Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальный материал к теме «Людвиг Ван Бетховен».

Поиск

 

1. Л.В. Бетховен. Соната до минор, №8 «Патетическая» (диски 3,8).

2. Л.В. Бетховен. Сонаты: №№ 1,7,14, «Аппассионата», «Крейцерова соната» (фрагменты)- пластинки.

3.Л.В. Бетховен. Симфония №5, до минор (диски 3,8).

4. Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (диски 3,4,9).

 

Тема №6. Франц Шуберт.

1797 -1828

6.1. Жизненный путь композитора. Среди современных Бетховену композиторов младшего поколения самым гениальным был Франц Шуберт. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе. И о музыке Шуберта Бетховен почти ничего не знал. Незадолго до смерти, желая развлечь великого композитора, кто – то из друзей показал ему несколько песен Шуберта. Бетховена поразила сила лирического дарования их автора. «Поистине у этого Шуберта есть искра божья!»- воскликнул Бетховен.

Только небольшая часть огромного творческого наследия Шуберта была издана при жизни. Его музыку знали немногие люди из его окружения. И даже они не могли оценить масштаб его творчества просто потому, что не знали его.

Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Но он успел оставить после себя огромное количество произведений: только песен им было написано около 600! Это был один из первых композиторов – романтиков.

Романтизмэто идейное и художественное направление в культуре. Оно вмещается в один 19 век. Полнее всего романтизм раскрылся в литературе, музыке, театре, но сказался и в живописи, науке, философии, даже в политике.

Романтики не мирились с окружающей действительностью. Одни от нее бежали, другие против нее бунтовали. Причин для недовольства и бунта было достаточно. Некоторых устрашила революционная буря, прокатившаяся по Европе в конце 18 века, и они тосковали о старых порядках. Другие разочаровались в этой революции, которая вместо желанного мира, всеобщей свободы принесла разгул бессовестной корысти. Но были и такие, кто пламенно звал к ломке и переделке общественного устройства.

Ведущий принцип романтизма – противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли – продажи, романтики противопоставляли другую правду – правду чувств, свободного проявления творческой личности. Отсюда – внимание к внутреннему миру человека. Это главное достижение романтизма.

Романтизм открыл богатейшие достижения народного творчества – песен, сказаний, легенд. Романтизм в музыке привел к созданию программных произведений. Композиторы- романтики тяготели к миниатюре, которая становилась частью большого цикла, например, сюиты. Также их влекли свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно в эпоху романтизма появился новый жанр – симфоническая поэма. Велик их вклад в развитие симфонии, оперы, балета.

Принципы романтизма утверждали многие выдающиеся композиторы разных стран. Это К.М. Вебер, Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, В. Вагнер, Д. Верди. Традиции романтизма продолжали развиваться в творчестве композиторов: И. Брамса, Г. Малера, Р. Штрауса, Э. Грига, Б. Сметаны, А. Дворжака и других.

Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены – Лихтентале, в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных инструментах. Первыми учителями музыки Франца были его отец и брат Игнац. И очень скоро мальчик тоже мог участвовать в домашних концертах. Кроме того, у Шуберта был хороший голос, и он пел в церковном хоре. В одиннадцать лет он поступил в конвикт – специальную школу, где готовили певчих для церкви. В школе Шуберт играл в ученическом оркестре и даже дирижировал им. Благодаря оркестру он знакомился с различными музыкальными жанрами, творчеством великих композиторов.

Знаменитый Антонио Сальери, заметив яркие музыкальные способности мальчика, стал учить его искусству композиции. К тому времени Шуберт уже создал свои первые сочинения – фантазию для фортепиано и ряд песен. Но застенчивый ученик оказался упрямым: он писал песни на стихи немецких поэтов и не хотел писать блестящих арий в итальянской манере, как требовал его учитель. Сальери не знал немецкого языка и не понимал народной музыки и поэзии страны, где жил долгие годы. А ученик не понимал итальянского языка и был влюблен в родную поэзию.

