Духовное воспитание детей и молодежи в трудах русских философов и педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовное воспитание детей и молодежи в трудах русских философов и педагогов



---------------------------------------------------------------------------------------------

И.А. Филенко, к.псих.н., доцент НИ ТГУ, партнер сетевого события

Русская педагогическая школа, сформировавшаяся как самостоятельная национальная образовательная традиция на протяжении ХVIII - XIX вв. и активно развивающаяся в наше время, своими корнями тесно связана с православной традицией воспитания подрастающего поколения, в которой главной задачей является формирование духовной, нравственной, целостной, активной личности, сохраняющей и преумножающей национальные культурные традиции. В отличие от западных педагогических направлений, которые акцентируют свое внимание на примате получения знаний в образовательном процессе, а воспитание сводят в основном к усвоению правил социальной нормативности, русская педагогическая мысль отдает первичность духовному, нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию, что позволяет создать надежные предпосылки для самодвижения личности по своему жизненному пути. 

В 1840 г. Виссарион Григорьевич Белинский писал о воспитании подрастающего поколения следующее: «Первоначальное… воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком… Кто не сделается прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Согласно В.Г. Белинскому перед каждым человеком стоит насущная необходимость «развить лежащее в его натуре зерно духовных средств, стать вровень с самим собой», при этом, подчеркивал он, «главная задача человека во всякой сфере деятельности – быть человеком» [1]. 

Понимание необходимости и первичности духовного воспитания подрастающего поколения обосновано и подробно раскрыто в работах отечественных педагогов: Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Д. Юркевича, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского, А.П. Нечаева. Так, Николай Иванович Пирогов опубликовал в 1856 г. работу «Вопросы жизни» [2], в которой выступил за гуманизацию школы в духе отечественных религиозно-культурологических традиций. Опыт Крымской войны убедил Н.И. Пирогова в том, что для человека жизненно необходимы духовные идеалы, образующие внутренний стержень личности, и такой человек является настоящим гражданином своей Родины. Поэтому Н.И. Пирогов акцентирует внимание на идеи общечеловеческого воспитания детей, формирования у них духовных ценностей, воспитания полезного стране гражданина, обладающего развитыми нравственными личностными качествами, которые, по его мнению, более важны, чем ранняя профессиональная специализация, в связи с чем он пишет: «– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня. – Быть человеком, – отвечал я» [2]. Как считает В.А. Волкович: «основная задача воспитательной теории Пирогова: осуществление идеала, носителем которого является человек, путем борьбы, процесса жизненного делания добра во имя любви для лучшего грядущего, социального и культурного переворота – водворения Царства Божия на земле» [3].

Константин Дмитриевич Ушинский, для которого христианская духовность являлась базовой основой гуманистического и нравственного воспитания личности, пишет о том, что: «Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств» [4]. Согласно К.Д. Ушинскому духовный уровень человеческой природы и является определяющим другие уровни – психический и физический, а также особенности развития и бытия личности. При этом духовность понимается им в контексте православной христианской традиции: «Педагогика… советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека… родится христианкой: это и есть та ее гуманность, о которой наиболее обязано заботиться истинное воспитание» [5]. Поскольку решение подобной задачи является необычайно сложной и жизненно важной проблемой К.Д. Ушинский отмечает, что: «Духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершаются не одной школой, но несколькими, великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией» [4]. Главный источник развития духовности ребенка - родной язык, и его сила связана с тем, что в нем отражаются климат, природа и историческое прошлое, духовная глубина и культурное богатство Родины: «… родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается. Слово есть плоть духа…Слово есть единственная сфера развития духа и на обладании этой сферой должно строиться всякое учение и развитие» [5]. И не случайно знаменитый учебник К.Д. Ушинского получил название «Родное слово».

