Русское изобразительное искусство первой половины XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское изобразительное искусство первой половины XX века.



Идеи времени отразились в творчестве русских художников первой половины XX века. Появилось новое, по сравнению с искусством передвижников, отношение к проблемам человека и общества, в котором ощущается тревожное и радостное предчувствие перемен. Это было время расцвета портретного искусства графики, театрально-декорационного (декоративного) искусства.

Ведущим жанром в изобразительном искусстве является портрет, который отражает высокую гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения, утверждая в них образы лучших людей своего времени и беспощадно обличая лицемерие и светскую пустоту.

Все это присуще портретному творчеству русского художника В.А.Серова, которые отличаются разнообразием типов по их положению в обществе и по отношению к ним художника - от восхищения до иронии и обличения. В портрете Веры Мамонтовой ("Девушка с персиками") ощущается свет и воздух, трепетное тепло. В портретах Морозова, Гиршман, Орловой чувствуется обличительная ирония и удивительное по точности проникновение в сущность образа. Серову удается передача тонких оттенков характера через движение рук, поворот головы, цветовое решение художественного образа. Художник создает в это время портреты деятелей культуры: Горького, Ермоловой, Шаляпина. Искусствоведы отмечают просветленность и полнозвучность живописи Серова, тонкость рисунка, мастерство композиции, вобравшие в себя опыт русского и мирового изобразительного искусства.

Философское осмысление жизни, мысль о величии и непобедимости человеческого духа - основной лейтмотив творчества М.А.Врубеля. Его произведения наполнены страстным протестом и неприятием мира мещанства, стремлением "будить души людей от мелочей будничных величавыми образами". Романтические традиции полотен Врубеля дополнены символикой и аллегорией. Через весь период его творчества проходит тема Демона как олицетворение титанической силы, могучей внутренней борьбы, выражения чувств и стремлений гордой, тоскующей, протестующей, но бессильной в своем одиночестве личности ("Демон сидящий" и "Демон поверженный"). Основой вдохновения Врубеля является живой источник сказочных и былинных образов. В картинах "Пан", "К ночи", "Царевна Лебедь" ощущается совершенство, красота, гармония, пластическая выразительность образов. Силой психологических характеристик отличаются портреты С.Мамонтова, Н.Забеллы-Врубель.

Нельзя не отметить такое объединение русских художников как "Мир искусства". которое появилось в полемике с искусством передвижников, исчерпавшим к началу XX века свои возможности. В основе творческих исканий художников было стремление определить новые задачи искусства, что сближало их с литераторами - символистами. Велика просветительская роль "Мира искусства". Особенно хочется отметить роль С.Дягилева как руководителя объединения, талант которого нашел свое воплощение в организации множества просветительских выставок, в том числе "Русских сезонов в Париже". К этому творческому объединению относились: А.Н.Бенуа, живописец и график, театральный художник, ученый, один из организаторов объединения ("Медный всадник"); К.А.Сомов, изысканный и утонченный художник, мастер рисунка ("Дама в голубом", портреты Блока, Рахманинова); художник города М.В.ДОБУЖИНСКИЙ; исследователь Древней Руси Н.К.Рерих ("Гонец", "Заморские гости"); Б.М.Кустодиев, в творчестве которого особое место занимала народная тема ("Масленица").

Верой в созидательные силы революции исполнены картины художника А.Дейнеки ("Оборона Петрограда"), А.РЫЛОВА ("В голубом просторе"). Явно чувствуется ветер перемен в произведениях К.С.Петрова-Водкина("Купание красного коня", "Смерть комиссара", "Петроградская мадонна","1918 г. в Петрограде").

Уникальное место не только в русской, но и во всей мировой культуре занимает такое явление начала XX века как "Русский авангард", художники которого занимались поиском новых средств художественной выразительности. В.Кандинский приходит к беспредметной живописи, начинает писать композиции, основой которых является цвет в его эмоциональном выражении("Импровизация", "Синий гребень", "Cиний всадник", "Композиция(Серый овал)"). К.Малевич("автопортрет", "Точильщик", "Беспредметная композиция", "На жатву") изобретает супрематизм, новый творческий метод, который стремится к освобождению от сюжета, движению к "чистой" живописи. Идея постоянного развития, роста, сложности явлений и неисчерпаемости мира является ведущей для уникального искусства П.Филонова ("Голова", "Цветы мирового расцвета", "Трое за столом", "Крестьянская семья").

 

Вопрос №2

Дискуссионные вопросы авангардизма и модернизма в искусствознании XX века

Основные понятия искусства начала ХХ века: модернизм и авангард

Модернизм – совокупность художественных направлений, охвативших весь мир в начале XX века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм и др.). Пересмотр всего, что сделало человечество; обновление (≠модерн в отличии от европейских авторов, уравнивающих оба понятия. Для модерна – другие названия за рубежом). Процесс поиска новой изобразительной системы. Происходит разрушение мимесической системы (от мимисис). Основной принцип – эксперимент. «Другое искусство». Увлечение формально-пластическим языком. Начинает преобладать субъективиз м (индивидуализм).

 

Авангард – движение внутри модернизма. Находится на пике модернизма, самое радикальное, что в нем есть. Должен отрицать сам себя, постоянно создавать что-то новое. Модернизм – движение обновления, авангард строит принципиально другой новый мир, новую реальность, где человек находится на пике своих творческих способностей

Модернизм отрицает:

«Классическое» искусство (в основе – мимесическая система.

1. Классика

2. Эллинизм

3. Возрождение

4. Барокко

5. Классицизм

6. Реализм (визуальное восприятие мира, художник максимально старается приблизиться к тому, что он видит)

   7. Импрессионизм

Модернизм и авангард ориентируются:

1. Египет

2. Крито-микенское

3. Гомеровсий период и архаика

4. Первобытное искусство

5. Средневековье

6. Народное искусство

7. Примитивное искусство

8. Детское искусство

Вопрос №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.008 с.)