Лекция 2. Средневековая архитектура. Норманно--сарацинский стиль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Средневековая архитектура. Норманно--сарацинский стиль



Вводная лекция (Лекция 1)

Основные понятия, этапы развития европейской архитектуры

Цель занятия: дать общее представление о лекционном курсе (хронология, география, связь с античностью)

Структура занятия:

- Входной контроль

- презентация лекции

Вопросы входного контроля

I:

S: Какое государство является древнейшим?

−: Вавилонское царство      

+: Древний Египет

−: Этрусское гос-во              

−: Древний Китай

 

I:

S. Какое государство - колыбель древних цивилизаций - описал Платон в своих диалогах “Тимей “ и “Критий “

−: Эгейское царство            

+: Атлантиду

−: Древнюю Грецию            

−: Древний Египет

 

I:

S: Автор скульптуры Афины Парфенос

+: Фидий                               

−: Иктин

−: Перикл                                

−: Мнезикл

 

I:

S: Автор “ Энеиды “

−: Платон

−: Аристотель

+: Вергилий                            

−: Гомер

 

I:

S: Автор “ Илиады “

−: Платон                                

−: Аристотель

−: Вергилий                            

+: Гомер

 

I:

S: Дворец Саргона II в Дур-Шар-Рукине

+: да                                        

−: нет

 

I:

S: Афинский акрополь сооружен раньше легендарной даты основания Рима

 +: Да

 −: нет

 

I:

S: Рим стал столицей империи

−: 2 в. до н. э

+: 2 в. н. э.

 

I:

S: Пантеон в Риме был посвящен Христу

−: да                                          

+: нет

 

I:

S: Деление христианства на восточную (православную) и Западную (католическую) совпа-дает по времени с распадом Римской империи на Восточную и Западную

−: да                                          

+: нет

 

I:

S: Христианство было объявлено государственной религией после распада Римской импе-рии на Восточную и Западную

+: да                                          

−: нет

 

I:

S: Столица Византийской империи

−: Рим                 

−: Византия                 

+: Константинополь

 

I:

S: Крещение Руси произошло

−: до распада Римской империи   

+: после распада Римской империи   

 

I:

S: Римская базилика первоначально предназначалась для

−: культовых собраний   

+: заседаний суда   

−: торговли

 

I:

S: Отметьте культовые сооружения Древнего мира

+: Пирамида

+: ментир                     

−: диптер

+: зиккурат          

+: акрополь                 

−: ротонда

−: атрий               

−: амфитеатр               

−: ратуша

−: орхестра         

−: амфипростиль       

−: аттик

+: мастаба           

+: медресе

+: кромлех          

+: мечеть

План лекции:

- общие положения

- связь европейской архитектуры с античностью

 

 

 

 

Домашнее задание:

- найти античные рецепции в хабаровской архитектуре

Рекомендованные ресурсы:

Г. Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы. М., 2002

 

Лекция 2. Средневековая архитектура. Норманно--сарацинский стиль

Цель занятия: познакомить студентов с особенностями контактных культур на примере синтеза христианской романики и архитектуры ислама

План лекции:

1.    Периоды дороманской архитектуры:

2.    Наследие Римской империи. Архитектурные формы и строительная техника

3.    Новые типы сооружений. Христианские основы архитектуры

4.    Памятники дороманского искусства:

•     Капелла в Аахене

•     Ворота в Лорше

•     Пфальц в Ингельхейме

•     Монастырь в Сен-Галлен

 

 

Европа в 5-8 веках

•     Конец IV в. – распад Римской империи

В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную и в таком виде просуществовала всего 80 лет. С 476 года Западная римская империя прекратила свое существование, не устояв перед нашествием варваров-остготов. Именно в 476 году пал Рим. Только маленький кусочек Западной Римской империи продолжал существовать и создавать великое искусство - это Равенна.

