Лекция. Мастерство публичной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Мастерство публичной речи



Лекция. Мастерство публичной речи

Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке: речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная.

Типы ораторов: «эмоционально-воодушевленный», «эрудит», оратор «здравого смысла», «оратор коллективного мышления» и др. Типы аудитории: однородная и разнородная, большая и малая, подготовленная и неподготовленная, позитивно настроенная и негативно настроенная, индифферентная и др.

Образ ритора как система свойств личности. Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность, артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность, увлеченность.

Подготовка к публичному выступлению. Определение темы выступления. Формулировка цели. Подбор и изучение материала (литературы, фактов, статистических данных и т.д.). Выработка собственной позиции. Составление плана выступления. Написание текста с учетом «социального портрета» аудитории и специфики устной формы речи. Составление конспекта или тезисов. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Поведение оратора во время выступления. Внешний облик оратора. Установление контакта с аудиторией. Варьирование структуры выступления («частей речи») в зависимости от темы, цели выступления и характера аудитории. Искусство удерживать внимание слушателей. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении. Нравственный долг оратора.

 

Понятие публичной речи

Публичная речь (ораторская) – это речь, которая произносится перед публикой с целью изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.

Роды красноречия

 1. Социально-политическое Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи.
2. Академическое Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
3. Судебное Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
4. Социально-бытовое Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
5. Духовное (церковно-богословское) Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Типы ораторов

Всех ораторов можно разделить на две большие группы:

1) Эмоционально-воодушевленные

2) Рационально-бесстрастные.

Вторая группа ораторов распадается еще на группы:

2.1) «Мыслящие вслух»

2.2) Сообщающие готовые истины, причем эти истины бывают двух родов: а) научные сведения и б) житейские истины – доводы «здравого смысла». Поэтому можно еще говорить об ораторах:

2.2.1) Научно-обоснованных (эрудитах) и

2.2.2) Ораторах «здравого смысла».

Оратор-эрудит

Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями.

Ссылаясь на доводы науки, заботьтесь лишь об одном: выяснить затронутый вопрос. Не нужно слишком много научных сведений. Избегайте их вовсе там, где истина и без них вполне ясна – иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в никому ненужное многословие – отличительная, типическая ошибка ораторов «от науки».

 

Оратор здравого смысла

Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки.

В простой аудитории оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни – вот все его оружие. Оружие несложное, но часто верно и меткое.

Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту; он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием.

 

Ораторы, мыслящие вслух

Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает как вернее решить вопрос. Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей. Под мыслями вслух понимается уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей. Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом.

 

Этапы подготовки публичного выступления

1. Записать мысли о предмете выступления.

2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

4. Составить рабочий план выступления.

5. Написать основную часть текста выступления.

6. Написать вступление и заключение выступления.

7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.

8. Подготовить произнесение речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

1) выбор темы;

2) сбор материала;

3) составление рабочего плана;

4) написание основной части текста, а также введения и заключения;

5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.

Виды аргументов

Логические аргументы – доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей.

Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания, угрозы), эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам (сопереживанию, отвержению и др.).

Психологические доводы могут быть использованы в качестве уловок, к которым относятся:

· аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);

· аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

· аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);

· аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);

· аргумент к верности (склоняют принять тезис, апеллируя к верности, привязанности, почтению и т. п.).

Способы аргументации

Аргументация нисходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Аргументация восходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.

Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».

Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».

Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).

Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).

 

Лекция. Мастерство публичной речи

Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке: речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная.

Типы ораторов: «эмоционально-воодушевленный», «эрудит», оратор «здравого смысла», «оратор коллективного мышления» и др. Типы аудитории: однородная и разнородная, большая и малая, подготовленная и неподготовленная, позитивно настроенная и негативно настроенная, индифферентная и др.

Образ ритора как система свойств личности. Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность, артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность, увлеченность.

Подготовка к публичному выступлению. Определение темы выступления. Формулировка цели. Подбор и изучение материала (литературы, фактов, статистических данных и т.д.). Выработка собственной позиции. Составление плана выступления. Написание текста с учетом «социального портрета» аудитории и специфики устной формы речи. Составление конспекта или тезисов. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Поведение оратора во время выступления. Внешний облик оратора. Установление контакта с аудиторией. Варьирование структуры выступления («частей речи») в зависимости от темы, цели выступления и характера аудитории. Искусство удерживать внимание слушателей. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении. Нравственный долг оратора.

 

Понятие публичной речи

Публичная речь (ораторская) – это речь, которая произносится перед публикой с целью изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.

Роды красноречия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.016 с.)