Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа учебного курса «Музыка. 5-7 классы»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рабочая программа учебного курса «Музыка. 5-7 классы»
Учителя I категорииКузнецовой Натальи Вячеславовны
Рассмотрено на МО Протокол № 1 «__»_____2014г. ______________
Согласовано Зам. директора Иванова О.Я. «__»_____2014г. Подпись ______________
Утверждено Директор Звонова Л.П. «__»____2014г. Подпись ______________
2014-2015 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа. Рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов основной школы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного образования по искусству, Примерной программы по музыке для основной школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования. В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Структура документа.Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся; список рекомендуемой учебно-методической литературы; календарно – тематическое планирование. Общая характеристика учебного предмета. Примерная программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:· формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;· развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;· освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;· овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся: · приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; · развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; · воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; · освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства Приоритетным в данной программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира. Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:· освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;· включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;· развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы и ИЗО; · формирование способов, умений и навыков творческой деятельности обучающихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.Место предмета в федеральном базисном учебном плане В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» в 5,6 и 7 классах на отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в объеме 102 часов (по 34 часа в каждом классе). Содержание курса Основу примерной программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной и др.; творчество композиторов-песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л. Утесов); многообразие современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.). Ученики получают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (Московский международный Дом музыки, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр). Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), знакомятся с художественно-образным содержанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шёнберга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле (джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фитцджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные направления, диско-музыка и др.). Школьники учатся понимать народное поэтическое, песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности и народно-песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой русского национального музыкального искусства — колокольные; звоны. Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия, Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сарellа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Знать/понимать · специфику музыки как вида искусства; · возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; · основные жанры народной и профессиональной музыки; · многообразие музыкальных образов и способов их развития; · характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; · виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; · имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей; Уметь · узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; · выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); · сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; · различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; · устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · певческого навыка в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; · слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм; · размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; · музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); Учебно-тематический план предмета «Музыка» 5 класс 34 часа.
П/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов | В том числе: | ||||
Контрольных работ | ||||||||
Музыка и литература | ||||||||
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | ||||||
2-4 | Вокальная музыка | 3 |
| |||||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 |
| |||||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 |
| |||||
7 | Вторая жизнь песни | 1 |
| |||||
8-9 | Фольклор в музыке русских композиторов | 2 |
| |||||
10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе...» | 1 |
| |||||
11-13 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 3 |
| |||||
14 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 |
| |||||
15 | Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | 1 |
| |||||
16 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 |
| |||||
17 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 |
| |||||
18 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 |
| |||||
Музыка и изобразительное искусство |
| |||||||
19 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 |
| |||||
20 | «Небесное и земное» в звуках и красках | 1 |
| |||||
21-22 | «Звать через прошлое к настоящему» | 2 |
| |||||
23-24 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 |
| |||||
25 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
| |||||
26 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
| |||||
27 | Волшебная палочка дирижера | 1 |
| |||||
28 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 |
| |||||
29 | Застывшая музыка | 1 |
| |||||
30 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
| |||||
31 | Музыка на мольберте | 1 |
| |||||
32 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 |
| |||||
33 | «О подвигах, о доблести, о славе...» | 1 |
| |||||
34 | «В каждой мимолетности вижу я миры...» | 1 | 1 | |||||
итого | 34 | |||||||
Учебно-тематический план предмета «Музыка» 6 класс 34 часа.
№ П/п |
Разделы и темы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». |
Кол-во часов | В том числе: | |
Контрольных работ | ||||
1 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | ||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | ||
3 | Два музыкальных посвящения | 1 |
| |
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 |
| |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль..» | 1 |
| |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
| |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 |
| |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 |
| |
9 | Мир старинной песни | 1 |
| |
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 |
| |
11 | Русская духовная музыка | 1 |
| |
12 | В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 1 |
| |
13 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина». Молитва | 1 |
| |
14 | «Небесное и земное» в музыке С. Баха | 1 |
| |
15 | Образы скорби и печали | 1 |
| |
16 | «Фортуна правит миром...» | 1 |
| |
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 |
| |
18 | Джаз — искусство XX века | 1 |
| |
Мир образов камерной и симфонической музыки |
| |||
19 | Вечные темы искусства и жизни | 1 |
| |
20 | Могучее царство Ф. Шопена | 1 |
| |
21 | Ночной пейзаж | 1 |
| |
22 | Инструментальный концерт | 1 |
| |
23 | Космический пейзаж | 1 |
| |
24-26 | Образы симфонической музыки | 3 |
| |
27-28 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 2 |
| |
29 | Программная увертюра Л. ван Бетховена «Эгмонт» | 1 |
| |
30-31 | Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | 2 |
| |
32-34 | Мир музыкального театра.Образы киномузыки | 3 | 1 | |
итого | 34 | |||
Учебно-тематический план предмета «Музыка» 7 класс 34 часов
№ П/п |
Разделы и темы Особенности музыкальной драматургии сценической музыки |
Кол-во часов | В том числе: | |
Контрольных работ | ||||
1 | Классика и современность | 1 | ||
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | ||
3 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 |
| |
4-5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2 |
| |
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 |
| |
7-8 | Балет Б.И.Тищенко «Ярославна» | 2 |
| |
9 | Героическая тема в русской музыке. | 1 |
| |
10-11 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 |
| |
12-13 | Опера Ж. Визе «Кармен» | 2 |
| |
14 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» | 1 |
| |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 |
| |
16 | Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» | 1 |
| |
17 | Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» | 1 |
| |
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 |
| |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки |
| |||
19 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 |
| |
20 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 |
| |
21 | Камерная инструментальная, музыка: этюд | 1 |
| |
22 | Транскрипция | 1 |
| |
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 |
| |
24-25 | Соната | 2 |
| |
26-30 | Симфоническая музыка | 5 |
| |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 |
| |
32-33 | Инструментальный концерт | 2 |
| |
34 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | 1 | |
итого | 34 | |||
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
5 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5класс. (СD) | Музыка: программа. 5-7ассы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
6класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 6 л. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 класс М.: Просвещение, 2011. | Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
7класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 7кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7класс. М.: Просвещение, 2011. | Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
Печатные пособия
1. Плакаты музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1. Карточки с признаками характера звучания.
