Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа учебного курса «Музыка. 5-7 классы»

Поиск

Рабочая программа учебного курса «Музыка. 5-7 классы»

 

Учителя I категорииКузнецовой Натальи Вячеславовны

 

Рассмотрено 

на МО

Протокол № 1

«__»_____2014г.

______________

 

Согласовано

Зам. директора

Иванова О.Я.                                                                 

«__»_____2014г.

Подпись

______________

 

 

Утверждено

Директор

Звонова Л.П.

«__»____2014г.

Подпись

______________

 

 

2014-2015 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов основной школы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом второго поколения основного образования по искусству, Примерной программы по музыке для основной школы  и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по ис­кусству.        В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образова­тельных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования.       В большой степени программа ориентирована на реализа­цию компенсаторной функции искусства: восстановление эмо­ционально-энергетического тонуса подростков, снятие нерв­но-психических перегрузок учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся; список рекомендуемой учебно-методической литературы; календарно – тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета.        Примерная программа разработана на основе преемственно­сти с курсом начальной школы и ориентирована на дальней­шее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкаль­ному искусству, систематизацию и углубление полученных зна­ний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и миро­вым культурным традициям.       Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный харак­тер и становится сферой выражения личной творческой ини­циативы школьников и результатов художественного сотрудни­чества, музыкальных впечатлений и эстетических представле­ний об окружающем мире.       Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:· формирование музыкальной культуры школьников как не­отъемлемой части их общей духовной культуры; воспитание потребности в общении с музыкальным искус­ством своего народа и разных народов мира, классическим  и  современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;· развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;· освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;· овладение художественно-практическими умениями и на­выками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, им­провизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением инфор­мационно-коммуникационных технологий).

Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемле­мой части духовной культуры — наиболее полно отражает за­интересованность современного общества в возрождении духов­ности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информаци­онном пространстве.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает воз­можность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное зна­чение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодо­лении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего обще­ства в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкаль­ного образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искус­ства, закономерностей художественного творчества и возраст­ных особенностей учащихся:

· приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной  в  произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт по­колений;

· развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

· воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

· освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире — художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной вырази­тельности разных видов искусства.

       Методологическим основанием программы являются со­временные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художест­венной картины мира и себя в этом мире.        Содержание программы базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд клас­сической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства        Приоритетным в данной программе, как и в программе на­чальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального ис­кусства, произведения которого рассматриваются в постоян­ных связях и отношениях с произведениями мировой музы­кальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и дру­гой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.         Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в та­ких аспектах, как:· освоение учащимися основных закономерностей музы­кального искусства — интонационной природы музыки, жан­ров, стилей, языка в произведениях народного творчества, му­зыки религиозной традиции, классики и современной музыки;· включение в контекст урока музыки широкого культу­рологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;· развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы и ИЗО; · формирование способов, умений и навыков творческой деятельности обучающихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом  на учебный предмет «Музыка» в 5,6 и 7 классах на отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в объеме 102 часов (по 34 часа в каждом классе).

Содержание курса

Основу примерной программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, со­временная музыка различных стилей и жанров, духовная (цер­ковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширя­ются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной и др.; творчество компо­зиторов-песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л. Утесов); многообра­зие современной музыкальной жизни (авторская песня, элект­ронная музыка и др.).

Ученики полу­чают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (Москов­ский международный Дом музыки, Московская государствен­ная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербург­ская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр).

Ученики продолжают освоение музыки зарубежных компози­торов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), знакомятся с художественно-образным со­держанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Вер­ди, Дж. Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шён­берга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле (джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фитцджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают зна­ния о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лон­дон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные направления, диско-му­зыка и др.).

Школьники учатся понимать народное поэтическое, песен­ное и инструментальное музыкальное творчество как часть ду­ховной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструменталь­ной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художест­венного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплоще­ния народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности и народно-песенных исто­ках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой рус­ского национального музыкального искусства — колокольные; звоны.

