речи - искусству владения словом. А так как представление о хорошей речи формируется не только при чтении и анализе образцовых текстов, но и путём демонстрации ошибочного материала, показывающего, как говорить и писать не нужно, то наша работа будет заключаться в следующем: 1) ознакомление с языковыми нормами и случаями их нарушения; 2) работа над ошибками; 3) практическая работа по культуре речи; 4) выполнение письменной работы на основе высказываний писателей о русском языке.
/ учащиеся записывают в тетрадь тему: «Искусство владения словом», эпиграф: В кругу экологической проблемы Охраны окружающей среды И наш язык. Он – часть большой природы! Е. Винокуров. / - Итак, языковые нормы – это 1) орфоэпические, 2) лексические, 3) грамматические (а) морфологические и б) синтаксические) нормы.
- А теперь давайте более детально познакомимся с этими нормами и случаями нарушения этих норм.
Морфологические нормы - Нарушение орфоэпических норм, как правило, происходит в устной речи, а вот морфологические нормы могут быть нарушены как в устной, так и в письменной речи.
- Что изучает морфология? /…/ - Кроме всего прочего, морфология изучает формы слов и правила образования этих форм. Следовательно, морфологические нормы – это и есть нормы образования форм различных частей речи. И ошибки, которые могут быть допущены, связаны с нарушением образования форм различных частей речи. - Давайте образуем 1) форму родительного падежа существительных «носки», «чулки», «солдаты», «помидоры» (норма: «носк ов», «чулок_», «солдат_», «помидор ов»); 2) формы дательного и предложного падежей порядкового числительного «две тысячи шестой (год)» / один ученик выполняет работу у доски / (Д. п. – две тысячи шестому году П. п. – (о) две тысячи шестом годе) - У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово.
/ учащиеся работают над ошибками по таблице (п.2), каждый из примеров комментирует один из учеников / Синтаксические нормы - Что изучает раздел науки о языке «Синтаксис»? (Синтаксис изучает нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.) / работа над п.3 таблицы:1) самостоятельная работа над ошибками (подпункты а, б, в, г, д, е), 2) проверка/ Лексические нормы - И ещё один, наиболее часто встречающийся вид ошибок, – нарушение лексических норм. - Какие умения предполагает владение лексическими нормами? (Владение лексическими нормами – это умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения и норм лексической сочетаемости).
/ работа над п.4 таблицы /.
Тестирование - Итак, допуская в своей речи какую-либо ошибку, мы нарушаем те или иные языковые нормы. - Давайте проверим, насколько искусно мы владеем словом, владеем языковыми нормами. Поработаем над тестовыми заданиями.
/ учащиеся выполняют тестовые задания (см. приложение 3), проверяют работы, выставляют себе оценку:
Подведение итогов
- Подведём итоги. В русском языке… (учащиеся продолжают фразу) 4 группы языковых норм (1) орфоэпические, 2) лексические, 3) морфологические, 4) синтаксические), … которые мы порой нарушаем. - Давайте же постараемся оберегать свой язык от подобных ошибок, а также и от орфографических, пунктуационных ошибок.
- Обратимся ещё раз к эпиграфу. Созвучна ли высказанная в нём мысль со словами русских классиков? /…/ / а) выполнение письменного задания, написание сочинения (см. приложение 4) б) чтение сочинений вслух / - Наш урок был посвящён очень важной теме. Скажите, пожалуйста, а при подготовке к чему поможет вам материал, использованный на нём? - Данный материал поможет при подготовке к ЕГЭ. Рефлексия / Учитель предлагает учащимся продолжить начатое предложение: «Материал урока был для меня…» / Вариант № 6 Писатели о русском языке Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. (И. А. Бунин) Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. С. Тургенев) Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С. Тургенев) Задание Какое из высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, вызвало какую-то ответную мысль, чувство? Попробуйте объяснить, почему. Ответ запишите в форме небольшого эссе.
ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ СЛОВОМ
Урок-практикум в 11 классе
Задачи урока 1. Познакомить учащихся с языковыми нормами. 2. Рассмотреть примеры с нарушением языковых норм. 3. Выполнить задания по устранению ошибок. 4. Проверить усвоение учащимися полученных сведений (практическая работа).
Цель урока Формирование у школьников представления о правильной речи и развитие речевого самоконтроля – способности предупреждать появление ошибок, находить и устранять их. Развитие навыков письменной речи. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование урока 1) Раздаточный материал: а) таблица «Языковые нормы и их нарушение»; б) задание по орфоэпии; в) варианты тестовых заданий для выполнения практической работы; г) высказывания русских писателей о русском языке и задание к ним. 2) Оформленная доска (тема урока, план урока, эпиграф, высказывания русских писателей о языке; ответы к тестовым заданиям (на обратной стороне доски)).
ХОД УРОКА Вступительное слово учителя И с каждым днём Сильнее ценим все мы Покой лесов и чистоту воды. В кругу экологической проблемы Охраны окружающей среды И наш язык. Он – часть большой природы!
- Это слова известного поэта Е. Винокурова. Чтобы разобраться в том, что именно имел в виду поэт, ответим на некоторые вопросы.