2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Класс
п/п | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования | Вид | Элементы | Домашнее | Дата | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Музыка и литература | ||||||||||
1 | Что роднит му- зыку с литера- турой | 1 | Вводный | Что стало бы с музы- кой, если бы не было литературы? Во все времена музы- ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите- ратуры | Знать: что роднит музыку с литературой; - о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы | Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение | Закрепление полученных знаний | |||
2-4 | Вокальная му- зыка | 3 | Расширение и углубление знаний | Песня - самый рас- пространенный жанр музыкально-литера- турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи- ли песню? Романс - лирическое стихотворение, поло- женное на музыку | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:называть основные жанры русских народ- ных песен; - определять значение песни в жизни общества; - отличать романс от песни, роль сопровож- дения в исполнении ро- манса и песни | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки | Жанры ка- зачьих пе- сен: исто- рические, лирические, служивские, игровые, частые, об- рядовые | Запись на- званий из- вестных на- родных пе- сен, люби- мых в семье |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5-6 | Фольклор в му- зыке русских композиторов | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Связи музыки с лите- ратурой: произведения программной инстру- ментальной музыки и вокальные сочине- ния, созданные на ос- нове различных лите- ратурных источников | Знать понятие про- граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело- дию, ритм, темп, дина- мику, лад | Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение | Рисунок героя из на- родной сказ- ки «Кикимо- ра», запом- нившегося больше всего. | |||
7 | Жанры инстру- ментальной и вокальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Вокальная и инстру- ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра- зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола | Знать понятия: вокаль- ная, инструментальная музыка. Уметь называть основ- ные жанры вокальной и инструментальной музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | |||
8-9 | Вторая жизнь песни | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Широкое отражение народной песни в рус- ской профессиональ- ной музыке. Связи между композитор- ским и народным му- зыкальным искус- ством | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять свя- зи между композитор- ским и народным музы- кальным искусством | Устный и письмен- ный контроль (за- полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин- струментах). Хо- ровое пение | Использо- вание ка- зачьих на- родных пе- сен в творче- стве компо- зиторов | Закрепить полученные знания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
10 | «Всю жизнь мою несу роди- ну в душе...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Колокольный звон в музыке. Звучащие картины | Знать значение коло- кольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родст- венные средства выра- зительности музыки и живописи | Интонационно- образный анализ музыкального и художественно- го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме. | Подбор про- изведений, близких по настрое- нию музыке и картинам | |||
1l- 13 | Писатели и по- эты о музыке и музыкантах | 3 | Расширение и углубление знаний | Значимость музыки в творчестве писате- лей и поэтов; нацио- нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози- торов | Знать: -что благодаря музыке появились многие про- изведения литературы; - основные события из жизни и творчества композиторов | Хоровое пение. Беседа. Интонаци- онно-образное со- поставление музы- ки и литературных произведений | ||||
14 | Первое путеше- ствие в музы- кальный театр. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - ли- тературное произве- дение. | Знать: -историю развития оперного искусства; - понятия: опера, либ- ретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при- меры к понятиям | Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль |
15 | Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко» | 1 | Расширение и углубление знаний | Опера Н. А. Римского- Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либрет- то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази- тельности | Интонационно- образный анализ фрагментов из оперы | ||||
16 | Второе путеше- ствие в музы- кальный театр. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития ба- летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале- та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» | Знать: -историю развития ба- летного искусства; - понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази- тельности | Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из ба- лета | ||||
17 | Музыка в теат- ре, кино, на те- левидении | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Роль литературного сценария и зна
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.012 с.) |