Тематика лекций и семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика лекций и семинарских занятий



ИСТОРИЯ

Программа курса

И методические указания

Для студентов неисторических специальностей

 

 

НАЛЬЧИК

 


УДК 94/99(075)

ББК 63.3 я 73

И90

Рецензент:

кандидат исторических наук, старший преподаватель

Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета

Т.А. Дзуганов

 

Составители: Дзамихов К.Ф., Апажева Е.Х., Ашхотов Р.М.,

                  Варивода Н.В., Лаврова Н.С., Хафизова М.Г.

И90 История [Текст]: программа курса и методические указания /
К. Ф. Дзамихов, Е. Х. Апажева, Н. В. Варивода, Н. С. Лаврова. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т,. – 55 с. – 300 экз.

 

Издание содержит темы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки, основные термины, понятия и даты, контрольные и экзаменационные вопросы.

Предназначено для студентов неисторических специальностей.

 

 

Рекомендовано РИС университета

 

 

  УДК 94/99(075) ББК 63.3 я 73  

 

Ó Кабардино-Балкарский

 государственный университет,

 

Введение

Цель дисциплины – дать студентам необходимый объем систематизированных знаний по истории, расширить и углубить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и народами мира, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций; сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

– понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

– воспитание нравственности, морали, толерантности;

– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– основные этапы и содержание всемирной истории и истории России с древнейших времен до наших дней;

– исторический опыт человечества в целом и своего народа и государства в особенности;

– особое значение истории для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

– основные направления, проблемы, теории и методы истории;

– движущие силы и закономерности исторического процесса;

– место человека в историческом процессе, политической организации общества;

– различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

– основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

– разнообразные способы познавательной деятельности, направленные на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

– систематизировать полученные знания; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса;

– решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты;

– логически мыслить, вести научные дискуссии;

– работать с разноплановыми источниками;

– осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

– получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

– преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

– выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

– извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

– на примерах из различных эпох выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

– определять место российской цивилизации во всемирно-исто­ри­че­ском процессе.

 


В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать:

– знание проблем всемирной и отечественной истории, по которым ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

– знания о формировании и эволюции исторических понятий и категорий;

– знания о месте и роли мировой и российской истории и историографии в мировой науке;

– знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь – умения читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них исторические знания.

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (цен­ностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого результата при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке сту­дентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

– умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать пробле­мы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?»;

– владение специальной терминологией (понимание исторических тер­минов и понятий, умение «читать» исторические источники);

– умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

– умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (вспомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

– умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной инфор­мации.

 

И МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы эссе

· Марксистское понимание истории.

· Культурно-историческая интерпретация исторического процесса.

· Основные положения теории этногенеза Л.Н. Гумилева.

· Типы и виды исторических источников.

 

Литература

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2002.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – СПб., 2002.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторических исследований. – М., 1987.

5. Кочесоков Р.Х. Философия истории: вводный курс (материалы к спецкурсу). – Нальчик, 1996.

6. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М., 1989.

7. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

8. Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. – М., 1990.

9. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

4. Каковы функции исторического сознания?

5. Кто является автором теории общественно-экономических формаций?

6. Какова сущность материалистического объяснения истории?

7. В чем конкретно состоят достоинства и недостатки формационного подхода?

8. Каков исходный тезис теории локальных цивилизаций?

 

Основные термины и понятия: метод, формация, цивилизация, общественно-экономические формации, исторический источник, источниковедение, историография.

 

Темы эссе

· Особенности первобытной культуры.

· Проблемы антропогенеза.

· Древний Рим на пути к республике.

· Военное дело Древнего Востока.

· Античность и культура.

· Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах.

· Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима.

· Хозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней Греции и Древнего Рима).

· Диктатура Цезаря.

· Политические и правовые учения в Древнем Риме.

· Роль античной цивилизации в мировой истории.

· Александр Македонский и эллинизм.

· Предпосылки упадка рабовладельческого строя в Римской империи.

Литература

1. Алексеев В.П., Перщиц А.И. История первобытного общества: учебник. – 5-е изд. – М., 1999.

2. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

3. Шарыкин Б.В. Древний мир. – Тула: ТулГУ, 2006.

4. История античного мира (Древняя Греция и Древний Рим) / сост. А.П. Медведев.– Воронеж: ВГУ, 2009.

5. История Древнего Востока / под ред. В.И.Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

6. История Древней Греции / под ред. В.И.Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.

7. Ковалевский М.М. Очерки происхождения семьи и собственности. – М., 2007.

8. Миронов В.Б. Древние цивилизации. – М.: Вече, 2006.

9. Самыгин П.С. История. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

 

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о вариантах периодизации первобытной эпохи человечества, основных этапах развития.

2. Охарактеризуйте основные признаки общины и ее эволюцию.

3. В каких государствах Древнего Востока деспотическая форма правления получила наибольшее развитие?

4. Расскажите о развитии рабовладельческих отношений в древневосточных государствах.

5. В каком государстве были приняты первые из известных нам законов?

6. Назовите характерные черты каждого этапа истории древневосточных государств, приведите конкретные примеры.

7. Каковы место и роль античных государств во всемирной истории?

8. Охарактеризуйте античные цивилизации как зародыши всех последующих экономических формаций.

9. Охарактеризуйте формы государственного устройства Древней Греции и Древнего Рима.

10. Назовите важнейшие социально-политические и социально-экономические реформы античных государств, охарактеризуйте их значение.

 

Основные термины и понятия: питекантроп, синантроп, неандерталец, патриархат, матриархат, классогенез, политогенез, номы, деспотия, патриархальное рабство, классическое рабство, эллины, «минойская культура», олигархия, тиран, ареопаг, патриции, плебеи, народные трибуны, латифундии, прокуратор.

Темы эссе

· Государственные реформы в период становления Руси (IX–XI вв.).

· «Русская правда» и другие источники изучения управления в Киевской Руси.

· Влияние природно-климатического фактора на историю России.

· Общественный идеал в Древней Руси.

· Языческие верования древних славян.

· Полководцы Древней Руси.

· Владимир I и проблема выбора монорелигии.

· Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.

· Динамика социокультурного развития Древней Руси.

· Первые Рюриковичи.

· Эволюция древнерусской общины.

· Города Древней Руси.

 

Литература

1. Введение христианства на Руси. – М., 1987.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). – М., 1998.

3. История России с древнейших времен до наших дней: в 2 т. / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

4. История России с древнейших времен до наших дней / под ред.
А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011.

5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1982.

6. Свердлов М.Я. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983.

7. Фроянов И.Я. Древняя Русь. – М.–СПб., 1995.

8. Юшко А.А. Московская земля IX–XIV вв. – М., 1991.

 

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о древнейших поселениях на территории нашей страны.

2. Где находилась прародина славян, каково происхождение (этногенез) славянских народов?

3. Какие факторы оказывают влияние на складывание и развитие народа?

4. Как происходило расселение восточных славян, кто был их соседями?

5. Расскажите о хозяйственной деятельности и общественном строе древних славян.

6. Расскажите о развитии торговли и появлении городов у славян.

7. Какие территории занимали восточные славяне в VII–IX веках?

8. Какая отрасль хозяйственной деятельности преобладала у восточных славян?

9. Чем язычество отличается от мировых религий?

10. Какую роль сыграли варяги в образовании Киевского государства?

11. Какими причинами была обусловлена христианизация Руси?

12. Определите причины феодальной раздробленности на Руси.

13. В русле какого типа цивилизации развивался Новгород в период феодальной раздробленности?

 

Основные термины и понятия: этногенез, язычество, венеды, анты, дружина, «мир», «вервь», вече, десятина, тризна, вотчина, полюдье, «урок», погосты, христианство, норманнская теория, епископ, тысяцкий, посадник.

Темы эссе

· Разложение первобытного строя у германских племен.

· Падение Западной Римской империи и образование варварских государств.

· Сущность и генезис феодализма в Западной Европе.

· Франкское завоевание Галии. Государство Меровингов.

· Франкская монархия Каролингов. Германия X–XI веков.

· Испания в VIII–середине XI в.

