Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы риска при вождении автомобиля.

Поиск

ЛЕКЦИЯ №2.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ЗА РУЛЁМ.
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

Дорога считается одним из основных источников стресса. А там, где стресс, всегда есть место конфликту. Согласно определению психологов стресс — это состояние психического напряжения, которое обусловлено выполнением деятельности в сложных условиях. Это определение подходит для описания состояния, в котором находиться водитель во время пути. Чтобы не оказаться в состоянии дезорганизации, к которой могут привести конфликты на дорогах, нужно владеть необходимой для этого информацией.

Проявлениям агрессии за рулем подвержены, в первую очередь, люди, находящиеся под влиянием постоянных стрессов или испытывающие на себе серьезное психологическое давление.

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:

- здоровье;

- любовь и семья;

- безопасность и уверенность;

- материальный достаток.

Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.

На другой чаше весов наши мимолетные стремления:

-получение удовольствия;

- внимание окружающих;

- одобрение сторонних людей;

- мнимая свобода.

Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.

Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!

Этика - это система моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Этика водителя связанна с прогнозированием развития ситуации и, следовательно необходима как важный элемент взаимодействия на дорогах.

Этичное поведение на дороге предполагает не использовать преимущество, данное правилами, предполагает помочь другим участникам движения.

Правила этики за рулем:

ü Пропускайте пешеходов в местах, где они имеют приоритет

ü Не реагируйте агрессивно: на красные сигналы светофора, медленных пешеходов или неровности дорожного полотна. Примите это как неизбежное.

ü Всегда благодарите других, если вам уступили дорогу, о чем-то предупредили или просто помогли - включением на пару секунд аварийных огней - так принято во многих странах.

ü Следует соблюдать рядность движения и очередность проезда при сужении дороги

ü Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее

ü При возможности следует помогать обгонять

ü В полном потоке, уступайте полосу для въезжающих или перестраивающихся водителей

ü Паркуясь, нужно помнить о других

ü Проезжая мимо места аварии, не стоит резко сбавлять ход и разглядывать произошедшее. Ваше невнимательность способна привести к еще одному ДТП

ü Если у вас есть лишнее время, окажите помощь другим водителям

ü В темное время суток, стоя у светофора, не держите ногу на педали тормоза. Свечение ярких стоп-сигналов ослепляет водителей задних автомобилей.

ü Не стоит настаивать на своем или оспаривать действия других, просто уступи дорогу глупцу. Перевоспитать упрямого и злого водителя у вас не получится, только зря потратите силы и время. Помните, что дорога - не место для соревнований, а вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.

ü Никогда не садитесь за руль в состоянии опьянения

ü

Какие требования предъявляются к водителю обгоняемого транспортного средства?

1. Он должен уступить дорогу автомобилю, завершающему обгон.

2. Он не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

3.

Как следует поступить водителю, если при движении по второстепенной дороге Вам дали возможность влиться в плотный поток главной дороги?

1. Остановиться и выйдя из автомобиля поблагодарить водителя пропустившего Вас.

2. Включить аварийную сигнализацию и мигнуть 2-3 раза в знак благодарности.

3.

На каком рисунке показано правильное положение рук на рулевом колесе?

1. На левом.

2. На среднем.

3. На правом.

 

Что Вам следует иметь в виду, увидев впереди пешехода, переходящего проезжую часть?

1. Что он может перейти дорогу, не меняя своего темпа движения, или ускориться.

2. Что он может внезапно остановиться или отступить назад.

3. Следует иметь в виду все вышеперечисленное.

Стиль вождения в понятие «стиль вождения» включены такие факторы, как показатели темпа и скорости передвижения, маневренности и манеры торможения.

 Стили вождения принято делить на классический, неуверенный и агрессивный.

Стиль конкуренции

Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества; и если воля ваша достаточно сильна, то это вам удается.

