В основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска



(5 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа профилактического курса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования (АООП ООО) МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска».

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Переход из начальной школы в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У многих наблюдается: снижение показателей обученности; снижение интереса к учебе; напряженные отношения между собой; повышенная тревожность; непредсказуемые реакции; отстранение от взрослых. Признаки возникшей дезадаптации учащихся: усталый, утомленный вид ребенка; нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне; стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелание выполнять домашнее задание; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный ночной сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причины медленной адаптации:

1) разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять;

2) большой поток информации, незнакомые термины, слов; неумение пользоваться справочниками и словарями, а также отсутствие практики спрашивать о значении непонятных слов у взрослых;

3) чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание;

4) привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны взрослых, должны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

Адаптация является активным процессом, имеющим как позитивный исход – адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, так и негативный – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Ожидаемые результаты реализации программы:

– снижение уровня школьной тревожности;

– овладение способами взаимодействия со сверстниками;

– формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах;

– повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Качественные критерии оценки достижения планируемых результатов: эмоциональное благополучие каждого ребенка в классе; овладение обучающимися необходимыми коммуникативными навыками в общении с педагогами и старшеклассниками; достижение необходимого уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Количественные критерииоценки достижения планируемых результатов: уменьшение количества учащихся с высоким уровнем тревожности.

Методы и приёмы, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

 

Целью данной программы является: сохранение психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в основное звено, предупреждение школьной дезадаптации учащихся к новым условиям обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития;

2) развитие навыков уверенного поведения;

3) усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

4) ознакомление учащихся с разными формами коммуникации;

5) создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Планируемые результаты освоения профилактического курса

Рабочая программа обеспечивает достижение пятиклассниками определенных личностных и метапредметных результатов.

 

Планируемые личностные результаты

 

Компетенции Признаки сформированной компетенции
1 Способность проявлять активность в учебно-познавательной деятельности – Прилагает усилия для снижения уровня своей школьной тревожности; – Стремится к овладению способами взаимодействия со сверстниками; – Активно формирует представления о себе, о своих внутренних резервах
2 Способность учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике – Владеет способами установления взаимодействия со сверстниками; формирования представлений о себе, о своих внутренних резервах; – Владеет основными способами самопознания
3 Готовность к социальной активности, уважению закона и правопорядка, способность к соизмерению своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством – Считает внутригрупповое сплочение важным средством решения групповых задач; проявляет заинтересованность в его достижении; – Стремится к овладению способами взаимодействия со сверстниками
4 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей – Умеет активно участвовать в дискуссиях, сотрудничать при этом со сверстниками; – Считает внутригрупповое сплочение важным средством решения групповых задач; проявляет заинтересованность в его достижении; – Стремится к овладению способами взаимодействия со сверстниками – Умеет справляться со своими эмоциями – Адекватно оценивает свои возможности в стандартных ситуациях
5 Коммуникативная компетентность в общении и способность к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности – Знаком с разными формами коммуникации; – Работает в режиме взаимодействия; – Вступает в контакт с участниками образовательного процесса; – Взаимодействует с участниками учебной деятельности в процессе обучения; – Умеет активно участвовать в дискуссиях, сотрудничать при этом со сверстниками
6 Сформированная ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах – Умеет справляться со своими эмоциями; – Прилагает усилия для снижения уровня своей школьной тревожности; – Активно формирует представления о себе, о своих внутренних резервах; – Адекватно оценивает свои возможности в стандартных ситуациях; – Осознает свою уникальность

1.2 Планируемые метапредметные результаты:

Компетенции Признаки сформированной компетенции
1 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности – Умеет самостоятельно определять цели своего обучения в новой учебной ситуации (при освоении нового школьного предмета); – Умеет ставить и формулировать для себя новые задачи по освоению способов действия в новой школьной ситуации; – Умеет формировать представления о себе, о своих внутренних резервах в новой учебной ситуации (при освоении нового школьного предмета)
2 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение – Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с новым учителем; – Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками в новой учебной ситуации (при освоении нового школьного предмета);  – Умеет находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов при работе индивидуально и в группе; – Умеет формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение при работе в группе

 

Один из результатов реализации программы – повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Содержание коррекционного курса

Рабочая программа рассчитана на 14 часов в сентябре-ноябре (1 час в неделю).

