Головной и грудной резонаторы голосового аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Головной и грудной резонаторы голосового аппарата



Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резонированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса – головной и грудной. Действительно, при пении возникают достаточно ярко- ощутимые вибрации как в области лицевой части головы- головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном- насыщен, мясист Отзвучивание голоса «в маске»- один из показателей правильной организации певческого звука. Однако нельзя не отметить, что при отличном звучании певческого голоса эти ощущения, так сильно выраженные у большинства певцов, у других выражены очень неярко, а у некоторых, правда редких, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и является характерным для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Место, где ощущается головное резонирование, у певцов неодинаковое. Некоторые ощущают головное резонирование в области той части лицевого скелета, которая прикрывается маскарадной маской(отсюда и произошел термин- маска певцов, петь в «маску»); другие- у передних зубов верхней челюсти; третьи- в области лобных пазух, а четвертые- в области темени или твёрдого нёба.

Место наибольшей вибрации обычно не остаётся постоянным на протяжении всей шкалы диапазона голоса. Чаще всего на более низких нотах- оно ощущается впереди- в области передних зубов или передней части нёбного свода. По мере повышения звука ощущения чаще всего перемещаются; больше кзади и на верхних нотах звука ощущаются где-то в темени. Варьируют эти ощущения и в зависимости от техники производства звука: при одной технике- одни ощущения при другой- другие. Грудное резонирование носит разлитой характер и может быть выражено в весьма различной степени в зависимости от регистра, характера голоса, участка диапазона. Под головным резонатором певцов иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т.е включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Мы считаем такое включение неоправданным, так как резонаторная функция рта и глотки не является причиной возникновения вибраций в области «маски» и служит лишь для образования формант гласных. Под головными резонаторами мы предлагаем понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски».

Под головным резонатором певцов иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т.е включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Мы считаем такое включение неоправданным, так как резонаторная функция рта и глотки не является причиной возникновения вибраций в области «маски» и служит лишь для образования формант гласных. Под головными резонаторами мы предлагаем понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски».

  Следует сражу же отметить, что все полости, входящие в понятия верхнего резонатора, заключены в костные или хрящевые стенки, т.е неспособны менять свой объем, а, следовательно, и резонаторные свойства. Раз данные человеку, они остаются неизменными в течение его жизни. Только носоглотка, вследствие подвижности мягкого нёба, способна менять свой объем и иметь разную степень сообщения с глоточной полостью.

   Нос и его придаточные полости(пазухи), расположенные в области лица, действительно прикрываемой маскарадной маской, представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Так, например, самая большая придаточная полость носа- верхнечелюстная или гайморова, имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следовательно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длинною 3 см, открытая с одного конца, резонирует примерно на частоту 3000гц, т.е на область высокой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в лицевой части скелета во время качественного пения возникнуть могут, и сильно выражены они будут в том случае, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем составе много высококачественных обертонов. На эти обертоны и могут «ответить» придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, сильно убывает в своей силе, так как большая часть его энергии передается стенками полостей, где постепенно гасится. По твердым тканям лицевого скелета она, конечно, достигает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает «раскачивание в такт» находящегося там воздуха, т.е явления резонанса.

Можно считать фактом, что явления резонанса придаточных полостей носа и носовых полостей во время профессиональной певческой фонации действительно существует и тогда, когда они появляются, голос имеет яркий, металлический, полетный характер. Некоторые думают, что вибрации лицевой части головы, возникшие в результате резонанса полостей, входящих в верхний резонатор, могут непосредственно передаваться воздуху и таким образом доходить до уха слушателя. В этом случае лицевая часть головы играла бы роль деки, передатчика колебаний наружному пространству. Как уже говорилось, энергия, излучаемая лицевой частью головы, так же как и грудной клеткой, настолько мала, что практически ничего не прибавляет к звучанию голоса, т.е не доходит до слушателя.

