Официально-деловой стиль речи. Резюме, объявление, объяснительная записка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Официально-деловой стиль речи. Резюме, объявление, объяснительная записка.



Билет 1

Устное выступление.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой «Вот и вся любовь». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).
(3)А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтобы личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.
(6)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!
(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16)Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
—(18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19)Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20)Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.
(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.
(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтобы наговориться всласть. (по Н. Горлановой)

Задания:

1. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. Запишите номер предложения, выпишите фразеологизм.

2. Укажите способ образования выделенных слов.

3. Из предложений 6-9 выпишите все частицы.

4. Из предложений 2-5, 17-21 выпишите возвратные глаголы.

5. Объясните правописание приставки в слове прекрасных.

6. Какой частью речи является слово всласть из предложения 30?

7. Запишите номер предложения с прямой речью.

8. Укажите номера сложноподчиненных предложений.

 

9. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
9.1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Избегайте чрезмерного цитирования.
9.2. Объясните, согласны вы или не согласны с точкой зрения автора. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

 


 

Билет 3

Научный стиль.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

 

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.

Задания:

1. Запишите номера предложений, в которых раскрывается основная мысль текста.

2. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1. Невнимание человека к проблемам экологии может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.
2. Достоверность информации нуждается в проверке.
3. Единственное, чему стоит учить подрастающее поколение – это умение добывать информацию.
4. В истории существовало множество различных типов философии.

3. Из предложений 26-27 выпишите все предлоги.

4. Из предложений 8-9 выпишите словосочетание со связью согласование.

5. Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (предложение 16).

6. Сколько раз звук [ j] встречается в предложении 7?

7. Среди предложения 8-12 найдите слово, образованное постфиксальным способом.

8. Среди предложений 5-12 найдите простое с однородными сказуемыми.

 

9. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
9.1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Избегайте чрезмерного цитирования.
9.2. Сформулируйте позицию автора. Объясните, согласны вы или не согласны с точкой зрения автора. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

 

Билет 4

Разговорная речь.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

   (1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (3)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».

(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова например позднее признавалась Самуилу Яковлевичу что без его «Книги Руфи» вышедшей ещё в 1909 году не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов...

(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..

(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.

«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи... (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то, (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку. (30)Мне становится страшно.

—(31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.

—(33)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал.(35)3аписывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».

(37)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!

(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых...

(По С. Сивоконю*)

* Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.

Задания:

1. В каких предложениях раскрывается основная мысль текста?

2. Определите стиль текста

3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм: 5,7,14,38

4. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью примыкание.

5. Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (предложение 1).

6. Из предложений 10-12 выпишите все причастия.

7. Выпишите слово, в котором сочетание ТС произносится как [Ц]

8. Расставьте знаки препинания в предложении 5.

9. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
9.1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Избегайте чрезмерного цитирования.
9.2. Сформулируйте позицию автора. Объясните, согласны вы или не согласны с точкой зрения автора. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

1. Языковая норма. Основные требования к устной речи.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

(1)Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть — техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни — и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем — потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь — свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину*)

 

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, литературный

критик, публицист.

Задания:

1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современное человечество ценит не творческую силу, а власть.

2) Умение благодарить нельзя считать критерием духовности.

3) Иногда необходимо проявлять благодарность без словесных изъявлений.

4) Будущее человечества принадлежит тем, кто умеет быть благодарным.

5) Лучшее проявление благодарности—материальное вознаграждение за добрый поступок.

2. Из предложения 4 выпишите антонимы.

3. Из предложения 9-11 выпишите краткое причастие.

4. Определите способ образования слова БЛАГОДАРНОСТЬ.

5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПОТРЕБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ из предложения 19.

6. Укажите способ образования выделенных слов.

7. Из предложений 4-8 выпишите возвратные глаголы.

8. Укажите тип связи в предложении 24.

9. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

9.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

9.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Билет 1 3

Билет 14

Аннотация.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века. (5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря — порою её даже трудно заподозрить.

(8) Человеческие фамилии вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает — недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.

(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.

(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, — всерьёз сетовал Андреев, — что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (21) Даже запомнить нельзя...»

(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, — писал он. — (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники — Розановы, следовательно, все Розановы — булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»

(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это — и диву даёшься!

(По Л. Успенскому*)

 

*Лев Васильевич Успенский (1900—1978) — русский писатель, прозаик, филолог.

 Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

Задания:

1. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Фа­ми­лии людей каким-то об­ра­зом на­кла­ды­ва­ют от­пе­ча­ток на судь­бу но­си­те­ля.

2) От не­бла­го­звуч­ных фа­ми­лий сле­ду­ет из­бав­лять­ся.

3) Фа­ми­лии часто при­вле­ка­ли вни­ма­ние пи­са­те­лей.

4) Пи­са­те­ля Ан­дре­ева огор­ча­ла его слиш­ком про­стая фа­ми­лия.

5) Пи­са­тель Ро­за­нов не хотел быть бу­лоч­ни­ком.

