Лекция 28. Транспорт и дороги на строительной площадке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 28. Транспорт и дороги на строительной площадке



Транспорт

В строительстве потребляется большое количество разнообразных строительных материалов, конструкций и изделий заводского изготовления. Поэтому в доля затрат на транспорт в среднем превышает 20% всех издержек строительного производства.

Весь строительный транспорт разделяется на внешний и внутрипостроечный.

Внешним транспортом перевозят строительные грузы (материалы, конструкции и изделия) от мест их получения на строительную площадку по путям общего пользования.

Внутрипостроечным транспортом перевозят грузы на строительной площадке и со складов строительной организации.

По направлению перемещения грузов различают горизонтальный и вертикальный транспорт.

Вертикальный транспорт предназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работах при приемке поступивших на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ.

Горизонтальным транспортом строительные грузы перевозят от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах, если возводят не отдельное здание, а целый строительный комплекс.

Горизонтальный транспорт

Характер строительных грузов, а также места их доставки и расстояние перемещения определяют способы транспортирования и выбор вида транспорта. Требования, предъявляемые к транспорту:

- своевременность поставки материалов и изделий;

- обеспечение сохранности конструкций от разрушения, материалов – от потерь и порчи;

- минимизация затрат по стоимости и трудоемкости.

Показатели работы транспорта:

- объем перевозок – количество перевезенного груза за определенное время, т/год;

- грузопоток – объем транспортной работы, т·км.

Виды транспорта: автомобильный, тракторный, железнодорожный, водный и воздушный.

Автомобильным транспортом осуществляют около 80% всех перевозок строительных грузов. Достоинства автомобилей – большая скорость, высокая маневренность и своевременность, то есть возможность доставлять разнообразные грузы непосредственно к объекту строительства в заданное время. Его рациональная область применения при транспортировании грузов на расстояния до 300 км (приблизительно).

Автомобильный транспорт разделяется на универсальный (бортовые автомобли и самосвалы) и специализированный. В строительстве примерно 25% строительных материалов и изделий перемещается специализированными автотранспортными средствами. К ним относят: бетоновозы с кузовом в виде мульды, автобетоносмесители, хребтовые панелевозы, полуприцепы для транспортирования пространственных конструкций и т.д.

Тракторный транспорт используют для перемещения, в основном, при внутриплощадочных перевозках тяжелых грузов по плохим дорогам и в условиях бездорожья. Недостатки – ограниченная возможность использования в городских условиях и при значительных расстояниях перевозки вследствие малых скоростей передвижения.

Железнодорожный транспорт обслуживает до 20% общего количества перевозок строительных грузов и является в основном внешним транспортом для перевозки на большие расстояния. Его целесообразно использовать на расстояниях от 300 км и выше и при больших объемах перевозок. Железнодорожный транспорт требует больших первоначальных затрат, однако при крупных объемах строительно-монтажных работ и при поступлении основных грузов по рельсовым путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются. Область применения ограничена наличием сети железных дорог.

Водный транспорт - наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках на значительные расстояния и обслуживает до 5% перевозок грузов на строительные площадки. Область применения ограничена наличием водного сообщения и сезонностью.

Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места большегрузными самолетами и монтажа отдельных конструкций при специальных и уникальных работах. Дорогой, но порой единственно возможный способ транспортировки.

Специальный транспорт - подвесные канатные дороги, трубопроводный транспорт, пневмотранспорт, гидротранспорт, транспорт с помощью звеньевых ленточных транспортеров. Эти виды транспорта применяют, в основном, при сильно пересеченной местности и при наличии водных преград.

Под механизацией производства понимают замену ручных средств труда машинами и механизмами.

Основные цели механизации – это повышение технического уровня производства, освобождение человека от тяжелых, трудоемких и утомительных операций, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. Механизация – одно из главных направлений технического прогресса, материальная сторона повышения эффективности общественного производства. Она является условием и средством индустриализации строительства, важнейшим фактором совершенствования технологии.

