Якорная площадь – сердце Кронштадта (19.11.2018) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Якорная площадь – сердце Кронштадта (19.11.2018)



Якорная площадь – сердце Кронштадта (19.11.2018)

I. Самая красивая площадь Кронштадта с поэтическим названием «Якорная» является географическим центром города. Если встать на нижнюю ступень лестницы, ведущей к главному алтарю Морского Никольского собора, то слева будет северный берег острова Котлин, а справа - южный. В этом месте расстояние от одного берега до другого - 1200 метров. Никольский собор находится как раз посередине между северными и южными берегами острова.

На площадь можно пройти с северной стороны от улицы Советской (бывшей Большой Екатерининской) через мостик Обводного канала. А с южной стороны мы попадаем на площадь с улицы Красной (бывшая Немецкая), пройдя Макаровский мост, переброшенный через Доковый овраг. На Якорную площадь можно подойти и со стороны улицы Коммунистической, минуя доковый мост и выйти к стене из красного кирпича, называемой «Аллея Славы», отделяющей военный порт от Якорной площади.

 

         Если посмотреть на площадь с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, как удачно вписывается архитектура разных эпох на небольшой площади морского города. Здесь соседствуют сооружения 18, 19, 20 веков и современные постройками 21 века.

    Во многих справочниках местоположение Якорной площади определяется кратко: «находится в центре восточной части острова Котлин между Доковым оврагом и Северной частью Обводного канала».

История появления Якорной площади  в городе-крепости очень необычна. Строительные работы на острове Котлин начались осенью 1703 года, когда Пётр 1 прибыл со своими солдатами. Его воины стали первыми жителями, строителями и защитниками       морской крепости.

        Царь Пётр, как дальновидный политик сразу понял, что этот небольшой островок, находящийся в центре Финского залива, можно превратить в крепость, способную защитить устье реки Невы от нападения противника с моря. Финский залив мелководен и коварен. В древности в этих местах путешественники и рыбаки ходили на судах с низкой осадкой, опасаясь сесть на мель.

К 18 маю 1704 года завершили работы по строительству первого  форта Кроншлот в 800 м. от южного берега острова Котлин. На берегу поставлены батареи, которые вместе с фортом перекрыли южный фарватер. Теперь Россия контролировала судоходство - древнего торгового из варяг в

греки». (См. карту «О. Котлин. 1706 год»)

 

       Карта о. Котлин в 1706 год. Путь из варяг в греки мимо о. Котлин к устью р. Невы

Форт Кроншлот

В это же время солдаты Петра укрепляли северо-западную часть о. Котлин. Из земли, брёвен и камня вдоль фарватера на северном берегу возводили крепостной вал. Здесь на случай появления шведского десанта установили батареи, выдвинутые на ряжах прямо в море. Гарнизон острова достойно встретил шведскую эскадру в  мае- июне 1704 года. Летом 14 июля 1705 на Котлинской косе был уничтожен шведский десант. Все дальнейшие попытки Швеции вернуть остров Котлин потерпели крах. Теперь Европа должна была считаться с тем, что Россия стала в ряд сильнейших морских держав мира.

Шведский флот был самым сильным на Балтике. Пётр приступил к строительству корабельных верфей, чтобы создать свой отечественный флот. В 1712 году адмирал Крюйс привёл на Кронштадтский рейд 22 вымпела новых судов, построенных в Лодейном поле. Остров Котлин стал родиной Балтийского флота.

С 1705 г. и в последующем двадцатилетии остров Котлин полностью превратился в строительную площадку. Строились казармы, доки, пристани. Ремонтировались корабли. Расчищались площади острова от леса, прорубались просеки для будущих улиц и площадей. Территория современной Якорной площади в те годы была центром строительных работ. Здесь возводились офицерские флигеля, здания для служилых людей, провиантские склады для хранения продуктов и имущества. Здесь заложены первые кирпичные корпуса будущего Адмиралтейства, растянувшегося вдоль восточной части острова  в длину на 2,5 км и в ширину на 1 км.

После смерти Петра 1 работы на острове Котлин сначала замедлились, а затем и вовсе приостановились. Лишь в конце 18 века, в связи с угрозой войны с Англией, Францией и Германией, Россия вновь приступила к работам по укреплению Кронштадтской крепости и всей системы фортификационных сооружений, которые нуждались в модернизации.

Аллея Адмиралов

 

27 июля 2019 года в преддверии Дня Военно-Морского Флота, в Кронштадте состоялась торжественная церемония открытия историко-культурного комплекса морской славы России – «Аллея Адмиралов».