V-VI вв. – Великое переселение народов (гунны→готы→франки→кельты),

•     образование варварских королевств

•     Конец V в. – Франкское королевство – государство франков

•     Конец V в..- VI в. – Меровингский период

•     VII –начало IX в. – Каролингский период - -«ренессанс» 1

•     конец IX в – X вв. – Оттонский период - «ренессанс» 2

 

В искусстве Каролингской и Оттоновской империй:

 

•     своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций

•     архитектура ориентирована на римские образцы 

•     основной материал камень и дерево

•     внутренний декор составляют мозаика и фреска

•     усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни)

2. Наследие римской империи:

 

•     До конца Средневековья (XIV в.) - Римские дороги были единственными проезжими сухопутными путями Европы

•     Каменные мосты на арках

•     Акведуки (Пон-дю-Гар в Ниме, Франция)

•     регулярная планировка городов с форумом и кварталами домов-инсул (Лондон, Париж, Милан, Кельн, Барселона, Трир)

•     Гениальные открытия римлян в архитектуре и строительстве (бетон, арка, купол)

•     Римские базилики (огромные общественные здания, разделенные колоннами на 3-5 нефов) – стали основой для христианских храмов

•     Римские виллы (получили развитие в периоды Возрождения и барокко в Италии-Франции-России)

 

Основные черты

Арабское влияние: Среди характерных арабских черт нормандских построек наиболее общей является украшение стен в виде сложного каменного узора из переплетающихся ложных арок. В наиболее монументальных соборах (Палермо и Монреале) этот узор дополняется утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа, растительными орнаментами, зубцами.

 

Одной из самых заметных черт арабо-нормандского стиля являются бифоры — окна, разделённые пополам по вертикали узкой колонной. Окна-бифоры широко распространены как в духовных, так и в светских постройках.

 

Искусство арабских плотников также нашло отражение в памятниках арабо-нормандского стиля. В Палатинской капелле и соборе Монреале резной деревянный потолок напоминает свод пещеры со сталактитами, что свойственно фатимидским мечетям Египта и Северной Африки. Потолок покрыт геометрическим рисунком и куфическими надписями. Особенностью сицилийских резных потолков является наличие на них запрещённых Кораном изображений людей и животных, что может быть объяснено как удалённостью Сицилии от основных центров исламской культуры, так и влиянием христианского изобразительного искусства.

 

Очарованность нормандских королей и сеньоров арабскими традициями нашла своё отражение в светских постройках, в том числе королевских дворцах — Циза, Куба, Палаццо Норманни. Все они совершенно не похожи на современные им замки западноевропейских феодалов. В дворцовых помещениях и садах сохранились типично арабские фонтаны и бассейны. Мозаики Цисы и Нормандского дворца (зал Рожера) показывают светскую жизнь королевского двора, далёкую от традиционного христианского благочестия. В этих дворцах, по сообщениям хронистов, существовали гаремы, радостей которых не чуждались Рожер II, Вильгельм I Злой и Вильгельм II Добрый.

 

Арабские внутренние дворы, окружённые колоннадой, стали частью и церковных строений. Клуатры в арабском стиле сохранились в Чефалу, Маджионе, Сан-Джованни-дельи-Эремити. Наиболее примечательным является клуатр монастыря Монреале. Он представляет собой в плане правильный квадрат со стороной 47 метров, ограниченный арабской колоннадой. 104 узких стрельчатых арки поддерживаются 208 (104 пары) колоннами с резными капителями. Все колонны клуатра Монреале разнятся по материалу, отделке и, главное, характеру капители. Тщательно продуманное исполнение мелких деталей в сочетании с гармонией всего ансамбля делают, по мнению специалистов, клуатр Монреале одним из самых выразительных в Италии.

 

Об арабском влиянии свидетельствуют и купола церквей Сан-Катальдо и Сан-Джованни-дельи-Эремити, по форме напоминающие традиционные купола мечетей Египта и Магриба.

 

Византийское влияние. Главным наследством, доставшимся арабо-норманнскому стилю от византийского искусства, стали мозаики. Мозаики комниновского периода (XII век) наилучшим образом сохранились именно на Сицилии. К ним относятся мозаики соборов Чефалу и Монреале, церкви Марторана и Палатинской капеллы.

