Организация  деятельности школьного консилиума. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация  деятельности школьного консилиума.



Школьный психолого-медико-педагогический консилиум(ПМПк) - это адаптивная структура сопровождения процесса обучения детей с ОВЗ. Необходимость создания в школе ПМПк было продиктовано тенденцией ежегодного увеличения количества таких детей.

Целью организации ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого - медико - педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, с учетом возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно - психического здоровья ребенка для получения им качественного образования и позитивной социализации.

Поэтому  задачи мы ставим перед собой такие:

Ø Проведение систематической диагностики (входная  при поступлении в школу, промежуточная в процессе обучения и воспитания детей и итоговая), позволяющей своевременно выявлять проблемы детей, связанные с обучением и школьной коммуникацией.

Ø Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка методом коллективного, коллегиального обсуждения.

Ø Определение и конкретизация специальных условий успешного психолого - логопедагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.

В своей коллективной работе наш консилиум сориентирован на соблюдение достаточно важных принципов таких,  как:

❖ оказывая содействие, не навреди (особенно важно соблюдать этот принцип в силу особенностей детей с ОВЗ их более выраженными качествами: обидчивостью, упрямством, замкнутостью не- коммуникабельностью, плаксивостью, агрессивностью  поведения). Нередко достаточно только учесть их, чтобы установить с ребенком помогающие отношения, то есть такие отношения, при которых он не отвергает помощь и заботу, а с удовольствием соглашается их принять без предъявлений ему определенных требований;

v   придай сотрудничеству открытость. Сотрудничество со всеми заинтересованными лицами повышает степень информированности их как о позитивных изменениях в развитии ребенка, так и в появлении новых проблем. Достичь этого мы пытаемся посредством организации консультаций для родителей и педагогов школы;

v   соблюдай преемственность и системность в своей работе.

Принцип системности отражается в самом механизме функционирования ПМПк. Он раскрывается в следующей схеме:

Запись ребенка на обследование специалистами консилиума

 


Индивидуальное Обследование ребенка специалистами консилиума
                                                      

 

 

Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную консультацию)
Согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе
Реализация рекомендаций консилиума
Оценка эффективности коррекционно – развивающей работы

 


 

 

 Содержание деятельности консилиума определяется как на основе диагностики специалистов (перспективное планирование), так и на основе спроса. В школе предусмотрено ведение журнала регистрации обращений. В него записываются обращения педагогов и родителей с просьбами оперативного разрешения возникающих в ходе образовательного процесса проблем. Так классный руководитель 5 класса обратилась с просьбой помочь разрешить учащающиеся конфликты между мальчиками и девочками, а родительница ученицы из 1 класса  - с просьбой помочь устранить нарушение звукопроизношения, учитель ЗБ класса - с просьбой подобрать упражнения,  направленные на устранение дисграфических ошибок.

Работа консилиума не исчерпывается проведением заседаний, которые планируются перспективно раз в четверть, она включает в себя промежуточную деятельность специалистов в период между заседаниями по 4 направлениям:

· диагностическое

· коррекционно - развивающее

· консультативно - просветительское

· методическое

В рамках диагностического  направления в течение учебного года проводились следующие исследования:

Ø диагностика сформированности отдельных сторон психической деятельности,

зрительного восприятия и узнавания, пространственных представлений и ориентации на листе бумаги, общих представлений о предметах, представлений о времени, слухового внимания и памяти;

Ø диагностика мыслительных операций,

были исследованы навыки соотносительного анализа, группировки и классификации (родовые понятия), сформированности работать по словесной и письменной инструкции, умение планировать свою деятельность, сформированности наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления;

Ø диагностика сформированности речевой деятельности,

состояния звукопроизношения, владение техникой речи, состояния словарного запаса и преставление об окружающем, фонетико-фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.

За 2010-2011 год было  продиагностировано 241 учащийся. Результаты обследования  представлены в таблице № 1

 

 

Таблица 1 Количество обследованных детей специалистами.   

Количество обследованных детей

Нарушение устной речи

Нарушение письменной речи

Нарушение внимания, памяти, мышления

психологом логопедом колич. % КОЛИЧ. % колич. %
76 165 72 65 93 35 45 59

Результаты диагностики представляются на обсуждение ПМПк с целью принятия решений: проведение консультативных занятий с разными категориями субъектов, включение детей в список логопедической коррекции и ее проведение, организация индивидуальных и групповых занятий с психологом. На школьный ПМПк направляются и ученики по запросам учителей.

На каждого ребенка коррекционного класса заполняется индивидуальная карта сопровождения. Диагностика носит сквозной характер. Отслеживание проблем происходит в течение всего учебного года.

 

2.2. Использование информационно-коммуникативных образовательных технологий.

Информационно - коммуникативные развивающие технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики для меня становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической адаптации детей к школьному обучению, к новым социальным условиям. Основной целью применения информационно-коммуникативных технологий на логопункте является повышение эффективности коррекционно – развивающей деятельности логопеда посредством формирования у учащихся учебной мотивации, позитивно влияющей на качественное усвоение ими знаний, умений и навыков. Используемые мною информационно-коммуникативные технологии представлены в таблице № 2. Все они ориентированы на коррекцию определенных нарушений или на развитие познавательных сфер.