За пять месяцев 2019 года была создана уникальная аллея знаменитых, известных всему миру флотоводцев. В архитектурно-патриотической композиции представлены 25 монументальных образов видных адмиралов, связанных судьбой с Военно-Морским Флотом России. Благодаря  верной службе  моряков наша страна стала великой морской державой.

Впервые в истории Вооружённых Сил РФ в одном месте представлены скульптурные портреты выдающихся морских флотоводцев и военачальников, государственных деятелей, учёных, кораблестроителей всех эпох, внёсших неоценимый вклад в развитие флота.

Исторический яблоневый сад

Яблоневый сад существовал с 1806 года, насчитывал около 300 деревьев. Ныне восстановлено более двухсот деревьев. Весной 2019 года деревья расцвели, превратив некогда заброшенную территорию бывшего военного порта, а ныне, весной 2019 года, обновлённого комплекса восстановленных сооружений Адмиралтейства в очаровательную  сказку. Летом можно было любоваться не только восстановленной планировкой территории Адмиралтейства, его аллеями и зданиями, но и яблоневыми деревьями, которые  в благодарность людям подарили чудные яблоки

5. Главные ворота Адмиралтейства.

Совместными усилиями был восстановлен первоначальный облик главных ворот Адмиралтейства. Прекрасные и величественные стальные ворота покрашены в черный цвет и увенчаны государственной символикой и  символикой Военно-Морского Флота России. Створы ворот украшены вензелями Петра I.

 По черному полю выложен богатый узор из позолоченных деталей. В верхней части имеется начертанная золотом надпись: «Адмиралтейство Императора Петра I». Чёрный и золотой – Императорские цвета!

Сравните снимок начала ХХ века и ворота после реставрации

Это - главные ворота Кронштадтского адмиралтейства Петра Великого1904 года. Два якоря, двуглавый орёл и Андреевский флаг – символы ВМФ завершают композицию ворот Адмиралтейства. Над воротами закреплены флагшток с Андреевским флагом, герб в виде золочёного двуглавого орла и два якоря на кирпичных столбах.

***

По бокам ворот были вкопаны в качестве ограждения два морских орудия. За воротами начиналась дорога, вымощенная брусчаткой    и ведущая к складам Адмиралтейства.

6. Историческая площадьАдмиралтейства

 

К июню 2019 года историческая площадь  восстановлена, в центре на постаменте возвышается бюст Петра Великого. К нему с двух сторон примыкает яблоневый сад.

  Комплекс Адмиралтейства причислен к объектам культурного наследия страны. Он занимает 20 % исторического центра Кронштадта.  И здесь уже несколько лет   по государственному плану восстанавливаются исторические объекты: ремонтные мастерские, провиантские склады, доковый канал, часовня.

В настоящее время территория Адмиралтейства ещё обустраивается, но жители Кронштадта и гости города уже могут видеть результаты титанического труда, вложенные энтузиастами в восстановление уникального памятника истории и культуры трёх столетий. Будущий парк «Патриот» в перспективе прекрасное место отдыха и развлечений для  детей и взрослых.

 

 

Чугунная мостовая

 Вдоль «Стены Славы» лежит чугунная мостовая, протяжённостью около 200 метров! Уникальная кольцевая чугунная мостовая на Якорной площади в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года, когда все 15 000 чугунных шашек вернулись на своё историческое место.

         Как же она появилась и благодаря кому? В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала В.П. Лебедева и, вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезённым им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.

            В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживлённым движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.

   Как доказывал Н. П. Эйлер: «по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень тогда обошлась в 40 тысяч рублей серебром), она благодаря своей прочности самая выгодная. В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской улицы, в 1863 году - вдоль Большой Екатерининской улицы, в 1864 году - от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом Адмиралтействе.

   Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии".

                 

Служила эта дорога без всякого ремонта целых 80 лет.  В сентябре 1941 года из Москвы пришёл приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадтскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна.

При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению.

Таким образом, до наших дней дошли только два небольших фрагмента этой мостовой на Пеньковом мосту и вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.

Во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадтская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века.

Это единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В музее истории Кронштадта и в музее 422 школы можно увидеть подлинные шашки чугунной мостовой, которые передали в дар при реставрации Якорной площади.