 

Наиболее любимым сюжетом сицилийских мозаичистов стало изображение Христа Пантократора в небесной славе. При этом, хотя мозаичисты строго следовали византийским канонам, образы Пантократора в каждом из перечисленных храмов являются индивидуальными, наделёнными своими специфическими чертами и особенностями. Образы Христа Пантократора в Чефалу и Монреале стали признанными образцами византийской мозаики.

 

Не менее распространённым сюжетом для сицилийских мозаик стало изображение Богородицы и апостолов. Не удаляясь от традиционного для Византии деисусного ряда, сицилийские мозаичисты сумели добиться эффекта живого соучастия святых в молитве общины. На мозаиках Чефалу и Монреале особые позы апостолов создали иллюзию их беседы друг с другом, свидетелями и участниками которой становятся все молящиеся во храме.

 

Сицилийские мозаичисты создали один из самых больших в мире мозаичных циклов в соборе Монреале — около 10 000 кв. м. площади. Мозаики Монреале распадаются на пять тематических циклов — Христос во славе, праздничный, чудеса Христовы, книга Бытия и жития апостолов Петра и Павла. Эти же циклы в меньшем, камерном варианте исполнены и в Палатинской капелле.

Норманское влияние. Соборы и церкви, возведённые в арабо-норманнском стиле, несут на себе отпечаток романской архитектуры. Они представляют собой трёхнефные базилики, разделённые на нефы массивными арками, покоящимися на колоннах. Колонны в большинстве храмов взяты из античных построек, причём для собора Монреале колонны были привезены из материковой Италии. Колокольни многих арабо-норманнских церквей представляют собой типично романские кампанилы.

 

Лучше всех сохранившие первоначальный облик соборы Монреале и Чефалу напоминают своими фасадами соборы северной Европы, выдавая происхождение своих основателей. Внешний облик этих построек поражает одновременно аскетичностью и мощью, суровостью и торжеством. Западные фасады в Чефалу и Монреале ограничены массивными башнями, что усиливает их схожесть с замковой архитектурой.

Строго говоря, арабо-нормандский стиль всегда был эндемичным, присущим только сицилийской архитектуре. Тем не менее, строения в этом стиле встречаются и за пределами Сицилии — на других территориях, входивших в состав Сицилийского королевства. Так, на Мальте в городах Мдина и Витториоза, сохранивших историческую до-иоаннитскую застройку, можно видеть частные дома арабо-норманнского стиля. К их числу относится палаццо Санта-София и так называемый Норманнский дом на главной улице Мдины. Много арабо-норманнских черт сохранилось в многократно перестроенном соборе Салерно. Строения арабо-норманнского стиля следует отличать от многочисленных норманнских зданий чисто романской архитектуры (например, знаменитая базилика Святого Николая в Бари).

 

Заключение. Различные архитектурные влияния и элементы, напоминающие арабо-нормандский стиль, характерны для многих регионов Средиземноморья, население которого до арабских завоеваний VII века н. э. было преимущественно христианским. Затем население южной его части, а также Левант перешло в ислам. В ряде буферных регионов Южной Европы исламское и христианское население проживали бок о бок друг с другом длительное время (Пиренейский полуостров, Балканы, острова Средиземного моря — Крит, Кипр и т. д.). Причём мусульманское население зачастую занимало ведущую роль в политике, религии, искусстве и др. сферах. К примеру в Испании владычество мусульман продлилось до конца XV века, на Балканах — до начала XX. Христиане и крипто-христиане региона были хорошо знакомы с культурой и искусство исламского мира и часто осознанно или неосознанно заимствовало его архитектурные элементы при воздвижении своих церквей и молелен. Многие изначально христианские церкви при этом были превращены в мечети, и наоборот.