Вот примеры случаев, когда следует использовать этот стиль:

- исход очень важен для вас и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;

- вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

- решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;

- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

- вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

- вы можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;

- вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Когда вы используете этот подход, вы можете не получить достаточного признания, но завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Однако, если вашей основной целью является признание и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не стоит: он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас большое значение, когда вы чувствуете, что для его реализации вам необходимо действовать быстро, и когда вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей и властью.

Стиль уклонения

Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большой властью.

Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Вы можете попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Вы можете подумать: «Я не собираюсь заниматься этим сейчас». Короче говоря, вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого вы уходите от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки или используя иные приемы.

Наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

- напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

- исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

- у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

- вы хотите выиграть время, может быть, для того чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-то поддержкой;

- ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;

- у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;

- вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

Опасно пытаться решить проблему немедленно, поскольку выявление и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию. Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликта, в действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Вполне вероятно, что если вы постараетесь игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то вы сможете заняться им позже, когда будете готовы к этому.

Стиль приспособления

Этот стиль означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Стиль приспособления немного напоминает стиль уклонения, поскольку вы можете использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком: вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет человек, который вступил с вами в противоборство.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

- вас не особо волнует случившееся;

- вы хотите сохранить добрые отношения с людьми;

- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

- вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

- вы понимаете, что правда не на вашей стороне;

- у вас мало власти или мало шансов победить.

Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку. Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Вы можете и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаете его приемлемым для себя. Или же вы можете использовать этот период затишья с целью выиграть время, чтобы потом можно было добиться желательного для вас решения.

Стиль сотрудничества

Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала выявляете нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, то имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется использовать в ситуациях:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

- вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

- вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;

- вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует некоторых усилий. Обе стороны должны затратить на это время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает подход неэффективным.

Стиль сотрудничества среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать решение в сложных конфликтных ситуациях.

Стиль компромисса

Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и взвешивая все для разработки компромис-сного решения, которое устроило бы обоих.

В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться».

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

- вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;

- вас может устроить временное решение;

- вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

- другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

- компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-нибудь, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Вы можете выбрать этот подход с самого начала, если не обладаете достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно и никто не хочет односторонних уступок.

Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению, вам следует начинать с прояснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов. Вы должны выдвигать предложения, выслушивать предложения другой стороны, быть готовым к уступкам, обмену услугами и т.п. Продолжайте переговоры до тех пор, пока не выработаете приемлемую для обеих сторон формулу взаимных уступок. В идеальном варианте компромисс устроит вас обоих.

Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:

ü открытость общению конфликтующих сторон

ü создания климата доверия

ü определение сути конфликта

«КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ» В КОНФЛИКТЕ

ü Настройтесь на позитивное/нейтральное отношение к оппоненту

ü Сохраняйте рациональное отношение

ü Дайте оппоненту «выпустить пар»

ü Попросите спокойно обосновать претензии

ü Сбивайте агрессию оппонента неожиданными приемами

ü Предложите оппоненту высказать свои варианты решения проблемы

ü Давайте оценку действиям, а не личности оппонента

ü Отражайте смысл высказываний оппонента

ü Не бойтесь признать свою вину

ü Избегайте характеристик эмоционального состояния оппонента

ü Короткие предложения (8-15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются

ЛЕКЦИЯ №2.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ЗА РУЛЁМ.
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

Дорога считается одним из основных источников стресса. А там, где стресс, всегда есть место конфликту. Согласно определению психологов стресс — это состояние психического напряжения, которое обусловлено выполнением деятельности в сложных условиях. Это определение подходит для описания состояния, в котором находиться водитель во время пути. Чтобы не оказаться в состоянии дезорганизации, к которой могут привести конфликты на дорогах, нужно владеть необходимой для этого информацией.

Проявлениям агрессии за рулем подвержены, в первую очередь, люди, находящиеся под влиянием постоянных стрессов или испытывающие на себе серьезное психологическое давление.

