Жизнь и творчество М.Цветаевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь и творчество М.Цветаевой



ЛИТЕРАТУРА 11 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: заинтересовать обучающихся личностью Марины Цветаевой, увлечь её поэтическим творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира, поэтической манеры; способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие поэтессы; совершенствовать навыки аналитической работы, самостоятельного учебного труда, умения планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.

Развивающие: развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности обучающегося,способность видеть и понимать подтекст стихотворения,оформлять свои чувства и ощущения в грамотную речевую форму, умение активно мыслить,навыки самоанализа, вдумчивого и выразительного чтения, развивать чувство прекрасного;развивать умение анализировать лирические произведения, способствовать освоению информационной компетентности.

Воспитательные: способствоватьпробуждению патриотических чувств у обучающихся, утверждению ценности человеческой жизни и мира, который создает личность, формированию осторожного отношения к миру и чувствам другого человека, укреплению читательского интереса к поэзии М. Цветаевой,

 

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя: (1СЛАЙД) «Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать…». Этими словами Марины Цветаевой, мне бы хотелось начать сегодняшний урок, на котором мы окунемся с вами в её художественный мир, выбрав из моря поэзии произведения, где наиболее ярко выразился характер поэта, ее идеалы.

(2 СЛАЙД) Работа с карточкой «Верите ли вы…».

(3 СЛАЙД) Слушание в записи стихотворения «Идёшь, на меня похожий…»

Скажите, к кому обращены эти слова?

(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит, Цветаева обращается к каждому из нас.)

Ее слова что это? Просьба? Призыв или требование? Как вы думаете?

(Наверное, и первое, и второе, и третье. Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимания. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.)

- Попробуйте определить цель нашего урока: (Ответ учащегося).

Слово учителя: Знакомясь с судьбой Марины Цветаевой, важно не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она творила и любила, страдала и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

 

1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к работе по теме урока.

Слово учителя: «Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…» - это слова Цветаевой. Следуя её совету, обратимся к её стихам. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше поймёте поэтессу и её произведения (кстати, сама Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой, и именовала себя Поэтом).

 

1. Усвоение новых знаний по теме.

Москва в творчестве Марины Цветаевой.

Героиня Женщина

Государыня простая, любая

Мрамор гипсовая труха

Божество здешняя, сто-тысячная

товар рыночный, земная

 

Слово учителя: В 1928в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России»

В 1934 году написано удивительное стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

 

8) Чтение и анализ стихотворения «Тоска по родине! Давно…»

В 1936-1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехали дочь и муж. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

(17 СЛАЙД) Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы, всё это резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала писать, переводить…

Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном было отчуждение. Встреча с читающей Россией не состоялась.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь – выть.

Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить. Она покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.

(18 СЛАЙД) Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф. (19 СЛАЙД) Но Марина хотела быть похоронена в Тарусе, поэтому там сооружен каменьс надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.
Отпевание состоялось в московском храме Вознесения Господня. И когда его спросили, что позволило ему сделать для Марины Цветаевой исключение, он ответил: «Любовь народная».

 

1. Первичная проверка и закрепление новых знаний.

Слово учителя: А теперь вернёмся к началу урока, когда вы работали с карточкой «Верите ли вы…». Предлагаю доработать, исправить первоначальный вариант и выяснить, что нового вы узнали о творчестве Марины Цветаевой.

1) Работа с карточкой «Верите ли вы…».

ЛИТЕРАТУРА 11 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: заинтересовать обучающихся личностью Марины Цветаевой, увлечь её поэтическим творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира, поэтической манеры; способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие поэтессы; совершенствовать навыки аналитической работы, самостоятельного учебного труда, умения планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.

Развивающие: развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности обучающегося,способность видеть и понимать подтекст стихотворения,оформлять свои чувства и ощущения в грамотную речевую форму, умение активно мыслить,навыки самоанализа, вдумчивого и выразительного чтения, развивать чувство прекрасного;развивать умение анализировать лирические произведения, способствовать освоению информационной компетентности.

Воспитательные: способствоватьпробуждению патриотических чувств у обучающихся, утверждению ценности человеческой жизни и мира, который создает личность, формированию осторожного отношения к миру и чувствам другого человека, укреплению читательского интереса к поэзии М. Цветаевой,

 

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя: (1СЛАЙД) «Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать…». Этими словами Марины Цветаевой, мне бы хотелось начать сегодняшний урок, на котором мы окунемся с вами в её художественный мир, выбрав из моря поэзии произведения, где наиболее ярко выразился характер поэта, ее идеалы.

(2 СЛАЙД) Работа с карточкой «Верите ли вы…».

(3 СЛАЙД) Слушание в записи стихотворения «Идёшь, на меня похожий…»

Скажите, к кому обращены эти слова?

(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит, Цветаева обращается к каждому из нас.)

Ее слова что это? Просьба? Призыв или требование? Как вы думаете?

(Наверное, и первое, и второе, и третье. Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимания. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.)

- Попробуйте определить цель нашего урока: (Ответ учащегося).

Слово учителя: Знакомясь с судьбой Марины Цветаевой, важно не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она творила и любила, страдала и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

 

1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к работе по теме урока.

Слово учителя: «Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…» - это слова Цветаевой. Следуя её совету, обратимся к её стихам. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше поймёте поэтессу и её произведения (кстати, сама Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой, и именовала себя Поэтом).

 

1. Усвоение новых знаний по теме.

Жизнь и творчество М.Цветаевой

Слово учителя: (4 СЛАЙД) М.И. Цветаева родилась в центре Москвы 26 сентября 1892 г. в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки. Потом она напишет о своём рождении: (5 СЛАЙД)

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. (6 СЛАЙД) Особенно тёплые отношения были Марины с сестрой Анастасией, по-домашнему её звали Ася.

Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков (7 СЛАЙД), лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. (8 СЛАЙД).

Москва была обжитой и уютной российской усадьбой, раскинувшейся на семи холмах.(9 СЛАЙД)

Московская тема в творчестве Цветаевой появляется очень рано.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.012 с.)