Кутлугушево – Ново-Никольская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кутлугушево – Ново-Никольская



   В 18-ом веке происходит интенсивное заселение земель современного Похвистневского района. Возникают чувашские, мордовские, татарские, русские поселения государственных крестьян-переселенцев из центральных районов России. Наряду с ними сюда же устремляются и помещики. Бывшие земли татар-тарханов – кутлугушцев переходят в руки помещиков Похвистневых. Кутлугушево переименовывается в деревню Ново-Никольское (Ново - потому что в Бугурусланском уезде уже была Никольская слобода). 2-я Никольская, по всей видимости, по имени наследника Николая – сына Афимьи Фёдоровны. (У неё было 2 детей: сын Николай и дочь Елизавета).

    Сама помещица в Ново-Никольском не жила, а потому землями управлял управляющий. Имелась конюшня, кузница. В деревню были привезены крепостные крестьяне (около 15 семей) из других губерний, где имелись владения Похвистневых.

    Особенностью деревни Ново-Никольская являлось то, что вместе с крепостными крестьянами проживали и государственные – те переселенцы, которые обжились здесь до появления помещиков и имели свои наделы земель и вносили за них положенные подати.

    После отмены крепостного права в 1861 году на землях Похвистневых стали трудиться наёмные работники (батраки), а часть земель была продана через Аграрный банк. Земля оставалась кормилицей крестьян. После разрушения сельской общины в начале 20 века; хозяйства стали единоличными. Это означало, что каждая семья по мере возможности обрабатывала свой участок, по своему усмотрению засевала поля рожью, пшеницей, ячменем и другими зерновыми культурами. Удобряли землю навозом, древесной золой. Все сельскохозяйственные работы проводились вручную. Каждая крестьянская семья (кроме земельного надела) имела огород, где выращивались овощи, Ягоды, грибы, хмель, калину собирали в лесу. Кроме всего этого каждая семья выращивала лён и коноплю, из которых ткали холст для шитья одежды. Летом необходимо было обязательно заготовить дрова и сено для скотины. В каждом хозяйстве имелось подворье, где содержались коровы, лошади, овцы, козы, свиньи (их не разводили только татары), домашняя птица.

    Крестьяне промышляли бортничеством, охотой на пушного зверя, рыболовством. Летом в лесу заготавливались лыко (для изготовления лаптей), дрова.

    Вплоть до образования колхозов орудия труда крестьян оставались примитивными. Коса, серп, цепа, саха, барона, вилы, топор – были основными помощниками крестьян в их нелёгком труде. Только в конце 19 века появляются первые конные косилки, молотилки. Мельницы в основном были водяные. В быту пользовались ручными крупорушками для изготовления круп. Долгими зимними вечерами женщины при свете лучины ткали холст, пряли шерсть, вышивали, шили одежду для семьи, а мужчины изготавливали по несколько пар лаптей на лето для каждого члена семьи. Зимняя одежда состояла из полушубка (из овчины) и валенок (которые валялись деревенскими умельцами), шапок для мужчин и платков (шалей) для женщин. Девушки кроме того готовили для себя на выданье приданое, куда входили верхняя одежда, постельное белье, вышитые скатерти, связанные кружева – занавески и др.

    Еду представляли борщ, щи, каша, хлеб, чай (из трав), кисель из разных ягод, сыр, молоко, солености, яйца. Издавна особым лакомством считались пироги, блины, курники, пельмени. Священники строго следили за исполнением крестьянами церковных канонов. В Старопохвистнево была лишь часовня, а потому старопохвистневцы были приписаны к Аманакской церкви, в которой они справляли всякие обязанности по отношению к своей вере (русские, мордва, чуваши). Необходимо было иметь деньги. Этой целью часть полученного хлеба и скота приходилось реализовывать на рынке – (или на базаре – как тогда назывались рынки).

    Земля во все времена являлась главной ценностью для людей, потому что она и кормила и поила и одевала их.

    Чтобы раздобыть хлеб насущный крестьянам приходилось трудиться от зари до темна. Многое приходилось продумывать заранее: запастись семенами, иметь хорошую тягловую силу (лошадей), подготовить имеющийся сельхозинвентарь: соху, борону, вилы лопаты, топоры, ломы. Да и время надо было для посева выбрать удачное, потому что крестьянин помнил, что весенний день год кормит. Всё лето в крестьянской семье было расписано по дням: надо и хлеб вырастить и сено заготовить для животных, и овощи вырастить, и дрова на зиму заготовить и многое другое. Да и осенью было много хлопот с уборкой урожая. Но частенько бывали засушливые года, тогда наступали на людей голод, эпидемии. Такими выдавались: 1872 год; 1891 год; 1901 год; 1906 год, 1907 год, 1911 год, 1921 год, 1930-1933 годы. В Самарском крае крестьянство (в середине 19в.) делилось на три категории: государственные (62,9%), удельные (18,6%) и помещичьи (18,2%). Земельный надел государственных крестьян колебалось с 6,3 десятин до 16,3 десятин. В среднем крестьяне имели около 10,6 десятин земли.

    Государственные крестьяне платили денежные налоги (ясак) и несли натуральные повинности, рекрутскую повинность (служба в царской армии), а также принимали по указу царя участие в строительстве крепостей, городов, мостов, ж/дорог и др. Крестьянский мир был организован в общину. Община вмещала в себя всё «крестьянское мироздание». Все проблемы решал сельский сход, а междуобщинные вопросы – волостной сход. Главными фигурами на селе были староста и волостной старшина.

    Самым важным событием в жизни общины до отмены крепостного права был передел земли. Землю получали только мужчины. Ячейкой крестьянского уклада была семья. Чем больше было в семье мужчин – тем она была крепче. Женщины землю в общине не получали. В начале 20 века община распалась. Хозяйства становятся индивидуальными. Крестьяне начинают уходить в «отруба».

    Старопохвистневцы были приписаны к Аманакской церкви, в которой они справляли всякие требы и обязанности по отношению к своей вере (русские, мордва, чуваши). Чтобы платить всевозможные подати и налоги, необходимо было иметь деньги. С этой целью часть полученного хлеба и скота приходилось реализовывать на рынке (или на базаре – как тогда назывались рынки). Базары устраивались (по понедельникам) в Аманаке или же в уездном городе Бугуруслане. Осенью обычно устраивались ярмарки.

    Жилища крестьян были небогатые. Они в основном строились из дерева, обмазывались глиной. Крыши были из соломы, редко у кого из тёса и железа. Внутри дома стояла печь, имелись стол, лавки, под потолком располагались полати, где обычно спали дети, в избе же имелись самодельные деревянная кровать, табуретки. Особым почитаемым и священным место в доме являлся уголок, где находилась икона с ликами Бога, Божией матери и святых. Во дворе находились сараи, склады, погреба, баня, колодец (если рядом не было родника).

ГЛАВА III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.004 с.)