Повторяющимися и парными союзами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторяющимися и парными союзами



I     1. Между однородными членами, соединёнными повторяющи-

I мися союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, то... то, не I то... не то, либо... либои др., ст а в ит с я з а п я т а я: Татьяна то

щ

I вздохнёт, то охнет... (А. Пушкин); И хоть он [Онегин] был пове-

I    са пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец.

з                                                                                       (А. Пушкин)

2. При двух однородных членах с повторяющимися союзами и

* запятая обычно не с т а в и т с я, если образуется смысловое
единство: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь,

^ душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!{\\. Заболоцкий)

J 3. Если число однородных членов больше двух и союз повторя-

] ется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится

I между всеми членами: Стук ставни и завывание ветра в трубе за-

|   ставляли бледнеть мужчин, и женщин, и детей. (И. Гончаров)

1   4. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запя-

I  тая ставится только между парными группами, а не внутри пар:

| Я слышал разговорыпьяные и трезвые, робкие и отчаянные...

й                                                                               (К. Паустовский)

Примечания. 1. Союзы ли... или, стоящие при однородных членах, не

I

% являются повторяющимися, поэтому запятая между ними не ставит-

|                                                 с я: Пойдёт ли он на это или не пойдёт?

| 2. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологиче-

I ского характера, образованных из двух слов с противоположным значением

I и соединённых повторяющимися союзами и или ни: Есть род людей, извест-

I                          ных под именем: люди так себе, ни то ни сё... (Н. Гоголь)

\    5. Если однородные члены предложения соединены парными

, (сопоставительными, двойными) союзами как... так и, не только...
но и, не столько... сколько
и т. п., то запятая ставится только

- перед второй частью союза: Как в просвещённой Европе, так и в про-

: свещённой России есть много людей, которые без того не могут поку-

' шать в трактире, чтоб не поговорить с слугою... (Н. Гоголь); Мане-

, ра работы такого мастера, как Федин, интересна и полезна не

i только для писателей, но и для всех людей, любящих литературу.

С                                                                             (К. Паустовский)

46


§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами

I    6. Внутри сопоставительных союзов не то что... а, не то что-

!

* бы... а (но) запятая перед что и чтобы не ставится: Гости­ная, большая продолговатая комната на пять окон, носила отпеча- I ток не то чтобы скудости средств тетушки, но какой-то 1 неряшливости. (Н. Соротокина)

380. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Какими правилами вы воспользовались? Выделите парные союзы, подчеркните од­нородные члены.

1. Он [Соболь] был неумолим не столько из-за авторского само­любия сколько из-за нервозности. {Пауст.) 2. Блок воздействовал на многих поэтов и писателей не только стихами но и обстоятельствами своей жизни. (Пауст.) 3. Аркадий счёл своею обязанностью если не помогать отцу то по крайней мере показать вид что он готов ему по­мочь. (Т.) 4. На балу он искал уединения а в церкви размышлял о ес­тественных науках к которым если и не тяготел с особым жаром то не испытывал отвращения. (Сорот.) 5. Сергей Есенин не столько человек сколько орган созданный природой исключительно для поэзии для выражения неисчерпаемой «печали полей» любви ко всему живому. (М. Г.) 6. Несмотря на некоторые несходства как Иван Иванович так и Иван Никифорович прекрасные люди. (Г.) 7. Андерсен сделал сказ­ку интересной как для взрослых так и для детей. (Марш.) 8. Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но да­же и приятною. (П.) 9. По фотографиям Лев Николаевич представ­лялся мне не только духовным но и физическим гигантом высоким могучим и широким в плечах. (Ф. Ш.)

зЦ ЛИ I 381. Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препина-'—-—' ния, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Явления высокой поэзии определяются (под)час причинами очень внешними случайными бытовыми. Случайно (не)подалёк... от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава дубовый лес. Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под ши­роким влажноватым насыще...ым зелёным светом и зелёной прохла­дой пологом дубравы. И вот уж то и дело в (Л, л)ермонтовских стихах встречается дуб.

У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. И действи­тельно, около Константинова росла пр...красная берёзовая роща.

47


Синтаксис и пунктуация

У Блока травы задебре...ые лесом кручи лесные болота кос...горы но в особенности туманы.