Комплексная механизация – это способ производства строительных работ, при котором все основные и вспомогательные процессы, входящие в состав строительных работ, выполняются механизированным способом с помощью строительных машин, средств малой механизации и различного вида механизмов, инвентаря и приспособлений, взаимоувязанных между собой по основным параметрам. При этом применение ручного труда может допускаться только для незначительных по трудоемкости и вспомогательных работ.

Организация эксплуатации машин и механизмов основана на принципе комплексной механизации, который предполагает:

- подбор комплектов машин по назначению и производительности;

- использование средств малой механизации, которая повышает качество и производительность;

Уровень комплексной механизации отдельных видов строительных работ выражается в процентах как отношение объема работ, выполненных комплексно-механизированным способом, к общему объему выполненных работ этого вида. При комплексной механизации обеспечиваются непрерывность технологического процесса и равномерность выпуска продукции, а также используется максимальная производительность правильно выбранной ведущей машины. Для этого необходимо, чтобы производительность машин каждой последующей операции была на 10–15% выше производительности машин предыдущей операции, а мощность отдельной машины обеспечивала наиболее высокий темп работы машины, обслуживающей предшествующую операцию.

Для анализа состояния комплексной механизации и планирования заданий по механизации (автоматизации) процессов производства строительных работ и использованию машин, а также для контроля выполнения этих заданий строительные организации учитывают:

а) объем выполненных работ в физических измерителях (по видам работ) с указанием способов выполнения и затрат труда;

б) наличие машин;

в) рабочее время, продолжительность и причины простоев;

г) фактическую эксплуатационную производительность (выработку) машин в физических измерителях.

Учет работ, выполняемых средствами механизации, и использование строительных машин производится по единой утвержденной методике. Основным показателем экономической эффективности машины служит себестоимость единицы ее продукции.

Вертикальный транспорт

К этому виду транспорта относятся подъемно-транспортные средства, которые используют в строительстве для установки щитов опалубки, арматурных каркасов, укладки бетонной смеси, монтажа конструкций, оборудования, а также для транспортирования различных строительных материалов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Применяемые в строительстве подъемно-транспортные средства подразделяют на грузоподъемные и транспортирующие.

Грузоподъемные средства используются для подъема и горизонтального перемещения грузов.

Транспортирующие средства могут перемещать в непрерывном потоке сыпучие материалы, красочные, малярные и штукатурные растворы, бетонную смесь, гидромассу.

Грузоподъемные средства в строительстве подразделяются на:

- монтажные — для монтажа сборных конструкций зданий и сооружений; строительные подъемники — только для подъема грузов на подъемных платформах или в ковше по жестким направляющим;

- вспомогательные грузоподъемные средства — главным образом для такелажных работ: домкраты, блоки, полиспасты, лебедки; погрузочно-разгрузочные — для работы на складах строительства: погрузка строительных материалов, конструкций и оборудования.

В транспортном строительстве в качестве вертикального транспорта при монтаже сборных конструкций используют самоходные стреловые поворотные краны на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу и башенные краны.

Основными параметрами стреловых самоходных кранов являются; грузоподъемность, вылет крюка, высота подъема груза и др.

Основными достоинствами самоходных кранов являются их универсальность, большая подвижность, возможность быстрой переброски с одного объекта на другой без демонтажа и значительная грузоподъемность.

Все эти качества самоходных кранов имеют очень важное значение для сельского строительства.

Гусеничные краны обладают большой маневренностью, могут свободно перемещаться по неустроенным дорогам.

Пневмоколесные самоходные краны представляют собой полноповоротный стреловой кран, у которого поворотная часть, установлена па неповоротной раме, опирающейся на пневматические колеса.