Когда у Шуберта стал ломаться голос, ему пришлось уйти из хора. Его отец считал, несмотря на музыкальную одаренность сына, что профессия музыканта принесет Францу только горе и разочарование. Он решил сделать из него школьного учителя и со временем передать ему свою школу.

Юноша был послушен и подчинился ему. Но музыка жила в нем, влекла его – он не мог заниматься ничем другим. Мелодии переполняли его, он просто не успевал их записывать. Уроки в школе становились все ненавистнее.

Пришел день, когда робкий и мягкий юноша не выдержал – он покинул родной дом. Положение было сложным: отец лишил его материальной поддержки. Зарабатывать на хлеб пришлось самому. Но Франца это не пугало. Он был счастлив своей свободой – свободой творчества.

Смерть горячо любимой матери снова привела юношу домой. Но отец оставался непреклонным в своем решении сделать из него учителя. Тогда, в 1822 году, юноша ушел навсегда.

Отец оказался прав – профессия музыканта не принесла Шуберту славы, громкого успеха, удачи в жизни. Она принесла ему страдания, нужду, заботу о куске хлеба. У молодого человека не было знатных покровителей. Единственным влиятельным его знакомым был А. Сальери. Но Шуберт не разделял его взгляды на музыку и не хотел просить у него помощи. Хоть он и был очень мягким человеком, он был очень горд.

Публичных концертов Шуберт не давал. При императорском дворе его не знали. Издатели платили ему гроши, зная его непрактичность, а иногда предлагали напечатать его произведения без всякого вознаграждения, взамен на несколько бесплатных авторских экземпляров нот. Одна из жемчужин вокальной лирики – баллада Шуберта «Лесной царь» - шесть лет ждала публичного исполнения и издания. Она была первым изданным произведением композитора, хотя Шуберт к тому времени был автором огромного количества произведений, в том числе, сотен романсов.

Если миниатюрные произведения хоть иногда удавалось напечатать, капитальные произведения так и оставались в рукописях, многие из них были утеряны бесследно.

Плата за произведения плохо обеспечивала композитора, поэтому многие произведения он писал без инструмента – у него не было своего фортепиано, ему не на что было купить себе хороший костюм. Бывало, несколько дней подряд он питался только сухарями и кофе. Иногда у него не было денег, чтобы снять комнату.

Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была его Музыка! Он постоянно сочинял. Мелодии приходили к нему во сне, рождались непрерывно: композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из- под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Шуберт создал 18 произведений для сцены, среди которых были оперы и музыка к драматическим спектаклям. Шуберт написал 9 симфоний, не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра.

Кроме музыки, у Шуберта были друзья, которые не бросали в трудную минуту. В течение четырех лет он жил то у одного, то у другого друга. Он был всеобщим любимцем. И вскоре вокруг него образовался кружок, в который входили поэты, художники, ученые, музыканты… Молодые люди собирались для бесед и чтения, для музицирования и танцев. Музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Шуберта, получили название «шубертиад». Сюда великий и скромный песенник приносил свежие плоды своего вдохновения, иногда он тут же импровизировал фортепианные миниатюры, здесь рождались его многие его танцы: вальсы, галопы, лендлеры.

Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевывала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в домах богатых венцев. Заботливые друзья снабжали Шуберта нотной бумагой, от недостатка которой (из-за отсутствия денег) композитор всегда страдал.

Особенно много для Шуберта сделал певец Иоганн Фогль, исполнявший его песни на всех своих концертах. Вместе с Фоглем Шуберт, никогда раньше не покидавший Вены, совершил гастрольную поездку в Верхнюю Австрию – родину певца. Во время концертов Шуберт аккомпанировал исполнителю своих песен.

Друзья композитора выпустили серию его романсов, они же, в марте 1828 года, организовали единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Успех его окрылил композитора. Он был полон планов и замыслов. В последний год жизни Шуберт все чаще обращался к оркестровым сочинениям (операм, симфониям).

