Тема №1. Введение. Искусство барокко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Введение. Искусство барокко.



СОДЕРЖАНИЕ.

1. Тема №1. Введение. Искусство барокко…………………………………….2

2. Тема №2. Иоганн Себастьян Бах…………………………………………….4

Жизненный путь композитора……………………………………………4

Творчество И.С. Баха. Полифонические произведения Баха…………..8

Сюиты Баха………………………………………………………………..11

Органные произведения Баха…………………………………………….11

3. Тема №3.Йозеф Гайдн………………………………………………………..14

Жизненный путь композитора……………………………………………14

Симфоническое творчество Гайдна. Симфония №103 «С тремоло литавр»……………………………………………………………………..16

Фортепианное творчество Гайдна………………………………………..18

4. Тема №4. Вольфганг Амадей Моцарт……………………………………….22

4.1. Жизненный путь композитора……………………………………………..22

4.2. Творчество В.А. Моцарта. Симфония №40 соль минор………………….24

4.3. Соната ля мажор……………………………………………………………26

4.4. Опера «Свадьба Фигаро»…………………………………………………..26

5. Тема №5. Людвиг Ван Бетховен………………………………………………29

Жизненный путь композитора……………………………………………..29

Творчество Бетховена. Фортепианная музыка……………………………32

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония №5 до минор………35

Увертюры Бетховена. Увертюра «Эгмонт»……………………………….37

6. Тема №6. Франц Шуберт………………………………………………………38

Жизненный путь композитора……………………………………………..38

Вокальное творчество Шуберта…………………………………………...41

Фортепианные произведения Шуберта…………………………………...43

Симфония си минор «Неоконченная»…………………………………….44

7. Тема №7. Фридерик Шопен…………………………………………………...46

Жизненный путь композитора……………………………………………..46

Мазурки и прелюдии Шопена……………………………………………...49

Полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды Шопена…………………………...51

8. Тема №8. Развитие оперы в 19 веке…………………………………………..53

9. Тема №9. Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце 19 – начале 20 веков…………………………………………………………………56

Список литературы………………………………………………………………...59

Приложения.

Вопросы.

1. В каком веке произошло разделение светской и церковной музыки?

2. Что такое «полифония», «гомофония»?

3. Какие жанры развивались в рамках этих стилей?

4. Какой жанр зародился в 17 веке в Италии?

5. Переведи слово «барокко».

6. В каких видах искусства барокко проявилось в первую очередь?

7. Назови известные тебе имена архитекторов, художников, музыкантов – представителей барокко.

8. Что стало главной чертой барокко в музыке?

 

Понятия к теме «Введение. Искусство барокко»:

1. Полифонический стиль – («полифония» с греч.-«многоголосие»)- стиль в музыке, в котором все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии; преобладает в жанрах церковного происхождения.

2. Гомофонно- гармонический стиль- стиль в музыке, в котором ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют; преобладает в бытовой музыке.

3. Барокко- один из главных стилей искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века (далее по тексту учебника).

 

Музыкальный материал к теме «Введение. Искусство барокко».

(диск 1)

1. К. Монтеверди. Опера «Орфей». 5 акт. Дуэт Орфея и Аполлона (диск 1).

2. Г. Перселл. Опера «Дидона и Эсней». 3 действие. Ария Дидоны (диск 1).

3. И.С. Бах. Страсти по Матфею. Ария альта №47 (диск 1).

4. А. Вивальди. Концерт ре мажор. 1 часть (диск 1).

5. Г. Гендель. Concerto grosso №6 соль минор (диск 6).

 

Тема №2. Иоганн Себастьян Бах.

1685-1750.

2.1. Жизненный путь композитора. Четыреста лет назад в одном маленьком германском городке в Тюрингии жил булочник по имени Фейт Бах. Семейная легенда говорит о том, что он был очень трудолюбив и добр, и была у него одна большая страсть в жизни – музыка. Он никогда не расставался со своей любимой цитрой, на которой играл очень искусно.

