Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеалы русской философской мысли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прогрессирующее расщепление человеческого опыта на фрагменты, явившееся неизбежным следствием отказа большинства европейских философов от метафизики, привело к утрате целостного восприятия культуры, общества и личности. Новоевропейская гносеология пришла к выводу о том, что человеческий ум является непосредственной самоочевидной и самодостаточной реальностью. Бытие стало субъективным, а человек стал творцом картин мироздания, потерявшим чувство сверхприродных и надчеловеческих оснований мира. Ощущая себя творцом мира, человек перестал жить в измерении Священного (в его сердце «Бог умер» (Ницше)), а круг его потребностей стал весьма приземленным. Человеческое я обожествили. Самобытная русская философия встретила идеи самодостаточности индивидуального человеческого разума и абсолютизации опыта весьма критично. Н.А.Бердяев считал, что с момента отказа философии питаться религиозными соками тайны бытия и жизни становятся для нее закрытыми. Вообще для русских религиозных философов существование Божиего бытия является более очевидным, чем существование собственного Я, поскольку личное бытие «принадлежит бытию всеобщему» (С.Л.Франк). Связь личного бытия с бытием как таковым осуществляется не через рациональное познание, а через «первичное переживание». Укорененность человека в бытии делает возможным само сознание, а значит, сознание человека есть выражение, пульсация в нем бытия. Нельзя прийти к признанию бытия Божия путем логических выводов, ибо вера связывает нас с бытием раньше и глубже, чем рассудок. Из бытия Божиего нужно исходить, признав Его изначально, до всякого процесса познания – в противном случае неизбежна ничем не ограниченная экспансия «пагубного человеческого я» (по весьма удачному выражению П.Я.Чаадаева). «Все силы ума, все средства познания, – читаем мы в его «Философических письмах», – покоятся на покорности человека» Богу, ибо «ясно, что человеческий разум не достигает самых положительных своих знаний чисто внутреннею своею силой, а направляется непременно извне», что в человеческом духе нет никакой истины, кроме той, какую вложил в него Бог. Идея единства нравственно-познавательного опыта предполагает невозможность отрыва познания истины от духовно-нравственного напряжения личности и ее стремления к совершенству, к святости. Старец Нектарий Оптинский призывал «жить и учиться так, чтобы… научность не портила нравственности, а нравственность – научности». И.В.Киреевский сформулировал идею целостности опыта следующим образом: «Главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все силы души в одну силу, надо отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство и, таким образом, восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости». Человек, по утверждению Киреевского, должен стремиться «...собрать в одну неделимую цельность все свои отдельные силы, которые в обыкновенном положении человека находятся в состоянии разрозненности и противоречия». Русские религиозные философы сходятся на той идее, что на высокой стадии нравственного развития разум поднимается до уровня «духовного зрения», без которого невозможно обнять истину божественную. «Вера, – утверждает, к примеру, Киреевский, – не достоверность к чужому уверению, но действительное событие внутренней жизни, чрез которое человек входит в существенное общение с Божественными вещами (с высшим миром, с небом, с Божеством)». Н.О.Лосский писал: «Киреевский верил, что посредством объединения в одно гармоническое целое всех духовных сил (разума, чувства, эстетического смысла, любви, совести и бескорыстного стремления к истине) человек приобретает способность к мистической интуиции и созерцанию, которые делают для него доступной суперрациональную истину о Боге и его отношении к миру. Такое знание должно «согласить веру и разум, наполнить пустоту, которая раздвояет два мира, требующие соединения, утвердить в уме человека истину духовную, видимым ее господством над истиною естественною, и возвысить истину естественную ее правильным отношением к духовной, и связать наконец обе истины в одну живую мысль». Но тема духовно-нравственной целостности не может быть полностью раскрытой, если принимается во внимание только автономное человеческое сознание или потерявшее корни так называемое «пагубное я», культ которого тесным образом связан с поиском иллюзорной внешней свободы, свободы без единства. Русская религиозная философия ищет не внешнего механического единства, а единства, которое существует, не нарушая индивидуальной свободы, и это отражается в учении о соборной природе человеческого сознания, разработанном И.В.Киреевским, А.С. Хомяковым, В.С.Соловьевым, Е.Н. и С.Н.Трубецкими и др. – в учении, обличающем неправду всякого обособления сознания, автономии разума. Учение о соборной природе человеческого сознания обличает неправду всякого обособления сознания и устраняет учение об автономии разума. Вера, как писал Киреевский, представляет для разума «...авторитет вместе внешний и внутренний, высшую разумность, живительную для ума». Одно из важнейших положений русской религиозной философии состоит в том, что познание истины и овладение ею не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви, только «церковный разум», по утверждению Хомякова, является органом познания всецелой истины. Сознание каждого человека глубоко связано с социальным целым. «Лишенные общения с другими сознаниями, мы мирно щипали бы траву, а не рассуждали бы о своей природе». И эта связь, как показал Чаадаев, есть не просто внешнее соединение – она имеет духовную природу: «Человек никогда не шествовал иначе, как при сиянии божественного света». Говоря о происхождении человеческого разума, Чаадаев утверждает, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, происходит от него («нет иного разума, кроме разума подчиненного») – иначе говоря, общение и взаимодействие сами по себе не порождают в нас разум, они только хранят и передают свет разумности, «которую даровал... сам Господь Бог»: «В день создания человека Бог с ним беседовал, и человек слушал и понимал Его... В дальнейшем он частью утратил способность воспринимать голос Бога, это было естественным следствием дара полученной им неограниченной свободы. Но он не потерял воспоминания о первых Божественных словах, которые раздались в его ухе. Вот этот-то первый глагол Бога к первому человеку, передаваемый от поколения к поколению, поражает человека в колыбели, он-то и вводит человека в мир сознаний и превращает его в мыслящее существо... Это именно Бог постоянно обращается к человеку через посредство ему подобных». Поэтому мысль человека – это не нечто автономное, обособленное, это есть мысль рода человеческого. Основная реальность, таким образом, есть не индивидуальный обособленный разум и не простой коллектив, а то, что С.Н.Трубецкой называл соборным сознанием. В отличие от Канта, который признавал моральное сознание человека автономным, русская религиозная философия утверждает, что «свет нравственного закона сияет из отдаленной и неведомой области»: ведь «закон только потому и закон, что он не от нас исходит; истина потому и истина, что она не выдумана нами». Поскольку человек обладает свободной волей, то «пагубное я» способно «освободиться» от этой божественной силы и двигаться своевольно, но «отдельная личность, – как писал А.С.Хомяков, – есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад». Личность обретает свою силу, раскрывает все богатство своих творческих возможностей, умений, талантов и даров лишь в живой и морально здоровой связи с социальным целым, которое в высшем своем воплощении представляет собой Церковь – свободное, проникнутое братской любовью к другим людям единение во имя Христа. Нам, как считает Хомяков, дано лишь в Церкви находить себя, но мы постоянно уходим из Церкви, чтобы стать рабами природной или социальной необходимости. И причина тому не в «страстях», а в извращении разума и неизбежной потере здоровой цельности в духе. По сути, идея соборности есть подробное творческое разъяснение евангельской истины, которая раскрывает единственное подлинное и незыблемое основание единения между людьми и названа в Писании «наибольшей заповедью»: «Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.011 с.) |