Но, к сожалению, нищета и жизненные невзгоды отразились на здоровье композитора. Даже, не смотря на то, что в последние годы жизни он примирился с отцом, более спокойная домашняя обстановка уже ничего не могла изменить. Здоровье его было подорвано. Поэтому, когда осенью 1828 года Шуберт заболел тифом, врачи не смогли спасти его.

Как и Моцарт, но еще в более раннем возрасте, Шуберт безвременно погиб, сраженный болезнью и тяжелыми условиями жизни. Друзья на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище написали: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще, более прекрасные, надежды».

6.2. Вокальное творчество Шуберта. В творчестве Шуберта песня заняла главное место (за свою короткую жизнь он написал более 600 песен), и не только по количеству. Именно песни отразили все то новое, что внес композитор в музыку. Изменились условия жизни общества. На смену герою произведений Бетховена – борцу за справедливость и независимость народов – приходит скромный и независимый герой Шуберта. Он вынужден ограничиться интересами только своей личной жизни, в которой стремится найти счастье и радость. Герой Шуберта – простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и надежды неосуществимы. Единственным верным его другом, которому он доверяет свои мысли, является природа. Поэтому образы ручейка, леса, цветов, птиц неизменно присутствуют в песнях Шуберта.

Песни Шуберта необычны и по характеру мелодии, нередко декламационной, напряженной, динамичной. Многие его мелодии очень похожи на народные, хотя все они – плод его собственного искусства. Они также просты, искренни, доходчивы, что является важным качеством народного творчества.

Из песен, написанных в ранний период творчества, выделяются песни на стихи Гете – «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь».

«Маргарита за прялкой» - отрывок из «Фауста» Гете. Покинутая девушка вспоминает любимого. Она одинока и глубоко страдает. Ее песня печальна. Фортепианное сопровождение мелодии подражает движению прялки. Оно же с первых тактов передает ощущение беспокойства и срытой тревоги.

«Лесной царь» - сложное произведение, написанное в жанре баллады. Это не песня, а скорее, драматическая сцена, в которой участвуют три действующих лица: отец, скачущий на коне, больной ребенок, которого он везет с собой, и лесной царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду.

Баллада Шуберта рисует фантастическую картину: здесь и таинственный, мрачный лес, и мчащийся сквозь с него отец с умирающим ребенком на руках, и фантастический образ грозного лесного царя, завлекающего в свое страшное царство бредящего ребенка.

У каждого из героев баллады – своя музыкальная характеристика. Страдание, просьбы, ужас слышатся в возгласах мальчика. Отец успокаивает его. Мелодия лесного царя звучит, как ласковая завораживающая песня. Он манит в свое лесное царство умирающего ребенка.

Фортепианное сопровождение изображает стремительный бег коня. Заканчивается баллада трагически: измученный болезнью ребенок умирает на руках отца. Последняя фраза рассказчика: «В руках его младенец был мертв» имеет речитативный характер.

В более поздние годы Шубертом написаны песни: «Форель», «Серенада», «Ave М aria», «Баркарола» и другие. Они не менее известны и любимы слушателями.

«Форель» - тонкая вокальная миниатюра, в которой Шуберт воплощает образы природы. С удивительным мастерством он рисует в музыке журчание чистого горного ручейка, в котором весело резвится форель. Поймать такую рыбку очень не просто: в чистой воде она видит опасность. Но рыбак тоже хитер. Чтобы поймать ее, он замутил воду ручейка.

«Серенада» - жемчужина вокальной лирики Шуберта. Мягкая танцевальная мелодия сопровождается характерным ритмом, подражающем звучанию гитары, ведь именно под аккомпанемент гитары или мандолины пели серенады прекрасным возлюбленным. Очень красочно звучит чередование минора и мажора – такой гармонический прием особенно типичен для Шуберта.

Особое место в творчестве Шуберта занимают вокальные циклы. В каждом из них песни объединены единым сюжетом.

