Модульный урок по химии в 9 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модульный урок по химии в 9 классе



Модульный урок по химии в 9 классе

По теме «Простые вещества – неметаллы»


УЭ –

учебный элемент;

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ -0

 

Интегрирующая дидактическая цель модуля:

1. рассмотреть положение неметаллов в системе элементов Д.И. Менделеева;

2. познакомить с основными физическими свойствами неметаллов, выяснить, чем они обусловлены;

3. выяснить, чем атомы неметаллов отличаются от атомов металлов;

4. познакомиться с получением и применением неметаллов;

5. развить учебные навыки работы с текстом, с химическими веществами и оборудованием; развить творческие способности школьников и желание продолжить самостоятельную работу; формировать универсальные учебные действия: наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы.

6. обучать учащихся самостоятельности при получении знаний; выработке собственного мнения; умения работать в парах, быть внимательным к себе и к окружающим.

7. профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

8.

УЭ -1

Оргмомент.

 

Добрый день, мои юные исследователи! Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я немного волнуюсь: всё ли из задуманного мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Итак, начинаем…

Послушайте притчу:

«Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга – слон». Умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня вы показали, насколько вы мудры. Я думаю, что никому не хочется оказаться на месте волшебника.

Определение темы и целей урока:

Вы, наверное, уже обратили внимание, что на столах присутствует коллекция веществ.

 

- Посмотрите на коллекцию и определите – что это? (Неметаллы)

 

- Почему вы так решили? (перечисляют физические свойства)

- Какую же тему мы сегодня начнем изучать?

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о неметаллах.

- А зачем нужно и важно изучать неметаллы?

- Что называется неметаллом?

- А что вы уже знаете о неметаллах из курса 8 класса?

- Зачем же мы опять изучаем неметаллы?

(углубление и расширение знаний).

 

Обратите внимание на цель нашего урока.

- Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

Запишите число и тему урока «Простые вещества – неметаллы».

Это первый урок по неметаллам.

 

Номенклатура для подготовки к ГИА:

неметаллы,

химическая связь, ковалентная связь, окислитель, восстановитель,

группа, период,

физические свойства, простые вещества,

Откройте словари Даля или Ожегова, найдите определение «неметаллы».

УЭ- 2

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

Внимание!

Проблема! Объясните, чем отличаются атомы неметаллов от атомов металлов.

(Атомы металлов имеют большой радиус - атомы неметаллов имеют малый радиус.

Атомы металлов имеют мало электронов на внешнем уровне - атомы неметаллов имеют много электронов на внешнем уровне.

Атомы металлов легко отдают электроны с внешнего уровня - атомы неметаллов легко принимают недостающие электроны на внешний уровень.

Металлы - хорошие восстановители. Неметаллы - хорошие окислители).

Проверка!

 

Физминутка

- А теперь пришло время поиграть. Встаньте ровно. Выпрямите спины. Внимательно смотрите на экран. На нем будут появляться знаки химических элементов. Если знак на экране – металл, вы должны поднять руки вверх и хлопнуть в ладоши. Если на экране – неметалл, вы должны потопать ногами. Внимание на экран!

Самоконтроль.

Уровень 1.

1. У какого элемента IV группы главной подгруппы углерода или азота ярче выражены неметаллические свойства.

2. Простое вещество – неметалл у элемента:

1) Au 2) Mg 3) C 4) Ag

Уровень 2.

1. Электронная формула 1s22s22p63s2p3

1) Fe 2) N 3) P 4) Cr.

2. Наибольшими неметаллическими свойствами обладает атом с электронной формулой:

1) 1s22s22p6 3s2p2 2) 1s22s22p63s2p4

3) 1s22s22p63s2p3 4) 1s22s22p63s2p5

3. Наиболее электроотрицательный неметалл

1) S 2) H 3) F 4) O

Уровень 3

1. В каком ряду ослабевают неметаллические свойства.

1) S – P – Si 2) O – S – Se

3) B - C – N 4) Si – P - S

2. Из предложенного перечня веществ определите атомы каких элементов имеют на внешнем ЭУ 4 электрона: натрий, калий, кремний, магний, углерод.

3. Длина ковалентной связи наибольшая:

1. H2Te 2) H2O 3) H2Se 4) H2S

 

 

Работа в рабочих листах.

 

Взаимопроверка, смотрите ответы на экране.

 

 

Откройте ПСХЭМ

(форзац учебника)

 

Работа в рабочих листах.

