Создание проблемной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание проблемной ситуации



Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление.

Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Примеры создания проблемной ситуации «с удивлением»

Фрагмент урока русского языка в 4 классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагается найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление: существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

Далее дети высказывают предположения о том, что если у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы.

Подведение к противоречию между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

Учащимся предлагается практическое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность: дети понимают, что справиться с ними можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в итоге, к активизации познавательной деятельности.

Урок биологии в 8 классе.

Учитель А.Р. Гарифзянов (г. Тула), абсолютный победитель конкурса

«Учитель года России – 2010.

Учитель предлагает из имеющихся на столах материалов создать модели живых существ, обитающих в разных природных средах: водной, воздушной и почвенной. Но модели животных, обитающих в одной среде, у ребят получаются абсолютно разными. Почему? Ведь организм в ходе эволюции должен приспосабливаться к среде обитания, и животные, которые живут в одной среде, должны быть в чем-то похожи. Почему этого не произошло? Возникает проблемная ситуация: учащиеся понимают, что для решения задачи им не хватает знаний. Учитель приглашает их в виртуальный музей, где они сравнивают организмы, живущие в одной среде, и механизмы, созданные человеком для работы в этой же среде, и выявляют общее в форме тела, окраски и т.д. В конце урока учитель предлагает переделать (или сделать заново) неудачные модели. Они оказываются очень похожими. Интересно, что восьмиклассники справились не только с моделями «водных» организмов, о которых в основном шла речь на уроке, но и с представителями других природных сред: учащиеся смогли перенести полученный в результате учебной деятельности способ работы на другой объект.

 

Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

 

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Примеры проблемных вопросов для учащихся начальной школы.

Вопросы по природоведению:

1. На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

2. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

3. Почему в природе больше всего страдают красиво цветущие и полезные растения?

4. Что случится, если растения исчезнут?

5. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

6. Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

7. Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

8. Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

 

Вопросы по русскому языку:

1. Являются ли родственными (однокоренными) слова:

 

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2. Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

 

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

 

Создание проблемной ситуации

Проблемная ситуация (наряду с проблемными вопросами и проблемными заданиями) – неотъемлемый атрибут проблемного обучения.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций» (М.И.Махмутов)

Еще в 1972 г. А.М. Матюшкиным, чьи открытия в области психологии, методики работы с одаренными детьми и т.д. актуальны по сей день, были сформулированы правила создания проблемных ситуаций.

1. Учитель должен поставить перед учащимся такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого происходит приращение новых знаний и/или способов действия. При этом у обучающихся должно быть достаточно знаний и умений, чтобы понять условия задания, цель, которую они должны достигнуть, и пути ее достижения. Задание должно иметь не более одного неизвестного элемента, и учащиеся должны испытывать потребность в его нахождении.

2. Проблемное задание или проблемный вопрос должны быть посильными для учащегося, т.е. соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Для успешного выполнения проблемного задания у учащихся должны иметься достаточные сведения об изучаемом явлении или необходимых элементарных способах действия, поэтому перед тем, как дать учащимся проблемное задание, учитель сообщает им такие сведения или обучает их действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.

4. Педагогу необходимо помнить, что проблемное задание (вопрос) и проблемная ситуация – это не одно и то же. Проблемный вопрос может вызвать проблемную ситуацию только в том случае, когда он возникает у ребенка в процессе выполнения им практического или теоретического задания. В идеале вопрос, сформулированный учителем, и вопрос, возникший у обучающегося, должны совпадать по существу. Если этого не произошло, то цели учителя и учащегося, очевидно, будут разными и проблемной ситуации не возникнет.

5. Проблемная ситуация может быть вызвана разными способами. Например, учитель дает теоретическое проблемное задание, требующее объяснить какие-либо процессы или события. Перед этим он демонстрирует, описывает или сообщает необходимые факты. Возможен и обратный прием, когда проблемная ситуация создается с помощью практического задания, которое не может быть выполнено учащимися, поскольку у них не хватает информации или они не владеют нужным способом действия. Потребность в поисках недостающего знания или способа действия формирует мотивационную составляющую проблемной ситуации.

6. Последнее правило создания проблемной ситуации, сформулированное А.М. Матюшкиным, нуждается в некоторой корректировке. Автор подчеркивает, что «возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. … Такое фиксирование проблемной ситуации учителем подчеркивает учебный характер предлагаемого ученику проблемного задания и определяет область поиска требуемого неизвестного». Однако лучше, если причины невыполнения задания сформулируют сами учащиеся и назовут пути преодоления возникших затруднений. При этом будут достигаться не только предметные, но и метапредметные результаты, а именно формирование УУД постановки и решения проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Проблемные ситуации можно создавать на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.011 с.)