Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И индивидуально-психофизиологичгскик особенности личности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В настоящее время практически во всех концепциях.личности отводится определенная роль биологическим, органическим или, более широко, природным предпосылкам. По удачному операциональному определению Я- Щепаньского, личность что «интегральная целостность биогенных, психогенных и социогенных элементов» [55, с. 69]. Однако очевидно, что общие утверждения об «интегральной целостности» личности на данном этапе разви-тия психологии уже недостаточны: необходима конкретная расшифровка, где, как, каким образом биогенные, психогенные и социогенные элементы вступают во взаимодействие в качестве условия (предпосылки), или ведущего фактора, т. е. необходимо раскрытие принципов взаимопроникновения и взаимообусловливания всех перечисленных «компонентов» личности. Согласно Н. В. Шороховой, именно личность является тем связующим звеном, через которое происходит «сопряжение» социальной среды и природных свойств человека [57]. Развивая пред-ставление С. Л. Рубинштейна [45], Е. А. Будилова отмечает, что взаимосвязь внешнего и внутреннего, понятая как действие внешних причин через внутренние условия, снимает в проблеме развития (личности) противопоставление внешней социальной обусловленности и внутреннего спонтанного развития, позволяет преодолеть дуализм биологического и социального, представить, что социальное не просто надстраивается над биологическим, а является самой природой человека» [15, с. 323]. Последние достижения антропологии, генетики, физиологии высшей нервной деятельности и других наук убедительно демонстрируют, что человек смог подняться на столь высокий уровень социального развития и продолжает подниматься еще выше потому, что от рождения он получает такую телесную, а точнее, биологическую организацию, в которой изначально заложены, запрограммированы возможности его универсального социально-деятельного функционального развития [51]. Это означает, что в самой биологической организации человека отражено не только социально-историческое, филогенетическое прошлое, но и со-циально-детерминировлнпое онтогенетическое настоящее и будущее человека. Так, по мнению П, К. Анохина, многое из того, что считается специфически человеческим, приобретенным после рождения, на самом деле содержится в нашей генетике, заготовлено в нашей
В. М. Руч'нлон, ито. 18
природе в форме «фиксированных соотношений нервных структур» [5, с. 301]. Мозг человека, по данным современной генетики, во всех деталях, вплоть до тончайших молекулярных процессов включительно, приспособлен к речевым и мыслительным процессам, т. е. уже при рождении человек обладает специфически человеческими формами поведения [9]. Таким образом, эволюционно-генетические предпосылки развития личности проявляются в специфической человеческой биологии. Специфичность человеческой биологии заключается в том, что сигнализация жизненно важных факторов идет путем не только образования временных ассоциаций (обучения) в постнаталь-ный период жизни человеческого организма, но и морфогенетиче-ского закрепления определенных соотношений и связей в нервных структурах в пренатальный период. Эти генетически закрепленные «соотношения нервных структур» обеспечивают ряд важнейших поведенческих тенденций, например: 1) последовательность движений, 2) спонтанность большего числа поведенческих реакций, не вызванных внешним стимулом, 3) предрасположенность к определенным внешним стимулам (теплота, адекватный уровень сенсорной стимуляции) и т. д. [4, 5, 60]. Все эти эволюционно возникшие и. наследственно закрепленные нервные структуры (а на их основе — целые функциональные поведенческие системы) можно рассматривать как более верный и более экономный путь реагирования на постоянные факторы среды. Таким образом, современной генетикой нризнается, что человек рождается с определенной генетически закрепленной зачаточной иерархией потребностей, сенсомоторными возможностями, интеллектуальными задатками, эмоциональными предпочтениями и, следовательно, процесс социализации человека начинается не с "нуля", а с определенной индивидуально различной "величины" Социальные факторы «падают» не просто на аморфную биологию человека, а на специфическую человеческую биологию. Биологическое и социальное, по мнению Б. Ф. Ломова, не две разные сущности, а звенья «системной детерминации единого процесса развития» личности, их «взаимодействие раскрывается как 'многосторонний и многокачественный процесс, обеспечивающий Целостность развития системы» [30, с. 344].