Эту любовь к музыке он передал своим сыновьям, а те – своим. И почти все они стали музыкантами: органистами, скрипачами, канторами, флейтистами. Скоро Бахов- музыкантов в Германии стало так много, что само имя – Бах- стало синонимом музыканта. Много было Бахов- музыкантов, но никто из них не добился ни славы, ни громкой известности, хотя история сохранила нам имена более пятидесяти Бахов, оказавших влияние на развитие немецкой музыки. И лишь одному из них суждено было стать великим композитором и в веках прославить это имя.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 г. в маленьком местечке в Тюрингии – Эйзенахе. Уже с самого раннего детства он готовился, как и все его предки, к профессии музыканта. Первым его учителем был его папа – скрипач, городской музыкант. Как и все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как и все, беззаветно любил музыку и отдавал ей всего себя с самого детства. На его долю выпало немало невзгод. В десять лет мальчик остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Его взял на воспитание старший брат Иоганн Христоф, служивший учителем музыки в церковной школе в Ордруфе. Только он серьезно и учил Себастьяна музыке.

Иоганн Христоф слыл человеком образованным, но в искусстве он был сухим аккуратистом, мелочным и педантичным. Старший брат не увидел в мальчике необычайной музыкальной одаренности. Он считал, что ребенку еще рано знакомиться с произведениями известных мастеров и донимал его школьно – ремесленными уроками. Однажды Себастьян обнаружил в книжном шкафу брата сборник произведений немецких композиторов. Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Эта работа длилась почти полгода. Ребенок испортил себе зрение, потому что приходилось часто писать ноты при свете луны, если не удавалось сэкономить на кусочек свечи. И вдруг случилось непоправимое: Христоф случайно застал брата за ночной работой. Представьте, каково было разочарование мальчика, когда старший брат конфисковал его полугодовой труд. Никакие уговоры не могли смягчить сурового воспитателя. Бах смог увидеть свою тетрадь только много лет спустя, уже после смерти брата.

Стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего Баха покинуть дом брата и искать средства для независимого существования. У него был прекрасный голос, он играл на скрипке, органе, клавесине, поэтому его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люнебурге, где он получал небольшое жалованье. Было это в 1700 году. В монастырской библиотеке Бах обнаружил много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся композиторов той эпохи. Сбылась мечта юноши – он углубился в сочинение музыки. В Люнебурге Бах закончил школу. Он прекрасно учился и получил диплом, дающий право для поступления в университет. Никто не руководил его музыкальным образованием. Сама музыка стала учителем и воспитателем его таланта. Но именно эта библиотека стала для него настоящим музыкальным университетом.

Он стремился, слушая, учиться у выдающихся исполнителей того времени. И для этого совершал путешествия в другие города, чтобы послушать игру прославленного мастера. Однажды у него не было денег, чтобы оплатить проезд в карете, и музыкант пешком пошел в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор и органист Дитрих Букстехуде. Бах был так потрясен виртуозным мастерством органиста, так увлечен его творчеством, что совсем забыл о том, что церковное начальство предоставило ему отпуск только на 28 дней. Он же пробыл в Любеке около четырех месяцев. Конечно, когда Бах вернулся на место службы, он был тут же уволен.

Чтобы обеспечить свою жизнь, Бах старался найти службу повыгоднее. В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными. Они должны были служить или у богатых людей, знатных вельмож, или при церкви.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место службы. Сначала его охотно брали на службу, ведь за ним шла слава блестящего органиста и скрипача. Но Бах был человеком гордым и свободолюбивым. Он не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей. Поэтому композитор часто не уживался со служителями церкви. Их не устраивал не только гордый нрав музыканта, но и сама его музыка. Она была слишком яркой, живой, больше похожей на народные песни, а не на церковную музыку.

Не уживаясь с церковниками, Бах переходил с одного места на другое, был и на светской службе. А добиться положения, которое бы его устраивало, так и не смог. Но никакие сложности и невзгоды не могли погасить в нем огня творчества.

Конечно, большей частью, Баху приходилось писать церковную музыку. Но от этого сочинения композитора не стали холодными и строгими, как бы лишенными жизненных тревог и радостей. Они воплощали в себе живые человеческие чувства. Он был великим философом в музыке. И поэтому его церковные произведения были не просто фоном, аккомпанементом для молитв. Он заключал в них глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Когда люди в храме слушали музыку Баха, они уже не могли бездумно повторять слова молитв. Они начинали думать. И музыка вызывала в них земные думы о чем – то важном и сокровенном, пробуждали чистые, возвышенные чувства.