Известный русский педагог Петр Федорович Каптерев обращал внимание на приоритетах нравственного и духовного воспитания в образовании: «Прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах и нравственности есть уже регресс» [6]. В связи с чем, он формулирует цель педагогического процесса, отраженную в педагогическом идеале: «В самом общем виде педагогический идеал может быть очерчен так: прежде всего, каждый воспитываемый должен быть образуем, как добрый общественник» [7]. По П.Ф. Каптереву основой воспитания становятся национальные идеалы, отражающие собой те духовные вершины, которые может достигнуть личность в своем развитии: «Идеал есть, хотя и духовное, но живое и образное целое, воплощающее в себе желаемое и ожидаемое известным народом от своих сограждан, есть совокупность привлекательных ценных черт, есть совершенно определенная путеводная для жизни звезда» [7]. Согласно П.Ф. Каптереву, деятелями высшего порядка русский народ признает святых подвижников, преданных высшим религиозно-нравственным стремлениям и посвятивших свою жизнь служению Богу и духовно-нравственному руководительству людьми; второй ряд героев – это лица, проявившие особую энергию и гражданское самопожертвование на служении отечеству, государству; особое место в народном сознании принадлежит героям, проявившим силу и выдержку в перенесении ударов судьбы, стойкость в несчастьях, терпеливость, сохранивших силу духа среди разного рода бедственных внешних обстоятельств.

Идеи русской школы, несущей глубинный духовный воспитательный потенциал, воплотились в сельской школе в Татево, открытой Сергеем Александровичем Рачинским (1833–1902) [8]. С.А. Рачинский отмечал, что сельская школа в России — учебное заведение, не имеющее аналогов в западноевропейских странах, поскольку является духовно-образовательным учреждением. Основой нравственного воспитания в ней выступало Православие с широким использованием атрибутов церковности (церковного чтения, пения и богослужения). В школе господствовали дух народной культуры, традиции сельской общинности. Вскоре опыт С.А. Рачинского был распространен по всей России через учреждение церковно-приходских школ. Как отмечает С.Ю. Дивногорцева [9]: «Характерной чертой отечественной церковной школы явился синтез религиозных знаний, христианской нравственности и умственного воспитания. Эта школа была качественно отлична от западноевропейской, поскольку у нее было свое культурное своеобразие».

В конце XIX – начале XX в. в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.О. Лосского, И.А. Ильина, Г.В. Флоровского, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева получила развитие русская религиозно-философская мысль, обратившая особое внимание на проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии. В центре внимания отечественных философов становятся вопросы построения философских основ педагогики, а также проблематика жизненного пути и бытия верующего человека, человека-христианина. Это направление продолжает традиции средневековых мыслителей и богословов - Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Нила Сорского и др. о целостном духовном развитии человека, о воспитании в нем высоких нравственных качеств. Работая в Томске в 1917-1921 году деканом историко-филологического факультета Томского университета, теоретик педагогики Сергей Иосифович Гессен написал труд «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», в которой раскрывает особенности духовного воспитания молодого человека. Система педагогики С.И. Гессена «… связана с великой идеей личности как носителя духовной жизни — и все, что может сделать школа, и заключается в том, чтобы помочь личности углубить и осознать внутренний (диалектический) закон, которому она подчинена в своем созревании» [10]. Анализируя педагогическую систему С.И. Гессена, профессор протоиерей Василий Васильевич Зеньковский отмечает, что в ней: «…основным духовным процессом является моральное созревание, вне которого в духовной жизни нет тем воспитания» [9].

В.В. Зеньковский в своих работах указывает на необходимость участия Церкви в школьном обучении как хранительницы национальной культуры и духовности, а также раскрывает организацию внутреннего мира и жизни человека, подчеркивая, что: «Основным процессом в жизни человека надо признать не физическую и не психическую сторону в нем, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая носит залог целостности. Изучение различных душевных явлений показывает, что духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке» [10]. Духовность – это основа и источник саморазвития личности и всех ее жизненных проявлений: «Начало личности, будучи по существу чисто духовным, пронизывает собой все в человеке» [11]. «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека» [11]. Согласно В.В.Зеньковскому задачи образования должны быть смещены с приобретения знаний на содействие духовному становлению ребенка: «Школа должна ставить своей целью идти на помощь детям в том, в чем они сами беспомощны. Не образование интеллекта иерархически стоит здесь на первом месте, но содействие духовному росту, в котором дан ключ к общему здоровью души. …Следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть во всем внешнем воспитательном и образовательном материале лишь средства раскрытия и укрепления духовных сил в ребенке — таков путь школы» [10]. Говоря о необходимости воспитания духовной личности, В.В. Зеньковский так определяет направление воспитательной работы: «проблема воспитания добра или направления ребенка к добру есть не частичная проблема воспитания, а главная и основная проблема» [11]. При этом «…воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке светящую как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде» [11].

