Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогический институт им. В.Г. БелинскогоСтр 1 из 9Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Педагогический институт им. В.Г. Белинского
Факультет педагогики, психологии Кафедра «Прикладная психология» и социальных наук
Пакет психодиагностических методик
Выполнили: студентки группы 15НПП1 Саулова А.А., Миронова А.А.
Проверил: старший преподаватель кафедры «Прикладная психология» Карманова Т.М.
Пенза 2018
Мотивы и ценностные ориентации Мотивация Бланк ответов
Обработка полученных данных
Ценностные ориентации
Бланк методики исследования Анкета
Уважаемый товарищ! Ваши ответы могут улучшить учебно-воспитательную работу в школе. Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использоваться в обобщенном виде. Перед вами список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или будущем то, о чем говорится в суждении. Бланк методики исследования 1. Что для вас имеет ценность в жизни (не более пяти вариантов ответа):
Опросник 1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней). 2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер. 3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте. 4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи. 5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми. 6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках. 7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели. 8. Я часто тревожусь по пустякам. 9. В моих неудачах виноваты определенные люди. 10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь. 11. Меня мало касается все, что случается с другими. 12. Мне интересны яркие, артистичные личности.
13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих. 14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя. 15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей. 16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний. 17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми. 18. Меня часто тянет к шумным компаниям. 19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно. 20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых. 21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать. 22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте. 23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода. 24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок. 25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей. 26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов. 27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь. 28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей. 29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании. 30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей. 31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка). 32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение. 33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей. 34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела. 35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей. 36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет. 37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным. 38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие. 39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте. 40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно. 41. Никто не может навязать мне свое мнение. 42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками. 43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих. 44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе. 45. Я никогда не вру. 46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. 47. Я вечно ничем недоволен (недовольна). 48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой. 50. Мне нравится командовать другими. 51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела. 52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких. 53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права. 54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи. 55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает. 56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью. 57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся. 58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление. 59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений. 60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения. 61. Меня любят все мои друзья. 62. У меня трагичная судьба. 63. У меня много близких друзей. 64. Я-самый несчастный человек на свете. 65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах. 66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других. 67. Я - человек спокойный, уравновешенный. 68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией. 69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды. 70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях. 71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок. 72. Я люблю ходить в гости. 73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие. 74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей. 75. Я никогда не испытываю желания выругаться. 76. Я никого никогда не обманывал(а). 77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому. 78. Я - человек застенчивый. 79. Мне ужасно не везет в жизни. 80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности. 81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а). 82. Меня ничем не испугать. 83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем. 84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя. 85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды. 86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу. 87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома». 88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей. 89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение. 90. Я никогда не сержусь. 91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво. Бланк ответов
Ключ к ИТО
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы "ложь" и "аггравация"): 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании; 3–4 балла (норма) – гармоничная личность; 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты; 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация. На круговой диаграмме 8 шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п. Например, ответ на первый вопрос не засчитывается; 2-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале аггравации; 3-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале интроверсии (V); 4-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале II; 5-й пункт со знаком «+» добавляет еще 1 балл по шкале интроверсии; 6-й пункт ответ «неверно» добавляет 1 балл по шкале спонтанности (II шкала); 7-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале агрессивность (III) и т.д. Таким образом получаем сумму значимых ответов «Верно» и «Неверно» по каждой шкале. Затем эти данные выносятся на схемы (рис. 1) в виде точек, которые потом соединяются ломаной линией, обрисовывая индивидуально-типологический профиль (рис. 2). Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. По шкалам "аггравация" и "ложь" можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале "ложь" выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале "аггравация" выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны. Психические процессы Тест Мюнстерберга Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова
Сложные аналогии» Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр». Шифр
1. Испуг – бегство 2. Физика – наука 3. Правильно – верно 4. Грядка – огород 5. Пара – два 6. Слово – фраза 7. Бодрый – вялый 8. Свобода – воля 9. Страна – город 10. Похвала – брань 11. Месть – поджог 12. Десять – число 13. Плакать – реветь 14. Глава – роман 15. Покой – движение 16. Смелость – геройство 17. Прохлада – мороз 18. Обман – недоверие 19. Пение – искусство 20. Тумбочка – шкаф Ключ
Оценка
Анализ результатов.
4) Методика "Исключение лишнего" Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1.Лампа,фонарь,солнце,свеча. 2.Сапоги,ботинки,шнурки,валенки. 3.Собака,лошадь,корова,лось. 4.Стол,стул,пол,кровать. 5.Сладкий,горький,кислый,горячий. 6.Очки,глаза,нос,уши. 7.Тактор,комбайн,машина,сани. 8.Москва,Киев,Волга,Минск. 9.Шум,свист,гром,град. 10.Суп,кисель,кастрюля,картошка. 11.Береза,сосна,дуб,роза. 12.Абрикос,персик,помидор,апельсин. Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Инструкция. 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами» 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом» 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается» 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми» 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать» 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной» 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?» 10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки» 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой» 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест». Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Образец протокола: Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. Количественный анализ На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Качественный анализ Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). Показатели и интерпретации Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно). Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно—ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части j по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования сужде-.' ния, опора на существенные положения и значимую ин- в формацию;, б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах к, и неосновательность суждений, иногда импульсивность ' принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.141 с.) |