Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продолжительность зрительных нагрузок и перерывов в зависимости от возраста учащихся
6 Чтение должно проводиться в следующих оптимальных условиях: I. Размеры мебели должны соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Правильное оснащение образовательных учреждений учеб- ной мебелью и ее рациональное использование имеет большое значение для поддержания высокой работоспособности и профилактики нарушений осанки и зрения. Когда ребенок длительное время сидит, то испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Утомление мышц, удерживающих тело в равно- весии при сидении, развивается довольно быстро, так как им приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из рав- новесия. Устав, ребенок очень часто принимает неправильную позу, кото- рая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, нарушению осанки. Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благо- приятных условиях. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту. Наиболее рациональна поза при чтении, когда голова и верхняя часть туловища слегка наклонены вперед, рассматриваемые предметы (тетрадь, учебники) находятся от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами. Удаление текста от головы читающего: для детей 6–9 лет — 25 см, 11–12 лет — 30 см, старшеклассников — 35 см. При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и выра- батывается поза «низко склоненной головы». Установлена взаимосвязь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и на- рушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы «поза низко склоненной головы» была выражена наиболее сильно, проявление близорукости отмечается чаще. Предплечья и кисти рук должны симметрично и свободно лежать на поверхности стола, не являясь дополнительными точками опоры. Между туловищем и краем стола — расстояние 3–5 см, что приблизительно соот- ветствует ширине кисти ребенка. Ноги согнуты в тазобедренном и колен- ном суставах, по отношению к корпусу — под прямым углом. Не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра должно находиться на сиденье, стопы — на специальной подставке или на полу.
Существенную роль в обеспечении правильной и удобной позы иг- рает такая составляющая мебели, как дифференция. Дифференцией назы- вается расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола и плоскостью сиденья. При большой дифференции человек вынуж-
7 ден поднимать плечи, при малой — сутулиться, что может приводить к быстрому развитию утомления, нарушению осанки и остроты зрения. Оп- тимальный размер дифференции заложен в размерах мебели образова- тельных учреждений (согласно ГОСТу). Практически дифференцию мож- но определить следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3–4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. II. С использованием пюпитра, поставленного под углом 45° к гори- зонтали для размещения книги. III. Освещенность рабочего места должна быть достаточной как днем, так и в вечернее время. По мере роста и развития организма происходит рост глаза и разви- тие его преломляющей системы, которые заканчиваются только к 12–14 годам. В связи с этим в детском возрасте зрительная работа сопрово- ждается напряжением всех функций глаза, и сама по себе может способство- вать возникновению зрительных расстройств. Опасность их развития может усугубляться при неблагоприятной световой обстановке, обусловленной не- достаточным уровнем естественного и искусственного освещений. Биологическое значение солнечного света для организма огромно. Известно его общетонизирующее и укрепляющее действие, которое спо- собствует повышению сопротивляемости организма к различным заболе- ваниям. Свет оказывает и психологическое воздействие, создавая бодрый, положительный эмоциональный фон. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра обладает ярко выраженным бактерицидным воздействием и спо- собствует оздоровлению внешней среды. Оптимальной ориентацией окон учебных помещений во всех клима- тических районах является Ю, Ю–В. Это обеспечивает наиболее высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, и в отличие от западной ориентации не приводит к перегреву помещений.
К естественному освещению учебных помещений предъявляются следующие требования: достаточность, равномерность, отсутствие пере- грева помещений, блескости и теней. На рабочее место ученика свет дол- жен падать с левой стороны. Проникновению естественного света нередко препятствует затемне- ние окон цветами, шторами и другими предметами. Комнатные растения надо расставлять в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола. Высота цветов, стоящих на подоконнике, не должна превышать 15 см. Недопустимо завешивать шторами (способны задерживать 20–30 % светового потока) окна, особенно их верхнюю часть, наиболее ценную для проникновения света. Именно верхний свет глубоко проникает в помещение и обеспечивает освещение 3 рядов парт. Запылен- ность и загрязненность окон снижает уровень естественного освещения на
8 40 % и более. Оконные проемы необходимо регулярно мыть, очистку сте- кол следует осуществлять с наружной стороны 3–4 раза в год, с внутрен- ней — ежемесячно. В создании благоприятной световой обстановки немаловажную роль играет окраска потолка, стен, мебели. Поверхность стен, потолков, пола и оборудования должна быть матовой. Цветовое решение школьных поме- щений, где дети испытывают длительное зрительное напряжение, должно создавать спокойную обстановку, исключающую возможность чрезмерно- го возбуждения нервной системы. Оптимальными, по мнению психологов, считаются композиции из цветов, которые успокаивают, помогают сосре- доточиться, облегчают работу глаз. Наиболее благоприятными являются желтоватый, зеленоватый, а также бежевый тона. В интерьере младших классов целесообразно использовать теплые тона. Дети до 10–14 лет пред- почитают разные оттенки зеленого, старшеклассники — более холодные цвета, например, голубой. При холодных и светлых тонах окраски поме- щение представляется не только прохладным, но и более просторным. С ок- раской стен должен хорошо сочетаться цвет доски, мебели, пола. Классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, темно- голубого цвета. Во избежание уменьшения светоотражения плакаты, стенга- зеты необходимо развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край этих листов не располагался выше 1,75 м от пола. Рабочая поверхность парт и столов должна иметь покрытие светлых тонов: светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеле- новато-желтого или с сохранением текстуры древесины. Наиболее благоприятным для работы зрительного анализатора явля- ется естественное освещение в пределах от 800 до 1200 лк. На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света воспол- няется искусственным освещением. К искусственному освещению предъ- являются следующие гигиенические требования: достаточность по силе, равномерность, обеспечение благоприятного соотношения яркостей в поле зрения, отсутствие прямой и отраженной блескости. Наиболее полно этим требованиям соответствует люминесцентное освещение. Свет от люми- несцентных ламп по спектральному составу близок к естественному, ока- зывает благоприятное действие как на зрительные функции, так и на об- щую работоспособность организма. Рассеянный свет люминесцентных ламп не дает резких теней. К тому же их применение при равном уровне освещенности в 2–2,5 раза дешевле использования ламп накаливания.
В учебно-воспитательных учреждениях рекомендуются люминес- центные лампы типа ЛЕ (люминесцентная, естественного цвета), ЛБ (бе-
9 лого цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета), т. е. лампы с приближенной к ес- тественному свету цветовой характеристикой. Освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания должна быть не меньше 200 лк, люминесцентными — 400 лк. Учитель обязан кон- тролировать освещенность и дифференцированно включать искусственное освещение для 3-го ряда парт. Не менее двух раз за учебный год учащих- ся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Настольная лампа при искусственном освещении должна находить- ся слева и быть прикрыта абажуром, чтобы прямые лучи света не попада- ли в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 Вт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для то- го, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора от освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет: появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомо- дационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близоруко- сти. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Оптимальная освещен- ность от настольных ламп должна составлять 150 лк. Классная доска освещается двумя зеркальными светильниками, ус- тановленными параллельно ее верхнему краю. IV. Зрительная работа должна чередоваться с отдыхом для глаз.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.59 (0.015 с.) |