Русский философ Иван Александрович Ильин рассматривает духовность личности как ту основу, которая воссоздает и приумножает человеческие, культурные, научные, духовные потенциалы России на протяжении веков трудами многих поколений: «…личная духовность в России строила семью, воспитывала детей и вынашивала тот глубокий и чуткий совестный акт, который так характерен для русского человека. Она вынашивала и выносила русское искусство, начиная от православной иконописи и кончая музыкой наших дней. Она создала русскую науку. Она нашла себе особое выражение в русской армии…» [12]. В свою очередь национальные духовные потенциалы являются источником роста духовности ребенка: «Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту…» [13]. Духовность – это жизненный стержень личности, источник ее силы и жизнестойкости, поэтому, согласно И.А. Ильину: «…самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему… источник силы и утешения в его собственной душе» [13]. Как считает философ, образование и духовное воспитание должны быть неразрывны на всех уровнях обучения человека в России: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах» [14].

Таким образом, труды отечественных педагогов и философов обращают наше внимание на ту жизненную основу, которая ведет человека по жизни в единстве с движениями мира Духовного, пронизывающего все планы нашего бытия. Их работы особенно ценны в наше время, когда многие люди испытывают чувства отчужденности, непонимания, беспокойства, страха либо враждебности, агрессии, гордыни, самолюбования, которые несет в разум человека мир материальный, наполненный неопределенностью, иллюзорными ценностями и целями. Чистые источники, открывающиеся нам через жизнь и труды наших духовных Учителей, воплотившие в себе Душу и Дух Отечества, указывают нам дорогу для своего полноценного становления, для самораскрытия своих духовных, творческих сил, направленных на благо Родины, на помощь тем, кто нуждается в ней, на развитие других людей, на явление Божьей благодати во всех своих делах и помыслах.

Литература

1. Белинский В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге// Антология педагогической мысли России первой половины XIX. Москва, 1987. С. 295-298.

2. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. Июльская книга. № 9. С. 559 – 597.

3. Волкович В.А. Друг человечества Н.И. Пирогов – Санкт-Петербург: Издание О.В. Богдановой, 1910. 160 с.

4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, Т.2 - Москва-Ленинград: Издательство АПН РСФСР, 1948. 655 с.

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, Т.3 - Москва-Ленинград: Издательство АПН РСФСР, 1948. 691 с.

6.  Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования /П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. – Москва: Педагогика, 1982. С. 270–652.

7. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. /П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. – Москва: Педагогика, 1982. С. 163–231.

8. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

9. Дивногорцева С.Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX - XX вв.//Вестник ПСТГУ.- IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 70–80

10. Зеньковский В.В. Русская педагогика в ХХ веке / Протоиерей В. В. Зеньковский. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 164–222.

11. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии /Протоиерей В.В. Зеньковский. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 6–245.

12. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. /И.А. Ильин. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. Москва: Русская книга, 1993. 496 с.

13. Ильин И.А. Путь духовного обновления /И.А. Ильин. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. Москва: Русская книга, 1996. С. 39–282.

14. Ильин И.А. Русский учитель /Иван Ильин. Опыты православной педагогики. – Москва: Литературная учеба. 1993. № 5, 6. С. 196–197. 

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСТСВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

------------------------------------------------------------------

Автор: Тужикова Т.А., к.пед.н., заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 32 г. Томска, доцент ТГПУ

Одним из средств духовно-нравственного воспитания учащихся является музейная педагогика, способствующая расширению сфер познания, воспитания, творчества и социализации, формирования. Особый подъем педагогической деятельности музеев свойственен последним десятилетиям, во многом является социально обусловленным. Переосмысление образовательной и воспитательной концепции музея вызвано серьезными гуманистическими и социальными проблемами.

Сегодня задачи формирования духовно-нравственной культуры школьника, его познавательных потребностей становится не менее важным, чем задачи образовательные, потому что при успешном решении первых, эффективно реализуются вторые условия. Значительную роль в этом процессе может сыграть музей, особенное отличие которого от других образовательных центров - в его демократичности и его возможностях воспитательного воздействия на ребенка.