Единственным источником излучения голоса певца является его рот. Только та энергия, которая излучается из ротового отверстия, доходит до уха слушателя. Головной резонатор, отделенный от хода звуковых волн, бегущих по ротоглотному каналу нёбным сводом ничего не может прибавить к их энергии. Следовательно, насколько бы сильные явления резонанса не развивались в полостях, «входящих в понятие головного резонатора, они не имеют никакой возможности достигнуть уха слушателя.

Возникает странное противоречие. С одной стороны, тогда, когда у певца хорошо отзвучивает верхний резонатор, «маска», голос приобретает важнейшие качества: металличность, полетность, яркость и звонкость звучания- и самому певцу субъективно становится петь легче. С другой стороны- мы совершенно определенно можем утверждать, что верхний резонатор ничего к звуку прибавить не может, ибо он никак не сообщается с наружным пространством. Головной резонатор- важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. На развитие резонаторных ощущений у учащихся пению следует обратить самое пристальное внимание. Не все ученики понимают эти ощущения в начале занятий, и для того чтобы они знали к чему стремится, многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения.

Грудной резонатор

В отношении грудного резонатора можно сказать, что грудное резонирование, т.е. ощущение ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все звукообразование на протяжение полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании этого слова здесь могут быть трахея и крупные бронхи. Это единственные воздушные полости- трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую такнь и поэтому является прекрасным поглотителем звука.

Не следует думать, что может резонировать вся грудная полость, т.е. пространство, заключенное в грудную клетку. Она вся заполнена легкими и потому лишь поглощает звук, распространяющийся от голосовых связок по воздухоностным путям. Действительный резонанс здесь может развиваться только в трахеальной трубке и крупных бронхах, и эта система трубок, имея относительно большую длину, резонирует на низкие тона. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит.

  Однако это место образования низкой певческой форманты указывается лишь предположительно. Другие авторы приписывают ее возникновение резонансу нижней части глотки.

  Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно ощущаются певцом, если он положит руку к любой ее части. Однако эти вибрации грудной клетки так же бесполезны для слушателя(как и в случае с головным резонатором). Звук не распространяется от грудных стенок и стенки не могут играть роль дек музыкальных инструментов. Поэтому для слушателя безразлично, поет ли певец, одетый в боярскую шубу, плотно закрывающую звукопоглатительным материалом его торс, или же он поет с обнаженной грудной клеткой. Звучание голоса ни в коей мере не зависит от степени закрытия костюмом грудной клетки. То, что достигает уха слушателя, выходит только из ротового отверстия певца.

  Если думать, что грудное резонирование способно что- либо изменить в характере певческого звука, то надо предположить, что этот резонанс включается в общее звучание голоса, идя по ходу воздушных путей. Резонируя на частоты порядка 500 гц этот тон трахеи, в основном трясясь на сотрясение ее стенок и лишь немного проникая через голосовую щель, частично перемешивается к общему звуку, рождающемуся в голосовом затворе и, выходя изо рта, доходит до слушателя.

Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей совершенно стабильны, здесь имеется определенная возможность приспособления.

Грудное резонирование тогда получается сильным, когда голосовые связки работают по грудному типу своих вибраций. При фальцетной их работе грудной резонатор не отвечает. Это связано с тем, что по своим размерам трахея способна ответить на сравнительно низкие частоты и резонанс поэтому в грудном резонаторе проявляется лишь тогда, когда в связочном тоне имеются достаточно хорошо выраженные низкие частоты. Скорее всего явления дрожания, развивающееся в трахеобронхиальной системе, следует рассматривать не как истинный резонанс, а как вынужденные колебания, источником которых являются работающие голосовые связки.

Те вибрации, которые ощущает в грудной клетке певец во время пения, являются звуковыми колебаниями, распространяющимися через трахею и толщину легочной ткани. Они доходят сильно ослабленными звукопоглощающими свойствами легкого, но все же достаточно хорошо ощутимыми.

Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами правильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата. Следует только помнить, что грудное и головное резонирование являются следствием правильного организованного певческого звука, а не его причиной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.007 с.)