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», 1823 г. (на стихи В. Мюллера). Герой цикла – молодой мельник, только вступающий в жизнь. Полюбив дочь своего хозяина, юноша отдает ей всю силу своего первого беззаветного чувства. Но прекрасная мельничиха предпочитает ему смелого охотника. В тоске и горе молодой мельник хочет броситься в чистые воды ручья и на дне его найти последнее пристанище.

Особой известностью из этого цикла пользуется песня «В путь». Во всем цикле большое значение имеет образ журчащего ручейка – верного друга и спутника юноши. В первой песне он как бы влечет юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, похожая на народную, мелодия.

Совсем другой характер имеет образ ручья в последней песне цикла – «Колыбельная ручья». Здесь ручеек убаюкивает молодого мельника, успокаивает его в страданиях.

Вокальный цикл «Зимний путь» 1827 г. (на стихи В. Мюллера)- своеобразное продолжение «Прекрасной мельничихи». Но герой его – уже старый, одинокий, всеми покинутый странник. Он вынужден был уйти из- за своей бедности от той, которую любил. И вновь рядом с ним природа. Но природа мрачная, зимняя – ветер, метель, каркающий ворон.

Уже первая песня - «Спокойно спи» - вводит в новый круг переживаний героя. Он прощается со своей прошлой жизнью, надеждами на будущее. Впереди – долгий, безрадостный путь.

Песня «Весенний сон» строится на чередовании двух резко контрастных образов: прекрасного сна несчастного странника и мрачной действительности, которую он видит, просыпаясь. Музыка, рисующая сон героя, – светлая, радостная, весенняя. Картина же действительности нарисована сумрачными красками – мелодия становится напряженной, прерывистой.

Фортепианная партия также передает ощущение мрака и холода. Резкие аккорды напоминают крик ворона.

В последней фразе песни: «Когда же луч засверкает? Когда ж мы обнимемся вновь?» звучат отчаяние, скорбь и слабая надежда.

Последняя песня цикла – «Шарманщик» - трагический, страшный, безысходный вывод из всего развития. В образе шарманщика – бездомного нищего бродяги – как бы воплощена судьба художника, самого Шуберта. Уныло и однообразно звучит на фоне неизменной квинты в басу у фортепиано печальная мелодия. И ей так же заунывно, говорком, отвечает мелодия голоса.

Последняя фраза песни – самая значительная. В порыве отчаяния герой песни предлагает нищему свою дружбу: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем песни под шарманку петь?».

6.3. Фортепианные произведения Шуберта. Шуберт создал для фортепиано огромное количество произведений. Подобно песням, фортепианные сочинения были близки бытовой музыке и также просты и понятны слушателям самых различных слоев общества. Здесь, как и в песнях, та же красота, выразительность, стройность. Как и песни, многие миниатюры написаны в трехчастной форме с контрастной средней частью. Эта форма потом получит большое распространение в творчестве композиторов – романтиков. 

 Излюбленными жанрами сочинений Шуберта были танцы, марши, а в последние годы жизни – экспромты, «музыкальные моменты». Писал Шуберт и сонаты (15 законченных и 7 неоконченных).

Фортепианные миниатюры Шуберта предназначены для домашнего музицирования. Большинство произведений рождались из импровизаций Шуберта на балах, «шубертиадах». Эти импровизации композитор потом записывал.

Вальс си минор. Привлекает мелодичность, песенность произведения, какая – то необыкновенная мягкость звучания. Минорный лад, неторопливое движение придают музыке оттенок грустной задумчивости.

Вальс написан в простой трехчастной форме. В репризе музыка звучит в одноименном мажоре. Это воспринимается как просветление, как воспоминание о чем – то хорошем, а может быть, и радужные мечты о будущем.

«Музыкальный момент» фа минор – небольшая лирическая пьеса танцевального характера. Мелодия яркая, запоминающаяся. Форшлаги придают ее звучанию изящество, а отрывистое сопровождение – большую легкость.

Заканчивается «Музыкальный момент» проведением основной темы в одноименном мажоре.