Для обозначения всей совокупности природных предпосылок развития личности Б. Г. Ананьев ввел специальное понятие «индивидные свойства», подчеркивая тем самым биологический источник данных свойств [2]. Индивидные свойства подразде л яются на два широких клас- са: 1) возрасно-половых и 2) индивидуально-типических свойств. Возраст по мнению Б. Г. Ананьева, важнейшая биологическая характеристика развития личности. Последние исследования по генетике человека показывают, что по мере созревания человеческого организма происходит не ослабление, а в некоторых 19 случаях даже усиление генетических влияний, которые, однако, несколько снижаются в пубертатный период [ 1 ]. Половая дифференциация играет также важнейшую роль в структуре природных свойств человека. Показано, например, что представители женского пола обладают значительно большим диапазоном филогенетических вариантов генотипа практически для любых психических функций, в то время как предстви-тели мужского пола характеризуются меньшим диапазоном фе-нотипического разнообразия, т. е. меньшей внутривидовой изменчивостью [10]. Эти данные хорошо согласуются с представлениями Б. А. Геодакяна о различном эволюционном назначении мужского и женского пола: женский пол — «хранитель» призна- ков вида, в то время как мужской осуществляет функцию «проб- ных вариантов» модификаций для новых признаков [18]. Индивидуально-типические индивидные свойства разделяются, согласно Б. Г. Ананьеву [2], на конституциональные (биохимические, физиологические, соматические) и нейродинамические (свойства нервной системы). Индивидные свойства рассматриваются Б. Г. Ананьевым, Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным и другими как природные предпосылки подлинно индивидуальных различий личности [2, 33, 46, 52, 53]. Это означает, что наиболее существенные причины индивидуально-психологических различий лежат не в социальной среде, а в структуре индивидных свойств личности, поскольку личность не надстраивается в виде «второго этажа» над индивидными свойствами, а представляет собой системное качество от преобразования индивидных свойств социальными факторами. В советской психологии для изучения природных предпосылок развития личности возникло специальное научное направление — дифференциальная психофизиология [33, 39, 52, 53]. Объективная причина возникновения данного научного направления заключается в том, что дифференциальная психология не располагала строгой научной теорией происхождения индивидуальных различий, а также средствами оценки и предсказания развития возможностей каждого человека. Дифференциальная психология, возникшая на Западе в 20-х годах, имела и продолжает иметь чисто эмпирический характер [3, 65]. Ее цель — решение сугубо практических задач: разра-"/ ботка стандартизированных методов и процедур (тестов) дли' оценки индивидуально-психологических различий, в основном в области интеллекта, на основе которых рекомендуется индиви-дуализированное обучение или проводится профессиональный отбор.
Нельзя сказать, что в истории дифференциальной психологии не предпринималось попыток подвести теоретический фундамент под эту область психологического знания. Такие попытки предпринимались на основе фрейдовских, кречмеровских или шелдо-новских представлений и имели общую отличительную черту: шее,| индивидуально-психологические различия выводились непо- 20 средственно из индивидуального своеобразия биологической ор- оранизации человека: особенностей гормональной или телесной сферы, из особенностей некоей психической витальной энергии и т. д. [63, 64]. Естественно, что дифференциальная психология с такой тео- ретической платформой не могла быть принята советскими психологами. Психология индивидуальных различий в нашей стране пошла принципиально иным путем. Она отмежевалась прежде всего от тестологии и основное внимание направила на поиск теоретической концепции, которая могла бы лечь в основу действительной психологии индивидуальных различий. Особую роль в этом сыграло то обстоятельство, что в это время в нашей стране уже отчетливо показала свою плодотворность концепция И. П. Павлова о свойствах и типах нервной системы у животных [35]. Было разумнее предположить, не является ли учение о свойствах нервной системы той самой возможной теоретической платформой при объяснении порождения устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности. Так стали зарождаться отдельные элементы нового научного направления — дифференциальной психофизиологии, поставившей первоначально своей целью доскональное изучение свойств нервной системы человека и выяснение их роли в детерминации индивидуально-психологических различий. Основу этого направления составили оригинальные исследования выдающихся советских психологов Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их сотрудников [19, 20, 22, 33, 39, 41, 46, 52, 54, 58]. Первым основным итогом тепловско-небылицынского подхода к изучению природных основ личности явилось дальнейшее развитие павловской концепции основных свойств нервной системы. Так, вначале три унитарных свойства нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность по Павлову) постепенно были «расщеплены» и превращены в сложное «древо» свойств с 15-мер-ной структурой: 10 первичных и 5 вторичных свойств — сила, лабильность, подвижность, динамичность, концентрированности По возбуждению и соответственно по торможению и уравновешен- ности по каждому из указанных первичных свойств (уравновешен- ность по силе, по лабильности и т. д.) (с м. (46] ). Второй основной итог нового оригинального подхода к исследованию природных предпосылок личности состоял в том, что выделенные свойства нервной системы действительно оказались важнейшими детерминантами индивидуально-психологических различий. Было показано, что свойства нервной системы опреде- делют индивидуальные особенности памяти [19], динамику функ- цтональныхсостояний [44], особенности темперамента [12, 31, 32], активности и общения [17, 28], индивидуального стиля дея- тельности [27], профессиональной пригодности [22, 42]. В последние годы тепловско-небылицынское направление обо-
гатилось новыми системными представлениями о принципах функционирования нервной системы в связи с работами П. К- Ано- хина и его учеников [4, 56].
