Борьба государства с монополией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба государства с монополией



Борьба государства с монополией

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

§ по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;

§ монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;

§ монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;

§ монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Основными экономическими мерами поддержания конкуренции и борьбы с монополией являются:

§ поощрение создания новых товаров и товаров-заменителей;

§ поддержка новых фирм и предприятий среднего и малого бизнеса;

§ привлечение иностранных инвестиций;

§ учреждение совместных предприятий и создание зон свободной торговли;

§ финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

В чем суть политики ценовой дискриминации?

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Дайте характеристику естественной монополии.

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). ОАО «Газпром», ЗАО «РЖД».

Почему монополистическая конкуренция боле выгодна потребителям?

Монополистическая конкуренция выгодна потребителям, так как в условия монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объём продукции.

Ответ: в а г д б

13. Цена товара, установленная ниже равновесного уровня, приводит к….

а) появлению дефицита товаров                      б) падению цен на ресурсы        

в) формированию рынка покупателя             г) возникновению излишка товаров

14. Соответствие между понятиями стоимости и их определениями

1. Стоимость (трудовая)-б А) Количественное соотношение, в котором одна потребительная стоимость может обмениваться на другую потребительскую стоимость
2. Полезность-в Б) Затраты абстрактного труда, измеряемые общественно необходимым рабочим временем
3. Меновая стоимость-а В) Субъективная оценка произведенных благ
4. Потребительная стоимость-г Г) Способность товара удовлетворять конкретные потребности
5. Предельная полезность-д Д) Полезность последней единицы каждого блага

15. Соответствие между типами несовершенной конкуренции и количеством фирм и отрасли

В-1. Дуополия                                                            а) Только три фирмы

А-2. Олигополия                                                        б) Множество фирм

Б-3. Монополистическая конкуренция                   в) Малое количество фирм

Г-4. Чистая монополия                                             г) Одна фирма  

16. Последовательность усиления степени влияния производителя на цену:

4а) Монополия                                                       3б) Олигополия       

2в) Монополистическая конкуренция                 1г) Совершенная конкуренция

17. К позитивным свойствам рынка относится:

а) систематическое повышение качества экономических благ

б) быстрая адаптация к меняющейся экономической ситуации

в) сохранение невоспроизводимых экономических благ

г) заинтересованность в создании общественных благ

д) наличие свободного выбора для производителей и потребителей

18. Если при росте цены товара общая выручка увеличивается, то коэффициент ценовой эластичности…

а) больше единицы      б) меньше единицы       в) равен единице   г) равен нулю         

19. Эластичность спроса по цене товара имеет тенденцию к увеличению:

а) чем больше этот товар необходим         

б) чем больше заменителей у него имеется

в) в более коротких временных интервалах          

г) чем ниже его цена

20. При росте урожая сельскохозяйственных культур выручка их производителей падает. Это означает, что:

а) предложение с/х продукции неэластично

б) спрос на данную продукцию неэластичен

в) на данном рынке действуют перекупщики, ущемляющие интересы производителей

г) эластичность спрос больше эластичности предложения

Борьба государства с монополией

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

§ по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;

§ монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;

§ монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;

§ монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Основными экономическими мерами поддержания конкуренции и борьбы с монополией являются:

§ поощрение создания новых товаров и товаров-заменителей;

§ поддержка новых фирм и предприятий среднего и малого бизнеса;

§ привлечение иностранных инвестиций;

§ учреждение совместных предприятий и создание зон свободной торговли;

§ финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.008 с.)