 

Домашнее задание:

- нарисовать капеллу в нормано-сарацинском стиле

- выложить на свою страницу домашних заданий подборку памятников норманно-сарацинской архитектуры

Замки Британии

Motte-and-bailey

Подобные замки были распространены во Франции в XI — XII вв., а после нормандского завоевания 1066 г. — в Уэльсе, Англии и Шотландии. Название термина произошло от слияния французского слова motte, то есть холм, и английского bailey, то есть двор замка. Главное достоинство замков подобного типа состояло в том, что их строительство не отнимало много времени и усилий. Однако они были достаточно уязвимы во время набегов врагов и, будучи деревянными, часто становились жертвами пожара, поэтому в конце XII века началось повсеместное строительство замков из камня.

Замки Уэльса

Харлех

Бомарис — один из замков, построенных королем Эдуардом I для того, чтобы усилить английское влияние в Уэльсе..Строительство было начато в 1295 году, в рамках военной кампании в Уэльсе. Оно продолжалась в течение 35 лет, но не было завершено.

 Руководителем работ был поставлен Жак де Сен-Жорж из Савойи. Замок Бомарис был возведен по концентрическому проекту, в нем отсутствует донжон. Замок расположен на побережье острова Англси и запирает восточный вход в пролив Менай. Название замка переводится как «Красивое болото».

Крепостной ров вокруг замка, раньше соединенный с морем, позволял крупным судам подходить почти вплотную и разгружаться у ворот замка. Второе кольцо стен и башен, более высоких и мощных, обеспечивало хорошую защищённость данной крепости. Замок Бомарис хорошо сохранился.

Ньюкасл - средневековый замок, чьи хорошо сохранившиеся руины находятся в городской черте Бридженда в южном Уэльсе.

 Он был возведен в 1106 году, предположительно, Вильямом Лондонским во времена нормандской экспансии. Это один из трех замков, построенных норманнами в этом районе в то время.

Замки Шотландии

Замок Керлаверок — англ. Caerlaverock (Гнездо жаворонка) 1220-1320- гг. — находится в области Дамфрис и Галлоуэй на юго-западе Шотландии.

Нолтлэнд считается одним из наиболее впечатляющих замков Оркнейских островов, да и всей северной Шотландии. Нолтлэнд считается одним из наиболее впечатляющих замков Оркнейских островов, да и всей северной Шотландии.

Стерлинг является одним из крупнейших и важнейших замков Шотландии, как с исторической, так и с архитектурной точки зрения. Stirling располагается на вершине Замкового Холма. С трех сторон замок окружен крутыми обрывами, что создает сильную оборонительную позицию. Большинство главных строений замка Stirling построены в 15 и 16 веках. Сохранилось всего несколько строений 14 века, тогда как внешние укрепления датируются началом 18 века. В замке Стерлинг были коронованы несколько шотландских королей и королев, включая Марию Стюарт в 1543 году. Замок подвергался осаде как минимум восемь раз, в том числе несколько раз во время Войны за независимость.

Лохлевен — руинированный замок на острове Кастл в озере Лох-Ливен в области Перт и Кинросс Шотландии. Был возведен около 1300 года во время войны за независимость Шотландии (1296-1357 годы). Во второй половине XIV века замок перешел в собственность графа Дугласа и находился в руках этого рода более 300 лет.

В 1567-1568 годах в замке Лохлевен была заключена королева Шотландии Мария Стюарт.

 

 

Замки Англии

Замок Бодиам расположен в графстве Восточный Суссекс. Четырёхугольный замок имеет приблизительно квадратную форму. Этот тип замка с центральным внутренним двором и зданиями рядом с наружной стеной, был характерен для 14 века. Замок имеет четыре круглые башни и три квадратные центральные башни на юге, востоке и западе стены. Главный вход в замок располагается в середине двух башен-сторожек.

Даремский замок (Durham Castle) — норманнский замок типа motte and bailey, расположенный в английском городе Дарем на скалистом утёсе над рекой Уир. Рядом с ним высится ещё один памятник всемирного наследия — Даремский собор. Даремский (или Дергемский) замок был воздвигнут в XI веке сразу после норманнского завоевания Англии для защиты северных земель от шотландцев.

Замок Хелмсли (англ. Helmsley) находится на севере графства Йоркшир.