· Возникновение и рост средневековых городов.

· Средневековые ереси.

· Возникновение и формирование феодальных отношений в Византии IV–XI вв.

· Культура Византии IV–XV вв.

· Арабский халифат.

· Завоевание Испании арабами.

· Политическая история Индии в VI–XII вв.

· Делийский султанат.

· Империя Великих Моголов.

· Англичане в Индии.

· Формирование основ китайской конфуцианской империи Хань.

Литература

1. Васильев А.А. История Византийской империи. – М., 1998.

2. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. – М., 1993.

3. Ерасов Б.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке. – М., 1990.

4. История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. – М., 1998.

5. История средних веков: в 2 т / под ред. С.П. Карпова. – 6-е изд. – М.: МГУ, Печатные традиции, 2008.

6. История Средних веков. Кн. 1. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.): хрестоматия / сост. М.М. Стасюлевич. –3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2001.

7. История средних веков: учебник для вузов: в 2 т. – М.: МГУ, Высшая школа, 2003.

8. Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в средние века. – Волгоград, 2000.

9. Феномен восточного деспотизма М.,1993.

10. Хлевов А.Краткая история Средних веков. Эпоха, государства, сражения, люди. – М.: Амфора, 2008.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития западноевропейского общества в средние века?

2. Какие этапы можно выделить в развитии Западной Европы в период Средневековья? Назовите страны-лидеры каждого этапа.

3. В чем суть идеи Запада? Когда она оформляется?

4. Когда начинает формироваться этническая, экономическая, политическая, религиозная, культурная общность Западной Европы?

5. На чем было основано единство западноевропейского общества в период Средневековья?

6. Когда началась революция в естествознании? Каковы были ее причины и последствия? Как меняется организация западноевропейской науки в позднее Средневековье?

7. Дайте периодизацию истории Средневекового Востока, исходя из критерия степени зрелости феодальных отношений.

8. Как складывались поземельные отношения в Индии, Китае, Японии на различных этапах феодализма?

9. Какие изменения претерпела система экономических, политических и социальных отношений в этих странах от этапа к этапу феодализма?

10. Опишите государственный строй Индии, Китая, Японии. Что общего и особенного в каждом из них?

11. Когда началась урбанизация в этих государствах и какими процессами она сопровождалась?

12. Назовите экономические и социальные предпосылки объединения арабских племен и зарождения ислама.

13. Перечислите страны, захваченные арабами в VII–IX вв.

14. Определите основные причины распада Арабского халифата.

 

Основные термины и понятия: рыцарь, вассал, сеньор, лен, феод, феодал, патрициат, схоластика, буддизм, Делийский султанат, джизии, даосизм, ламаизм, сёгун, ислам, сунниты, шииты, халиф, Халифат.

Тема 5. Складывание Российского государства (XIIIXV вв. )

Темы эссе

· Русские города в период монгольского владычества.

· Русское крестьянство в период ига: дискуссии последних лет.

· Русская культура в период монгольского ига.

· Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.

· Хозяйство русских земель в XII–первой половине XIII вв.

· Экономика Руси в период монгольского владычества.

· Место Руси в европейском сообществе во второй половине XIII–XIV вв.

· Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства.

· Феодальная война в России XV в. и ее последствия.

Литература

1. Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. – М., 1992.

2. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России в XV в. – М., 1991.

3. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х–ХIV вв. – М., 1984.

4. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв. – М., 1969.

5. Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977.

6. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. – Л., 1978.

7. Юшко А.А. Московская земля IX–XIV вв. – М., 1991.

 

Вопросы для самопроверки

1. Кто и с какой целью инициировал поход крестоносцев на русские земли?

2. Как повлияло монголо-татарское иго на развитие русских земель?

3. Какой отпечаток наложило монголо-татарское иго на экономическую и политическую структуру Российского государства?

4. Почему именно Москва, а не Тверь стала центром объединения русских земель?

5. Почему в русской истории Куликовской битве придается такое боль­шое значение?

6. Какую роль в объединении русских земель сыграл политический фак­тор?

7. Какие факты говорят о том, что на Руси не было достаточных эконо­мических и политических предпосылок для складывания единого госу­дарства?