Основное содержание образования в примерной програм­ме представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкаль­ная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентиро­ваны на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонаци­онно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смыс­ла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокаль­но-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкаль­ное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, на­циональные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство испол­нительской интерпретации в музыке (вокальной и инструмен­тальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Компози­тор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и  литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной  красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия, Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание му­зыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические   и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художествен­ной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое  и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интона­ционное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов акаде­мического направления. Джаз и симфоджаз. Современная по­пулярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные техноло­гии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечествен­ные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные кол­лективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; акком­панемент, а сарellа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопра­но, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, совре­менные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Знать/понимать

· специфику музыки как вида искусства;

· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

· основные жанры народной и профессиональной музыки;

· многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

· имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

· сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· певческого навыка в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

· слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

· размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

· музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);

Учебно-тематический план  предмета  «Музыка»  5  класс 34 часа.

 

П/п

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольных работ

  Музыка и литература
1 Что роднит музыку с литературой

1

 
2-4 Вокальная музыка 3

 

5 Фольклор в музыке русских композиторов 1

 

6 Жанры инструментальной и вокальной музыки 1

 

7 Вторая жизнь песни 1

 

8-9 Фольклор в музыке русских композиторов 2

 

10 «Всю жизнь мою несу родину в душе...» 1

 

11-13 Писатели и поэты о музыке и музыкантах 3

 

14 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера 1

 

15 Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко» 1

 

16 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1

 

17 Музыка в театре, кино, на телевидении 1

 

18 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл 1

 

  Музыка и изобразительное искусство

 

19 Что роднит музыку с изобразительным искусством? 1

 

20 «Небесное и земное» в звуках и красках 1

 

21-22 «Звать через прошлое к настоящему» 2

 

23-24 Музыкальная живопись и живописная музыка 2

 

25 Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве 1

 

26 Портрет в музыке и изобразительном искусстве 1

 

27 Волшебная палочка дирижера 1

 

28 Образы борьбы и победы в искусстве 1

 

29 Застывшая музыка 1

 

30 Полифония в музыке и живописи 1

 

31 Музыка на мольберте 1

 

32 Импрессионизм в музыке и живописи 1

 

33 «О подвигах, о доблести, о славе...» 1

 

34 «В каждой мимолетности вижу я миры...» 1

1

итого   34
         

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 6 класс 34 часа.

 

П/п

Разделы и темы

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Кол-во часов

В том числе:

Контрольных работ

1 Музыкальный образ и мастер­ство исполни­теля 1
2 Образы романсов и песен русских композиторов

1

 
3 Два музыкальных посвящения 1

 

4 Портрет в музыке и живописи 1

 

5 «Уноси моё сердце в звенящую даль..» 1

 

6 Музыкальный образ и мастер­ство исполни­теля 1

 

7 Обряды и обы­чаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1

 

8 Образы песен зарубежных композиторов. 1

 

9 Мир старинной песни 1

 

10 Народное искусство Древней Руси 1

 

11 Русская духовная музыка 1

 

12 В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» 1

 

13 Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина». Молитва 1

 

14 «Небесное и земное» в музыке С. Баха 1

 

15 Образы скорби и печали 1

 

16 «Фортуна правит миром...» 1

 

17 Авторская песня: прошлое и настоящее 1

 

18 Джаз — искусство XX века 1

 

  Мир образов камерной и симфонической музыки  

 

19 Вечные темы искусства и жизни 1

 

20 Могучее царство Ф. Шопена 1

 

21 Ночной пейзаж 1

 

22 Инструментальный концерт 1

 

23 Космический пейзаж 1

 

24-26 Образы симфонической музыки 3

 

27-28 Симфоническое развитие музыкальных образов 2

 

29 Программная увертюра Л. ван Бетховена «Эгмонт» 1

 

30-31 Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» 2

 

32-34 Мир музыкального театра.Образы киномузыки 3

1

итого   34
         

 

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 7 класс 34 часов

П/п

Разделы и темы

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

Кол-во часов

В том числе:

Контрольных работ

1 Классика и современность 1
2 В музыкальном театре. Опера

1

 
3 Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 1

 

4-5 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» 2

 

6 В музыкальном театре. Балет 1

 

7-8 Балет Б.И.Тищенко «Ярославна» 2

 

9 Героическая тема в русской музыке. 1

 

10-11 В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 2

 

12-13 Опера Ж. Визе «Кармен» 2

 

14 Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» 1

 

15 Сюжеты и образы духовной музыки 1

 

16 Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» 1

 

17 Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» 1

 

18 «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» 1

 

  Особенности драматургии камерной и симфонической музыки  

 

19 Музыкальная драматургия - развитие музыки 1

 

20 Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка 1

 

21 Камерная инструментальная, музыка: этюд 1

 

22 Транскрипция 1

 

23 Циклические формы инструментальной музыки 1

 

24-25 Соната 2

 

26-30 Симфоническая музыка 5

 

31 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси 1

 

32-33 Инструментальный концерт 2

 

34 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» 1

1

итого   34
         

 

 

           

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Дидактическое обеспечение    Методическое обеспечение

5 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5класс. (СD)   Музыка: программа. 5-7ассы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.  

6класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 6 л. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 класс М.: Просвещение, 2011.   Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.  

7класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 7кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7класс. М.: Просвещение, 2011. Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.  

Печатные пособия

1. Плакаты музыкальных инструментов.

2. Портреты композиторов.

3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

 

1. Карточки с признаками характера звучания.

2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Класс

 

п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля,
измерители

Элементы
дополни-
тельного
содержания

Домашнее
задание

Дата

план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Музыка и литература

1 Что роднит му- зыку с литера- турой 1 Вводный Что стало бы с музы- кой, если бы не было литературы? Во все времена музы- ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите- ратуры Знать: что роднит музыку с литературой; - о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение   Закрепление полученных знаний    
2-4 Вокальная му- зыка 3 Расширение и углубление знаний Песня - самый рас- пространенный жанр музыкально-литера- турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи- ли песню? Романс - лирическое стихотворение, поло- женное на музыку Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:называть основные жанры русских народ- ных песен; - определять значение песни в жизни общества; - отличать романс от песни, роль сопровож- дения в исполнении ро- манса и песни Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки Жанры ка- зачьих пе- сен: исто- рические, лирические, служивские, игровые, частые, об- рядовые Запись на- званий из- вестных на- родных пе- сен, люби- мых в семье    

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
5-6 Фольклор в му- зыке русских композиторов 2 Сообщение и усвоение новых знаний Связи музыки с лите- ратурой: произведения программной инстру- ментальной музыки и вокальные сочине- ния, созданные на ос- нове различных лите- ратурных источников Знать понятие про- граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело- дию, ритм, темп, дина- мику, лад Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение   Рисунок героя из на- родной сказ- ки «Кикимо- ра», запом- нившегося больше всего.    
7 Жанры инстру- ментальной и вокальной музыки 1 Расширение и углубление знаний Вокальная и инстру- ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра- зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола Знать понятия: вокаль- ная, инструментальная музыка. Уметь называть основ- ные жанры вокальной и инструментальной музыки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    
8-9 Вторая жизнь песни 2 Сообщение и усвоение новых знаний Широкое отражение народной песни в рус- ской профессиональ- ной музыке. Связи между композитор- ским и народным му- зыкальным искус- ством Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять свя- зи между композитор- ским и народным музы- кальным искусством Устный и письмен- ный контроль (за- полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин- струментах). Хо- ровое пение Использо- вание ка- зачьих на- родных пе- сен в творче- стве компо- зиторов Закрепить полученные знания    

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
10 «Всю жизнь мою несу роди- ну в душе...» 1 Расширение и углубление знаний Колокольный звон в музыке. Звучащие картины Знать значение коло- кольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родст- венные средства выра- зительности музыки и живописи Интонационно- образный анализ музыкального и художественно- го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме.   Подбор про- изведений, близких по настрое- нию музыке и картинам    
1l- 13 Писатели и по- эты о музыке и музыкантах 3 Расширение и углубление знаний Значимость музыки в творчестве писате- лей и поэтов; нацио- нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози- торов Знать: -что благодаря музыке появились многие про- изведения литературы; - основные события из жизни и творчества композиторов Хоровое пение. Беседа. Интонаци- онно-образное со- поставление музы- ки и литературных произведений        
14 Первое путеше- ствие в музы- кальный театр. Опера 1 Расширение и углубление знаний История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - ли- тературное произве- дение. Знать: -историю развития оперного искусства; - понятия: опера, либ- ретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при- меры к понятиям Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль        

 

15 Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко» 1 Расширение и углубление знаний Опера Н. А. Римского- Корсакова «Садко» Знать сюжет (либрет- то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази- тельности Интонационно- образный анализ фрагментов из оперы        
16 Второе путеше- ствие в музы- кальный театр. Балет 1 Расширение и углубление знаний История развития ба- летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале- та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Знать: -историю развития ба- летного искусства; - понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази- тельности Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из ба- лета        
17 Музыка в теат- ре, кино, на те- левидении 1 Сообщение и усвоение новых знаний Роль литературного сценария и зна


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.012 с.)