Пространственное расположение и цветовая гамма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственное расположение и цветовая гамма



Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом.

Смещение рисунка от центра влево — указатель ориентации на прошлое; вправо — на будущее. Верхняяи нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя — с семьей.

Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний (например, в прошлом). Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка — на это указывают штриховки, перерисовывания, определенные цвета.

Цвета, использованные ребенком, дают некоторые сведения о его эмоциональности:

  • красный — напор, страстность, демонстративность, агрессия;
  • оранжевый — чувство небезопасности;
  • желтый — оптимизм, инфантильность (один из предпочитаемых цветов, что для дошкольного возраста естественно);
  • зеленый — уравновешенность;
  • синий — «мужские» черты характера: независимость, самоконтроль, рациональность;
  • фиолетовый — тревога, тяга к мистике;
  • черный — протест, пессимизм, усталость.

Одноцветные рисунки — показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.

Невозможное в реальности использование цвета, например черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.

Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик.

Словесное описание кактуса

Дополнит диагностические сведения беседа с ребенком, в которой вы получите описание кактуса, задав следующие вопросы.

«Сильно ли колется кактус и можно ли его потрогать?» Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих.

Бывают такие варианты ответов: «потрогать кактус может только мама» — т. е. ребенок готов к доверительному контакту только с мамой; «кактус никто не трогает» — это может указывать на то, что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.

«Один ли растет кактус или у него есть соседи?» Соседи кактуса — значимые близкие люди, чаще всего — сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи:

  • чувствует ли он сходство с ними — кактус и соседи похожи;
  • дают ли они ему что-то положительное — общаются, не дают скучать, защищают от чего-то;
  • наносят ли они ему вред — отвлекают от него внимание ухаживающего человека, загораживают от солнца, обижают.

«Как кактус изменится, когда вырастет?» Ответ на этот вопрос отражает представления ребенка о своем будущем. Нормальным, благополучным вариантом считается представление о прогрессе: кактус станет больше, сильнее, расцветет; у него могут появиться друзья или детеныши, улучшится среда обитания
и т. п. Это естественные детские представления о развитии, сопровождающемся увеличением радости, компетентности, счастья.

Ответ, который содержит частично или полностью негативный прогноз — кактус погибнет, заболеет, останется один и т. п., — говорит о более или менее выраженном катастрофическом видении собственных жизненных обстоятельств и предстоящих изменений. С таким ребенком необходимо провести дополнительную работу.

Настораживающим является и ответ «не знаю» — он может указывать на переживание тревоги в отношении будущего, но может быть и формой отказа ребенка от задания.

«Дикий или домашний кактус? Есть ли кто-то ухаживающий за ним? Как кактус относится к уходу за собой?» Ответы на эти вопросы дают информацию о том, как ребенок воспринимает детско-родительские отношения.

Домашний кактус изображают дети, осознающие свою включенность в семью и заботу взрослых о себе. Дикие кактусы рисуют те, кто не чувствует достаточной адекватной возрасту опеки и заботы.

Чем более реалистично и конкретно описано существо, которое заботится о кактусе, тем понятнее и очевиднее для ребенка семейные роли. В благополучном варианте ребенок описывает некоторого хозяина (любое существо), который оказывает необходимую кактусу заботу постоянно и внимательно, а кактус рад этой заботе и не испытывает никаких негативных ответных чувств. Это означает, что ребенок твердо убежден в наличии и естественности постоянного ухода родителя за собой. Если в рассказе о кактусе нет кого-то, кто дает такую заботу, или уход за кактусом происходит время от времени то одним, то другим существом, то он ее не чувствует или считает непостоянной и недостаточной. Отследите данный момент в изображении горшка.

Горшок, в котором растет кактус, символизирует опеку в детско-родительских отношениях. Кактус, изображенный без горшка, растущим в дикой природе, свидетельствует о переживании одиночества в отношениях с близкими, нехватке опеки и домашнего тепла. Кактусы в огромных горшках — гиперопекаемые дети. Адекватное, приближенное к бытовому соотношение размеров горшка и кактуса указывает на соответствующий потребностям и особенностям ребенка уровень родительской опеки.

Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье. Цвет горшка сигнализирует о детских чувствах, испытываемых в отношениях с родителями.

Приложение

Интерпретация рисунков

Рисунок 1

Испытуемый — мальчик, 6 лет, старший из троих детей в семье.

Из беседы с ребенком. Три кактуса — три братика — живут в оранжерее со своими родителями, дядей и тетей — деревьями. Им нравится, как за ними ухаживают. У них есть колючки, но колют они только тех, кто их обижает. Они будут расти и становиться еще лучше.