 

Работа с текстом,

заполнение схемы

 

 

УЭ- 3

Изучение свойств металлов.

 

 

Цель: познакомить с основными физическими свойствами неметаллов, выяснить, чем они обусловлены;

1. Твердость – Агрегатное состояние:

o газообразное(H2, O2, Cl2,F2, O3)

o твердое (Р, С)

o жидкое (Br2)

2. - Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе.

- Ковкость у неметаллов отсутствует

3. - Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском.

- Блеска у неметаллов нет

4. - Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью.

- Из неметаллов лишь некоторые обладают электропроводимостью (только графит и черный Фосфор.) и теплопроводимостью(графит)

5. Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый.

УЭ – 4

Лабораторная работа.

Цель: изучить способ получения кислорода и водорода в лаборатории, выяснить как можно обнаружить эти газы.

Оборудование: штатив большой, изогнутая стеклянная трубка с пробкой, кусочек ваты, лучинка,, спиртовка, спички, стакан с водой.

Реактивы:, KMnO4 –соль кристаллическая, соляная кислота, цинк, пероксид водорода, оксид марганца(IV)

Опыт1. Получение водорода.

Порядок действий: в пробирку поместите 1–2 гранулы цинка, прилейте около 3 мл раствора соляной кислоты; накройте пробирку воронкой широкой частью вниз, на носик воронки наденьте чистую пробирку. Подожгите спиртовку. Поднесите пробирку с полученным водородом к пламени спиртовки для обнаружения водорода. Запишите уравнение реакции получения водорода и наблюдения в тетрадь:

Zn + HCl = ………………………….

Наблюдения: 1) при взаимодействии цинка с соляной кислотой (HCl)появились пузырьки газа это ……………………….

2)при поднесении пробирки с водородом к спиртовке появился свистящий звук следовательно там был …… (какой чистый или не чистый водород) ……………………,

если звук «п-х-х» …………… (какой чистый или не чистый водород) ……………,

3) водород … (какой легче или тяжелее воздуха) ………………………………, поэтому его собираем в перевёрнутую пробирку.

 

Работа с текстом, составление опорного конспекта.

 

Проведите лабораторный опыт, составьте уравнения реакций, выводы запишите в тетради

 

УЭ – 5

Применение неметаллов

Цель: рассмотреть основные области применения неметаллов.

Поскольку свойства неметаллов чрезвычайно разнообразны, эти вещества находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.

 

Таблица. Применение неметаллов.

 

Такие неметаллы, как сера S, азот N2, фосфор P и хлор Cl2 используются в качестве сырья для

получения кислот и другой продукции.

Сера S используется в качестве сырья в производстве резин.

Сажа C служит пигментом в производстве лаков и красок, а также пигментом и наполнителем в производстве пластмасс и резин.

Транспорт

Водород H2 используется в качестве топлива.Важно, что продукт сгорания этого топлива не загрязняет среду.

Сельское хозяйство

Сера S используется как эффективное средство борьбы с вредителями и болезнями растений.

Медицина

Кислород O2 применяют в тех случаях, когда у больного затруднено дыхание.

Активированный уголь C есть почти в каждой домашней аптечке. Точно так же, как иодная тинктура — спиртовой раствор иода I2.Мази, в состав которых входит сера S, используются при лечении кожных заболеваний.

Жидкий азот N2 используют не только для хранения биологического материала, но и в косметической медицине.

Подготовка воды

Для дезинфекции воды используют хлор Cl2 и озон O3.

Получение высоких температур

В металлургии и металлообработке для того, чтобы, сжигая горючее вещество, создать среду с высокой температурой, используют кислород O2.

Пиротехника

В производстве спичек и другой пиротехнической продукции используют серу S, фосфор P и уголь C.

Пищевая промышленность

Для продления срока годности

пищевых продуктов и для

создания инертной атмосферы в упаковку закачивается азот N2.

 

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____

2) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____
В группах неметаллические свойства элементов ____

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?

4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.

6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

H2+S=H2S
S —

2SO2 + O2 → 2SO3
S —

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно____.

• 4 • 5 • 6 • 7

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы

• серы • фосфора • кремния • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

· 2, 1

· 2, 8, 2

· 2, 8, 7

Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной.

УЭ – 7

Контроль

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____

2) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____
В группах неметаллические свойства элементов ____

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?

4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.