Главную цель образовательно-воспитательной деятельности музеев исследователи видят в формировании у ребенка способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу. Л.М. Поплевина следующим образом определяет феномен музея: «Музей - это социально-культурное учреждение, которое собирает, сохраняет, изучает, представляет образцы материальных свидетельств развития природы, культуры общества в соответствии с социальными потребностями, а также создает условия для удовлетворения потребности в самостоятельной деятельности и стимулирует ее развитие». Подобное толкование дает возможность рассматривать музей как инструмент, способствующий творческому раскрытию личности.

Процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходящий в музее, создает новые отношения между ребенком и экспонатом, ребенком и общественной средой, становится предметом пристального внимания Н.Л.Кульчинской. «Сегодня в музейной педагогике стало аксиомой то, что первые навыки художественного воспитания изобразительного искусства должны формироваться в детском возрасте с 4-5 лет. Однако, у не специалистов в области детской музейной педагогики продолжают возникать сомнения: нужно ли помещать маленького ребенка в атмосферу взрослого искусства, созданного не для него, правомерно ли присутствие детей дошкольного и младшего школьного возраста в стенах музея, где принято чопорное поведение, создающее наиболее комфортные условия для восприятия искусства взрослыми, идущее вразрез с особенностями детского поведения, со стремлением детей все потрогать, осмотреть, получить ответы на все вопросы. Но усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится в наиболее короткий срок увидеть, как можно больше, удовлетворяя тем самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию.

Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой».

 «Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления, но именно потому то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных. Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно. Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...». Это емкое толкование, данное русским философом Н.Ф.Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.

Н.Г.Макарова рассматривает музей, как ценностный ориентир и специальный культурный механизм, благодаря которому происходит обогащение реально действующего поля культуры и осуществляется воздействие на духовно-нравственное сознание личности.

Образовательно-воспитательная деятельность музея связана с проблемой музейной коммуникации. Пионером разработки коммуникационных представлений в музееведении стал Д.Камерон, предложивший рассматривать музей как особую коммуникативную систему. По его определению музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами», условиями которого является способность аудитории понимать «язык вещей» и способность создателей экспозиции с помощью экспонатов выстраивать невербальные пространственные «высказывания».

На сегодняшний день уже достаточно прочно утвердилось положение о том, что музейная коммуникация - это особый вид культурной коммуникации, который в свою очередь определяет специфику функционирования музея. Ученые отмечают, что формирование теоретических представлений о музейной коммуникации связано с обсуждением воспитательных задач музея.

Рассматривая сущность и основные формы музейной коммуникации, можно прийти к выводу о коммуникативной природе процесса духовно-нравственного воспитания в музее. Музейная коммуникация определяется как процесс передачи информации через общение с музейными предметами, составляющими экспозицию. Исследования ученых затрагивают выявление особенности музейной информации, определяющие специфику воздействия экспозиции на посетителя. Особенностью музейной информации является ее оценочный характер, обусловленный тем, что отбор культурных ценностей, носителей информации из среды их бытования, предполагает ценностное оценочное отношение.

Предметом музейной педагогики является культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть исследования закономерностей, принципов, методов и форм работы музея с аудиторией (А.К.Ломунова, Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич и другие).

Разработка основ музейной педагогики предполагает утверждение специфики образовательно-воспитательного воздействия музея, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых воздействие оказывается максимальным и результативным.

Музейная педагогика изучает историю и особенности культурно - образовательной деятельности, методы воздействия музея на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. Это особый раздел педагогической науки и область научно - практической деятельности музея, в содержание которой входит передача культурного опыта в условиях музейной среды. Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культурологии, когда М.Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации. Б.А. Столяров определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды.

Музейная практика показывает, что формирование у школьников представления о музее, как специфическом учреждении, о его общественной значимости, о роли его в культуре данного региона, важно для воспитания музейной культуры учащихся и для решения общих образовательно-воспитательных задач. Одной из главных целей воспитательной работы музея является духовно-нравственное развитие и воспитание, понимаемое как одно из условий формирования личности учащегося. Соответственно общепринятой структуре образовательного процесса, выделяются три основные функции педагогической деятельности музея - воспитательная, образовательная, развивающая.

Как известно в содержании воспитательной функции главную роль играет формирование нравственных качеств личности, эстетических убеждений, социально значимых отношений, мотивов и правил поведения. Конкретнее все это можно обозначить как формирование высоких идеалов, воспитание доброты, чувственности, бережного отношения, восприятия исторических ценностей.