 

 

Музей истории Кронштадта

Двухэтажное здание музея расположено по адресу: Якорная площадь, дом 2, литер «а», примыкает к южной стенке Обводного канала Морского (фото музея)

В музее можно узнать о строительстве фортов, городских зданий, историю основания города и названия острова Котлин, о путешествиях русского мореплавателя, адмирала Ф. Беллинсгаузена, увидеть блокадную комнату, макет Андреевского собора, в котором служил отец Иоанн Кронштадтский, модели кораблей и много других исторических реликвий.

 

 

Якорная площадь – сердце Кронштадта (19.11.2018)

I. Самая красивая площадь Кронштадта с поэтическим названием «Якорная» является географическим центром города. Если встать на нижнюю ступень лестницы, ведущей к главному алтарю Морского Никольского собора, то слева будет северный берег острова Котлин, а справа - южный. В этом месте расстояние от одного берега до другого - 1200 метров. Никольский собор находится как раз посередине между северными и южными берегами острова.

На площадь можно пройти с северной стороны от улицы Советской (бывшей Большой Екатерининской) через мостик Обводного канала. А с южной стороны мы попадаем на площадь с улицы Красной (бывшая Немецкая), пройдя Макаровский мост, переброшенный через Доковый овраг. На Якорную площадь можно подойти и со стороны улицы Коммунистической, минуя доковый мост и выйти к стене из красного кирпича, называемой «Аллея Славы», отделяющей военный порт от Якорной площади.

 

         Если посмотреть на площадь с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, как удачно вписывается архитектура разных эпох на небольшой площади морского города. Здесь соседствуют сооружения 18, 19, 20 веков и современные постройками 21 века.

    Во многих справочниках местоположение Якорной площади определяется кратко: «находится в центре восточной части острова Котлин между Доковым оврагом и Северной частью Обводного канала».

История появления Якорной площади  в городе-крепости очень необычна. Строительные работы на острове Котлин начались осенью 1703 года, когда Пётр 1 прибыл со своими солдатами. Его воины стали первыми жителями, строителями и защитниками       морской крепости.

        Царь Пётр, как дальновидный политик сразу понял, что этот небольшой островок, находящийся в центре Финского залива, можно превратить в крепость, способную защитить устье реки Невы от нападения противника с моря. Финский залив мелководен и коварен. В древности в этих местах путешественники и рыбаки ходили на судах с низкой осадкой, опасаясь сесть на мель.

К 18 маю 1704 года завершили работы по строительству первого  форта Кроншлот в 800 м. от южного берега острова Котлин. На берегу поставлены батареи, которые вместе с фортом перекрыли южный фарватер. Теперь Россия контролировала судоходство - древнего торгового из варяг в

греки». (См. карту «О. Котлин. 1706 год»)

 

       Карта о. Котлин в 1706 год. Путь из варяг в греки мимо о. Котлин к устью р. Невы

Форт Кроншлот

В это же время солдаты Петра укрепляли северо-западную часть о. Котлин. Из земли, брёвен и камня вдоль фарватера на северном берегу возводили крепостной вал. Здесь на случай появления шведского десанта установили батареи, выдвинутые на ряжах прямо в море. Гарнизон острова достойно встретил шведскую эскадру в  мае- июне 1704 года. Летом 14 июля 1705 на Котлинской косе был уничтожен шведский десант. Все дальнейшие попытки Швеции вернуть остров Котлин потерпели крах. Теперь Европа должна была считаться с тем, что Россия стала в ряд сильнейших морских держав мира.

Шведский флот был самым сильным на Балтике. Пётр приступил к строительству корабельных верфей, чтобы создать свой отечественный флот. В 1712 году адмирал Крюйс привёл на Кронштадтский рейд 22 вымпела новых судов, построенных в Лодейном поле. Остров Котлин стал родиной Балтийского флота.

С 1705 г. и в последующем двадцатилетии остров Котлин полностью превратился в строительную площадку. Строились казармы, доки, пристани. Ремонтировались корабли. Расчищались площади острова от леса, прорубались просеки для будущих улиц и площадей. Территория современной Якорной площади в те годы была центром строительных работ. Здесь возводились офицерские флигеля, здания для служилых людей, провиантские склады для хранения продуктов и имущества. Здесь заложены первые кирпичные корпуса будущего Адмиралтейства, растянувшегося вдоль восточной части острова  в длину на 2,5 км и в ширину на 1 км.

После смерти Петра 1 работы на острове Котлин сначала замедлились, а затем и вовсе приостановились. Лишь в конце 18 века, в связи с угрозой войны с Англией, Францией и Германией, Россия вновь приступила к работам по укреплению Кронштадтской крепости и всей системы фортификационных сооружений, которые нуждались в модернизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.038 с.)