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:

- здоровье;

- любовь и семья;

- безопасность и уверенность;

- материальный достаток.

Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.

На другой чаше весов наши мимолетные стремления:

-получение удовольствия;

- внимание окружающих;

- одобрение сторонних людей;

- мнимая свобода.

Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.

Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!

Этика - это система моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Этика водителя связанна с прогнозированием развития ситуации и, следовательно необходима как важный элемент взаимодействия на дорогах.

Этичное поведение на дороге предполагает не использовать преимущество, данное правилами, предполагает помочь другим участникам движения.

Правила этики за рулем:

ü Пропускайте пешеходов в местах, где они имеют приоритет

ü Не реагируйте агрессивно: на красные сигналы светофора, медленных пешеходов или неровности дорожного полотна. Примите это как неизбежное.

ü Всегда благодарите других, если вам уступили дорогу, о чем-то предупредили или просто помогли - включением на пару секунд аварийных огней - так принято во многих странах.

ü Следует соблюдать рядность движения и очередность проезда при сужении дороги

ü Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее

ü При возможности следует помогать обгонять

ü В полном потоке, уступайте полосу для въезжающих или перестраивающихся водителей

ü Паркуясь, нужно помнить о других

ü Проезжая мимо места аварии, не стоит резко сбавлять ход и разглядывать произошедшее. Ваше невнимательность способна привести к еще одному ДТП

ü Если у вас есть лишнее время, окажите помощь другим водителям

ü В темное время суток, стоя у светофора, не держите ногу на педали тормоза. Свечение ярких стоп-сигналов ослепляет водителей задних автомобилей.

ü Не стоит настаивать на своем или оспаривать действия других, просто уступи дорогу глупцу. Перевоспитать упрямого и злого водителя у вас не получится, только зря потратите силы и время. Помните, что дорога - не место для соревнований, а вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.

ü Никогда не садитесь за руль в состоянии опьянения

ü

Какие требования предъявляются к водителю обгоняемого транспортного средства?

1. Он должен уступить дорогу автомобилю, завершающему обгон.

2. Он не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

3.

Как следует поступить водителю, если при движении по второстепенной дороге Вам дали возможность влиться в плотный поток главной дороги?

1. Остановиться и выйдя из автомобиля поблагодарить водителя пропустившего Вас.

2. Включить аварийную сигнализацию и мигнуть 2-3 раза в знак благодарности.

3.

На каком рисунке показано правильное положение рук на рулевом колесе?

1. На левом.

2. На среднем.

3. На правом.

 

Что Вам следует иметь в виду, увидев впереди пешехода, переходящего проезжую часть?

1. Что он может перейти дорогу, не меняя своего темпа движения, или ускориться.

2. Что он может внезапно остановиться или отступить назад.

3. Следует иметь в виду все вышеперечисленное.

Стиль вождения в понятие «стиль вождения» включены такие факторы, как показатели темпа и скорости передвижения, маневренности и манеры торможения.

 Стили вождения принято делить на классический, неуверенный и агрессивный.

Факторы риска при вождении автомобиля.

У человека не зависимо от его темперамента, всегда присутствует склонность к риску. Если он находится в компании, то склонность к риску возрастает. При действиях в одиночку его склонность к риску снижается. Так же склонность к риску снижается с опытом и возрастом.

Рискованный стиль вождения:

- резкий старт и торможение;

- частые перестроения без необходимости;

- действия в расчёте «на удачу»;

- желание вовлечь в свои дорожные игры других водителей;

- «рваный» стиль вождения очень опасен и не имеет ничего общего с популярным «спортивны» стилем. Кроме того, он ведёт к неопределённо большому расходу топлива.

Низкая внутренняя самооценка человека всегда толкает его на самоутверждение за счёт автомобиля. Как правило под этой маской скрывается неуверенный в себе человек, требующий ежеминутного признания своей значимости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.01 с.)