В 1708 году Бах переехал в Веймар, где служил придворным музыкантом и городским органистом. К этому периоду относятся лучшие его органные произведения: знаменитые Токката и фуга ре минор и Пассакалия до минор. В этом городе Бах прожил около десяти лет. Впервые ему представилась возможность раскрыть свой многогранный талант в разносторонней композиторской деятельности: он играл на органе, был музыкантом оркестровой капеллы, в которой играл и на скрипке, и на клавесине. Поэтому он писал музыку и для этих инструментов, и для оркестра.

В 1717 году Бах вместе с семьей переезжает в Кётен, куда он был приглашен на должность «директора камерной музыки» при маленьком захудалом дворце принца Кётенского. Он руководил здесь небольшим оркестром, аккомпанировал пению принца и развлекал его игрой на клавесине. Это был, может быть, самый спокойный период в жизни Баха. Композитор был относительно свободен и мог серьезно заняться творчеством. Здесь он писал, в основном, оркестровую и клавирную музыку. Именно в этот период были созданы такие вершины его творчества, как двухголосные и трехголосные инвенции. Он писал эти пьесы для своего старшего сына Вильгельма Фридемана. В это же время им были написаны Хроматическая фантазия и фуга ре минор и монументальный труд Баха, состоящий из 24 прелюдий и фуг, - «Хорошо темперированный клавир».

Талант Баха не ограничивался сочинением музыки. Как композитор, он, к сожалению, при жизни не был признан. Писал он буквально во всех музыкальных жанрах. До наших дней дошло более пятисот творений И.С. Баха, хотя при жизни композитора были напечатаны лишь единицы его произведений. А многие из них до сих пор не найдены. Но как исполнитель – виртуоз, он был непревзойденным мастером.

Широко известны многие интересные эпизоды из артистической деятельности Баха. Один из них – состязание с французским клавиристом Луи Маршаном. Бах приехал в Дрезден, где ему предложили принять участие в концерте вместе с Маршаном. Накануне назначенного дня они встретились (оба они играли на клавесине), и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно уехал из Дрездена. Маршан, который до сих пор не уступал ни одному органисту, должен был, без сомнения, признать превосходство своего противника.

Своими успехами Бах никогда не хвастался, более того, он не любил о них говорить. Когда его спрашивали, как он добился такого совершенства, он отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет также усерден, достигнет того же».

В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и провел всю свою оставшуюся жизнь. Он стал кантором певческой школы при церкви Святого Фомы. В его обязанности входило обслуживать силами школы церкви города и следить за высоким уровнем церковной музыки в городе. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с прямыми обязанностями кантора как преподавателя, воспитателя и композитора, были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также…опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда, однако, не поступался главным – своими художественными убеждениями. На протяжении всей своей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально – инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» (повествования о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея), Мессу си минор (близка по содержанию «Страстям»). У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха – это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, «человечной». И действительно, музыка Баха не отвечала, а, скорее, противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.

Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Несколько позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Любое из этих произведений могло стать событием в музыкальной жизни. Но на самом деле это было не так. Сочинения Баха практически не издавались. Лишь небольшое количество клавирных пьес было напечатано на личные средства Баха. При жизни Бах был прославлен как виртуоз, а не композитор. И основная его работа в церковной певческой школе не приносила удовлетворения. Тех ничтожных сумм, которые начальство выделяло на содержание школы, не хватало даже на то, чтобы мальчиков накормить и одеть. Многие из них были мало одарены музыкально, но отвечать за все приходилось кантору.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города (общество любителей музыки, которое пропагандировало светскую музыку). С большим успехом Бах выступал в концертах общества как солист и дирижер. Специально для этих концертов он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

В это сложное для Баха время единственным утешением для него была семья. Старшие сыновья еще при его жизни стали знаменитыми композиторами и педагогами. Музыкально одаренными были и вторая жена Баха - Анна Магдалена (для нее Бах написал знаменитый сборник фортепианных пьес «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»), и его дочери.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха (28 июля 1750 года) прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. Его могила при перепланировке церковного двора исчезла под мостовой. Современники так и не узнали, что произведения искусного органиста и придворного музыканта были великими открытиями в музыке.

Новую жизнь музыка Баха обрела спустя почти сто лет. В 1829 году, в Берлине, по инициативе Феликса Мендельсона, который был горячим пропагандистом творчества Баха, было исполнено одно из самых величественных и сложных произведений Баха – «Страсти по Матфею». И после этого музыка гениального музыканта начала триумфальное шествие по всему миру. В 1850 году, в ознаменование столетия со дня смерти Баха, на его родине было создано Баховское общество, целью которого, в первую очередь, было найти и собрать рукописи произведений Баха, а также издать полное собрание его сочинений. Последний, 46 том его произведений, был издан в 1900 году. И сегодня его музыка занимает прочное место в нашей жизни, а имя великого Баха стоит в одном ряду с самыми великими и популярными композиторами прошлого.