Образовательные функции музея заключаются в расширении кругозора учащихся, в развитии эрудиции, привитии первоначальных навыков анализа и накопления личностного творческого опыта.

Развивающая функция музея имеет сложный, специфический характер. В структуре педагогического процесса развивающая функция рассматривается как результат реализации образовательной и воспитательной функции. Что означает общее духовно-нравственное развитие личности.

Теоретический опыт исследователей и музейная практика показывают, что в педагогическом процессе развивающая функция реализуется более эффективно, если процесс имеет специальную направленность. Здесь содержание и методы обучения, помимо формирования знаний, навыков, убеждений ориентируются и на развитие особых качеств, которые стимулируют процессы воспитания и образования.

Тем самым, специфика образовательного процесса в музее состоит в постановке важнейшей цели - развитие перечисленных способностей, как изначально необходимых для формирования духовно-нравственных основ личности школьника.

Образовательно-просветительская деятельность музея получила новый импульс для своего практического развития и теоретического осмысления на рубеже 1980 – 90-х годов. Одним из первых результатов просветительских служб и работы специалистов профильных научно-исследовательских институтов системы культуры и образования стала разработка Е.Г. Вансловой курса занятий для детей младшего школьного возраста «Музейный всеобуч», основанных на игровой методике. Это была первая попытка конструирования нового системного подхода к проблеме образования детей музейными средствами.

Задачи музейного всеобуча определились следующим образом:

· всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка на основе комплексного подхода к его воспитанию;

· формирование творческой активности ребенка, его эстетических чувств, вкусов, идеалов с помощью музейных средств;

· развитие у детей эмоций, воображения и фантазии;

· формирование исторического сознания, навыков осмысленного участия в событиях и процессах природы и общества;

· воспитание музейной культуры.

В музее образование осуществляется через ценностное отношение личности к памятнику и расширение чувственного опыта в процессе общения с ним.          Школьники получают знания иным образом, так контекстом получения знаний служат памятники.

В 1984 году обозначилась совершенно иная деятельность музеев, которая была связана с его социокультурной функцией. Разработка новой концепции музея как социокультурного института базировалась на утверждении значимости образовательной функции музея.

 Исследователи (П.Б. Уильямс и др.) выделяют следующие задачи музея в сфере образования:

· развитие у детей способности извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдений явлений природы или предметов материальной среды;

· формирование понятийного аппарата через наблюдение явлений природы или предметов материальной среды;

· привитие навыков самостоятельного обучения;

· мотивация процесса обучения, приобретение детьми «опыта радости» в процессе обучения.

Большую роль в разработке проблемы сотрудничества музея и школы сыграла книга Г. Фройденталя «Музей – Народное образование – Школа» (1931). В ней автор утверждал, что успешность занятий в музее связана со следующими условиями:

· каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;

· учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа, а потому нужно готовиться к нему;

· посещать занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети не устали и готовы к восприятию;

· отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;

· итогом посещения должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

 

 

ШКОЛА ИМЕНИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РВЦИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

---------------------------------------------------------------------------------------------

Модель развития школы как инновационной, центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства рассматривает воспитательную компоненту в сферах деятельности: воспитание в процессе учебной деятельности – воспитательной деятельности (внеурочная деятельность + дополнительное образование) – внешкольной деятельности на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Цель модели «школа-центр»: создание условий для развития ключевых компетентностей, гражданско - патриотических, духовно-нравственных качеств и школьников, их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны. Механизмом и управленческим решением в реализации поставленной цели являются инновационный проект по совершенствованию профессионального мастерства, целевые воспитательные подпрограммы, с основными характеристиками которых мы знакомим в данном сборнике.