Переход на системную методологию в изучении индивидуальных психологических особенностей личности позволил прежде всего уточнить само понятие «свойство нервной системы». Если, по Павлову, свойство нервной системы — это определенная сторона замыкательной функции классического рефлекса с его дуговой композицией (скорость замыкания — динамичность; смена одного рефлекса другим — подвижность; длительность неугашения рефлекса — сила и т. д.), то, согласно системной концепции П. К. Анохина, свойство—это особенность целостной общемозговой интеграции нервных процессов. Системный подход позволил значительно полнее раскрыть нейрофизиологическое содержание такого понятия, как «работоспособность», или «выносливость», нервной системы (т. е. «сила» нервной системы в ее изначальном, унитарном смысле), а также других свойств нервной системы, таких, как динамичность, подвижность. Например, сила нервной системы может быть выражена через длительность интеграции нервных процессов, динамичность — через скорость формирования новой интеграции (т. е. новой функциональной системы), подвижность — как скорость смены одной интеграции другой [46]. К настоящему времени накоплен огромный экспериментальный опыт по идентификации интегральных характеристик работы мозга. Среди них: уровень пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов, вариабельность ВП, энергия медленных ритмов, частота медленных ритмов, активность бета 2-ритма и др. [46]. Предприняты такие успешные попытки сопоставления данных интегральных характеристик с некоторыми индивидуально-психологическими свойствами личности — скоростью, пластичностью, умственной выносливостью, прогностическими особенностями [11, 46]. Системная методология позволила не только уточнить понятие «свойство нервной системы», но и пересмотреть сам предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Если раньше дифференциальная психофизиология фактически замыкалась на «физиологическом» аспекте своих исследований (изучались преимущественно свойства нервной системы), то на современном этапе центр исследований сдвигается в сторону разработки представлений о всей совокупности природных предпосылок личности как системы [46].
Так, в разное время в качестве основ индивидуально-психологических различий выдвигались разные биологические подсистемы человеческого организма: а) гуморальная (индивидуально-психологические свойства связываются с разным соотношением крови, желчи, черной желчи и слизи); б) соматическая (индивидуально-психологические свойства выводятся из особенностей телосложения человека) и в) нервная (индивидуально-психологические свойства человека связываются с особенностями функционирования центральной нервной системы, типами высшей нервной деятельности или в последние годы с разными соотношениями тех или иных структур мозга) (см. обзор [48]). 22 Основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается, на наш взгляд, в том, что в качестве основания индивидуально-психологических свойств берется не вся целостная биологическая система человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми для этого свойствами. В настоящее время установлено, что биологическая подсистема человека характеризуется не только многоплановостью самоорганизующихся подсистем (биохимической, соматической, нейрофизиологической), но и прежде всего тем, что эти подсистемы имеют неодинаковое значение в общей иерархии организма, отличаются разной сложностью структурного построения (включая неодинаковое число ведущих звеньев, которые определяют их деятельность), различными возможностями автономной активности, своеобразием взаимообусловленности. Исходя из методологии системного подхода, можно ожидать, что влияние структурных и функциональных свойств высшего уровня, т. е. свойств центральной нервной системы (например, уровня активированности, уровня межпо-лушарной асимметрии, лабильности нервных процессов целостного мозга и отдельных его «блоков» и т. д.) должно быть более весомым в формировании индивидуально-психологических свойств по сравнению с другими подсистемами организма [21, 46]. Мы полагаем, что в основании индивидуально-психологических свойств лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается нами как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате [46]. Многочисленные эксперементальные данные, полученные в последние годы на близнецах и популяционно-генетических исследованиях, убедительно свидетельствуют о наследственной природе не только свойств нервной системы, но и многих индивидуально-психологических свойств, таких, как активность, эмоциональность, со-циабельность, импульсивность и др. [16, 23, 24, 38, 59]. Однако на современном этапе исследования природных предпо-.