Слово «бах», в переводе с немецкого, означает «ручей». Используя игру этих слов, очень тонко сказал о Бахе Бетховен: «Не ручей!- Море должно быть его имя…» Действительно, музыка Баха- это Море, даже целый океан человеческих чувств, переживаний, размышлений. Вся жизнь Баха- служение Музыке. Одному ученику, который не знал, как выразить ему свою благодарность, Бах скромно сказал: «Мне ничего от вас не нужно, кроме заверения, что в свое время вы будете стараться передать то немногое, что вы получили от меня, другим хорошим людям». Передавать друг другу доброе – таков смысл простых слов великого Баха. И это – его завет нам с вами.

 

2.2. Творчество И.С. Баха. Полифонические произведения Баха. Творческое наследие Баха необъятно. До наших дней дошла лишь малая часть его сочинений, но и того, что уцелело, достаточно, чтобы понять грандиозность его вклада в развитие музыкального искусства. Его музыкальные образы рождены стихией полифонии.

Полифония, в переводе с греческого языка, означает «многоголосие». Причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию. Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется гомофонией. Образцом такого стиля может послужить романс или песня с сопровождением.

Полифоническая музыка появилась задолго до Баха. Он своим искусством, достигшим истинного совершенства, как бы подводил итоги развития полифонии.

За многие столетия существования в полифонической музыке возникли свои особые формы и жанры, свои средства развития. Одной из самых важных из них является имитация. Это латинское слово означает «подражание». Имитировать – значит подражать. В музыке этим словом называют повторение мелодии, только что прозвучавшей, в другом голосе или у другого инструмента. На этом приеме основаны почти все полифонические жанры. Именно благодаря имитации достигается непрерывность мелодического движения.

Этот прием Бах использовал уже в небольших пьесах, которые он писал для своих сыновей, -Маленьких прелюдиях и фугах, инвенциях и симфониях. Очень четко он проявился в пятнадцати двухголосных инвенциях Баха.

Слово «инвенция» означает «выдумка, изобретение». В этих сочинениях действительно проявилась выдумка и изобретательность Баха. Трудно научиться одновременно вести несколько голосов так, будто их играет не один пианист, а поют несколько певцов. Это трудно сделать даже на современном фортепиано с более долгим и певучим звуком, чем у старинных клавесинов. Бах всегда стремился к тому, чтобы его ученики играли плавно и мягко.

Инвенции Баха – это не просто упражнения. Это – высокохудожественные пьесы. В основе каждой из них – короткая, но выразительная тема. В имитационных произведениях эта тема вначале звучит одноголосно, а затем ее имитирует другой голос. Причем первый при этом не замолкает, он продолжает движение, оттеняя тему. Такое продолжение мелодии называется противосложением. Вообще, в инвенциях есть разделы, в которых тема не проводится. В них могут развиваться элементы основной мелодии. Такие разделы называются интермедиями (в переводе с латинского inter означает «между»), потому что находятся между проведениями темы. Такой принцип построения лежит в основе Инвенции №1 до мажор.

Но не всегда Бахом использовался только этот принцип. В полифонической музыке распространен и другой тип имитации. В нем следующий голос повторяет не только саму тему, но и противосложение. То есть все голоса исполняют одну ту же мелодию, но не все вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, а иногда – от разных. Такая имитация называется каноном. По сути дела, это непрерывно проводимая имитация. Такое развитие присуще Инвенции №8 фа мажор.

Настоящей энциклопедией баховских образов стал его знаменитый «Хорошо темперированный клавир». В его два тома вошли 48 прелюдий и фуг (по 24 прелюдии и фуги в каждом). Они написаны во всех тональностях мажора и минора. Бах этим сочинением хотел внедрить в практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя.

Само название «Хорошо темперированный клавир» указывало, что это произведение рассчитано на фортепиано новой системы строя и по своим техническим трудностям может служить хорошим курсом при изучении техники фортепианной игры. Бах даже не предполагал, что созданные им произведения станут сокровищами искусства, что на них будут учиться великие гении: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист. Сочиняя их, он ставил перед собой скромные педагогические цели.