8. Когда произошло образование единого Российского государства?

 

Основные термины и понятия: ордынское иго, ордынский выход, баскак, ярлык, судебник, Юрьев день, пожилое, поместье, самодержавие, приказ, кормление.

 

Темы эссе

· Культура европейского Просвещения.

· Великие географические открытия и их влияние на ход мировой истории.

· Меркантилизм и политика протекционизма в странах Западной Европы.

· Просвещенный абсолютизм в странах Западной Европы.

· Век Просвещения и преобразование традиционного общества в общество нового времени.

· Запад в эпоху Просвещения: переход от локальной к мировой цивилизации.

 

Литература

1. Васильев В.В. Всеобщая история. От средних веков к новому времени (XVI–XVIII вв.). – Т. 3. – М., 2008.

2. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка,
А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

3. Галкин И.С. Создание Германской империи: 1615–1871. – М., 1986.

4. Егер О. Всемирная история. – М., 1999.

5. История США: в 4 т. – М., 1983–1987.

6. Краткая история США. – М.,1993.

7. Новая история стран Европы и Америки. – Т. 1 (Первый период) / под ред. Е.Е. Юровской, И.М.Кривогуза. – М.: Высшая школа, 2002.

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997.

 

Вопросы для самопроверки

1. Проблема периодизации истории нового времени в западноевропейской историографии.

2. Особенности западной модернизации.

3. Каковы основные черты американского просвещения?

4. Сущность просвещенного абсолютизма.

5. Охарактеризовать политические и экономические мероприятия европейских монархов в духе просвещенного абсолютизма.

6. В чем причина перехода абсолютной монархии в форму «просвещенной»?

7. Меркантилизм и политика протекционизма: содержание и итоги.

8. Великие географические открытия, их значение и последствия.

 

Основные термины и понятия: реформация, цивилизация, модернизация, рационализм, индустриальное общество, индивидуализм, меркантилизм, протекционизм, абсолютизм, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение.

Темы эссе

· Причины обострения конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.

· Сословно-представительная монархия в России XVI в.

· Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия.

· Иван Грозный: личность и политик.

· Опричнина Ивана Грозного.

· Русская православная церковь XVI в.

· Россия XVI в. глазами иностранцев.

· Города России в XVII в.: традиционные и новые черты.

· Политическая система России в Смутное время.

· Первые Романовы.

· Социальный конфликт начала XVII в.: причины, проявления, последствия.

· Новые черты экономики России XVII в.

· Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

· Соборное уложение 1649 г.


Литература

1. Дзамихов К.Ф. Адыги – вехи истории. – Нальчик, 2008.

2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX–начала ХХ вв. – М., 1991.

3. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко. – М., 2000.

4. История России с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. – М., 2001.

5. История России / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2009.

6. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. – М., 2004.

7. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове. – СПб., 1992.

8. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. – М., 1995.

9. Степанищев А.Т. История России IX–XVII вв. От российской государственности до Российской империи. – М., 2007.

Вопросы для самопроверки

1. Какие сословия участвовали в Земском соборе?

2. Ограничивали ли Земские соборы власть царя?

3. Какие функции выполняли наместники?

4. Чем служба по отечеству отличается от службы по прибору?

5. Каковы последствия опричнины?

6. Существует ли взаимосвязь между опричниной и причиной поражения России в Ливонской войне?

7. Чем отличается поворот Ивана IV от политики Избранной Рады к политике опричнины?

8. В чем состоял династический кризис?

9. Каковы причины Смутного времени?

10. В каких событиях Смутного времени проявился рост русского национального самосознания?

11. Почему избрание царем Михаила Романова положило конец Смуте?

12. Чем отличается абсолютная монархия от сословно-представи­тель­ной?

13. Почему окончательное закрепощение крестьян связывают с Соборным уложением?

14. Чем был вызван раскол церкви?

 

Основные термины и понятия: «Москва – третий Рим», смутное время, самодержавие, многонациональное государство, крепостное право, мануфактурное производство.

Тема 8. Преобразование традиционного общества и государства в Х VIII в. в странах Европы и Северной Америки

Темы эссе

· Идеология европейского Просвещения.