сылок личности важна не только констатация «суммарного» биологического вклада в формирование той или иной индивидуально-психологической особенности личности, но и «доля» вклада каждого из биологических уровней: хромосомного, биохимического, соматического, физиологического и нервного. Например, показано, что нарушение хромосомного баланса (отсутствие или лишняя X -или У-хромосома) приводит к резким изменениям личностных свойств (а именно, к изменениям в эмоциональной и интеллектуальной сферах) [1]. Показано также влияние биохимического уровня на функции восприятия и памяти [21]. Установлена связь между соматотипом и сенсорной чувствительностью [46]. Системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства че- 23 ловека как «элементы» более низкой системы, которые включаются в систему более высокого порядка — «личность», но и предполагает объяснительный принцип: каким образом происходит это включение. Мы предлагаем назвать этот принцип принципом «системного обобщения». Этот принцип аналогичен понятию «обобщения» у Ж- Пиаже [36] и С. Л. Рубинштейна [45]. Так, Ж. Пиаже широко использовал понятие обобщение как один из важнейших механизмов формирования навыков и интеллекта. Под обобщением он понимал «расширение схемы на новые объекты путем включения новых элементов, образование схемы более высокого порядка, который уходит корнями в схему более низкого порядка, «упрочение», «перенос», «образование новой структуры», «транспозитивную», «обобщающую ассимиляцию» [36]. С. Л. Рубинштейн определял характер человека как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных побуждений [45]. В чем же специфика «системного обобщения» природных предпосылок личности? Прежде всего в том, что природные предпосылки — это не аморфная и пассивная совокупность биологических свойств человека, а определенным образом изначально организованная система с четкой иерархией и структурой органических потребностей, свойств нервной системы и т. д. Каждый конкретный человек получает от природы в силу своей общей конституции строго определенный диапазон «нормы реакции» биохимических, биомеханических, соматических, нейрофизиологических и т. д. свойств. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т. д. Эти индивидуально-устойчивые и иерархически организованные биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение самых различных видов деятельности — от сосательного и хватательного поведения до игры, учебы, труда. На первых этапах развития человека (сразу же после рождения) имеют место, по-видимому, разные скорости выполнения деятельности, может наблюдаться разная пластичность, разные эмоциональные реакции и т. д. Однако по мере созревания и развития человека в условиях конкретной социально-исторической среды, благодаря постоянству и генетической устойчивости биологических компонент, постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие обобщенные характеристики поведения и деятельности. Эти «формальные» характеристики индивидуальной психики, сформировавшиеся в результате системного обобщения психофизиологических компонент деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программы поведения и т. д. за счет врожденного постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических, а точнее, всех биологических компонент, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека, 24 и составляют основной предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Эти биологически обусловленные формальные характеристики психики получили название «формально-динамических» (в школе Теплова—Небылицына) или психодинамических (в школе Мерлина) свойств. Мы полагаем, что более правильно называть эти свойства просто «формальными» в отличие от «содержательных», поскольку прилагательное «динамические» отражает лишь одну из сторон формальных свойств, а именно «энергетическую, силовую». Можно, по-видимому, говорить и о «формально-структурных» свойствах, связанных с особенностями построения обобщенных программ поведения. Термин «психодинамические свойства» представляется менее удачным, тем более что за ним закреплено совершенно другое понятие в школе Левина («динамика мотивов»). В отличие от формальных содержательные свойства личности (предметно-смысловые структуры: знания, мотивы, цели, отношения и т. д.) формируются по другой «логике» и другим законам. Если формальные характеристики обобщаются преимущественно по логике «тела» (т. е. под влиянием действия общей конституции человека), то в основе обобщения содержательных свойств психики лежит уже логика «предмета» социально-детерминированной деятельности человека. Существование в структуре личности устойчивых, обобщенных, 25
зиологии название «общей активности» [11, 28, 29, 33, 46]. Основными показателями общей активности, включая двигательную и речевую, выступают: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др. Другой важнейшей динамической характеристикой, относящейся также к формальным свойствам личности, является эмоциональность человека, куда включаются индивидуально-устойчивые аффекты или детерминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали) [34]. В эмоциональности, в частности, в модальности (знаке) эмоции, можно уже вычленить некоторые обобщенные содержательные характеристики психики. Однако у нас имеются все основания считать, что в характеристиках эмоциональности отражаются прежде всего устойчивые формальные свойства личности, сформированные под влиянием обобщения в первую очередь природных особенностей человека: факторов гормональной и телесной сферы, свойств диэнцефалона, лимбики и т. д. — и выражающие в наиболее обобщенной форме отношения человека к миру, обществу и к себе. Таким обра зом, эмоциональность явл яется наряду с общей ак- тивностью одной из наибо лее важных формальных структур лич- ности В отличие от эмоциональности эмоции представляют собой «частные» случаи содержательного отношения человека к предметным характеристикам