В 1186 г. Роберт де Ру построил первый каменный замок, обнесенный стеной с круглыми башнями и двумя воротами. В середине XIII в. у ворот были возведены барбаканы, дополнительные фортификационные постройки. В 1285 г. замок унаследовал Уильям де Ру. Он продолжал укреплять замок — добавил ярус к восточной башне и построил помещение с залом, примыкающее к жилой западной башне.

Замок Scarborough находится на севере графства Йоркшир. 1130 г. Во время Второй мировой войны замок был сильно поврежден немецкими бомбардировщиками.

Замок Арундел или Эрандел (Arundel Castle) возвышается над одноимённым городком в графстве Западный Сассекс. Замок Арундел или Эрандел (Arundel Castle) возвышается над одноимённым городком в графстве Западный Сассекс.

Руины замка Корф (англ. Corfe Castle), одного из самых живописных исторических памятников на юге Англии, расположены около тихой просёлочной дороги, пролегающей через холмы Пурбэк (англ. Purbeck Hills) в графстве Дорсет.

Замок Бро (англ. Brough) находится на севере Англии в графстве Камбрия недалеко от южных границ Шотландии. Первоначально на месте Бро стояла большая римская крепость, предназначенная для того, чтобы контролировать прилегающий участок дороги. В 1090-х гг. в северной части территории римского укрепления Вильгельм II построил обнесенный стеной замок — один из первых каменных замков Англии. В 1173—1174 гг. замок осадил шотландский король Вильгельм Лев. Гарнизон Бро, состоявший всего из шести рыцарей и небольшого количества простых воинов, не смог долго сопротивляться — вскоре замок пал, после чего был сожжен и разрушен шотландцами. Сохранившийся до наших дней донжон был построен в 1180 г. Теобальдом де Валуином, который начал восстанавливать замок.

Рочестерский замок

Английский город Рочестер, стоящий на древней римской дороге Watling Street из Дувра в Кентербери, с древнейших времён был стратегически важной крепостью. Первые каменные укрепления в Рочестере были построены ещё римлянами. Часть этих укрепений сохранилась до нашего времени, оказавшись встроенной в городскую стену.

После завоевания норманнов начали строить деревянную крепость типа Motte-and-bailey. Сильный замок здесь был необходим, поскольку Рочестер с южной стороны прикрывает путь к Лондону.

Сам донжон сооружения выглядит как квадрат размером 21×21 метр; он имеет боковую пристройку, расположенную в основании. Высота донжона — 34 метра. Угловые башни замка выше на 4 метра. Толщина стен у основания — 4 метра, а наверху — 3,3 метра.

Замки и башни Италии

Сан-Джиминьяно — один из самых живописных и посещаемых туристами городов Тосканы, Население 7105 жителей. Расположен в 39 км к юго-востоку от Флоренции на вершине холма высотой 334 м.

Домашнее задание:

- выложить на свою страницу домашних заданий подборку памятников упомянутых в лекции

Рекомендованные ресурсы:

Дворцовая Аахенская капелла

Архитектор Одон из Меца.

Дворцовая капелла - древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох. Здание представляет собой шестнадцатигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний зал.

Высота 31 м, диаметр - 32 м. Диаметр купола – 14 м.

Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию.

Капелла окружена 16-гранной галереей в два этажа.

В толще стен проложены винтовые лестницы, которые ведут на галерею второго яруса, где во время богослужения находился император и его двор.

Из Равенны были привезены мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха.

В архитектуре капеллы преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале).

Колонны и декоративное убранство доставлены для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима.

 Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам.

Восьмигранный купол капеллы. Подкупольные фрески с течением времени были заложены мозаиками (1870 г.).

В отличие от этих элементов убранства, трон Карла с мраморными инкрустациями сохранился до наших дней.

Мраморный трон Карла Великого. Арки выложены чередующимися полосами разноцветного камня.

Стены капеллы украшены старинными мозаиками и завершались простой конической кровлей. В XVII веке ее заменил высокий купол с фонарем.