Интерпретация. Уровень опеки воспринимается как достаточный (горшки у всех кактусов), условия благополучные (оранжерея). Агрессия невысокая, возникает ситуативно. Есть черты демонстративности (цветы). Несмотря на соответствие числа изображенных растений реальному количеству родственников, ежедневно участвующих в воспитании детей, можно предполагать тревожность (увеличение количества изображенных объектов в сравнении с заданием).

Рисунок 2

Испытуемый — девочка, 6 лет, младшая из двоих детей в семье.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий. Его никто не трогает. Он растет в горшке. За ним ухаживают. Другие цветы любят больше, чем его. Там есть и другие цветы, красивые. Я не знаю, что будет, когда он вырастет.

Интерпретация. Признаки тревожности (штриховка, рамочка вокруг рисунка), агрессивность (колючки, описание). Сиблинговая конкуренция, восприятие себя как менее любимого ребенка (сравнение с другими цветами). Уровень опеки достаточный.

Рисунок 3

Рисунок 4

Оба рисунка принадлежат детям 6-летнего возраста, оба — единственные в семье.

Описание рисунка сходное: колючий кактус, трогать его нельзя — он уколет. Растет в горшке, но кто за ним ухаживает, авторы рисунков сказать не могли. Соседей у кактуса нет.

Интерпретация. Дети с выраженной эмоциональной проблематикой: тревогой, связанной с детско-родительскими отношениями (характер штриховки горшка и кактуса, описание ухода) и агрессивностью, препятствующей благополучному контакту с окружающими (колючки, невозможность прикосновения, отсутствие соседей и понятного ухода). Признаки гиперопеки (крупные горшки).

Рисунок 5

Испытуемый — мальчик, 6 лет.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий, но его можно трогать. Он никого не колет. За ним ухаживает мама, ему это нравится. Он растет у нее в комнате, и всегда будет там расти. Там есть другие цветы, они все дружат.

Интерпретация. Уровень опеки высокий (крупный горшок), но воспринимается ребенком как адекватный и достаточный. Контакту со взрослыми и ровесниками открыт (можно прикоснуться, есть дружелюбные соседи). Особенная привязанность к матери. Агрессивен (колючки).

Рисунок 6

Испытуемый — девочка, 6 лет, единственный ребенок в семье.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий и красивый, растет в музее, потому что только там есть красные кактусы. Его можно трогать, но не всем. Некоторых он сильно колет. За ним хорошо ухаживают. Он всегда будет красным, а взрослым он зацветет.

Интерпретация. Склонность к гиперопеке, потребность в четких границах между родителем и ребенком (рамочка на горшке). Агрессивность (колючки, уколы некоторых людей). Избирательность контактов с людьми. Представление о собственной уникальности (единственный кактус, музейный экспонат). Склонность доминировать (размеры). Вероятны неадекватные эмоциональные реакции (цвет кактуса).

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Консультирование

Что надо знать о развитии речи дошкольников

Татьяна Веселовацкая
педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 29» комбинированного вида, г. Копейск, Челябинская обл.

Проблемой развития речи занимается учитель-логопед. Но большое количество запросов от родителей и воспитателей к педагогу-психологу требует освещения этой темы. Зная закономерности развития речи, особенности и психологические характеристики детей с нарушениями речи, вы можете проконсультировать родителей и педагогов.

Речь — не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Какие особенности имеет речевое развитие в норме

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие». Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Какие функции выполняет речь

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.

1) Коммуникативная функция речи одна из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций.

2) Познавательная функция речи связана с коммуникативной стороной, они формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи получает новую информацию, приобретает возможность ее по-новому усваивать. Доктор педагогических наук, психолог А.А. Люблинская утверждала, что пассивное овладение речью ребенком на первом-втором году жизни способствует развитию обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный, поисковый характер.

При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Большая роль отводится речи и развитию памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок постепенно осваивает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. При олигофрении прежде всего недоразвивается обобщающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

3) Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4–5 годам, когда у него развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения. Эта функция речи связана с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления.

 Принедоразвитиирегулирующейфункциидействияребенкаотличаютсяимпульсивностью, речьвзрослогомалокорректируетегодеятельность, он затрудняет ся в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т. к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально- волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю-логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.

Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания учителя-логопеда, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания — отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

Также среди трудностей детей с нарушением речи:

  • неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;
  • недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
  • проблемы с дыханием — когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Речь — не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Как развивать эмоционально-волевую сферу детей-логопатов

В логопедической работе большое внимание (кроме речи) направлено на то, чтобы активизировать процессы мышления и улучшить моторику пальцев рук. Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Участие педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, дети лучше чувствуют и понимают других, это благотворно скажется и на речи.

Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. На каждом занятии необходимо использовать специальные упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание тесно связаны. Дети должны учиться дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков будут происходить в более короткие сроки. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у учителя- логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает учителю-логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по значению и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя такими, какими они есть.

Ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в системе логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Нарушения устной речи

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи при органических поражениях.

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Тахилалия — патологически убыстренный темп речи.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Как сопровождать детей 5–7 лет с ФФН в условиях логопункта

Ольга Косова
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 49 «Сказка», г. Североморск, Мурманская обл.

Елена Валабугина
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 49 «Сказка», г. Североморск, Мурманская обл.

Коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) необходимо строить в сотрудничестве с учителем-логопедом. В материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда детского сада г. Североморска: как они используют оборудование сенсорной комнаты на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ФФН.

Логопедический пункт (логопункт) — структурное подразделение дошкольной образовательной организации, специалисты которого на ранних стадиях выявляют и помогают преодолеть отклонения в развитии устной речи без перевода дошкольников в специализированную группу. Один из диагнозов, с которым дети посещают логопункт, — фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН

Помимо нарушений речевого характера, у детей могут быть особенности в протекании высших психических функций.

Внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим. Слабо сформировано произвольное внимание — ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.

Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Им трудно восстановить порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки. Они могут не замечать неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ФФН снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

На занятиях дети с ФФН быстро утомляются. Им сложно выполнять одно задание в течение длительного времени

Отмечаются особенности мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления у детей могут быть трудности в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленная, из-за чего может быть замедленным и восприятие материала на занятиях. Отстает в развитии словесно-логическое мышление. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Часто их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Встречаются дети, которые помимо перечисленных могут иметь поведенческие особенности:

  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемую навязчивыми страхами;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • повышенную обидчивость, ранимость;
  • нестабильность поведения, частая смена настроения;
  • склонность к болезненному фантазированию.

Три цикла программы психолого-логопедических занятий

Согласованность действий педагога-психолога и учителя-логопеда позволит эффективно решить задачи коррекции имеющихся нарушений речи, поможет ребенку легче социализироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Цели взаимодействия: корректировать речевые нарушения у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; объединить коррекционно-развивающее обучение и психологическое сопровождение в единый образовательный процесс.

Задачи:

  • развить фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • сформировать правильное речевое дыхание и ритмико-интонационную сторону речи;
  • обучить элементарным навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развить тонкую, артикуляционную моторику, общую координацию движений;
  • развить высшие психические функции (мышление, речь, восприятие, память, внимание, воображение);
  • развить коммуникативные навыки и умения, направленные на социальную адаптацию детей;
  • развить самоконтроль, самостоятельность, сформировать эмоциональную устойчивость и способность к саморегуляции.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми выстроено в соответствии с тремя циклами программы психолого-логопедических занятий для детей 5–7 лет «Играй, слушай, познавай!»1:

1. «Город Цветов». Цикл включает 13 занятий, содержание которых выстроено с опорой на воображение детей. Погружаясь в мир цветов, впитывая ароматы, краски, звуки природы, наслаждаясь гармонией, ребенок совершенствуется как личность, обретает внутреннее спокойствие и уверенность.

2. «Грамотейкины рассуждения». Цикл включает 13 занятий. В основе — работа с пословицами. Разбирая пословицы, дети учатся понимать их смысл применять к месту, запоминают их, придумывают ситуации «под пословицу». Таким образом, у дошкольников развиваются образная речь, словесное творчество, обогащается связная речь в целом.

3. «Говорулькины истории». Цикл включает 12 занятий. В ходе решения речевых задач дети закрепляют звуки в повседневной речи. На этих занятиях учитель-логопед контролирует произношение и оценивает качество произносимых звуков детьми, педагог-психолог отслеживает эмоциональное состояние детей, уровень развития сотрудничества, способность проявить творческий потенциал.

В каждом из циклов специалисты решают свои задачи (таблица).

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность — 25 минут.

Количество детей: 6–8.

Тематический план занятий с детьми с ФФН на учебный год

Тема

Задачи

учителя-логопеда педагога-психолога

Цикл «Город Цветов»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.093 с.)