деятельности (к тем или иным сторонам общения, познания, к явлениям общественной или личной жизни). В содержательном плане мир эмоций безграничен [49]. Их «физиологическое обеспечение» будет зависеть от конкретного уровня обобщения «частного» отношения. Если отношение затрагивает личность как целое, то такая эмоция становится «эмоциональностью» и проявляется на всех уровнях индивидных свойств человека — от генетических мутаций, биохимических реакций, вегетативных сдвигов, мышечных экспрессии вплоть до полной перестройки формальных свойств личности. Такие эмоции наиболее характерны для человека в ситуации стресса [26]. Если же отношение основано, например, на частной оценке предстоящего когнитивного действия, то «физиологическое обеспечение» (вегетативные, биохимические, электромиографические и другие сдвиги) может практически не наблюдаться и может быть выявлено только с помощью сложнейших психофизиологических методов. Это, естественно, не означает, что эмоции, как, впрочем, и все другие содержательные свойства личности (знания, мотивы, цели, отношения и т. д.), «повисают в воздухе» и не имеют физиологического носителя. В содержательных свойствах личности носителя физиологического, а более правильно — биологического, столько же, сколько и в формальных свойствах. Принципиальное различие между формальными (а именно темпераментом: общей активностью и эмоциональностью) и содержательными свойствами (по отношению к природным предпосылкам) заключается в том, что формаль- 26 ные свойства — это такие системные качества, которые формируются по законам генетики, общей конституции, в то время как содержательные свойства формируются преимущественно под влия- нием конкретных социальных факторов, действующих опосредо- ванно через внутренние биологические механизмы. Такое понимание генеза формальных и содержательных свойств личности соответствует диалектико-материалистическому представлению, согласно которому психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредствования биологического и социального [30]. Исходя из предлагаемого понимания механизмов формирования формально-динамических свойств личности становится очевидным, что только такие свойства могут быть предметом прямого сопоставления с биологическими характеристиками человека. Попытки обнаружить соотношение между биологическими свойствами и содержательными характеристиками личности, которые нередко предпринимаются в работах социобиологов [62] и конкретных исследованиях западных психологов, представляются совершенно беспочвенными [61]. Известный генетик академик Д. К- Беляев справедливо отмечает, что нет специальных генов (например, гуманизма или альтруизма), но есть генетически детерминированные свойства психики, сочетание которых, преломляясь через определенные социальные условия, способствует формированию либо человека с высоким чувством совести, либо такого, который плохо понимает, что такое совесть [13]. Сходные мысли высказывает и академик Н. П. Дубинин: «У человека высшие формы психики перешли в сферу надбиологическо-го, поскольку сознание, мышление программируются не генами, а общественными условиями бытия человека» [25, с. 334]. Разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении — исключительно трудная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются, согласно А. В. Брушлинскому, недизъюнктивными [14], т. е. опосредствуют, взаимопроникают, и взаимообусловливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Тем не менее на определенном уровне научно-абстрактного анализа такое разделение может быть выполнено исходя из изложенного выше представления о различных доминирующих механизмах формирования формальных и содержательных свойств личности. Ориентировочно можно наметить по крайней мере семь отличительных черт (критериев) формальных свойств личности (преимущественно темперамента) от содержательных характеристик личности. К темпераменту следует относить, с нашей точки зрения, ' только такое психическое свойство личности, которое: 1) наследуется; 2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свой- и т. д.); 3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека; 27
4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности 5) характеризует меру активного напряжения человека; 6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, 7) относительно не зависит от содержания (т. е. смысла, мо У нас имеются все основания полагать, что всем этим критериям (или по крайней мере большинству) удовлетворяют две уже выше рассмотренные наиболее важные формальные характеристики личности, а именно «общая активность» и «эмоциональность», которые, согласно представлениям В. Д. Небылицына, и составляют темперамент человека [33]. Так, показано, что характеристики общей активности и эмоциональности наследуются [16, 59]. Установлено также, что многие из характеристик активности образуют достоверные корреляции с биологическими свойствами человека: индивидуальный темп положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-про-цессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванного потенциала. Умственная выносливость негативно сопряжена с выраженностью энергии медленной ритмики ЭЭГ [11, 46]. Выявленные связи служат важным аргументом в пользу того, что данные психологические характеристики активности (индивидуальный