Основные подходы к коррекционно-реабилитационной работе при профессиональных деструкциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к коррекционно-реабилитационной работе при профессиональных деструкциях



 

1. Программы профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания»

2. Особенности профессиональной психореабилитации специалистов

Существенный вклад в решение проблемы профилактики синдрома «профессионального выгорания» внесли исследования О. Бабич, В. Бойко, Н. Водопьяновой, Т. Зайчиковой, Л. Карамушки, С. Максименко и другие. В отечественных исследованиях изучалась специфика протекания синдрома «профессионального выгорания» у педагогов из разных регионов Украины с помощью методики В. Бойко, но не выяснялись особенности сформированности данного синдрома у преподавателей высшей школы управления и психологические факторы развития здоровьезберигаючого пространства высшего учебного заведения с целью его профилактики.

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» предусматривает использование как внешних, так и внутренних (личностных) ресурсов. К внутренним ресурсам относят следующие: состояние здоровья; способы реагирования на стресс; сформированность коммуникативных навыков и умений; способность к эмпатии; способность к рефлексии; стрессоустойчивость; осознание своих эмоций и чувств; знания и умения применять приемы управления эмоциональными состояниями и тому подобное.

Для профилактики синдрома «профессионального выгорания» рекомендуется:

- создание комфортного рабочего места;

- умение распределять профессиональные и бытовые нагрузки;

- овладение приемами привлечения внимания;

- сформированность умения планировать время,

- умение переключаться с одного дела на другое;

- проявление физической активности, ведение здорового образа жизни;

- выполнения заданий, которые улучшают настроение;

- сформированность положительной профессиональной «Я-концепции», в частности принятие себя.

Управление профессиональным стрессом и синдромом «выгорания» – это возможность использования личностью имеющихся рычагов управления; не возложили-давая их па других людей или обстоятельства. Важной составляющей комплексной модели управления стрессом вмешательство – установление личностью барьеров (с помощью специальных приемов) на всех фазах развертывания стресса с целью противодействия ему:

- когнитивная оценка ситуации;

- избирательное восприятие;

- релаксация;

-физические упражнения являются основными барьерами, которые может выставить личность на определенных фазах течения стресса.

Можно выделить две основные формы специальных программ для профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях:

- индивидуальные программы – программы, которые используются на уровне одной личности. Эти технологии могут реализовываться отдельными менеджерами или сотрудниками организаций самостоятельно или с помощью организационных психологов;

- групповые программы – технологии, которые используются па уровне организации. Они могут реализовываться организационными психологами для работы с организацией в целом, отдельными ее подразделениями.

Индивидуальная программа.

1) Если Вы поймете, что эта работа для Вас не очень важна, она Вам не нравится и не дает возможности решить профессиональные и семейные проблемы, а только создает для Вас стрессогенную ситуацию, то принимайте мужественное решение – смените работу.

2) Если Вы поняли, что работа для Вас является важной, но чувствуете, что начинаете «выгорать», то возьмите па себя определенные обязательства по определению условий снижения влияния действующих стресс-факторов.

Учтите, имеют ли место в Вашей конкретной ситуации глобальные профессиональные (жизненные) изменения (например, реорганизация на работе; перевод на новую должность; изменение режима или графика работы, изменение работы женой (мужем), изменение места жительства; болезнь близких и т.п.), поскольку одна или несколько из них могут быть для Вас серьезными стресс-факторами в рассматриваемый период.  

3) Попробуйте осмыслить их содержание, сконцентрироваться на условиях нейтрализации их негативного влияния, заручитесь социального поддержкой близких для вас людей. Не усиливайте уже имеющийся стресс, не планируйте новые виды активности, которые могут дополнительно вывести Вас из состояния равновесия, постарайтесь адаптироваться к реальной – и так сложного – периода вашей жизни

4) Определите повседневные рутинные, бытовые дела, а также конфликты, связанные с ними, которые чаще всего оказываются стресс-факторами (например, перегрузка профессиональными делами, необходимость взаимодействия с большим количеством людей во время работы; несвоевременное выполнение коллегами их профессиональных обязанностей; овладение новой техникой; перестановки или потеря вещей; семейные конфликты и т.д.). Попробуйте контролировать их и не добавлять к ним новых. Помните, что повседневные проблемы более негативно влияют на здоровье, чем глобальные жизненные изменения, из-за их хронический характер.

5) Если Вы пришли к выводу, что «выгорают», сделайте сначала такие «тактические» шаги:

- обратитесь к руководству с просьбой временно уменьшить Вам нагрузки;

- не берите работу на дом;

- не разговаривайте о делах во время обеда и в свободное время.

6) Важно также реализовать ряд приемов стратегического характера. Одним из них является прием, касается определения приоритетов профессиональной деятельности и умение управлять собственным временем. С этой целью определите основные цели и задачи вашей профессиональной самореализации на определенный период:

- определите приоритетность целей и задач;

- сопоставьте результаты их выполнения с возможностями осуществления определенных этапов Вашей профессиональной карьеры;

- составьте расписание выполнения дел;

- делегирует свои полномочия; поручайте задачи другим;

- научитесь говорить «нет»;

- определите, как Вы распределяете свое время.