 Таблица № 2. Информационно – коммуникативные технологии

Логопедические технологии Приемы, средства и методы
Технологии развития мелкой моторики · Прием кинезитерапия. Пальцевые пробы · Пальчиковая гимнастика · Игровые упражнения с мелкими предметами  
Технология развития артикуляционной моторики · Логопедический самомассаж (поглаживающий-расслабляющий, тонизирующий) · Приемы артикуляционной гимнастики (для губ, щек, нижней челюсти, мышц языка)
Технология развития фонематического слуха · Игровые приемы «Поймай звук», «Узнай по звуку», «Определи наличие звука в звуковом, слоговом ряду», «Кто больше», «Определи пропущенный звук», «Запиши графически» Цепочка слов и т.д. · Развитие навыков звукового анализа  
Технология развития                                                                          лексико – грамматических категорий § Мнемотехника § Метод фокальных объектов § Формирование структуры значения слова • Составление рассказов по заданному алгоритму • Составление рассказов по картине, по серии картин • Сказкотерапия
Технология развития Связной речи § Мнемотехника § Метод фокальных объектов § Формирование структуры значения слова • Составление рассказов по заданному алгоритму • Составление рассказов по картине, по серии картин • Сказкотерапия

       С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи младших школьников  я стала использовать обучающие презентации в программе Power Point, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей в занятиях. Демонстрационные презентации,  дали возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным географическим объектам, историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов и т. д.

Все вышеперечисленные направления в использовании информационных технологий  благотворно влияют на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программным материалом.

2.3 Взаимодействие учителя - логопеда с субъектами образования школы.

Позитивные результаты работы не были бы столь значительны, если бы не помощь родителей и заинтересованность педагогов в успехе логопедической коррекции. Просветительская работа по распространению специальных знаний проводится постоянно на заседаниях кафедр  «Коррекционного обучения» и «Обучения младших школьников» и на  школьных семинарах. Мною были раскрыты такие темы: «Медицинские диагнозы, обуславливающие нарушения устной и письменной речи», «Дисграфия. Диагностика и коррекция», «Игровые методы и приемы, используемые при коррекции письма». Консультации  позволили учителям осознать необходимость сотрудничества со специалистами, прогрузиться в проблему психолого-логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ, узнать, что такое дисграфия, как ее определять и какие методы и приемы может использовать учитель на своих уроках,  понять,  что нарушения речи носят не обособленный характер, а напрямую зависят от психофизического состояния ребенка. В итоге, запросы учителей  стали более конкретными и узконаправленными. Консультативная работа стала носить индивидуальный характер. Теперь если у учителя возникают проблемы при обучении, то педагог связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего.                     

    Любой педагогический процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя,  от  узкого специалиста, от ученика,   так и от поддержки   этого процесса его   семье.  В этой связи обращаю особое внимание на логопедическое просвещение родителя. Так, помимо индивидуальных консультаций, в прошлом учебном году приняла активное участие в школьном тематическом мероприятии «День семьи», где провела консультацию для родителей «Если у вашего ребенка проблемы с речью…»   с последующей игрой – тренингом «Словоландия». В рамках этой игры родители с детьми выполняли коррекционные упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, на расширение и обогащение словарного запаса, на развитие связной речи, навыков звукобуквенного анализа и т.д. Такая работа сближает родителей и специалистов социально-психологической службы, они доверяют нам, приходят за советом и помощью. 

Немаловажную роль играет мое сотрудничество со специалистами и педагогами других образовательных учреждений. Одни из них являются для меня источниками обновления методологической базы и обогащения профессионального опыта, для других – эту роль исполняю я, делясь своим педагогическим опытом. В  2010- 2011 году приняла участие в муниципальном туре выставки «Инновации в образовании Свердловской области». Мною была проведена консультация для учителей по теме «Трудности письма младших школьников и приемы коррекции», где были представлены практические приемы, используемые на коррекционных занятиях.  В апреле 2011 года я приняла участие во всероссийском дистанционном конкурсе «мозаика презентаций», в номинации «Презентации для урока»,  где представила разработанное мною логопедическое занятие «Отработка правильного произношения звука [р] в словах со стечением согласных»    с мультимедийным сопровождением, за что получила диплом участника конкурса.

2.4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

3.1 Своевременное прохождение курсов  повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Повышению моего профессионального мастерства способствует систематическое участие в обучающих и развивающих семинарах  проводимых в  Нижнетагильском  филиале  ИРРО:  «Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса» (98 часов), мастер – класс «Актуальные вопросы диагностики и реабилитации речевых нарушений у детей» (8 часов), «Содержание и формы аттестации в 2011 году» (8 часов),  и в информационно – консультативном центре «ИР-бис»: «Организация логопедической работы в речевой группе и на дошкольном логопункте. Диагностика речевых нарушений» (4 часа), «Универсальные логопедические тренинги в работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией»(8 часов). Кроме того, занимаюсь повышением профессионального мастерства непосредственно в своей школе путем участия в работе кафедр, («Обучения младших школьников» руководитель Бабарыкина И.Г и «Коррекционное обучение» руководитель Малявина И.В), в работе проблемно – творческих групп, педагогического совета и семинаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.02 с.)