темп, пластичность, умственная выносливость") принадлежат к категории темперамента. Полученные достоверные статистические связи между индивидуальными вариациями указанных формально-динамических и нейродинамических свойств убедительно свидетельствуют также о том, что сопоставляемые разнородные и разноуровневые характеристики человека принадлежат к одному общему и "генетически первичному фактору, т. е. общей конституции, будучи ее разными специфическими формами, которые вступают в различные закономерные соотношения на различных этапах развития личности человека. Развиваемая нами концепция «системного обобщения» позволяет, с нашей точки зрения, не только объяснить механизм формирования формальных свойств личности, но может быть использована и как единый принцип для объяснения генезиса и других уровней свойств личности. Решающим моментом для выделения в структуре личности того или иного уровня должна быть, согласно данной концепции, специфика системного обобщения. Если обобщение происходит за счет психофизиологических, а более широко, структурных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темпераментом; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, мы имеем дело с интеллектом; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов и т. п., то такое психологическое образование следует отнести к характеру и т. д. Отсюда следует, что по отношению 28 к тому конкретному сложноорганизованному объекту действительности, каким является личность, системный принцип иерархии в рамках дифференциальной психофизиологии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его элементов (имеются в виду биологические свойства, и прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям — формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые интегральные системные качества личности: темперамент как самый низший психологический уровень личностных свойств, затем интеллект, динамический аспект, и характер. При этом не снижается значение старых (нижележащих) свойств и качеств и не предполагается абсолютной самостоятельности свойств и качеств высших уровней личности как целостной системы. Из сказанного выше следует, что формальные свойства личности (т. е. темперамент) не существуют сами по себе, а включаются в «более высокоорганизованные» структуры личности, в частности интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур. Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера не означает, что интеллект и характер являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками. Отличительной чертой формирования интеллекта, или общих способностей, является, по общему признанию, создание так называемых равновесных когнитивных структур за счет обобщения механизмов когнитивного структурирования. В дифференциальной психофизиологии это системное качество интеллекта, отражающее его формальный (а точнее, формально-структурный) аспект, близко к понятию интеллектуальной саморегуляции [17, 29, 43, 46]. В нашей специальной работе были выявлены конкретные нейрофизиологические факторы, которые выступают также в роли природных предпосылок общих способностей [47]. Исследование позволило по-новому осмыслить многие показатели, используемые в практике дифференциально-психологических исследований. Например, скорость или пластичность могут рассматриваться и как формально-динамические показатели темперамента, если иметь в виду обобщенную, независимую от содержания деятельности нейрофизиологическую сторону их генеза, и как показатели интеллекта, если понимать скорость и пластичность как динамические показатели развертывания и перестройки обобщенных когнитивных структур при выполнении определенной психической деятельности. Важно, что динамические показатели интеллекта гораздо «богаче» и не сводятся к формально-динамическим характеристикам темперамента. 29
Отличительной чертой формирования характера, как известно, является обобщение самых разнообразных форм побуждения — от потребностей, мотивов до интересов и идеалов. Именно так понимал характер С. Л. Рубинштейн [45]. В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые, характеристики мотивационной и волевой сферы, но и динамические характеристики, обязательно включающие формально-динамические параметры эмоциональности. Обобщенные эмоциональные качества, по мнению Ж. Пиаже, дают действию необходимую энергию и служат источником поведения [36]. Эмоциональные (аффективные, динамические, энергетические) характеристики выступают всегда в качестве необходимого компонента любой мотивации. Таким образом, формальные образования психики (т. е. темперамент) можно изучать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, что соответствует взглядам В. С. Мерлина [32, 40]. Однако у нас имеется значительно больше оснований рассматривать темперамент как необходимый компонент для «более организованных» структур личности, например интеллекта и характера. По крайней мере, бесспорно то, что развитие высших уровней организации личности (т. е. интеллекта и характера) происходит, согласно взглядам Я- А. Пономарева о структурных уровнях организации материи, путем преобразования низших уровней (здесь — темперамента), приведение их в соответствие с высшими, т. е. путем «одновременной дифференциации и реинтеграции» всей конкре
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.076 с.) |