Однако пристрастие к дубу берёзе или к травам с туманами это всё же мелочи по сравнению с тем главным чем наделяли (Р, россий­ских поэтов родные места. Этим главным было ощущение родины. Впечатления детства самые яркие и прочные впечатления. Фунда­мент будущей духовной жизни золотой фонд.

(В. Солоухин)

1. Озаглавьте текст и сформулируйте его тему.

2. Определите стиль речи текста. Аргументируйте свой ответ.

3. Какие стихотворения М. Лермонтова, С. Есенина, А. Блока подтвер­ждают наблюдения В. Солоухина?

Я

'  I 4. Продолжите мысль автора, высказанную им в последнем абзаце,
,__ опираясь на стихотворные тексты других поэтов, изучаемых вами в

школе.

382. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите ряды однородных членов и проанализируйте их.

1. Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость и дам обдуманный наряд... (Я.) 2. Расстаться нам было так трудно, вдруг с неба с далёких полей так звучно так грустно так чудно раздался при­зыв журавлей... (А. Б.) 3. Всё, что на свете сделано руками, рукам под силу обратить на слом. Но дело в том, что сам собою камень — он не бывает ни добром ни злом. (Твард.) 4. Он рощи полюбил густые уеди­ненье тишину и ночь и звёзды и луну. (Я) 5. Нередко в рощах подни­мали иль ею брошенный венок или клочки персидской шали или за­плаканный платок. (Я.) 6. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный ни смуглый ни положительно бледный а безразличный. (Гонч.) 7. В её [Елизаветы] желании освободить пострадавших в преж­нее царствование угадывалась не только обязательная по этикету иг­ра в либерализм а живое человеческое чувство. (Сорот.) 8. Она [душа] рабыня и царица она работница и дочь она обязана трудиться и день и ночь и день и ночь! (Заб.) 9. Сверчок поёт очень громко и не обра­щает внимания ни на мои шаги ни на звон чашек. (Пауст.) 10. Лувен часто указывал мне и просил запомнить то отметину на коре бархат­ного дерева то залом на колючей аралии то кусочек моха вложенный в дупло тополя... (Пришв.)

ЛИТ 383. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

48


§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами


1. О если бы я только мог
Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк О свойствах страсти.

О беззаконьях о грехах Бегах погонях Нечаянностях впопыхах Локтях ладонях. <...>

2. Всё начинается с любви:
и озаренье

и работа глаза цветов глаза ребёнка — всё начинается с любви.

Всё начинается с любви: мечта и страх вино и порох.

Я б разбивал стихи как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд Гуськом в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз Дыханье мяты Луга осоку сенокос Грозы раскаты.

(Б. Пастернак)

Трагедия тоска

и подвиг — всё начинается с любви...

Весна шепнёт тебе:

«Живи...» И ты от шёпота качнёшься. И выпрямишься. И начнёшься. Всё начинается с любви!

(Р. Рождественский)

1. Назовите темы двух отрывков.

2. Какую риторическую фигуру использует поэт во втором отрывке?

3. Почему авторы оформляют некоторые однородные члены в отдельные предложения после основного перечисления? Является ли такой приём осо­бенностью авторской пунктуации? С какой целью используется?

4. Напишите эссе, взяв за основу слова Р. Рождественского, приведите
__  примеры из жизни.

ЛИТ 384. Спишите текст. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений и составьте их схемы.

Здесь в середине уличного ряда находилась большая в три окна коло­ ниальная лавка Галузиных. В ней три раза в день подметали щепящий-ся некрашеный пол спитым чаем, который пили без меры весь день приказчики и хозяин. Здесь молодая хозяйка охотно и часто сижива­ла за кассой. Любимый её цвет был лиловый, фиолетовый, цвет церков­ ного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся сирени, цвет лучшего бархатного её платья, цвет её столового винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося дореволюци­онного девичества России казался ей тоже светло-сиреневым. И она

49


Синтаксис и пунктуация

любила сидеть в лавке за кассой, потому что благоухавший крахма­лом, сахаром и тёмно-лиловой черносмородиннои карамелью в стек­лянной банке фиолетовый сумрак помещения подходил под её из­любленный цвет.

(Б. Пастернак)

1. Какова роль цветовой гаммы в данном отрывке?

2. Определите способ и средства связи предложений в тексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.014 с.)