7) Попробуйте изменить свой имидж «трудоголика». Чтобы преодолеть трудоголизм, следуйте таким приемам:

- Сконцентрируйтесь на том, что вам нравится больше всего, и попробуйте найти способы прекратить или минимизировать выполнение того, что не нравится;

- спросите себя «Чем бы я хотел заниматься бесплатно» и затем попробуйте направить в это русло свою работу;

- используйте свое время, не позволяйте времени использовать Вас. Решите для себя, сколько времени будете уделять отныне работе, потом сократите спои рабочее время до этого уровня. Используйте так называемые «искусственные» приемы (назначьте сразу после окончания рабочего дня встреча с другом, запланируйте посещение бассейна, поход в театр и т.д.);

- оставьте свободное время в Вашем рабочем расписании;

- оформите рабочее место по своему вкусу, сделайте так, чтобы оно приносило Вам удовольствие. Вы заслуживаете это;

- постарайтесь не забывать приятных моментов своей работы: удовольствие от выкопанного задачи, свобода и возможность быть полезным для других и тому подобное;

- чрезмерная увлеченность работой предусматривает большой объем отчетности о том, как Вы работаете;

- определите время для семейных дел (делите с членами семьи бытовые заботы, выезжайте на природу и т.п.).

8) Расширьте сферы своей жизнедеятельности. Для этого определите те вещи, которыми Вы хотели бы заниматься, кроме работы. Составьте список под названием «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите все, чем Вы хотите заниматься, в последовательности от наиболее до наименее желательных действий. А теперь вспомните, когда Вы в последний раз занимались тем или иным из составленного перечня. Создайте условия, чтобы такие занятия стали для Вас реальностью.

9) Старайтесь в своей профессиональной деятельности демонстрировать асертивное (уверенное) поведение. Уверенность в себе – это способность выражать себя и удовлетворять собственные потребности, при этом не создавая незручпостей для других. Поэтому отказывайтесь от неуверенного поведения (отказ от собственных потребностей ради помощи другому человеку, игнорирование собственных нужд) и агрессивного поведения (попытки доминирования или достижения своих целей за счет других людей).

10) Создайте группу социальной поддержки. Социальная поддержка – это чувство причастности, чувство того, что тебя воспринимают и любят таким, какой ты есть, а не потому, что ты можешь что-то сделать для других. В группу социальной поддержки могут войти Ваши друзья, члены семьи, с которыми духовно близки и с которыми разделяете свои радона, проблемы, страхи и любовь. Включите в группы социальной поддержки и Ваших коллег, затоваришуйте с ними, организуйте совместное положительное времяпрепровождение.

11) Позаботьтесь о правильном питании и комфортную ситуацию работы. Определите для себя сбалансированную диету. Не позволяйте «лишнему» шуму из вашего окружения выбивать Вас из состояния равновесия [16, с.298-311].

 

Психологическая реабилитация – клиент-центрированная мультидисциплина. Реабилитолога характеризует личностно-включенная позиция. Психолог-реабилитолог работает как с клиентом, так и с его семьей и реабилитационной командой. Подготовка психолога – реабилитолога длится от 9 до 11 лет и предполагает:

1) Знания в магистратурепо следующим дисциплинам:

- Введение в реабилитационную психологию;

- Статистика. Методы исследования;

- Копинг-стратегии в случае инвалидности;

- Психопатология;

- Психодиагностика;

- Психология интеллекта и личности;

- Техники терапии (3 курса);

- Семейная терапия;

2) Практика в магистратуре. В первый год магистратуры студенты проходят мини-практикум в реабилитационном учреждении, рассчитанный на 1 день в неделю в течение учебного года. На втором году обучения практикум занимает 2 дня в неделю. Студент ужеимеет право и возможность проводить диагностику и вмешательство;

3) Третий год обучения в магистратуреподготовка диплома, который представляет собой эмпирическое исследование в объеме научной публикации под руководством одного из преподавателей;

4) Специализация по реабилитационной психологии возможна после сдачи всех экзаменов за 2 года обучения в магистратуре. Специализация рассчитана на 4 года, во время которых осваиваются как минимум два направления, и требует трудоустройства на полставки в соответствующем учреждении. Например, работа с последствиями черепно-мозговой травмы и спинальными больными: стажеры получают знания по диагностике, лечению, ведению больных, работе в команде;

5) Во время специализации осуществляется супервизия от специалиста в избранной области в объеме 200 часов. Супервизия может быть личной (один на один) или групповой;

6) В течение четырех лет получения специализации соискатель должен сделать 50 диагностических случаев. Во время прохождения специализации необходимо получить университетский документ об окончании программы обучения в магистратуре, а именно: не менее чем за два года до окончания специализации должен быть подготовлен и защищен диплом (теза);

7) После четырех лет специализации сдается экзамен комиссии супервизоров. Сдающий представляет два случая: один – диагностический, один – терапевтический. С первого раза экзамен сдают, как правило, 2/3 соискателей;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.015 с.)