Экспромт ми - бемоль мажор – произведение более сложное. В начале пьесы звучат быстро бегущие пассажи в правой руке. Мелодическая выразительность этих пассажей, полетность их движения придают музыке особое очарование.

В средней части произведения появляется энергичная маршевая поступь. Минорный лад окрашивает музыку в серьезные, даже несколько суровые, тона.

6.4. Симфония си минор «Неоконченная» написана Шубертом в 1822 году, а впервые была исполнена в декабре 1865 года – через 43 года после создания (всего у Шуберта 9 симфоний). Симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже – в партитуре. В фортепианном варианте сохранились наброски трех частей, но в партитуре композитор записал только две. Потому в последствии симфония получила название «Неоконченной».

До сих пор во всем мире ведутся споры, является ли симфония незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях (вместо принятых в то время четырех)?

Две части симфонии оставляют впечатление удивительной цельности. Неоконченная симфония – новое слово в этом жанре, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку вошла новая тема – внутренний мир человека, который остро ощущает свой разлад с окружающей действительностью. Если бы она прозвучала сразу же после создания, она могла бы оказать еще большее влияние на развитие музыки. Но мир узнал ее в то время, когда уже появились романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.

Все темы симфонии имеют песенный характер, в чем сказалось влияние собственного вокального творчества Шуберта.

Первая часть симфонии написана в форме сонатного аllegro. Она начинается медленным вступлением, тема которого играет роль своеобразного лейтмотива симфонии. Тема звучит приглушенно и таинственно у виолончелей и контрабасов в низком регистре. Она застывает как неразрешенный вопрос.

А дальше – трепетный шелест скрипок, и на его фоне – распев главной партии. Эту выразительную, словно молящую о чем – то мелодию, исполняет гобой и кларнет. Постепенно мелодия становится все более напряженной.

Побочная партия мягкая и вальсовая. Она похожа на светлую идиллию. Но эту идиллию прерывает оркестровое tutti. Драма вступает в свои права. Тема побочной партии как будто пытается пробиться на поверхность сквозь сокрушительные аккорды. И когда эта тема, наконец, возвращается, как сильно она изменена – надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает.

Разработка построена на теме вступления. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. И вдруг – полное опустошение, остается звучать лишь одинокая, тоскливая нота.

Начинается реприза. В то же порядке, что и в экспозиции, звучат главная и побочная темы. Все пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь.

Еще один круг драматического развития – кода. В ней то же напряжение, отчаяние. Но сил для борьбы больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Вторая часть симфонии – мир других образов. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примирённость с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. Изумительной красотой отличаются обе темы этой части: и широкая, песенная главная, и побочная, проникнутая тонкими психологическими оттенками.

Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина.

 

 

Вопросы.

1. Что такое романтизм?

2. В каких видах искусства он проявился, прежде всего?

3. Что стало ведущим принципом романтизма?

4. Что стало главным достижением музыкального романтизма?

5. К каким жанрам тяготели романтики?

6. Назови годы жизни Шуберта.

7. Кто был учителем композитора?

8. Как сложилась судьба музыки Шуберта при жизни?

9. Что такое «шубертиады»? Кто принимал в них участие?

10. Кто из друзей особенно способствовал пропаганде его творчества?

11. К каким жанрам тяготел Шуберт?

12. Сколько песен написано Шубертом?

13. Кто является героем песен Шуберта?

14. Какие вокальные циклы Шуберта ты знаешь?

15. Расскажи об этих циклах и перечисли песни, в них входящие.

16. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?

17. Какие черты характерны для фортепианных произведений Шуберта?

18. На какое исполнение (концертное или домашнее) своих фортепианных произведений рассчитывал Шуберт?

19. Сколько всего симфоний написал Шуберт?

20. В каком году была написана «Неоконченная» симфония? Когда состоялось ее первое исполнение?

21. Почему симфонию называют «Неоконченной»?

22. Расскажи о строении «Неоконченной» симфонии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.013 с.)