 

Инновационный проект РВЦИ

 «Совершенствование профессионального мастерства (компетенций), системы учительского роста в условиях современной среды и непрерывного образования»

1. Общие сведения о проекте:

1. Направление инновационной деятельности, определенное заказчиком в соответствии с нормативными правовыми актами Минобрнауки/Минпросвещения России[1] 1. Апробация и внедрение новых форм обучения педагогов; 2.разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания в современной образовательной среде
2. Тематика сетевого инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем совершенствование профессионального мастерства (компетенций), системы учительского роста
3. Цель сетевого инновационного образовательного проекта Создание условий для профессионального развития и роста педагогов, совершенствование качества образования посредствам сетевых форм и современных средств.
4. Задачи сетевого инновационного образовательного проекта 1.разработать, апробировать и внедрить в практику инновационную модель совершенствования профессионального мастерства (компетенций) и системы учительского роста в условиях современной среды и непрерывного образования; 2,внедрить новые элементы содержания образования и систем воспитания в новой образовательной среде (ресурсы вузов, музеев, цифровая среда и др.); 3.внедрить современные формы совершенствования профессионального мастерства (компетенций) и системы учительского роста педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями профстандарта. 4.разработать механизмы реализации сетевых образовательных программ и событий на основе взаимодействия организаций всех уровней образования, органов управления образованием, социальных и бизнес-партнеров; 5.Обобщить и тиражировать инновационный педагогический опыт в широкую педагогическую общественность.

2. Краткое обоснование выбора тематики, актуальности проекта.

Выбор тематики проекта связан с необходимостью ответа системы образования на вызовы, связанные с изменениями в обществе, цифровизацией среды, поиском новых форм совершенствования мастерства педагогов, формированием их готовности к новым формам аттестации, работы с электронными и цифровыми ресурсами, источниками информации, а также поиском новых форм развития проектных, информационно-коммуникативных компетенций на сетевой основе.

Школа 21 века – это не только современный ребенок, но и педагог, владеющий проектно - исследовательскими, ИКТ – компетенциями, умеющий моделировать развивающую среду обучения, воспитания, индивидуальную траекторию продвижения школьника. Это также руководители, способные учитывать ресурсы, прогнозировать риски, анализировать проблемы и пути их решения. Совершенствование качества образования и роста учительского корпуса - основа государственной образовательной политики и данного проекта РВЦИ, что объясняет его востребованность в региональной системе образования.

Актуальность выполнения сетевого инновационного проекта обусловлена исполнением комплекса мер Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национального проекта «Образование», внедрением Профессиональных стандартов, Национальной системы учительского роста, развитием форм сетевого образования, формированием предпосылок и компетенций для развития научно-технического творчества (образовательная робототехника, школьные телестудии и т.д.), предпрофильного и профильного уровней политехнического образования (инженерного образования) при сохранении приоритета развития личности школьника, формировании у него духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма в условиях социокультурного пространства музейной педагогики и краеведения как среды близкой для него, связанной с сохранением традиций.

Актуальность проекта в его ключевой идее: внедрить в практику сетевую инновационную модель совершенствования профессионального мастерства (компетенций), системы учительского роста в условиях новой образовательной среды (медиаобразование, предпрофильная подготовка и профильное обучение в области инженерного образования на основе взаимодействия с вузами, музейная педагогики и цифровая среда) и непрерывного образования, направленной на развитие профессионализма, карьерного и личностного роста, изменение содержания и качества обучения и воспитания школьников, продвижение в обществе.

Значимость заключается в транслировании инновационного опыта (методических кейсов, моделей, программ), широком использовании ресурсов сетевого образования, музейной педагогики, медиаобразования, партнерства организаций, в том числе вузов, для создания современной образовательной среды в процессе непрерывного образования в разных форматах.

 

3. Новизна, инновационность предлагаемых решений проекта.

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». На непрерывное образование должен быть ориентирован не только школьник, но и педагог, выстраивающий среду развития.

Наша позиция состоит в том, чтобы создать условия для непрерывного образования педагогов в процессе построения современной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. В этом состоит предмет и содержание деятельности всех участников образовательного процесса и организации в целом:

– развивающая образовательная среда должна способствовать развитию профессионального мастерства и компетенций педагогов, при этом используются сетевые модели, различные формы и методы непрерывного образования;

– развивающая образовательная среда должна быть комфортной для участников образовательного процесса;

качество образования обеспечивается педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства и компетенций;

качество образования в школе определяется развитием взаимодействия взрослых и детей, их влиянием на постановку целей, проектирование содержания, анализ и оценку результатов;

качество образования характеризуется использованием современных образовательных технологий, эффективностью их применения;

качество образования характеризуется полноценным использованием ресурсов развивающей среды музеев разных типов и видов, учреждений культуры (музейная и театральная педагогика).

Новизна проекта состоит в (во):

– разработке и внедрении сетевой модели совершенствования профессиональн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.093 с.)