- Что такое экология? Дайте определение этому слову. - Экология (от греческого «жилище, дом, имущество») - наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды. - Как эта наука связана с языком? Дайте определение сочетанию «экология языка». - Экология языка - это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с поиском путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. - Как вы думаете, о какой экологической проблеме в области языка говорит Е. Винокуров? От чего нужно уберечь язык? - Автор говорит о том, что язык, как и природа, требует к себе бережного отношения. Язык нужно оберегать от коверканья, от неуместного употребления иностранных слов, от брани, в конце концов, от ошибок, которые портят речь, делают её не всегда понятной для собеседника.
- А вот что писал известный детский писатель С. Я. Маршак: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых - будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нём самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». - Итак, о чём же мы сегодня будем говорить? - Речь пойдёт о грамотной, культурной речи, которую мы должны сберечь для будущих поколений. - И то, каким быть русскому языку в недалёком и далёком будущем, зависит от нас с вами. Поэтому данный урок мы посвятим культуре речи - искусству владения словом. А так как представление о хорошей речи формируется не только при чтении и анализе образцовых текстов, но и путём демонстрации ошибочного материала, показывающего, как говорить и писать не нужно, то наша работа будет заключаться в следующем: 1) ознакомление с языковыми нормами и случаями их нарушения; 2) работа над ошибками; 3) практическая работа по культуре речи; 4) выполнение письменной работы на основе высказываний писателей о русском языке.
/ учащиеся записывают в тетрадь тему: «Искусство владения словом», эпиграф: В кругу экологической проблемы Охраны окружающей среды И наш язык. Он – часть большой природы! Е. Винокуров. / - Итак, языковые нормы – это 1) орфоэпические, 2) лексические, 3) грамматические (а) морфологические и б) синтаксические) нормы.
- А теперь давайте более детально познакомимся с этими нормами и случаями нарушения этих норм.
Работа по таблице «Языковые нормы и их нарушение» (см. приложение 1) 1. Орфоэпические нормы 2. - Что изучает орфоэпия? (Нормы произношения и ударения)
- Рассмотрим таблицу. В колонке «ошибка» приведены примеры слов с нарушением в постановке ударения и с нарушением произношения слова. Наша задача – исправить эти ошибки и в колонке «норма» записать исправленные варианты.
/ один ученик выходит к доске и записывает правильные варианты в таблице (п.1), остальные работают на местах / / а) самостоятельная работа (выполнение орфоэпических упражнений) (см. приложение 2); б) (взаимопроверка – чтение вслух) / Морфологические нормы - Нарушение орфоэпических норм, как правило, происходит в устной речи, а вот морфологические нормы могут быть нарушены как в устной, так и в письменной речи.
- Что изучает морфология? /…/ - Кроме всего прочего, морфология изучает формы слов и правила образования этих форм. Следовательно, морфологические нормы – это и есть нормы образования форм различных частей речи. И ошибки, которые могут быть допущены, связаны с нарушением образования форм различных частей речи. - Давайте образуем 1) форму родительного падежа существительных «носки», «чулки», «солдаты», «помидоры» (норма: «носк ов», «чулок_», «солдат_», «помидор ов»); 2) формы дательного и предложного падежей порядкового числительного «две тысячи шестой (год)» / один ученик выполняет работу у доски / (Д. п. – две тысячи шестому году П. п. – (о) две тысячи шестом годе) - У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово.
/ учащиеся работают над ошибками по таблице (п.2), каждый из примеров комментирует один из учеников / Синтаксические нормы - Что изучает раздел науки о языке «Синтаксис»? (Синтаксис изучает нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.) / работа над п.3 таблицы:1) самостоятельная работа над ошибками (подпункты а, б, в, г, д, е), 2) проверка/ Лексические нормы - И ещё один, наиболее часто встречающийся вид ошибок, – нарушение лексических норм. - Какие умения предполагает владение лексическими нормами? (Владение лексическими нормами – это умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения и норм лексической сочетаемости).
/ работа над п.4 таблицы /.
Тестирование - Итак, допуская в своей речи какую-либо ошибку, мы нарушаем те или иные языковые нормы. - Давайте проверим, насколько искусно мы владеем словом, владеем языковыми нормами. Поработаем над тестовыми заданиями.
/ учащиеся выполняют тестовые задания (см. приложение 3), проверяют работы, выставляют себе оценку:
Подведение итогов
- Подведём итоги. В русском языке… (учащиеся продолжают фразу) 4 группы языковых норм (1) орфоэпические, 2) лексические, 3) морфологические, 4) синтаксические), … которые мы порой нарушаем. - Давайте же постараемся оберегать свой язык от подобных ошибок, а также и от орфографических, пунктуационных ошибок.
- Обратимся ещё раз к эпиграфу. Созвучна ли высказанная в нём мысль со словами русских классиков? /…/ / а) выполнение письменного задания, написание сочинения (см. приложение 4) б) чтение сочинений вслух / - Наш урок был посвящён очень важной теме. Скажите, пожалуйста, а при подготовке к чему поможет вам материал, использованный на нём? - Данный материал поможет при подготовке к ЕГЭ. Рефлексия / Учитель предлагает учащимся продолжить начатое предложение: «Материал урока был для меня…» /
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.191 (0.012 с.) |