Продолжительность зрительных нагрузок и перерывов в зависимости от возраста учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжительность зрительных нагрузок и перерывов в зависимости от возраста учащихся



Класс Зрительная нагрузка, мин Перерыв, мин
1–3 20 10–15
4–6 25–30 10–15
7 и старше 35–40 10–15

6


Чтение должно проводиться в следующих оптимальных условиях:

I. Размеры мебели должны соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Правильное оснащение образовательных учреждений учеб- ной мебелью и ее рациональное использование имеет большое значение для поддержания высокой работоспособности и профилактики нарушений осанки и зрения.

Когда ребенок длительное время сидит, то испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Утомление мышц, удерживающих тело в равно- весии при сидении, развивается довольно быстро, так как им приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из рав- новесия. Устав, ребенок очень часто принимает неправильную позу, кото- рая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, нарушению осанки.

Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благо- приятных условиях. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту.

Наиболее рациональна поза при чтении, когда голова и верхняя часть туловища слегка наклонены вперед, рассматриваемые предметы (тетрадь, учебники) находятся от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами. Удаление текста от головы читающего: для детей 6–9 лет — 25 см, 11–12 лет — 30 см, старшеклассников — 35 см.

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и выра- батывается поза «низко склоненной головы». Установлена взаимосвязь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и на- рушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы «поза низко склоненной головы» была выражена наиболее сильно, проявление близорукости отмечается чаще.

Предплечья и кисти рук должны симметрично и свободно лежать на поверхности стола, не являясь дополнительными точками опоры. Между туловищем и краем стола — расстояние 3–5 см, что приблизительно соот- ветствует ширине кисти ребенка. Ноги согнуты в тазобедренном и колен- ном суставах, по отношению к корпусу — под прямым углом. Не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра должно находиться на сиденье, стопы — на специальной подставке или на полу.

Существенную роль в обеспечении правильной и удобной позы иг- рает такая составляющая мебели, как дифференция. Дифференцией назы- вается расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола и плоскостью сиденья. При большой дифференции человек вынуж-

 

7


ден поднимать плечи, при малой — сутулиться, что может приводить к быстрому развитию утомления, нарушению осанки и остроты зрения. Оп- тимальный размер дифференции заложен в размерах мебели образова- тельных учреждений (согласно ГОСТу). Практически дифференцию мож- но определить следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3–4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.

II. С использованием пюпитра, поставленного под углом 45° к гори- зонтали для размещения книги.

III. Освещенность рабочего места должна быть достаточной как днем, так и в вечернее время.

По мере роста и развития организма происходит рост глаза и разви- тие его преломляющей системы, которые заканчиваются только к 12–14 годам. В связи с этим в детском возрасте зрительная работа сопрово- ждается напряжением всех функций глаза, и сама по себе может способство- вать возникновению зрительных расстройств. Опасность их развития может усугубляться при неблагоприятной световой обстановке, обусловленной не- достаточным уровнем естественного и искусственного освещений.

Биологическое значение солнечного света для организма огромно. Известно его общетонизирующее и укрепляющее действие, которое спо- собствует повышению сопротивляемости организма к различным заболе- ваниям. Свет оказывает и психологическое воздействие, создавая бодрый, положительный эмоциональный фон. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра обладает ярко выраженным бактерицидным воздействием и спо- собствует оздоровлению внешней среды.

Оптимальной ориентацией окон учебных помещений во всех клима- тических районах является Ю, Ю–В. Это обеспечивает наиболее высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, и в отличие от западной ориентации не приводит к перегреву помещений.

К естественному освещению учебных помещений предъявляются следующие требования: достаточность, равномерность, отсутствие пере- грева помещений, блескости и теней. На рабочее место ученика свет дол- жен падать с левой стороны.

Проникновению естественного света нередко препятствует затемне- ние окон цветами, шторами и другими предметами. Комнатные растения надо расставлять в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола. Высота цветов, стоящих на подоконнике, не должна превышать 15 см. Недопустимо завешивать шторами (способны задерживать 20–30 % светового потока) окна, особенно их верхнюю часть, наиболее ценную для проникновения света. Именно верхний свет глубоко проникает в помещение и обеспечивает освещение 3 рядов парт. Запылен- ность и загрязненность окон снижает уровень естественного освещения на

 

8


40 % и более. Оконные проемы необходимо регулярно мыть, очистку сте- кол следует осуществлять с наружной стороны 3–4 раза в год, с внутрен- ней — ежемесячно.

В создании благоприятной световой обстановки немаловажную роль играет окраска потолка, стен, мебели. Поверхность стен, потолков, пола и оборудования должна быть матовой. Цветовое решение школьных поме- щений, где дети испытывают длительное зрительное напряжение, должно создавать спокойную обстановку, исключающую возможность чрезмерно- го возбуждения нервной системы. Оптимальными, по мнению психологов, считаются композиции из цветов, которые успокаивают, помогают сосре- доточиться, облегчают работу глаз. Наиболее благоприятными являются желтоватый, зеленоватый, а также бежевый тона. В интерьере младших классов целесообразно использовать теплые тона. Дети до 10–14 лет пред- почитают разные оттенки зеленого, старшеклассники — более холодные цвета, например, голубой. При холодных и светлых тонах окраски поме- щение представляется не только прохладным, но и более просторным. С ок- раской стен должен хорошо сочетаться цвет доски, мебели, пола.

Классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, темно- голубого цвета. Во избежание уменьшения светоотражения плакаты, стенга- зеты необходимо развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край этих листов не располагался выше 1,75 м от пола.

Рабочая поверхность парт и столов должна иметь покрытие светлых тонов: светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеле- новато-желтого или с сохранением текстуры древесины.

Наиболее благоприятным для работы зрительного анализатора явля- ется естественное освещение в пределах от 800 до 1200 лк.

На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света воспол- няется искусственным освещением. К искусственному освещению предъ- являются следующие гигиенические требования: достаточность по силе, равномерность, обеспечение благоприятного соотношения яркостей в поле зрения, отсутствие прямой и отраженной блескости. Наиболее полно этим требованиям соответствует люминесцентное освещение. Свет от люми- несцентных ламп по спектральному составу близок к естественному, ока- зывает благоприятное действие как на зрительные функции, так и на об- щую работоспособность организма. Рассеянный свет люминесцентных ламп не дает резких теней. К тому же их применение при равном уровне освещенности в 2–2,5 раза дешевле использования ламп накаливания.

В учебно-воспитательных учреждениях рекомендуются люминес- центные лампы типа ЛЕ (люминесцентная, естественного цвета), ЛБ (бе-

 

 

9


лого цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета), т. е. лампы с приближенной к ес- тественному свету цветовой характеристикой.

Освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания должна быть не меньше 200 лк, люминесцентными — 400 лк. Учитель обязан кон- тролировать освещенность и дифференцированно включать искусственное освещение для 3-го ряда парт. Не менее двух раз за учебный год учащих- ся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Настольная лампа при искусственном освещении должна находить- ся слева и быть прикрыта абажуром, чтобы прямые лучи света не попада- ли в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 Вт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для то- го, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора от освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет: появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомо- дационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близоруко- сти. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Оптимальная освещен- ность от настольных ламп должна составлять 150 лк.

Классная доска освещается двумя зеркальными светильниками, ус- тановленными параллельно ее верхнему краю.

IV. Зрительная работа должна чередоваться с отдыхом для глаз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.59 (0.015 с.)