Различия между косвенным и прямым финансированием выборов сводятся к следующим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия между косвенным и прямым финансированием выборов сводятся к следующим.



v Во-первых, прямое финансирование осуществляется только в период избирательных кампаний, а косвенное не связано указанными временными рамками и возможно как в период избирательных кампаний, так и в другое время. Например, государство, граждане могут оказывать финансовую поддержку общественному объединению, политической партии как во время выборов, так и в любое другое время.

v Во-вторых, правовое регулирование косвенного финансирования выборов рассредоточено по разным отраслям права, не составляя предмета специального правового регулирования. При этом общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются финансовым правом, иные правоотношения –другими отраслями права, прежде всего налоговым и гражданским правом.

Правовое регулирование прямого финансирования выборов – предмет прежде всего публично-правового регулирования: конституционно-правового, финансово-правового, административно-правового. При этом возможны частноправовые отношения (например, при оплате труда сборщиков подписей), но в последних также присутствует общее конституционное правоотношение, которое привносит элемент публичности, постоянно напоминая об объективной стороне правоотношения, связанной с осуществлением государственной власти.

Выделяют четыре основные метода прямого государственного финансирования политических партий:

1) в зависимости от количества голосов, полученных партией на национальных (парламентских и президентских) или муниципальных выборах (Бельгия, Испания, Кипр). Так, в Бельгии согласно закону 1989 г. (с поправками 1991 г.) партии, имеющие хотя бы один мандат в нижней или верхней палате получают одинаковые субсидии плюс определенную сумму за каждый поданный за них голос. Испанские партии вправе рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства независимо от результатов выборов, что позволяет малым и вновь созданным партиям получать необходимые для развития ресурсы;

2) в равных долях для всех зарегистрированных политических партий;

3)сочетание двух способов: первая часть государственного финансирования, которая распределяется в соответствии с количеством полученных голосов, а вторая часть направляется в политические партии в равных долях;

4) в зависимости от числа голосов и числа мест в парламенте: часть государственного финансирования выделяется в соответствии с количеством полученных голосов, а часть идет на финансирование политических партий, допущенных к распределению депутатских мест в парламенте.

В Российской Федерации применяется первый метод распределения государством финансовых средств среди политических партий. Однако так было не всегда. В начале 90-х гг. в России существовало государственное 6 финансирование политических партий, но в виде субсидирования избирательных объединений.

Сегодняшняя схема прямого государственного финансирования политических партий была утверждена Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». Согласно первоначальной версии закона, объем средств из федерального бюджета, выделяемый на государственное финансирование политических партий, не мог быть менее 0,005 минимального размера заработной платы, утвержденного Федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году выделения этих средств, и умноженного на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предшествующих выборах депутатов Государственной Думы РФ или выборах Президента РФ. Таким образом, начальное значение прямого государственного финансирования избирательных объединений было привязано к размеру минимальной заработной платы. Исходя из положений Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», финансирование политических партий в расчете за один голос избирателя составило 50 коп. Начиная с 1 января 2006 года государственное финансирование политических партий было увеличено в 10 раз - до 5 рублей за голос. В 2009 году в связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона «О политических партиях» размеры государственного финансирования были увеличены еще в 4 раза - до 20 рублей за голос. С 1 января 2013 года финансирование увеличено до 50 рублей за один голос. Эти цифры сопоставимы со средним объемом государственного финансирования политических партий в странах, где оно применяется.

 

Также необходимо указать, что согласно российскому законодательству, государство финансирует только те партии, федеральный список кандидатов которых получил не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании на последних выборах в Государственную Думу РФ, а также в том случае, если зарегистрированный кандидат на пост Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией на последних выборах Президента Российской Федерации, получил не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, государственное финансирование доступно только тем российским партиям, которые являются серьезными акторами на федеральном уровне, в отличие, например, от практики ФРГ, где применяется дифференцированный подход, позволяющий оценить итоги участия политических партий в выборах и на региональном уровне (в ландтаги федеральных земель), и на федеральном уровне (в Бундестаг), и на наднациональном (в Европейский парламент). При этом для получения государственного финансирования достаточно набрать более 0,5 % голосов избирателей в федеральных и европейских выборах или 1 % на региональных выборах. Тем не менее, общий объем средств, выделяемых в Германии из государственного бюджета в целях финансирования политических партий, ограничен суммой в 133 млн. евро и партия не может получить больше, чем смогла привлечь в виде частных пожертвований. Партии получают 0,85 евро за каждый из первых четырех миллионов голосов и 0,70 евро за каждый последующий голос. Деньги распределяются среди партий ежеквартально.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.006 с.)