В чем же специфика идеологии как определенного вида социального знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем же специфика идеологии как определенного вида социального знания.



Во-первых, идеология – это совокупность знаний, дающих картину общества, объясняющих социальные процессы, происходящие в нем, с точки зрения интересов определенных социальных групп данного общества. Поэтому в идеологии всегда содержится оценка описываемых социальных процессов. Идеология – это всегда оценочное, "заинтересованное", субъективное знание. Об этом свидетельствуют такие его компоненты, как ценностные ориентации, идеалы.

В этой связи значительный познавательный смысл приобретают употребляемые авторами метафоры: идеология – это призма, бинокль, через которые смотрят на мир представители конкретных социальных слоев, классов, чьи интересы выражает данная идеология. В идеологии всегда обосновывается необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Во-вторых, идеология в отличие от конкретных, частных наук об обществе (социологии, политологии, этики, эстетики, экономической теории) есть комплексная система знаний о нем, которая не содержится в целостном виде в каких-то отдельных книгах и сочинениях. Она как бы "вплавлена" в различные системы гуманитарного знания. В этой связи всегда возникает трудность нахождения информации, называемой "идеологией", которую необходимо распространять в обществе тем или иным субъектам политической деятельности, в каком-либо одном источнике.

Сл. Структура идеологии:

1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.

2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.

Уровни идеологии. Процесс внедрения идеологии в массовое политическое сознание всегда наталкивается на своеобразное сопротивление среды, т.е. массового сознания. В зависимости от степени близости идеологических систем к повседневной жизни можно выделить три их уровня: теоретико-концептуальный или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветительный), актуализированный (житейский).

Сл. Функции идеологии:

1. Легитимизационная. Оправдает власть или притязания на власть.

2. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

4. Когнитивная (познавательная). Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации.

5. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения.

6. Коммуникативная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

7. Конструктивная (прогностическая). Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

8. Социально-психологическая (компенсаторная). Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

Таким образом, современное научное определение понятия идеология:

Сл. Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Существует множество классификации идеологий. Остановимся на некоторых из них.

По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.

Охранительные идеологии обосновывают поддержание status quo, защищают существующую систему социальных отношений. Как правило, такие идеологии являются господствующими.

Контридеологии не приемлют того, что есть и требуют радикальных преобразований (прогрессивных или реакционных).

Реформистские идеологии включают в себя черты первых двух, т.е. обосновывают постепенные изменения, обновление общества через приспособление его к новым условиям жизни при сохранении фундаментальных ценностей.

По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские. Правые идеологии выступают за частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику. Левые идеологии отстаивают равенство, солидарность, обобществление собственности, использование государственных механизмов регулирования экономических отношений.

По содержанию, т.е. в зависимости от иерархии ценностей все существующие идеологии можно разделить на либеральные, консервативные и социалистические (например, марксизм и социал-демократизм), а также их модификации и различные сочетания.

 

1.3. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства.

Либерализм как идейно-политическое течение. Как отмечалось выше, основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси.

Однако идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Нам следует опираться на мировоззренческую основу трех общемировых Сл. идеологий:

либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;

консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.

Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства». Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, которые обычно формируются отдельными сообществами (государствами). К такому типу идеологии относится и идеология белорусского государства.

Термин «либерализм» происходит от лат. «liberalis» – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. К классикам либерализма относятся Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, и др. Многие представители современной западной политической науки также относят себя к либералам. Классическим изложением либеральных идей стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). В ходе идейного обоснования своих политических идеалов либералы XVII–XIХ вв. сделали объектом теоретического анализа такие понятия как «равенство», «право частной собственности», «универсальный закон», «естественное состояние», «общественный договор», «гражданское состояние» и др.

Общие ценности либерализма:

1. Свобода – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д. людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.

1. Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.

2. Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

3. Номократия – власть законов, а не людей.

4. Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.

5. Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.

6. Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

7. Прогрессизм, основанный на вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.

«Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека».

 Экономические кризисы и угроза развития революционного рабочего движения заставили либералов искать способы защиты индивидуальной свободы и прогресса не в ограничении функций государства, а в возложении на него дополнительных обязательств. В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Во времена Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта была опробована неолиберальная экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма.

Отличительные черты неолиберализма:

1. Отказ от невмешательства государства в экономику.

2. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона.

3. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции.

4. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

 Неолиберальные концептуальные наработки 1930-х гг. впервые прошли апробацию на западногерманской территории. Неолиберализм оказался востребован и на постсоциалистическом пространстве. Сначала большая часть государств сориентировалась на неоконсервативные инструментарии системной трансформации народнохозяйственного комплекса. Однако такая ориентация привела к резкому усилению социальной напряжённости и тамошние власть имущие взяли на вооружение неолиберальную в своей основе градуалистическую концепцию.

 Идеология консерватизма и неоконсерватизма. Термин «консерватизм», как и «либерализм» имеет иностранное происхождение. Во французском языке сonservatisme, а в латинском conservare означает охранять, сохранять. Что же охраняют и сохраняют консерваторы? «Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.». Из самого определения консерватизма вытекает, что он мог появиться там и тогда, где и когда либерализм переставал выполнять социальный заказ.Известно,например, что Великая Французская революция 1789 г. происходила под знаменем либеральных идей. В первые постреволюционные годы французские реалии никак не работали на либерализм. Альтернативу последнему весьма активно стал предлагать Э. Берк, к которому затем присоединились Ж. де Местор, Л. де Бональд. «На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политичес­кие ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изме­няться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом».

Общие установки консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.  

 Консерватизм не мог оставаться неизменным Ему было необходимо оперативно адекватно реагировать на рост притягательности либеральных и социалистических идей. Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. Неоконсерваторы первыми заявили о том, что жёсткая ориентация на теоретическое наследие Д. Кейнса, которая была характерна для Западной Европы до начала 1970-х гг., в посткризисный период была бы контрпродуктивной. Заимствуя всё больше идей у либералов и сохраняя при этом базовые ценности консерватизма, неоконсерваторы выработали эффективную линию в отношении протестных настроений молодёжи Старого Света, беспрецедентный размах которых стал ключевым источником социальной напряжённости в ряде стран.

Установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений». Либеральная и консервативная идеологии занимают в идейном спектре общества места соответственно в центре и правее от центра. Их ключевой конкурент среди идеологий, чьё место находится левее от центра, – социалистическая идеология.

 

Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма. Термин «социализм» происходит от французского «socialism», латинского «socials», что означает общественный. Социалистическое направление политической мысли возникло как утопия, обоснование идеала общества, организованного на принципах коллективной собственности. Именно на этот идеал ориентировались ранние идеологи социализма – Роберт Оуэн (1771-1858) и Шарль Фурье (1772-1837). Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Основные направления социалистической идеологии:

Ортодоксальный марксизм (государственный социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.

Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.

Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.

Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США.

Другие направления: ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных социализмов.

Основные принципы социалистических идеологий

1. Оптимистический взгляд на природу человека. Все человеческие пороки коренятся в общественной несправедливости.

2. Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.

3. Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов над частными.

4. Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также экономическим и социальным.

5. Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.

6. Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом общественного устройства выступает не просто демократия, а научно организованное управление обществом.

7. Прогрессизм. Проблемы капитализма могут быть разрешены не путем воссоздания прошлого опыта, а путем разработки и реализации определенных проектов будущего.

Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики.

Марксизм – основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

- диалектический материализм;

- теорию общественных формаций;

- обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

- теорию классов и классовой борьбы;

- теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

Принципиально важно отметить, что наследие Маркса являлось одним из источников формирования не только ленинской версии социализма, но и социал-демократической идеологии. 

Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма.

Отличительные черты социал-демократизма:

Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.

Гибкость идеологических компонентов, дробление задач.

Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.

Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.051 с.)