 

Наименование тем

Всего часов

в том числе

Форма контроля

Теоретических Практи ческих
I этап Диагностический 1   1 Анкета для родителей пятиклассников Анкеты, тесты и проективные методики
II этап Информационно-практический   12 7 5 Протокол родительского собрания, протокол педсовета, рисунок несуществующего животного, анкета для пятиклассников, анкета «Вот я какой!», графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус», рефлексивные высказывания учащихся, рисунки учащихся, проективная методика «Дерево»
III этап Итоговый 1   1 Сравнительный анализ диагностических данных

ИТОГО

14 7 7  

 

Реализация программы проходит в три этапа:

Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Анкета для родителей пятиклассников Цели – знакомство с классным коллективом, с индивидуальными особенностями учеников; лучшее знакомство с родителями, возможность налаживания постоянного плодотворного контакта с ними, особенно в начале учебного года; преодоление трудностей в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.

Анкета для пятиклассников. Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).

Проективная методика «Несуществующее животное». Цель – диагностика личностных особенностей.

Анкета для учащихся «Вот я какой!».

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус». Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.

Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.

Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических Практических
I этап Диагностический 1   1 Анкета для родителей пятиклассников Тесты и проективные методики
II этап Информационно-практический        
1 Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы» 1 1   Протокол родительского собрания
2 Психологические занятия с обучающимися 10 5 5  
2.1 «Знакомство» 2 1 1  
2.1.1 «Давайте познакомимся!» 1 0,5 0,5 Рисунок несуществующего животного
2.1.2 «Что такое 5 класс?» 1 0,5 0,5 Анкета для пятиклассников
2.2 «Я в этом огромном мире…» 4 2 2  
2.2.1 «Какой я и чем я отличаюсь от других?» 1 _ 1 Анкета «Вот я какой!», графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»
2.2.2 «Мир информации» 1 1 _ Рефлексивные высказывания учащихся
2.2.3 «Я могу» 1 0,5 0,5 Рисунки учащихся
2.2.4 «Мир эмоций» 1 0,5 0,5 Рисунки учащихся
2.3 «Мы – единое целое!» 4 2 2  
2.3.1 «Наши классные уголки» 1 _ 1 Рисунки учащихся
2.3.2 «Понимаем ли мы друг друга?» 1 0,5 0,5 Рисунки учащихся
2.3.3 «Без друзей меня чуть-чуть» 1 1 _ Рефлексивные высказывания учащихся
2.3.4 «Мы и наш класс» 1 0,5 0,5 Проективная методика «Дерево»
3 Семинар для педагогов, работающих в 5-х классах 1 1    
III этап Итоговый 1   1 Сравнительный анализ диагностических данных

ИТОГО

14 7 7  

 

Для учащихся занятия проводятся в форме психологических часов. В программе используются такие методы как: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.

Занятия имеют определенную структуру. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Далее следует короткое, динамичное упражнение, задача которого создать благоприятную атмосферу. Затем идет работа по теме. Завершается занятие ритуалом прощания.

Работа с родителями проводится через родительское собрание, а с педагогами - через консультации и семинар.

Основное содержание

I раздел: «Знакомство» (2 часа)

Занятие 1. «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятиях.

1. Ритуал приветствия: Здравствуйте (дети начинают приветствие, держась за руки, на последнем слоге хлопают в ладоши).

2. Работа по теме.

Психолог сообщает учащимся о начале занятий психологией, спрашивает, известно ли им это слово, и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята говорят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Психолог подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть счастливым и рассказывает притчу о счастье.

Притча «Если хочешь быть счастливым, будь им».

Вопросы и задания по прочитанному:

• Почему счастье улетело прочь от человека?

• Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?

• Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными, а другие, наоборот, считают себя счастливыми?

Что такое счастье?

 Психолог подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие моменты в понимании счастья: получение радости от того, что ты живешь на Земле; твоя необходимость, полезность окружающим; хорошее здоровье.

«Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила. Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «Да-да-да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите «Нет-нет-нет» и топайте ногами.

· Внимательно слушать, когда говорят другие – «Да»

· Драться – «Нет»

· Уважать чужое мнение – «Да»

· Шуметь – «Нет»

· Шутить и улыбаться – «Да»

· Дуться и быть «букой» - «Нет»

· Говорить по одному – «Да»

· Перебивать говорящего – «Нет»

· Смотреть на того, к кому ты обращаешься – «Да»

· Смеяться над говорящим – «Нет»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.052 с.)