6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

H2+S=H2S
S —

2SO2 + O2 → 2SO3
S —

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно____.

• 4 • 5 • 6 • 7

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы

• серы • фосфора • кремния • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

· 2, 1

· 2, 8, 2

· 2, 8, 7

Задачи.

1. Вычислите объем воздуха, который потребуется для сжигания 20 м3 сероводорода, если продуктами реакции являются вода и оксид серы (IV). Вычислите массу этого воздуха.

Дано: Решение

V(Н2S) = 20м3 20 м3 х м3

Найти: V(воздуха) 2Н2S + 3O2 = SO2 + H2O

m(воздуха) 2 моль 3 моль

V(О2) = 20·3/2 = 30 м3

т.к в воздухе всего 32% О2, то

V(воздуха) = 30·100/21 = 142, 86 м3

m(воздуха) = V/Vm·M =

142,86/22,4·29 = 184,29 г

Ответ: для сжигания 20 м3сероводорода потребуется 142,86 м3 воздуха, m(воздуха) = 184,29 г

 

2. Определите состав смеси азота и водорода, имеющий плотность по водороду 4,25.

Дано: Решение

DH2 = 4,25 Пусть Vсмеси = 22,4 л (n = 1 моль)

Найти: φ(N2) n (N2) = х, n (Н2) = у, тогда

φ(H2) m(N2) = 28х, г m(Н2) = 2у г,

m(Н2) = 22,4· 2/22,4 = 2 г →

DH2 = (28х + 2у)/2 = 4,25.

х + у = 1

(28х + 2у)/2 = 4,25

х = 0,25

у = 0,75

φ(N2) = 0,25/ 1 = 0,25 или 25%

φ(H2) = 0,75/1 = 0,75 или 75%

Ответ: состав смеси азота и водорода 25% и 75%

 

3. Вычислите объём водорода, который потребуется для восстановления 928 кг оксида вольфрама(VI), содержащего 25% примесей.

Дано: Решение

m(WO3) = 928 кг W(WO3) = 100-25=75%,

W(прим) = 25% m(WO3)чист = 928·75%/100%=696 кг.

Найти: V(Н2) WO3 + 3H2 = W + 3H2O

232 184

По реакции составляем пропорцию:

232 г WO3 восст-ся 3 х 22,4 л=67,2 л Н2

696000 г WO3 восстанавливаются Х л Н2.

Находим Х: Х=67,2 л * 696000 г/232 г

=201600 л = 201,6 м3

Составляем вторую пропорцию для

нахождения массы образовавшегося

металла:

232 г WO3 образуется 184 г W

696000 г WO3 образуется Y г W

Находим Y: Y=184 г * 696000 г/232 г

= 552000 г = 552 кг

Ответ: Для восстановления 928 кг оксида вольфрама (VI), содержащего 25% примесей, необходимо 201600 л (201,6 м3) водорода. При этом образуется 552000 г (552 кг) металла.

 

4. Для синтеза хлороводорода взяли 200 л водорода и 250 л хлора. Какие газы и в каком объеме останутся в сосуде после реакции?

Дано: Решение

V(Н2) = 200л H2+Cl2=2HCl

V(Cl2) = 250л n(Cl2)=200:22.4=8.9моль
n(H2)=250:22.4=11.1моль

Найти: V(газов) соотношение 1:1,значит H2 в

избытке

11.1-8.9=2.2мольH2 избыток
V=22.4*2.2=49.28 л H2 избыток
соотношение Cl2 к HCl как 1:2
значит

n(Cl2)=2n(HCl)=8.9*2=17.8 моль
V=22.4*17.8=399.72 л

Ответ: в сосуде после реакции останется водород в объёме 49,28 л.

5. Французский химик К. Шееле получил хлор по реакции оксида марганца (IV) с соляной кислотой. В результате этой реакции образуется так же хлорид марганца(II) и вода. Составьте уравнение реакции, рассчитайте массу оксида марганца(IV) и количество хлороводорода, необходимых для получения 100 л хлора, если выход составляет 95% от теоретически возможного.

