Сообщение педагога-психолога на тему: «агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщение педагога-психолога на тему: «агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку. »



    Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении ребенка носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризиса развития.

    Итак, что же такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

    Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

  Как же выявить агрессивного ребенка?

    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании своевременной и посильной помощи ребенку.

 Агрессивный ребенок часто:

· теряет контроль над собой;

· спорит, ругается с взрослыми;

· отказывается выполнять правила;

· сердится и отказывается сделать что-либо;

· специально раздражает людей;

· обвиняет других в своих ошибках;

· завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 7 перечисленных признаков.

    Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

     Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) – см. приложение.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

* Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

* Воспитание в семье – социолог М. Мид доказала, что если ребенка резко отучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у него формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, агрессивность, эгоизм;

* Неблагополучная семейная обстановка:

- ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

- нет единства требований к ребенку;

- асоциальное поведение родителей.

* Характер наказаний, применяемый родителями в ответ на проявление гнева у ребенка. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а взращивают его. Зло порождает зло, а агрессия – агрессию. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка.

* Трудности в обучении.

* Психологический климат в группе детского сада.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

· скандалы в семье;

· применение физической силы во время семейных ссор (драки);

· грубое, жестокое обращение с ребенком;

· привлечение его к посещению, просмотру жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.д.;

· просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных фильмах, так и в мультипликационных;

· одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай» и т.п.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми:

· Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

· Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

· Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

· Снижение уровня личностной тревожности.

· Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей. Развитие позитивной самооценки.

· Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реакции на негативные ситуации в целом.

3. Практикум с педагогами: «Игры с агрессивным ребенком».

      Домашнее задание: Педагоги представляют игры и пособия, имеющиеся в «Психологическом уголке» группы, проводят одну из игр с взрослой аудиторией, как с детьми.

Создание педагогами схемы «Способы преодоления агрессии»: На мольберте лист с нарисованной радугой и написанными на ней буквами (К, О, Ж, З, Г, С, Ф), облака «Деструктивные», «Конструктивные». Педагогам даются цветные воздушные шары (по 2 шара каждого цвета), на которых в соответствии с первой буквой цвета необходимо написать конструктивные на одном шаре и деструктивные на другом шаре способы выражения агрессии (например, «красный» - кричать, кипятиться; на другом шаре - купаться, красить). Педагоги работают группами по 2-3 человека, затем прикрепляют шары к мольберту, комментируя свои надписи. В результате появляется радуга «Способы преодоления агрессии».

 4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей».

    Итак, мы определили деструктивные и конструктивные способы выражения агрессии, их влияние на личность. С правой стороны радуги (где указаны конструктивные способы) восходит солнце (символизирует роль педагога в педагогическом процессе). Посмотрим лучи-направления, в которых должна проводиться работа педагога.(Солнце с лучами, на лучах надписи: «Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева», «Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева», «Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию»).

    Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.005 с.)