· Теория естественных прав человека.

· Технический прогресс и мировое сообщество.

· Французское Просвещение: содержание и особенности.

· Социальная и политическая направленность европейских буржуазных революций.

· Реформация и возникновение капитализма.

· Рационализм как философская основа Просвещения.

· Гуманизм и антропоцентризм в эпоху Возрождения.

Литература

1. Самыгин П.С. История. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

2. Всемирная история. – Т. 9–17. – Минск, 1998.

3. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии: 1815–1917. – М., 1959.

4. История США: в 4 т. – М., 1983–1987.

5. Карлейль Т. Французская революция. История. – М., 1991.

6. Манфред А.З. Великая французская революция. – М., 1990.

7. История стран Европы и Америки в Новое время: учебник для студентов вузов: в 2 ч. – М., 2011.

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризовать принципы лютеровской реформации.

2. В чем суть кальвиновского учения о труде.

3. Понятие модернизации и его толкование в эпоху Просвещения.

4. Французское Просвещение, его особенности.

5. Принцип разделения властей Ш. Монтескье.

6. Идеи Д. Дидро, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция.

7. Особенности английского Просвещения.

8. Просветительские идеи Д. Юма и А. Смита.

9. Особенности немецкого Просвещения.

10. Причины революций в Европе и Америке.

 

Основные термины и понятия: мировая торговля, капиталистические отношения, просвещенный абсолютизм, гуманизм, антропоцентризм, революция, колониальные империи.

 


Темы эссе

· «Великое посольство» и его роль в формировании идеологии реформ Петра I.

· «Птенцы гнезда Петрова».

· Социально-экономические преобразования Петра Великого.

· Государственные и административные реформы Петра.

· Петровская «революция» в области культуры и быта.

· Альтернативы политического развития России в 1730 г.

· «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия.

· Особенности и значение российской модернизации в XVIII в.

· Общие черты и различия в идеологии российского и европейского абсолютизма.

· Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.: апогей или кризис феодально-крепостнической системы.

· Общественно-политическая мысль России в XVIII в.

· Внешняя политика России в XVIII в.: концепции, направления, итоги, последствия.

· Россия и Запад в XVIII в.

 

Литература

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб., 1997.

2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. – М., 1991.

3. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. (Из истории общественно-политической мысли России). – М., 1994.

4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2007.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 2005.

6. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М., 2008.

 

Вопросы для самопроверки

1. Были ли предпосылки и историческая необходимость в преобразованиях Петра I?

2. Какие главные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в конце XVII–начале XVIII века?

3. Каковы причины, основные события и итоги Северной войны?

4. В чем состояли особенности развития промышленности и торговли в первой четверти XVIII века?

5. К чему сводились социальные преобразования Петра I?

6. В чем проявилась противоречивость петровских преобразований?

7. Чем объясняются причины дворцовых переворотов?

8. В чем выражалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II?

9. Была ли Екатерина II действительной сторонницей идей просветителей? какие существуют точки зрения по этому вопросу?

10. Каковы основные привилегии дворянства, закрепленные Екатериной II?

11. Какие факты свидетельствуют об ужесточении крепостного права при Екатерине II?

12. Какие территории отошли к России в результате трех разделов Польши?

 

Основные термины и понятия: модернизация, регулярная армия, Сенат, Святейший Синод, мануфактура, «Табель о рангах», дворцовый переворот, фаворитизм, «бироновщина», «просвещенный абсолютизм», светская культура.

Тема 10. Мир в XIX в.

Темы эссе

· Страны Западной Европы и США в первой половине XIX века.

· Политика реформизма в странах Европы и США.

· Политические партии и общественные движения в конце XIX века.

· Колониальная экспансия европейских держав на Восток и ее последствия.

· Борьба народов Востока за национальное освобождение.

· Китай в конце XIX века.

· Синьхайская революция в Китае.

· Япония в начале XX века.

· Реформы Мэйдзи в Японии и их итоги.

 

Литература

1. Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспектива // Цивилизации. – Вып. 3. – М., 1995.