Дано: Решение

η= 95% х,г 105,26

n(Cl2) = 100л MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

Найти: m(MnO2) 1моль 1моль

m(HCl) 87г/моль 22,4л/моль

Vтеор = V(Cl2)/η= 100/ 0.95 = 105.26 л

n(НCl) = 4·n(Cl2) = 4·105,26/22,4 = 18,8

Из 87 г MnO2 образуется 22.4 л Cl2

Из х г MnO2 образуется 105,26 л Cl2

Х = 408,82 г

 

Ответ: масса оксида марганца(IV) необходимых для получения 100 л хлора равна 408,82 г. Количество хлороводорода, необходимых для получения 100 л хлора равно18.8 моль

УЭ -0

Интегрирующая дидактическая цель модуля:

1. рассмотреть положение неметаллов в системе элементов Д.И. Менделеева;

познакомить с основными физическими свойствами неметаллов, выяснить, чем они обусловлены;

2. выяснить, чем атомы неметаллов отличаются от атомов металлов;

3. познакомиться с получением и применением неметаллов;

4. развить учебные навыки работы с текстом, с химическими веществами и оборудованием;

5. обучать учащихся самостоятельности при получении знаний; выработке собственного мнения; умения работать в парах, быть внимательным к себе и к окружающим.профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

 

УЭ -1

- Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

  Задание: Запишите число и тему урока «Простые вещества – неметаллы».

Это первый урок по неметаллам.

 

УЭ- 2

УЭ- 3

 Сравнение физических свойств металлов и неметаллов.

Цель: познакомить с основными физическими свойствами неметаллов, выяснить, чем они обусловлены;

В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств.

 

  Задание. Пользуясь учебником, заполни таблицу.

   Металлы  Неметаллы
1. Агрегатное состояние    
2.  Пластичность    
3.  Металлический блеск    
4.  Теплопроводность    
5. Электропроводность    
6. Цвет    

 

- Чем определяются физические свойства неметаллов?

- Во что превратятся атомы неметаллов, отдавшие или принявшие электроны?

- Чем являются неметаллы: окислителями или восстановителями?

 

УЭ – 4

Опыт1. Получение водорода.

Порядок действий: в пробирку поместите 1–2 гранулы цинка, прилейте около 3 мл раствора соляной кислоты; накройте пробирку воронкой широкой частью вниз, на носик воронки наденьте чистую пробирку. Подожгите спиртовку. Поднесите пробирку с полученным водородом к пламени спиртовки для обнаружения водорода. Запишите уравнение реакции получения водорода и наблюдения в тетрадь:

Zn + HCl = ………………………….

Наблюдения: 1) при взаимодействии цинка с соляной кислотой (HCl)появились пузырьки газа это ……………………….

2)при поднесении пробирки с водородом к спиртовке появился свистящий звук следовательно там был …… (какой чистый или не чистый водород) ……………………,

если звук «п-х-х» …………… (какой чистый или не чистый водород) ……………,

3) водород … (какой легче или тяжелее воздуха) ………………………………, поэтому его собираем в перевёрнутую пробирку.

 

УЭ – 5

Применение неметаллов

Цель: рассмотреть основные области применения неметаллов.

Поскольку свойства неметаллов чрезвычайно разнообразны, эти вещества находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.

Таблица. Применение неметаллов.

Пользуясь учебником и доп. материалом запишите опорный конспект.

 

УЭ – 7

Контроль

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____

2) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____
В группах неметаллические свойства элементов ____

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?

4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.

6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

А) H2+S=H2S Б)2SO2 + O2 → 2SO3

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно____.

• 4 • 5 • 6 • 7

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы

• серы • фосфора • кремния • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

 2, 1                                              2, 8, 2                                                                 2, 8, 7

 

Задачи.

6. Вычислите объем воздуха, который потребуется для сжигания 50 м3 сероводорода, если продуктами реакции являются вода и оксид серы (IV). Вычислите массу этого воздуха.

 

7. Определите состав смеси азота и водорода, имеющий плотность по водороду 4,25.

 

4. Вычислите объём водорода, который потребуется для восстановления 1000 кг оксида вольфрама(VI), содержащего 25% примесей.

5. Для синтеза хлороводорода взяли 100 л водорода и 150 л хлора. Какие газы и в каком объеме останутся в сосуде после реакции?

6. Французский химик К. Шееле получил хлор по реакции оксида марганца (IV) с соляной кислотой. В результате этой реакции образуется так же хлорид марганца(II) и вода. Составьте уравнение реакции, рассчитайте массу оксида марганца(IV) и количество хлороводорода, необходимых для получения 100 л хлора, если выход составляет 95% от теоретически возможного.

 

Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной

 

Модульный урок по химии в 9 классе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.139 с.)