Каждая прелюдия и фуга представляет собой двухчастный цикл. Большей частью, они контрастны друг другу. Почти все прелюдии имеют импровизационный характер. Фуги же представляют собой строго полифоническое произведение. Но так же, как и в сюите, каждый цикл объединяет и общая тональность, и тонкие внутренние связи.

Ярким образцом такого малого цикла являются прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Прелюдию отличает четкий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую оживленность и подвижность.

Во второй половине прелюдии подчеркнуто четкое движение сменяется широким «разбегом» арпеджированных пассажей. Затем движение останавливается – следует короткий эпизод (всего один такт), напоминающий речитативное соло в вокальном произведении. Это как бы мудрое слово от автора – кульминация прелюдии. Затем следует небольшое заключение. Арпеджированные пассажи постепенно теряют свою напористость, чему способствует и выдержанный бас до. Последний звук прелюдии – мажорная терция – окрашивает заключение в просветленные тона.

Энергичная и оживленная фуга имеет сходство с прелюдией. Фуга до минор трехголосна. Название голосов в фуге те же, что и в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности. Троекратное проведение основного мелодического оборота, более умеренный, чем в прелюдии, темп, некоторая танцевальность ритма, изящество и грациозность делают тему особенно рельефной и хорошо запоминающейся.

Второе проведение темы поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности соль минор. Здесь тема получает название «ответа».

После небольшой интермедии (2 такта) тема звучит в третий раз – в басу. Поочередное изложение темы в каждом голосе составляет первый раздел фуги – экспозицию.

Второй раздел фуги – разработка – начинается в ми бемоль мажоре – тональности, параллельной до минору. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. В разработке тема проходит в разных тональностях. Активизируется движение и в интермедиях.

С возвращением основной тональности начинается третий раздел фуги – реприза. Тема звучит здесь только в основной тональности. Ее появление далее в самом низком регистре придает звучанию особую значительность и воспринимается как кульминация фуги. Бас удваивается в октаву, что придает музыке мощность органного звучания. Постепенно движение успокаивается. Завершает фугу мажорный аккорд, который после драматической кульминации звучит особенно просветленно.

2.3. Сюиты Баха. Бах написал шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит. Названия сюиты получили уже после смерти композитора.

В переводе с французского, слово «сюита» означает «ряд», «последовательность». Во времена Баха сюита представляла собой музыкальное произведение, которое состояло из ряда самостоятельных пьес – танцев. Основу сюит составляли четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой вставлялись обычно дополнительные танцевальные пьесы: менуэт, гавот, буре и другие. Несмотря на самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое музыкальное произведение. Объединяет все пьесы одна и та же тональность. Не меньшее значение имеет и расположение танцев. Умеренные и медленные по движению танцы сюиты чередуются с быстрыми.

«Французская сюита» до минор И.С. Баха. В нее вошли пять танцев: аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт и жига.

Аллеманда в сюите Баха звучит мягко, неторопливо. Ее отличает большая мелодичность, распевность голосов. Несмотря на полифонический склад изложения, главная роль здесь принадлежит верхнему голосу. Для аллеманды характерен затакт.

Куранта тоже начинается с затакта. Она звучит в двухголосном изложении. Вступление второго голоса каждый раз «мешает» услышать паузы в верхнем голосе, благодаря чему достигается непрерывность мелодического движения.

Сарабанда Баха сосредоточена и печально- торжественна. На фоне нисходящего баса звучит выразительная мелодия, обогащенная тонким узорчатым «орнаментом». Как и в аллеманде, ведущее значение здесь имеет верхний голос, поддержанный равномерным движением аккордов в остальных голосах.

Между сарабандой и жигой в сюите звучат ария и менуэт. Ария отличается мягким, певучим характером. Менуэт звучит в умеренном темпе, очень просто. Его мелодия отличается изяществом, но лишена мелизмов, присущих многим менуэтам того времени.

Жига до- минорной сюиты звучит живо, подвижно. Пунктирный ритм пронизывает пьесу от начала до конца и придает музыке подчеркнуто – четкий характер. Жига, как и куранта, двухголосна, ее основу составляет каноническая имитация.

2.4. Органные произведения Баха. Органная музыка в Германии до Баха имела давние традиции. Опыт целой плеяды замечательных мастеров органного искусства служил Баху опорой. Он был лично знаком со многими представителями старшего поколения немецких органистов и мог в живом звучании воспринимать своеобразие немецкой органной музыки.