2.Укажите номер предложения, в котором использованы антонимы: 1)8 2)13 3)15 4)17

3. Укажите способ образования слова ОГОРЧЕНИЕ (предложение 17)

4. Из предложения 6 выпишите все местоимения.

5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЕЁ НОСЯЩИМИ из предложения 7.

6. Укажите способ образования выделенных слов.

7. Среди предложений 8-11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

8. Расставьте знаки препинания в предложении 8.

 

 

9. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

9.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

9.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Билет 15

1. Особенности подготовки к докладу.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

(1)Количество «универсальных» символов с каждым годом растёт, ибо появляются новые научные дисциплины, совершенствуются и вводят свою специальную символику такие науки, как биология, психология, лингвистика. (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?

(3)В какой-то мере — да. (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма. (5)Таким образом, наша письменность становится смешанной, «буквенно-идеографической». (6)Например, тексты научных статей по математике или ядерной физике написаны именно таким буквенно-идеографическим письмом. (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно. (8) Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»). (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам.

(10)«Информационный взрыв» — так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок.

(12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, — создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.

(14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти всю необходимую информацию. (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.

(17)«Машинная письменность», она же «универсальный код науки», она же и «всемирное письмо», будет создана. (18)Это будет идеография, понятная любому человеку и вычислительной машине. (19)Но из этого вовсе не следует, что исчезнет фонетическое, буквенное письмо. (20)Ведь живая разговорная речь сохранится и будет развиваться и совершенствоваться, по-прежнему будут творить на своём родном языке поэты и прозаики. (21)3начит, останется и алфавит — средство записи живого слова. (22)Правда, и здесь техника может внести существенные коррективы: авторы сейчас записывают свои произведения на диктофоны, любой роман может быть «наговорён», существует уже множество электронных библиотек, состоящих из «звуковых книг». (23)Однако звучащее слово может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения). (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится. (25)Научная специальная техническая литература будет записываться «средствами машинной письменности»  а художественная  средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом.

(По А. Кондратову*)

 

*Александр Михайлович Кондратов (1937-1993) — российский лингвист, биолог, журналист и поэт.

 

Задания:

 

1. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) «Ма­шин­ная пись­мен­ность» будет по­нят­на толь­ко ком­пью­те­рам.

2) Ис­поль­зо­ва­ние идео­грамм по­мо­га­ет пре­одо­ле­вать язы­ко­вой ба­рьер и спо­соб­ству­ет раз­ви­тию на­уч­но­го мыш­ле­ния.

3) Линг­ви­сты, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся раз­лич­ны­ми во­про­са­ми идео­гра­фии, не имеют от­но­ше­ния к раз­ра­бот­ке меж­ду­на­род­ных зна­ков науки.

4) Со вре­ме­нем буквы тра­ди­ци­он­но­го пись­ма умрут, усту­пив место новым сим­во­лам.

5) Идео­гра­фия будет по­нят­на лю­бо­му че­ло­ве­ку и вы­чис­ли­тель­ной ма­ши­не.

 

2. В каком предложении употребляется фразеологизм? 1)14 2)16 3)21 4)23

3. К какой части речи относится слово МИНУЯ из предложения 14?

4. Из предложения 6-7 краткое выпишите прилагательное.

5. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Укажите способ образования выделенных слов.

7. Расставьте знаки препинания в предложении 25.

8. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

8.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

8.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Билет 1 6

Признаки текста. Абзац.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора...

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозысамому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её "Чернобыльская молитва", — это творческий и нравственный подвиг. (ЗЗ)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

 

(По Г. Бакланову*)

 

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

 

Задания:

 

1. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.

2) Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.

3) Чтение книг — это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

4) В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.

5) Литература не перестала быть совестью, болью, философией, историей человеческой души.

2.В каком предложении употребляется фразеологизм? 1)10 2)16 3)21 4)4

3. Из предложений 3-6 выпишите слово(слова), образованные приставочным способом.

4. Из предложения 10-12 выпишите притяжательное(ые) местоимение(я)

5. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Укажите способ образования выделенных слов.

7. Среди предложений 10-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения.

8. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

8.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

8.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Билет 17

Билет 18

1. Лексика. Основные понятия. (Ответ проиллюстрировать примерами).

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

(1)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (2)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (3)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (4)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (5)Я с ужасом увидел что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка а на траву каплет густая кровь. (6)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.(7)-Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

 

(8)-Нет! – хрипел друг. (9)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (10)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (11)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…(12) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

-Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! Скажи ей, что я её любил.

 

(13)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю.(14) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.(15)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой.(16) И я сделался посмешищем всей школы. (17)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.(18)Зачем он рассказал им про мой привет? (19)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (20)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?(21) Не знаю!(22)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге.(23) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.(24)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (25)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки.

                                                                                                                        (по М.Худякову)

Михаил Георгиевич Худяко в (1894 – 1936) – историк, археолог, фольклорист.

 

Задания:

1. Запишите номера предложений, в которых выражена основная мысль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.162 с.)