Автомобильные краны изготовляет промышленность на нормальных или усиленных шасси обычных грузовых автомобилей. Эти краны очень удобны для строителей на монтаже строительных конструкций при небольшой высоте подъема в условиях, когда объекты работ расположены на значительном расстоянии друг от друга. Их также используют на погрузочно-разгрузочных работах, применяя крюк или грейфер. При подъеме грузов предельной массы автокраны ставят на выносные опоры, которые выполняют в виде винтовых или гидравлических домкратов, опирающихся своими башмаками на грунт или на подкладные брусья.

Башенные краны используют на строительно-монтажных работах. Эти краны в процессе их эксплуатации перемещаются по специальным рельсовым путям. Они могут выполнять операции: подъем груза, поворот стрелы или башни со стрелой вокруг вертикальной оси, изменение вылета крюка и передвижение крана по рельсовым путям. Некоторые модели таких кранов изготовляют самоподъемными, опирающимися на каркас или стены строящегося здании, по мере возведения которого, они перемешаются по высоте при помощи специального механизма.

Стрела башенного и самоходного крана может быть оборудована гуськом, который предназначается для увеличения вылета крюка и зоны обслуживания.

Для предотвращения перегрузки башенные краны снабжают ограничителями: грузоподъемности, высоты подъема груза, подъема и опускания стрелы и вращения оголовка крана.

Основными достоинствами башенных кранов являются: сочетание большой высоты подъема груза с возможностью горизонтального его перемещения; их универсальность-пригодность для работы с разными грузами; недостатками: большая масса крана, значительная энергоемкость, трудоемкость монтажа, демонтажа и транспортирования.

Машины и установки непрерывного транспорта, применяемые в строительстве, можно подразделить: на ленточные конвейеры у которых несущим органом является движущаяся гибкая замкнутая лента; установки для пневматического и гидравлического транспорта, в которых материал (порошкообразный — цемент, гипс, известь, а также гидромасса и др.) переносится по трубам или желобам в потоке воздуха или воды.

Пневматический транспорт на стройке является средством горизонтального, вертикального и наклонного перемещения строительных материалов, в том числе малярных и штукатурных растворов и бетонной смеси. Например, с помощью бетононасосов бетонная смесь может перемешаться по трубам на расстояние до 350 м по горизонтали и до 40 м по вертикали; с помощью растворонасоса раствор или другие пластичные смеси могут перемещаться по трубам на этажи здания, а с помощью битумопровода можно транспортировать по трубам битумные мастики к месту производства кровельных работ.

Погрузочно-разгрузочные средства используют для снижения трудоемкости и стоимости строительно-монтажных работ и подразделяют на погрузчики для сыпучих материалов и штучных грузов. Для сыпучих материалов погрузчики бывают непрерывного и периодического действия.

К погрузчикам непрерывного действия (сыпучих и кусковых материалов) относят: многоковшовые, ленточные и роторные погрузчики, которые могут грузить в транспортные средства щебень, гравий и песок.

К погрузчикам периодического действия относят одноковшовые погрузчики для сыпучих и мелкоштучных грузов. Такие погрузчики промышленность изготовляет с различным рабочим оборудованием, что повышает их эффективность. Одноковшовые погрузчики выпускают как навесное оборудование к гусеничным и колесным тягачам на пневмошинах.

Наиболее широко в строительстве применяют погрузчики универсального типа — автопогрузчики, которые кроме вилочных подхватов снабжаются сменным оборудованием. Автопогрузчиком можно перемещать различные штучные грузы при массе до 5 т на расстояние до 200 м и грузить их в транспортные средства. Для разгрузки грузов с транспортных средств на строитель-нон площадке используют все краны, применяемые для вертикального транспорта.

Затраты на погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке значительно уменьшаются, если необходимые мелкоштучные материалы будут доставлять на объекты строительства в контейнерах, на поддонах и в упаковке, а разгрузка их производиться с помощью строительных механизмов и подачей прямо на рабочее место.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.019 с.)