С потолка свешивается кованая люстра в виде короны, поднесенная в дар собору Фридрихом Барбароссой.

А в музее-сокровищнице при соборе хранится средневековая литая статуя Девы Марии необыкновенной красоты.

В середине собора лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был раскрыт по повелению императора Оттона III.

 По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках.

В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу.

Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену.

 Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.

Домашнее задание:

Рекомендованные ресурсы:

 

План лекции

1. Общая характеристика романской архитектуры

2. Стилистическиее особенности романской архитектуры

3. Типы романских сводов и их черты

4. Особенности романского храма

5. Монастыри, как ведущий тип сооружений романского периода

6. Замковая архитектура романского периода

Внутреннее устройство замка

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. За главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная «ловушка» для нападающих. Порой замки состояли из нескольких «секций», разделенных внутренними стенами.

В замке обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). Иногда роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь. Крупные храмы имели два этажа. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялась как убежище (наряду с донжоном)

• Непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же «донжон» (donjon).

• От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка.

• В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

Пример: Феррарский собор. Италия.

Феррарский собор (официально итал. basilica Cattedrale di San Giorgio Martire) — крупнейший собор Феррары, местонахождение архиепископа Феррары и Комаккьо католической церкви. Расположен в центре города напротив мэрии Феррары, в здании которой ранее располагалась резиденция герцогов д’Эсте, и соединен с дворцом архиепископа.

 Посвящен св. Георгию, защитнику Феррары.Главный портал, расположенный внутри портика, покрыт многочисленными барельефами с изображениями фантастических существ. Венчает его тимпан со св. Георгием. На южной стене собора устроены двухъярусные лоджии. Здесь же располагался второй портал собора, разрешенный в XVIII веке при пристройке торговых рядов к собору. Вокруг этого портала располагались плитки с сюжетами на тему месяцев года (Formelle dei Mesi), ныне экспонируемые в музее собора. На этих плитках изображены в том числе языческие боги: напр., январь представлен двуликим Янусом.

Возведение колокольни у южной стены было начато в стиле классического возрождения в 1451—1493 годах по проекту Альберти с облицовкой белым и розовым мрамором и закончено в XVI веке. Абсиды, возведенные по проекту Россети (Biagio Rossetti, 1447—1516), украшены кирпичным арками и колоннами с мраморными капителями. Внутреннее убранство собора погибло в пожаре XVII века и было восстановлено в стиле барокко уже в период упадка Феррары. Из сохранившихся предметов старого интрьера собора наибольший интерес представляют створки старого органа собора (Ante dell’organo del Duomo di Ferrara), расписанные Козимо Тура, и находящиеся сейчас в музее собора

Домашнее задание:

Изучить самостоятельно

- Надвратный зал в Лорше

- Монастырь Сен-Галлен

- Пфальц в Ингельгейме

- Собор Св. Михаил в Гильдесгейме

Рекомендованные ресурсы:

- Умберто Эко. «Имя розы».

- Мишель Пастуро. «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола».

Вводная лекция (Лекция 1)

Основные понятия, этапы развития европейской архитектуры

Цель занятия: дать общее представление о лекционном курсе (хронология, география, связь с античностью)

Структура занятия:

- Входной контроль

- презентация лекции

Вопросы входного контроля

I:

S: Какое государство является древнейшим?

−: Вавилонское царство      

+: Древний Египет

−: Этрусское гос-во              

−: Древний Китай

 

I:

S. Какое государство - колыбель древних цивилизаций - описал Платон в своих диалогах “Тимей “ и “Критий “

−: Эгейское царство            

+: Атлантиду

−: Древнюю Грецию            

−: Древний Египет

 

I:

S: Автор скульптуры Афины Парфенос

+: Фидий                               

−: Иктин

−: Перикл                                

−: Мнезикл

 

I:

S: Автор “ Энеиды “

−: Платон

−: Аристотель

+: Вергилий                            

−: Гомер

 

I:

S: Автор “ Илиады “

−: Платон                                

−: Аристотель

−: Вергилий                            

+: Гомер

 

I:

S: Дворец Саргона II в Дур-Шар-Рукине

+: да                                        

−: нет

 

I:

S: Афинский акрополь сооружен раньше легендарной даты основания Рима

 +: Да

 −: нет

 

I:

S: Рим стал столицей империи

−: 2 в. до н. э

+: 2 в. н. э.