Органное творчество- основа всего искусства Баха. Орган стал для Баха родной стихией. Здесь его гений раскрылся во всем своем великолепии и необъятности. Через орган композитор мог общаться с широкой аудиторией и передавать ей свои мысли и чувства. Отсюда - концертность, монументальность его стиля, театрально- приподнятый драматизм образов, виртуозность.

Для этого инструмента Бахом создано огромное количество произведений. Это были и большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одночастные хоральные прелюдии. Основу органных миниатюр у Баха составляли мелодии протестантских хоралов.

Бах написал более 150 хоральных обработок. Чтобы представить звучание органа, послушайте фа – минорную Хоральную прелюдию Баха. Это небольшая пьеса лирического характера. Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Бах как будто поручает ее гобою. Неторопливое, спокойное звучание нижних голосов придает звучание мягкость и особенную глубину.

Вершиной органного творчества Баха стала его знаменитая Токката и фуга ре минор. Она выделяется среди органных произведений поразительной мощью звучания, разнообразием виртуозных средств, патетикой и драматизмом. Как и множество других произведений Баха, Токката при его жизни не была издана, а сохранилась лишь в копии рукописи, на которой нет даты. Можно предположить, что написана она вскоре после посещения Бахом Любека.

Токката Баха – это разлив импровизации. Бах отводит ей роль вступления, она создает атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге.

Тема последующей фуги звучит одноголосно и напоминает колокольный звон. Только она отзвучала, её подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе, в еще более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трех голосов, мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырех голосах.

В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между ее проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.

В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание достигло своей вершины, и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Еще одна импровизация. Фуга заканчивается виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами. Вот так великий музыкант – архитектор возводит здание своей фуги.

 

Вопросы.

1. Назови годы жизни И.С. Баха.

2. В каких городах довелось работать Баху?

3. Какие произведения написал он в период жизни в Веймаре и Кётене?

4. Как сложилась судьба произведений композитора при жизни?

5. В каком году и с какого произведения началось возрождение творчества Баха?

6. Какой композитор способствовал возрождению произведений Баха?

7. Что такое «имитация», как переводится это слово?

8. Объясни значение термина «инвенция».

9. К какому складу музыки относятся эти термины?

10. Что такое «Хорошо темперированный клавир»? Расскажи, как это произведение строится.

11. Расскажи о строении фуги на примере до-минорной фуги Баха из 1 тома «ХТК».

12. Что такое «сюита»? Переведи это слово.

13. Назови основные части сюиты.

14. Какой нетанцевальный номер включил Бах в «Французскую сюиту» до минор?

15. Какой принцип лежит в основе сюиты?

16. Что такое «хорал», «токката»?

17. Что такое «импровизация»?

18. Расскажи о строении фуги из цикла «Токката и фуга ре минор».

Тема №3. Иозеф Гайдн.

1732-1809.

3.1. Жизненный путь композитора. Со времени смерти великого австрийского композитора Йозефа Гайдна прошло почти двести лет. Столетия всегда накладывают печать возраста на произведения искусства. Но истинно великое не подвластно времени. Сочинения Гайдна стали достоянием человечества. В конце своей жизни Гайдн пользовался огромной славой, был одним из самых знаменитых композиторов своего времени. Он вошел в историю как один из самых светлых и гармоничных художников. Гайдн не был философом, но выработал свое собственное понимание жизни, основанное на оптимизме. Это гармоничное мироощущение наложило отпечаток на его музыку.

Гайдн прожил долгую жизнь, за которую написал огромное количество произведений: более 100 симфоний, свыше 80 квартетов, 52 сонаты для клавира, почти три десятка опер, оратории и много других произведений. Именно его называют «отцом» симфонии и квартета. Конечно, он не был первооткрывателем. Симфонии и квартеты писали композиторы и до него. Но Гайдн сумел придать этим жанрам классическую законченность и совершенство.

Гайдн родился в 1732 году в местечке Рорау, близ Вены. Трудовая семья (отец был каретником, мама – кухаркой) не могла дать своим детям хорошее образование. Детей в семье было семнадцать. Но зато им привили прочные нравственные понятия, которые подготовили Гайдна к нелегкой самостоятельной жизни. Но самое главное, сама атмосфера семьи, дружная и доброжелательная, сам уклад деревенской жизни определили характер молодого человека.