2. Вейс Г. История цивилизации. – Т. 3. – М., 1998.

3. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка,
А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

4. История Европы. – Т. III. – М., 1993.

5. Мамонова М.А. Запад и Восток. Традиции и новации рационального мышления. – М., 1991.

6. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997.

 

 Вопросы для самопроверки

1. Каковы важнейшие признаки новой европейской цивилизации?

2. Охарактеризуйте международные отношения в Европе в первой половине XIX в.

3. Каковы предпосылки становления гражданского общества в ведущих странах Западной Европы?

4. Страны Востока в XIX в.

5. Национальное самосознание народов Востока в борьбе за национальное освобождение.

6. Охарактеризуйте основные идейно-политические течения XIX в.

 

Основные термины и понятия: промышленный переворот, индустрия, либерализм, консерватизм, социализм, монополистический капитализм, национализм, национальные государства, колониальные империи, колонии, полуколонии, суверенитет.

 

Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

Отмена крепостного права. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. Необходимость отмены крепостного права. Подготовка реформы: Секретный комитет, Рескрипт В.И. Назимову, Главный комитет, Редакционные комиссии. Манифест 19 февраля 1861 г. Условия освобождения крестьян. Наделы. Выкупная операция. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 6070-х гг. XIX в. и контрреформы Александра III

Земская реформа 1864 г. Земские органы местного самоуправления и их компетенция. Городовое положение. Принципы судебной реформы 1864 г.: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, независимость судей. Судебные инстанции. Военная реформа. Необходимость военной реформы. Закон 1874 г. о всеобщей воинской повинности. Реформы в сфере образования и печати. Значение реформ.

Контрреформы Александра III. Изменения в системе местного самоуправления. Изменения в области образования и печати. Итоги внутренней политики 80-х–первой половины 90-х гг. XIX в.

Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма. Особенности перехода России к индустриальному обществу.

Основные направления внешней политики второй половины XIX в. Союз трех императоров. Сближение России и Франции в конце XIX в. Присое­динение Средней Азии и Казахстана. Восточный кризис и русско-ту­рец­кая война 1877–1878 гг.

Темы эссе

· Элементы государственного либерализма в политике Александра I.

· Декабристская альтернатива: утопия или упущенная возможность?

· Политический портрет М.М. Сперанского.

· Проект «Уставной грамоты Российской империи» Н. Новосильцева.

· Современные дискуссии об А. Аракчееве.

· Западники и славянофилы.

· Промышленный переворот в России.

· Реформа 1861 г. в современной исторической литературе.

· Современники о буржуазных реформах 60-70-х гг. XIX в.

· Земское и городское самоуправление в пореформенный период.

· Внутренняя политика в годы правления Александра III.

· «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве пореформенной России.

· Революционное народничество.

· Теоретики российского либерализма второй половины XIX в.

Литература

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991.

2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII–начало ХIХ века). – СПб., 1994.

4. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. – М., 1996.

5. Российские реформаторы XIX–начала XX вв. – М., 1995.

6. Российские самодержцы. 1801–1917 гг. – М., 1993.

7. Троицкий И.А. Россия в XIX веке. – М., 1997.

8. Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.

Вопросы для самопроверки

1. Почему первый период царствования Александра I называют эрой либерализма?

2. Какие реформы органов власти в России были осуществлены Александром I?

3. Вскройте причины Отечественной войны 1812 г.

4. Назовите наиболее характерные проявления аракчеевщины.

5. В чем состоят причины поражения декабристов?

6. Как западники представляли историческое развитие России?

7. В чем славянофилы не соглашались с западниками?

8. В чем состоит сущность теории русского крестьянского социализма?

9. Каковы причины отмены крепостного права?

10. Как изменялось положение крестьян после отмены крепостного права?

11. В чем состояла суть судебной реформы 1864 г.?

12. Что входило в компетенцию земств?

13. По какому пути стала развиваться Россия после отмены Крепостного права?

14. Почему народники встали на путь террора?

15. Какими причинами было вызвано развитие марксизма в России?

Основные термины и понятия: аракчеевщина, полицейское государство, славянофильство, народничество, западничест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.328 с.)