 

I:

S: Пантеон в Риме был посвящен Христу

−: да                                          

+: нет

 

I:

S: Деление христианства на восточную (православную) и Западную (католическую) совпа-дает по времени с распадом Римской империи на Восточную и Западную

−: да                                          

+: нет

 

I:

S: Христианство было объявлено государственной религией после распада Римской импе-рии на Восточную и Западную

+: да                                          

−: нет

 

I:

S: Столица Византийской империи

−: Рим                 

−: Византия                 

+: Константинополь

 

I:

S: Крещение Руси произошло

−: до распада Римской империи   

+: после распада Римской империи   

 

I:

S: Римская базилика первоначально предназначалась для

−: культовых собраний   

+: заседаний суда   

−: торговли

 

I:

S: Отметьте культовые сооружения Древнего мира

+: Пирамида

+: ментир                     

−: диптер

+: зиккурат          

+: акрополь                 

−: ротонда

−: атрий               

−: амфитеатр               

−: ратуша

−: орхестра         

−: амфипростиль       

−: аттик

+: мастаба           

+: медресе

+: кромлех          

+: мечеть

План лекции:

- общие положения

- связь европейской архитектуры с античностью

 

 

 

 

Домашнее задание:

- найти античные рецепции в хабаровской архитектуре

Рекомендованные ресурсы:

Г. Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы. М., 2002

 

Лекция 2. Средневековая архитектура. Норманно--сарацинский стиль

Цель занятия: познакомить студентов с особенностями контактных культур на примере синтеза христианской романики и архитектуры ислама

План лекции:

1.    Периоды дороманской архитектуры:

2.    Наследие Римской империи. Архитектурные формы и строительная техника

3.    Новые типы сооружений. Христианские основы архитектуры

4.    Памятники дороманского искусства:

•     Капелла в Аахене

•     Ворота в Лорше

•     Пфальц в Ингельхейме

•     Монастырь в Сен-Галлен

 

 

Европа в 5-8 веках

•     Конец IV в. – распад Римской империи

В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную и в таком виде просуществовала всего 80 лет. С 476 года Западная римская империя прекратила свое существование, не устояв перед нашествием варваров-остготов. Именно в 476 году пал Рим. Только маленький кусочек Западной Римской империи продолжал существовать и создавать великое искусство - это Равенна.

V-VI вв. – Великое переселение народов (гунны→готы→франки→кельты),

•     образование варварских королевств

•     Конец V в. – Франкское королевство – государство франков

•     Конец V в..- VI в. – Меровингский период

•     VII –начало IX в. – Каролингский период - -«ренессанс» 1

•     конец IX в – X вв. – Оттонский период - «ренессанс» 2

 

В искусстве Каролингской и Оттоновской империй:

 

•     своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций

•     архитектура ориентирована на римские образцы 

•     основной материал камень и дерево

•     внутренний декор составляют мозаика и фреска

•     усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни)

2. Наследие римской империи:

 

•     До конца Средневековья (XIV в.) - Римские дороги были единственными проезжими сухопутными путями Европы

•     Каменные мосты на арках

•     Акведуки (Пон-дю-Гар в Ниме, Франция)

•     регулярная планировка городов с форумом и кварталами домов-инсул (Лондон, Париж, Милан, Кельн, Барселона, Трир)

•     Гениальные открытия римлян в архитектуре и строительстве (бетон, арка, купол)

•     Римские базилики (огромные общественные здания, разделенные колоннами на 3-5 нефов) – стали основой для христианских храмов

•     Римские виллы (получили развитие в периоды Возрождения и барокко в Италии-Франции-России)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.253 с.)