Россия и мир: основные тенденции развития на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и мир: основные тенденции развития на современном этапе



Концепция постиндустриальной цивилизации. Интернационализация экономики. Транснациональные компании. Процессы интеграции в Западной Европе. Интеграционные процессы в Азиатском и Тихоокеанском регионе. Мировые экономические центры: США, Западная Европа, Япония. «Новые индустриальные страны». Изменение роли Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в начале 1990-х гг. Создание новой исторической реальности в азиатском регионе. Суть новой роли Турции, Ирана, Афганистана в Центральноазиатском регионе.

Поворот в мировой политике в середине 1980-х гг. Концепция нового политического мышления и ее реализация на мировой арене. Достижения в области разоружения. Распад Восточного блока и объединение Германии.

Глобальные проблемы современности. Демографические проблемы. Проблема неравномерного развития регионов мира. Ресурсное истощение планеты и экология. Терроризм. Угроза термоядерной войны. На пороге XXI века: перспективы мирового развития.

Россия и современные интеграционные процессы. Россия и Европейский Союз: особенности сотрудничества на современном этапе. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Россия и интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Роль России в урегулировании современных международных конфликтов и конфликтов на постсоветском пространстве. Имидж современной России и ее место в мировом политическом процессе.

 

Темы эссе

· «Гласность» и раскрепощение общественного сознания.

· «Новое политическое мышление»: предпосылки, проявления, последствия.

· Исламский фундаментализм как мусульманский ответ на вызов меняющегося мира.

· Август 1991 г.: характер, последствия, уроки событий, версии и оценки.

· Конституция Российской Федерации 1993 г.

· Изменение геополитического положения России.

· Глобальные проблемы современности.

· Причины складывания имперской тенденции в современных международных отношениях и формы ее проявления.

· Имперские начала во внешней политике США: гегемония или лидерство.

· Проблема преодоления имперской тенденции и роль России.

· Энергетический диалог России и Европейского Союза.

· Россия и Болонский процесс.

· Россия – Европейский союз и проблемы постсоветского пространства.

· Имидж современной России.

· Роль России в урегулировании современных международных конфликтов.

 

Литература

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

2. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. – М., 2003.

3. История стран Европы и Америки в Новейшее время / под ред. М.В. Пономарева. – М.: Проспект, 2010.

4. Капустин Б.Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. – М., 1991.

5. Кастельс М. Информационная эпоха. – М., 1999.

6. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов. – М., 2006.

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2010.

8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 2005.

9. Семин В.П. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. – М., 2008.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоял смысл реформы политической системы в годы перестройки?

2. Охарактеризуйте цель политической реформы М.С. Горбачева и ее результаты.

3. Перечислите основные положения «нового политического мышления».

4. Почему произошел распад СССР и можно ли было его предотвратить?

5. Как изменилась политическая система России в первой половине
90-х годов ХХ века?

6. Чем был вызван конституционный кризис 1993 г.?

7. Каковы последствия либерализации цен?

8. Что такое чековая приватизация?

9. Эффективна ли рыночная экономика России? Насколько замыслы реформ соответствуют результатам?

10. Охарактеризуйте отношения России со странами НАТО и СНГ.

11. Что означает понятие «укрепление вертикали власти»?

12. Какие Национальные проекты осуществляются в Российской Федерации?

13. Дайте оценку событиям 8 августа 2008 года и их последствиям.

14. Каково содержание плана «Медведева-Саркози»?

15. Охарактеризовать глобальные проблемы современности.

 

Основные термины и понятия: исламский фундаментализм, глобализация, информационное общество, информационные войны.

 

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.

Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логично выстроить ответ на вопрос, информацию надо систематизировать и концептуализировать в соответствии со следующим порядком:

1. Хронология исторических событий.

2. Историография (различные научные точки зрения по вопросу).

3. Причины исторических событий (экономические, социальные, политические, духовные, влияние международной обстановки).

4. Ход исторических событий (систематизируя знания по тому или иному вопросу, надо выделить основные этапы (направления) в развитии исторических событий, а затем описать и объяснить их).

5. Итоги и следствие исторических событий.

6. Значение (определяя значение тех или иных исторических событий, надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).

При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание. В процессе этого конструирования вначале надо показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции). Например, государство – это основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) суверенитет; 6) налоги.

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера путем их формализации необходимо выполнять задания, связанные с построением таблиц тематического содержания типа «Русские князья IX–XIIIвв.», «Россия в Первой мировой войне», «Реформы 90-х гг. XX в. в России».

Решение познавательных задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности студентов и развитию логики исторического мышления. Выполнять такого рода задания надо в соответствии с определенными алгоритмами.

Проведение семинара с элементами дискуссии является одной из действенных форм аудиторных занятий на основе и индивидуального, и группового подходов. Именно дискуссия создает условия эффективного накопления теоретических и фактических знаний, поскольку студент выступает в роли активного участника обсуждаемых вопросов. Однако здесь решается и задача самостоятельной подготовки студентов, так как без базового знания исторических событий и явлений, подходов в исторической науке нет возможности участвовать в дискуссии. Студент приобретает ораторские навыки и возможность практически применять полученную информацию в теории.

Особое место в структуре семинарского занятия занимают эссе, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать историческую информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, продемонстрировать творческий подход к проблемам истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.01 с.)