Семья была музыкальной. Отец будущего композитора, не зная нот, хорошо пел и играл на арфе. Младший брат Гайдна, Михаэль, тоже стал профессиональным музыкантом. Долгое время Гайдн жил в Зальцбурге, где встречался с Моцартом. Но в детстве, несмотря на то, что музыкальная одаренность детей проявилась очень рано, платить за уроки родители не могли. И будущий знаменитый композитор, у которого был хороший голос, отправился в большой незнакомый город и поступил там певчим в церковный хор.

Когда у Гайдна начал ломаться голос, и он больше не был пригоден для пения в хоре, его уволили из капеллы. Гайдн остался без хлеба и крова. Никогда ему не было так трудно. И все же это были счастливые годы. За десять лет упорного труда Гайдн сделал из себя профессионального музыканта. Его мечтой была композиция. Понимая, что его знаний недостаточно, а денег на оплату уроков нет, Гайдн нашел такой выход. Он поступил на службу к крупному музыканту того времени - Николо Порпора. Молодой человек бесплатно прислуживал ему, чистил по утрам его костюм и башмаки, приводил в порядок его старомодный парик. С трудом добивался он расположения старика и, в виде награды, изредка получал от него полезные музыкальные советы.

Благодаря своей удивительной целеустремленности и трудолюбию, уже в 1759 году Гайдн получает свою первую постоянную должность придворного капельмейстера у чешского аристократа графа Морцина. А, спустя два года, получает должность капельмейстера у крупнейшего венгерского магната, князя Эстергази. В его загородном имении провел Гайдн почти тридцать лет. Жизнь его внешне была крайне однообразной. Но она была заполнена музыкой, составлявшей ее смысл.

В обязанности Гайдна входило руководство капеллой, исполнение музыки во дворце и в церкви, обучение музыкантов, контроль дисциплины, ответственность за инструменты и ноты. А главное, он должен был по требованию князя писать симфонии, квартеты, оперы. Иногда хозяин давал на создание произведения всего один день. Только гений Гайдна выручал его в таких ситуациях.

Кроме того, князь относился к Гайдну, как к своему слуге. Каждое утро уже известный музыкант должен был со всеми слугами ожидать приказаний князя. Композитор не мог без согласия князя покинуть его владения. Более того, бессмертные творения, которые в течение тридцати лет Гайдн сочинял при дворе Эстергази, принадлежали не ему, а хозяину, а после смерти князя творения Гайдна перешли к княжеским наследникам.

И все же такая, ограничивающая свободу, служба приносила и пользу. Гайдн мог в живом исполнении прослушивать буквально все свои произведения, исправляя все то, что не очень хорошо звучало, и набираясь опыта.

Его называли «папашей» и музыканты князя, и Моцарт, считавший Гайдна своим учителем. Князья, короли с восторгом слушали его музыку и заказывали Гайдну симфонии и оратории. Гайдн получал дипломы, медали из разных стран мира, драгоценные перстни, кубки и разные диковинные вещи, которые трудно было разместить в его маленьком доме. А музыкант оставался простым и скромным «папашей» Гайдном. Он был добряком и шутником. И музыка его такая же простая, добрая и шутливая. Эта музыка рассказывала о простой жизни, о природе. Он и симфонии свои называл, как картины: «Вечер», «Утро», «Полдень», «Медведь», «Королева». Именно «папаша» Гайдн написал «Детскую» симфонию для игрушечных инструментов: свистулек, трещоток, барабана, детской трубы, треугола.

Есть среди его симфоний и печальные. Однажды князь остался в летнем дворце до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни. Больные музыканты страдали от разлуки со своими семьями. Но князь ничего не хотел замечать. Тогда Гайдн своеобразно напомнил об этом нечуткому хозяину. Он написал симфонию, которая в последствии получила название «Прощальной». Во время исполнения симфонии музыканты один за другим покидали оркестр и гасили свечи у своих пюпитров. В конце концов, остались двое скрипачей (в том числе, и сам Гайдн), которые, закончив произведение, тоже погасили свечи и ушли со сцены. Намек был понят, и князь «милостиво» отдал распоряжение собираться в Эйзенштадт.

В 1791 году умер старый князь Эстергази. Его наследник не любил музыку и не нуждался в капелле. Он распустил музыкантов. Но отпустить Гайдна, прославившегося во всей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.079 с.)